Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог творяй чудеса.
Возлюбленные верующие!
Присутствие Христа Бога в нашей жизни чаще всего проявляется посредством чудес. Чудес, которые мы, в зависимости от своего духовного уровня, в зависимости от открытости своих сердец, замечаем или нет. В евангельских чтениях Церковь каждый раз представляет нашему взору подобные примеры чудес, совершённых Богом, чудес и чудесных случаев из жизни Христа. И вот сегодня она предлагает нам чудо умножения хлебов.
Когда мы стоим и смотрим на это чудо, когда смотрим очами ума на произошедшее тогда, у нас возникает соблазн подумать, будто это одно из таких чудес, из которых не извлечешь особых назиданий, – и мы с чрезвычайной легкостью каждый раз проходим мимо этого чуда, читая Святое Евангелие. И думаем: «А что же Христос хотел этим сказать?» Другие чудеса, другие притчи, другие чудесные события кажутся нам богаче, насыщеннее назиданиями. Почему же так происходит?
Мы хотим найти, что сказал Христос. А что Он сделал?
Потому что мы привыкли, возлюбленные верующие, искать на страницах Священного Писания только слова Бога. Мы хотим найти, что сказал Христос. А что Он сделал? Мимо этого мы с легкостью проходим. Вот и сегодняшнее чудо очень скупо на слова, очень скупо на поучения. Можно даже сказать, что в нем нет ни одного прямого поучения. Христос не дал нам ни одного увещания, не сказал ни слова, над которым мы могли бы поразмышлять. Он вместо этого сделал.
Если вы внимательно посмотрите и внимательно прочтете Священное Писание, то увидите, что сегодняшнее чудо следует за трагическим эпизодом, а именно – за усекновением главы святого Иоанна Крестителя. Спаситель, услышав эту весть, опечалился. И, опечалившись, хотел уединиться, остаться один, однако множество народа уже собралось и ждало. И нынешнее Евангелие прямо так и начинает свое повествование, такими словами: И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними (Мф. 14, 14). И стал проповедовать, увещевать их, утешать, учить. Весь день.
Говорится, что дело подошло к вечеру: Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи (Мф. 14, 15). Христос, однако, отвечает таким словом, которое очень трудно понять, очень трудно принять. И говорит Он ученикам так: не нужно им идти, вы дайте им есть (Мф. 14, 16).
Но у учеников ничего не было. Был, однако, там один мальчик, у которого было пять хлебов и две рыбы. И это была вся еда, а собралось там, говорит Евангелие, пять тысяч мужчин, не считая женщин и детей. То есть более десяти тысяч человек. И тогда Христос сказал: принесите их Мне сюда (Мф. 14, 18).
А сейчас давайте немного задумаемся, возлюбленные верующие, о том отношении к окружающим, которое должно у нас быть. Задумаемся немного о том, что необходимо Христу Богу, чтобы совершать чудеса.
Сегодня мы смотрим и видим, что в этой жизни, столь оскудевшей духовно, в этом секуляризованном мире, в котором осталось уже так мало веры, совершаются, тем не менее, чудеса. И мы, глядя из нынешнего мира, поражаемся, как Христос, основываясь на столь малой вере, на столь слабом ответе с нашей стороны, совершает, тем не менее, чудеса. И Его присутствие становится для нас весьма осязаемым. Христос делает это Свое присутствие очень личным и очень близким для нас. Основываясь, повторю, на очень малом.
Нам кажется, что ученики с полным правом должны были удивиться, когда Христос ответил им: вы дайте им есть. Может, они подумали, что Христос испытывает их чрезмерно, требует слишком многого, что превышает их силы? Но нет: Христос попросил у них слишком малого. Видя, что они пришли в замешательство, Он больше не стал говорить им ничего. Вместо этого взял и сделал всё Сам. Он сказал только: принесите их Мне сюда (Мф. 14, 18). «Принесите всё! Не оставляйте ничего, принесите всё Мне».
Надо следовать не только словам Христа, но и тому, что Он делает
И что же сделал Христос дальше? Будем внимать, возлюбленные верующие, тому, что делает Бог, потому что если мы хотим быть истинными последователями Христа, то надо следовать не только словам Христа, но и тому, что Он делает. Не надо ограничивать свою веру теоретическим уровнем, надо вводить веру в нашу жизнь, делать ее действенной в нас самих и для окружающих.
Христос воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу (Мф. 14, 15 – 19). Первое, что сделал Христос, – воззрел на небо. Нигде Христос не позиционирует Себя как изолированный, Он всегда подчеркивает, что Он не один, что вместе с Ним Отец, пославший Его.
