Жил да был на свете скверный поп. Скверным его называли вовсе не за прогулки в скверах, а за то, что у него был дурной характер.
Вот, к примеру, позовут его больного причастить, а больной, желая оправдаться в нежелании вести духовную жизнь, возьми да и скажи: мол, знаю такого-то маститого митрофорного. Так ведь скверный поп на то непременно заметит, что такого-то маститого митрофорного знают все без исключения, а вот ежели такой-то маститый митрофорный сам знал бы больного, так, безо всяких сомнений, сам возжелал его причастить.
Еще он любил задавать желающим принять Святое Крещение каверзные вопросы, чем немало смущал даже своих собратьев.
– Веруете ли вы в Бога? – пытал он человека прежде, чем окрестить его
– Веруете ли вы в Бога? – пытал он как-то человека прежде, чем окрестить его.
– Ну, в абстрактного, – не растерялся мужчина.
Скверный поп же заявил, что поскольку он не знаком ни с одним абстрактным человеком, то и абстрактного Бога представить не в силах. И тут же неожиданно стал читать Символ веры, спрашивая после каждой строчки, в Этого ли Бога верует ищущий просвещения. А получив отрицательный ответ, не постеснялся в Таинстве отказать.
Ну, а ежели испытуемый отвечал, что в Бога он верует, скверный поп начинал от Крещения отговаривать.
– Да зачем это вам? – спрашивал он. – Неужели вы хотите соблюдать посты, ежедневно молиться, читать Библию, ходить каждую неделю в храм и жить по заповедям? Неужто вы готовы отказывать себе в том, чтобы выругаться матом, украсть что-то с работы, сходить налево разок-другой? Стоит ли Крещение того, чтобы ломать себя, прощая врагов и смиряя свою гордость?
И был весьма доволен, если человек, напуганный средневековостью требований, решал, что креститься пока не готов.
Кающимся в абортах поп предлагал вернуться в тот день на бесовской машине времени
Впрочем, то были еще цветочки. Кающимся в абортах этот поп предлагал рассмотреть вариант возвращения в тот день на бесовской машине времени:
– Вы тогда сохранили бы жизнь ребенку или всё равно убили его?
– Что, всем пятнадцати? Всех рожать, что ли? – однажды попыталась образумить его пожилая женщина.
Тщетно, конечно. Скверный поп отказался даже молитву разрешительную прочитать!
Вот какой он был. На отчитку благословлял лишь тех, кто хрюкал да мяукал у Чаши, не в силах причаститься. Не одобрял новых икон, с подозрением относился к старцам и пророчествам о последних днях. Не верил в исцеляющую силу молока и мяса во время постов, проповедуя медицину даже в случаях изжоги.
А однажды дошел до того, что не благословил бабушке лечиться подмором пчел, сославшись на то, что он, видите ли, в пчелах не разбирается. Ну, ладно бы, запретил. Успокоить мог христианскую совесть. Так нет! Ответил, что ни запрета, ни одобрения дать не может. Запутал бабушку, одним словом.
Но, несмотря на это, скверного попа любили постоянные прихожане:
– Молодой еще, горячий, многого не знает, – защищали они его перед обиженными. Так и выезжал тот поп на людской доброте и снисхождении.
А вот взрослого в здравом уме и твердой памяти крестят по вере.
По поводу грехов от Осипова А. И. слышала, что приходим не покаятся, а отчитатся о проделанных грехах без всякого покаяния и смирения. Вот это беда!
В рассказе описаны как раз вот эти самые вещи. Разрешение от грехов есть там, где есть покаяние, а крещение в зрелости таи, где есть вера и знание, что человек конкретно хочет. Так что все верно.)
Батюшка был точь в точь как в рассказе: молод, горяч, ревностен о Боге. Спаси его Бог, и побольше бы нам таких батюшек!
Концовка рассказа надуманная и фарисейская. Кому будет нужен поп, Церковь и к кому придет Господь, если все кругом праведники и святые? Крещение - это путь Спасения, а данный поп отказал в нем духовно немощному человеку. Причастие - лекарство от греха, а этот поп отказал болящему. Где же тут любовь к ближнему? А попа, как пастыря есть долг просвещать паству. А где же просвещение в этом рассказе.
Очень жестокий рассказ.
чуть напомнило замечательный фильм "Монах и бес"
Но есть ещё и евангельская история о детях Мф.19:13
Пастырь должен помнить и об этом.
Огромная благодарность за рассказ, ведь в храмах столько обычных потребителей, а этот пастырь за сердца борется!
Попы разные нужны, в том числе и такие неординарные. Смутило меня одно, отказ прочитать разрешительную молитву, все таки поп не судья. Человек каяться пришел, каяться так, как умеет, на что способен, а тут такой облом. Придет ли еще раз та женщина в Храм? Почти как у Антония Сурожского, про женщину с ребенком.
А еще мне "Современный патерик" вспомнился, там много про скверных попов рассказано.
Хотя рассказ очень понравился.
Господи, прости! Сколько развращённых и наполненных злобой людей, побежденных врагом. Вместо того, чтоб помогать и протягивать руку во спасение – словом, делом, добрыми поступками, примерами … Приведите пример, где Господь оттолкнул от себя грешника. Ни грешник ли становится святым, пытающий постичь истину, хватающийся за любую брошенную ему кроху со стола Господнего и благодарящий так, как никто из постигших. Кому протянет руку свою Господь??? Нищему духом, и пытающему постичь истину, чтоб сопротивляться злу или тому, кто постиг и отталкивает от себя тех, кто хочет спастись… Господи Помилуй!!!
Киньте камень в меня грешницу, безгрешные… Спаси Вас Господи!!! Пусть во Благо ваше будет
Спаситель наш не обличил грешницу, которую фарисеи хотели побить камнями, но мягко сказал ей: «иди и впредь не греши». Когда апостол Анания пришел к ослепленному Савлу, он не стал негодовать на него за гонения на христиан, но по-евангельски обратился к нему: «брат Савл!» (Деян. 9:17).
Когда грешника можно исправить теплом любви,нельзя пользоваться холодом критики и наказания.
После такого начала хочется сразу согласиться с названием "Скверный поп". Если священник не считает желание христианина причаститься - духовной жизнью (такой вывод напрашивается из приведенной выше цитаты), то дальше читать про его "подвиги" становится не интересно, понятно, чем кончится: победа авторского православия в отдельно взятом приходе. Но я не в осуждение, у каждого свой Ангел Хранитель! И хорошо, что наши священники все такие разные, можно выбрать духовника по душе. Жаль только тех, кто географически ограничен в выборе прихода и вынужден мириться с ригоризмом младостарцев.
Рассказ написан якобы с юморком... но чувствуется сквозь него боль, которую мы причиняем своим пастырям своим нерадением и дремучестью. Спасибо!
А батюшка и правда молодец.
(Для справки дорогим читателям: ПОП - это Пастырь Овец Православных).
И стоит всё-таки подобным батюшкам держать в голове своей слова: "Какою мерою мерите, такою и Вам будут мерить!"