Святитель Николай Велемирович в «Письмах из темницы» говорит среди прочего о том, за что Бог сегодня (в его дни) может строго спросить с сербов. Я это читал, понимая, что к русским это тоже вполне относится. Перечисляет святой Николай множество безбожных или пустых книг, которые печатают, вместо того, чтобы через печать вразумлять, учить и наставлять людей в вере Божией. Говорит о школе, которая не столько учит, сколько калечит учеников атеизмом и гордостью. Много чего говорит. Есть там слова и об абортах, и о разводах. Есть и о «мужчинах, достигших зрелости, но не связанных браком». Эти – тоже фактор всенародной вины. Больше ни у кого ничего подобного я не встречал. Никогда! Следовательно, нужно на этой мысли остановиться и ее развить.
Зрелый мужчина, не вступивший в брак, – это явление повсеместное, многочисленное. И это не аскет, давший обет безбрачия. Напротив, это некий Карлсон, пребывающий «в полном расцвете сил». Тот ел варенье и летал. Этот тоже летает и ест специфическое варенье. Свободный от брака зрелый мужичок и не думает жить на земле свято, мирно и безгрешно. Ни за кого не отвечая и ни о ком не заботясь, такой персонаж удовлетворяет несколько страстей на выбор. Лень, если он тунеядец и бездарь. Гордость с тщеславием, если он трудоголик и сребролюбец. И уж точно – блуд, поскольку он никому ничем не обязан, а количество женщин превышает количество мужчин, и большинство из них глубоко несчастны. Трутню есть где разгуляться. Это только по ранней юности кажется, что мужчина остро нуждается в девичьей красе, а эта последняя холодна и неприступна. Взрослая жизнь кричит в оба уха, что мужчина женщине нужен гораздо больше, чем она ему. Поэтому, повторяю, трутню есть где разгуляться. И не надо связывать себя никакими узами и обязательствами. Благо, сошедший с ума мир поет с утра до вечера песню о свободе, о «чистых отношениях» без штампов в паспорте, о грехе собственничества относительно партнера, то есть о запрете на ревность, и т.п. Теоретическая база для Содома придумана и озвучена давно. И вот перед нами полнеющий и лысеющий мужичок, никогда не водивший ребенка в садик, не делавший с ним уроки et cetera, но по-своему успешный. В смысле, с образованием, с каким-то статусом в обществе. Он активен. Он даже теоретически знает, как наполнять бюджет страны (хотя, что такое бюджет семьи, в упор не знает). Он, положим, аргументированно критикует даже власти. Но сына не родил и, следовательно, в армию его, сдерживая слезы, не благословит. Чужих сыновей благословит или умно покритикует. Чего, мол, в Сирию поперлись! Он все знает. У него диплом. И лысина. Он уважаем, но он… бытийственно бесполезен.
Теоретическая база для Содома придумана и озвучена давно
Ему не быть дедушкой. Старым хряком быть, а дедушкой – нет. И в монашество он не пошел, хотя, может, и православный. Я понимаю. Монашество – тоже семья, да еще какая! Послушание, братство, общий труд. И вот, вместо одного или другого креста (брака или монашества) – высоколобая бесполезность по причине страха брать на себя ответственность, по причине лени, по причине неумения никого любить. Тут еще и мамаши в возрасте подсуетятся. Зачем тебе, сынок, какая-то стерва? Женщины, они знаешь какие? Обкрутят, кровь выпьют, покоя лишат. А ты у меня такой славный. И единственный. Борщик или супчик я тебе всегда сварю и рубашечку выглажу. Зачем тебе жениться? Тебе, вон, уже сорок три.
Мы приехали.
В армии не служил, на севере не работал, детей не родил, дом не построил (да и некому). Жилплощадь (слово-то какое) получена родителями. Что-то читал, с кем-то пил, о чем-то спорил. Даже кого-то жизни учил. А в принципе: кто ты? Обетов целомудрия не давал. Волей-неволей натер лысину на чужих подушках. Чай не девственник. Сознательно выбрал эгоистическую модель бытия, вернее – существования. Теперь давай ругать всех подряд с видом знатока. Ругать многодетных таджиков, которые, мол, понаехали. Давай ругать страну за то, что концентрация демократии не соответствует европейскому стандарту. Давай вообще брюзжать, скулить и бормотать то на митинге, то на кухне о том, что все не так. И каждый раз – с чувством глубоко осознаваемого собственного достоинства. Вы видели таких типов? Которые полны достоинства, но ничего полезного не сделали?
