15 марта у строящегося собора Новомучеников и Исповедников российских прошло первое богослужение. Открытия именно этого храма на Лубянке верующие ждут давно и с нетерпением. Снаружи на новую святыню уже устанавливают бронзовые рельефы, а внутри заканчивают роспись стен.
Под пятиглавыми тончайшего сусального золота куполами, под каменными узорами искусной резьбы, под торжественный колокольный звон над Рождественским бульваром братия Сретенского монастыря служили Литургию преждеосвященных даров. Храм в честь Исповедников и Новомученников Церкви Русской еще не освящен. И потому первое богослужение — на белоснежной и величественной паперти.
Новый храм Сретенского монастыря воздвигнут в канун важнейших для осмысления событий национальной истории. А первая служба проходит в дни Февральской революции: по новому стилю, это текущие мартовские дни.
"Мы задумывали этот храм к столетию тех судьбоносных трагических, страшных событий, которые произошли в России 15 марта 1917 года. Задумывали этот храм как храм Воскресения Христова. Как храм в память о новомученниках. Как некое духовное осмысление этого столетнего периода", — сказал епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря.
Храм в честь Исповедников и Новомученников, возведенный к 100-летию революции 1917 года, называют "храмом-на-крови". Он построен на месте мучений многих священнослужителей. Там, где шли допросы и расстрелы.
Свыше 60 метров от фундамента до крестов. У врат нижнего храма образ патриарха Тихона, который возглавлял церковь в переломном 1917 году. Рядом барельеф с изображением архиепископа Иллариона, в те годы — наместника Сретенского монастыря.
Расписывали храм два года. Контуры наносят сухим пигментом, только затем в ход идут акриловые краски. Под разным углом меняются оттенки. Секрет — в неровной поверхности стен.
Художник Павел Аторин рассказал, в чем особенность росписи: "Нижний слой краски более тёмный. Сверху накладывается следующий слой краски. Поэтому возникает такой интересный эффект мерцания. Все законы живописи те же".
Храм — памятник и символ. Его главная идея — торжество правды и духа, которые показали святые мученики. И назидание потомкам. Поэтому он такой светлый и воздушный.
Его построили из белого известняка из каменоломен Владимирской области. Тех самых месторождений, откуда мастера Андрея Боголюбского 800 с лишним лет назад брали камень для строительства первых храмов на северо-востоке Руси.
Древнерусский, византийский, современный стиль церковной архитектуры. У такой эклектики тоже своя задача — соединять эпохи и поколения в молитве за страну и поколения. Новый собор сможет вместить больше двух тысяч человек.
Мы находимся сейчас на высоте около двадцати двух метров под центральным сводом храма. Сейчас идёт заключительный этап работ. Это разборка, демонтаж строительных лесов и у нас есть уникальная возможность в крайний раз побывать на такой высоте под центральным сводом храма.
У первого, возведенного к 100-летию драматических событий храма Новомученников и Исповедников российских есть и еще одна миссия. Он стал символом исторического примирения.
"Что касается примирения, то это конечно прекрасная, высокая и благородная миссия. И десятилетия испытанного уже примирения между двумя частями Русской церкви мы будем как раз праздновать и во время освещения этого храма", — пояснил епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря.
Храм-символ, храм-памятник, храм-искупление станет еще и классами воскресной школы, где, в том числе расскажут о трагических событиях 1917 года. Его уроках и главных выводах трагической эпохи.