«Лишние люди». Была такая тема в русской литературе. Всякие Онегины, порхавшие с бала на пьянку, а с пьянки – в деревню (за наследством), да так и проглядевшие собственное счастье. Плюс сердцееды-Печорины (смесь Байрона с Дон-Жуаном) и много еще кого. Это те, на кого вполне справедливо ополчалась критика позитивистов. Тунеядцы, сборщики ренты, салонные болтуны, составляющие жалкий процент населения, но тщащиеся выставить себя солью земли. А за их спинами – молчаливые миллионы настоящих мужчин: работяг, которые прокладывают теплотрассы, поднимают самолеты в воздух, строят дома, создают семьи. Пашут всю жизнь, радуются простым вещам и никогда не жалуются. Если мы как народ до сих пор живы, то живы не благодаря «просвещенным» трутням, которые не то, что в бой не пойдут – женщину в жены взять не могут. Мы живы благодаря до сих пор неистребимому, хотя и настырно истребляемому, типу простого мужика. Отца, деда, молчуна, работяги. Это он на войне герой. А зимой на льду он – окоченевший рыболов. Добытчик.
Не надо всему подряд учиться у Запада. Нужно учиться и у Востока. На Востоке меньше неоновых огней, но там все еще есть семья. Там сопляк на старика рот не разевает. Там мужчина главный, но женщину все любят: и муж, и дети, и внуки. Там все кучкой живут, как пальчики в кулачке. Одиночества, полного и безнадежного, так, чтоб до самоубийства, до смертельной ненужности, там не встретишь настолько часто, как у европейцев. Если вообще встретишь. А коли встретишь, то безнадега будет современной Европой пахнуть. Там совета спрашивают у тех, кто уже внуков поженил. А того, кто вообще детей не рожал, не давая при этом обетов безбрачия, там с улыбкой стороной обойдут. И правильно сделают. Чему у них научишься?
Хочешь чему-нибудь меня научить, покажи мне детей своих. Сколько их у тебя? Как они к тебе относятся? И если власть лихо критикуешь, тоже покажи мне семью свою. Дай-ка я разок посмотрю, как ты навел порядок среди четырех человек, если так смело и уверенно советуешь наводить порядки среди полтораста миллионов. Давайте сделаем вообще семейность главным критерием оценки человеческой деятельности. Кто в семье не хозяин – цыц чужую бесхозяйственность критиковать. Ну и так далее по списку добродетелей. Раньше ведь отец был одновременно судья и хозяин, а во время войны – военачальник. Евреи вообще бездетным запрещали судьями становиться. Знаете почему? Потому что «бездетные жестоки»! Они в подсудимом сына или дочь не видят. Им легче суровые приговоры выносить. Понимаете? В общем, давайте помозгуем о том, как семейные добродетели сделать критерием оценки человеческой деятельности. Сразу станет понятно, кому радостно руку жать и чьи слова в блокнот записывать, а мимо кого проходить, головы не поворачивая.
Жить "как пальчики в кулачке" только на словах звучит красиво, а на деле, например, в непальских деревнях люди в пустых сараях на земляном полу спят.
Вопиющий популизм у о.Андрея. Есть семьи без детей, но при этом мужчина на работе - талантливый руководитель, при чем тут семейственность?
И потом в нашей постСовдепии почти все мужчины, родившиеся в конце 1970- 1980-х годов рождения - каждый второй или третий вырос без отца и мама из последних сил как могла его тянула.
Короче, всё равно надо будет заплатить за одиночество и лучше платить Богу правильную цену, благости и терпения, чем дьяволу рабскую дань мучения и томления страстей.
Собственно весь смысл холостяцкой жизни пропадает, если человек таскается за юбками и вообще не сдерживает себя со стороны телесных страстей. Желанной халявы поучить не удается, быстро приходит уныние, отчаяние, холод души.
А если подойти к статье безлично - ну а что о. Андрей хочет от нынешнего общества? сама среда формирует такой образ жизни. Скученность, дефицит жилья, прекаризация, долговая кабала (всякие там ипотеки), работа по найму - все прелести города и капитализма.
Матф.7:1
"Давно не читала статей о. Андрея, обидно было за женщин, которых почти в каждой статье - наотмашь! "
Екатерина, согласна с вами на все 100%! О. Андрей часто принижает и ругает именно женщин. Наконец-то добрался и до мужчин. Хоть какая-то отдушина.
самим собой.Но,как правило там,где есть любовь,где виден Образ Божий другого человека,не будет уклонения от создания семьи, а напротив будет стремление быть с этим человеком.Потому что и его любовь откроет в тебе Образ Божий.А хочется уклониться как раз тогда,когда этого нет. Просто впрягаться в тяжелый труд без Божией помощи трудно.Или надо быть очень верующим человеком,чтобы создать семью с не очень любимым человеком,семью ради Бога,просить его помощи,просвещения,укрепления.Это постоянный большой труд.
По-моему статью можно было бы представить в виде простой таблицы:
Лишние люди:
- безработные
- недовольные властью
- западники
- бессемейные грамотеи
- митингующие
Нужные люди:
- работяги
- многодетные
- молчуны
- военнообязанные
- выполнившие нормы ГТО
семья труд, и найти семью начало труда
с мужчинами картина конечно четче
"потому что на 10 по стастике 9"
но женщинам относится в ПОЛНОЙ мере
по моему холостяцкому опыту,
среди этих 10 как бы девиц на выданье
готова к созданию семьи хорошо если одна
остальные зелень -не могу, не хочу, не буду,
не делаю и не собираюсь
PS.
по поводу православности "лишний человек"
оно синонимично выражению "негодный раб"
негодный = не годиться = лишний
вспоминаем притчу про таланты
и негодного раба, который зарыл свой талант
собственно, ситуация 1 в 1 об этом же
Ксения 3 февраля 2017, 15:00
"... Вот как замуж выйти? А на православных сайтах знакомств молодые люди 35++" На сайтах знакомств скорее всего сидит пара-тройка толковых админов не старше 30 с кучей фейковых анкет.) Не советую там жениха искать, ну, если, конечно, нет желания заарканить именно админа.)
Сжигать таких людей в печах - как "бессмысленный человеческий материал"?
Священное Предание не говорит нам о том, что у человека лишь две альтернативы - монашество или семья. Альтернатив больше.
А определение "бытийственно бесполезен" - вообще на грани хулы:
давайте предоставим все-таки Живому Богу решать, кто полезен, а кто бесполезен.
Аминь.
Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я.
Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.
(1кор 7:8-9)
Девчонок хороших полно. Достаточно пройтись по православным приходам. А вот молодых людей - единицы. Поэтому, дорогие мужчины, не нужно в оправдание своего закоренелого эгоизма ссылаться на то, что девушек нет. Понимания, что есть семья, у вас нет и решимости строить малую церковь.
Много недостатков, конечно т у мужчин и у женщин.Пишут, что девушки очень требовательны,но я не раз сталкивалась с обратной ситуацией.Когда парень ищет полностью "упакованную"девушку по-высшему разряду:чтобы непременно своя квартира(не дай Бог она с родителями проживает),чтобы машина была и не абы какая и все прочее.Не ставила для себя никогда критерием лишь материальную сторону мужчины, но что же теперь получается :это некоторые из них к девушкам такие требования имеют? Куда же деваться "не ушлым "простым девушкам?
Все привыкли к статьям типа "жена, слушай мужа" и "женщина должна". А тут - оп и о мужиках написали. А мужикам, естественно, не нравится. И понятно, почему.
Статья актуальная. Очень.
Большая проблема нашего времени - это рознь и непонимание между женщинами и мужчинами, нежелание уступать и выискивание недостатков друг в друге.
И я,блудный,досыта навалявшийся в грязи 33летнийхолостяк,прошепчу именно эти молитвы,в очередной разпопрошуу Отца прощения за прешедшия согрешения..Асемья..Доверюсь ему!
Действительно семья это критерий оценки мужчины. Не семейные жестокосердны или совсем мягкотелые. Очень их жаль.
Критерий оценки мужчины - его поступки, достижения, способности, но никак не семейное положение!
Дорогие мужчины! Не унывайте. Мой муж женился на мне в 47 лет. Никто не верил, что он уже женится.
Это всё от безысходности. Жениться и рожать детей лучше по любви и по молодости. И вообще это не та вещь, из-за которой стоит унывать. Было бы здоровье, крыша над головой и любимое дело.
Проблема в том, что мужчины не хотят жениться, а кто хочет жениться жаждет "проверять" своих невест. Для хороших девушек это не допустимо, поэтому многие достойные девушки не могут выйти замуж. Причина банальна: хорошие не дают. Три моих подруги из четырех, кто вышел замуж, жили до брака со своими мужьями. Большинство женятся после блуда. Так что благовоспитанные девицы остаются на обочине. Хорошие не нужны. Выбирают доступных.
Но в целом - измельчали люди, что мужчины, что женщины :((( и мы виноваты по отношению друг к другу. А пальцем на кого то одного показывать и всех собак на него вешать неправильно.
Слава Христу! Вовеки слава!!!
"...Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит."Мф., 78 зач.
а не как я. И постараться не осуждать , что другой не такой как я примерный, ближние же,ещё и жальче человека. Нельзя всех под одну гребёнку. Что в душе у человека только Бог знает. Все хороши. На всё воля Бога. Бог ведёт каждого своим путём.
И кто сказал, что трудоголизм это тешить гордость с тщеславием? За работой всегда стоял прежде всего труд. А излишество труда - от неимения других занятий и преданности делу.
Еще бы понять, что делать таким людям, ведь и женщин касается, привычку так просто не отряхнешь, да и куда от того же страха деться.
Мы живем во время смены парадигмы общественного сознания. Патриархальная семья разрушена, вернуть ее модель практически невозможно. В информационном обществе семья, как таковая, перестает быть ценностью и даже, что еще страшнее, необходимостью.
Мужчины, о которых написал отец Андрей - несчастны в первую очередь. Но они - плод воспитания советских семей, в которых чаще всего главами были женщины. Наши железные бабушки, которые умело руководили мужами, сыновьями... А эти в итоге не могут брать ответственность и тихо спиваются.
P.S. я холостяк и я сам в этом виноват!
Кстати, дети кавказцев, и пресловутых "таджиков", перебравшихся в большой город, становятся такими же - малодетные семьи в лучшем случае. И рождаемость на Кавказе падает точно так же как в русских регионах в прошлом веке. Они просто идут с небольшим запаздыванием.
Я ни в коем случае не хочу сказать, что все холостяки такие...Но описанный автором "типаж" - это острая проблематика нашего времени
Но хотелось бы сказать еще и о семье. Представления о любви у всех очень разные. В наше время любовь - это непременный атрибут семьи, ее оплот, настоящее требование времени! Однако чего стоят современные фильмы? Они развращают человека и вместо примера любви подсовывают в блестящих фантиках все, что угодно. Поэтому начать встречаться с кем-то в надежде на любовь (в понимании "отдавать") весьма рискованно. Можно нарваться на такого избалованного потребителя, которому придётся всё-всё отдавать и потом свалиться, как загнанная лошадь. Грустно.
Я влюблялся и признавался в любви в своей жизни, и это практически всегда было без ответа. По этой причине у меня нет семьи. И судя по тому, как сейчас стремительно растут требования девушек и женщин, и одновременно падает планка женской привлекательности, в ближайшем времени у меня ее и не будет.
Единственное на что я надеюсь, это на то, что придя в Церковь, я не услышу там от священника, что я "лишний".
"Есть и о «мужчинах, достигших зрелости, но не связанных браком». Эти – тоже фактор всенародной вины. Больше ни у кого ничего подобного я не встречал. Никогда!"
Встречали много раз. Например, фильм В.М.Шукшина "Живёт такой парень". Можно привести и другие примеры.
К слову сказать, мы с мужем начинали со с'емного жилья,спали на полу. И муж получал в разы меньше меня.
Мы смогли. И вы дерзайте...
На этих словах чуть не прослезился. Спасибо.
Современные течения в обществе отражаются и в семье. Не хотят женщины заниматься семьей и бытом. А если в семье нет женского стержня - семья даёт трещину.