Очень важно, чтобы и мы не оставались изолированными. Надо делать всё возможное, чтобы не оставаться одним, не работать одним, а делать Бога причастником своей жизни, работать всегда вместе с Ним, просить Его благословения и на будущее и затем непосредственно входить в жизнь других.
Или, вот, Христос любил преломлять хлеб руками. И мы не можем не вспомнить тут о том моменте, когда Бог создавал человека. Сначала, создавая животных, Он просто сказал: да произведет земля душу живую по роду ее (Быт. 1, 24). Когда же зашла речь о том, чтобы создать человека, Он взял землю и собственными руками сформировал его. Собственными руками!
То, что ты делаешь руками, свято. В том, что ты делаешь своими руками, в плоде дел рук твоих, имеется что-то от твоей души. То, что ты делаешь своими руками, связано с тобой навечно.
Христос любил преломлять хлеб собственными руками. Он хотел объяснить это ученикам, но потом просто показал им, как это делать. Как если бы сказал:
– Бог, призывающий вас к Себе, не Бог далекий, а Бог близкий! Бог, призывающий вас к Себе, рядом с вами, Он – для вас. Бог, призывающий вас к Себе, делает для вас всё.
И мы понемногу начинаем тогда понимать, почему Христос сказал ученикам: вы дайте им есть. Христос на самом деле призвал нас стать соучастниками совершения чудес. Христос сказал им:
– Мне нужно ваше сердце, Мне нужно, чтобы вы проявили милость к окружающим вас.
Но только чтобы проявили не так, как умеет проявлять милость человек. Милость, возлюбленные верующие, по-человечески говоря, – это разновидность печали[1]. Нам жалко, когда мы видим нищего, горюющего, страдающего, обездоленного человека. Нам жалко, но только это сожаление снисходительно. Мы откуда-то сверху, с куда более стабильного положения, чем у них, сострадаем им. Однако это не сострадание! Сострадание означает страдание вместе с кем-либо! Это значит страдать рядом с ним, а не сверху и тем более не издалека.
Человеческая милость является разновидностью печали, потому что она лишена веры. Как говорит премудрый Соломон, всякий неверующий отчаивается (ср. Сол. 1, 2). И мы тоже не верим… Нет, не в то, что Бог существует, мы не верим Ему, когда Он говорит, что делает для нас всё, что Он любит нас больше всего. Мы не верим Ему и опечаливаемся.
Милость – это разновидность печали, потому что у нас нет упования. А как нам иметь упование, когда мы лишены доказательств любви Бога к нам? Не то чтобы их не существовало, просто мы их не чувствуем в своем сердце, потому что нам не хватает веры, чтобы раскрыть свои сердца и дать Ему войти в них.
Милость – это разновидность печали, потому что она лишена любви
Милость – это разновидность печали, потому что она лишена любви. А какая может быть любовь между двумя отчужденными друг от друга людьми? Между двумя людьми, не разделяющими одни и те же проблемы, чаяния, нужды? И тогда мы понимаем, почему человеческая милость является разновидностью печали. Милость же Божественная, напротив, радостотворна, укрепляет веру, она – залог упования.
И Христос учит учеников не ставить проблему за версту, а непосредственно погружаться в нее. Чтобы проблема окружающих стала их проблемой.
А зачем мне молиться Богу, чтобы Он помог тому, кто находится рядом со мной? Разве Бог нуждается в моем вмешательстве, чтобы умножить Свою милость к нему? Так почему же Он, тем не менее, настаивает – и Сам непосредственно, и святые отцы после Него, – чтобы мы молились друг за друга?
Потому что Отец не может отвернуться от Своих детей, глядя, как они вместе приходят и просят одного и того же. Так возьми же брата своего за руку, и иди вместе с ним к Отцу, и скажи:
– Отче, брат мой нуждается в том-то, и мы пришли попросить Тебя об этом.
Ни один отец, даже земной, даже человек, не может отказать тогда. Тем более Бог!
Так как же мы можем говорить Богу: «Господи, брат мой голоден. Но что я могу сделать для него? Я ничего не могу». Как это «ничего не могу»? Святой Павел сказал: Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? (2 Кор. 11, 29). «Господи, брат мой голоден, и мне больно от этого. Прошу Тебя, то малое, что у меня есть, умножь!»
Мы имеем малое, зато можем сделать это малое красивым
У нас, действительно, есть малое, может, даже очень малое. Но для Бога этого достаточно. Мы имеем малое, зато можем сделать это малое красивым. Мы не можем дать многого, но у нас есть сердце, которое может страдать вместе с находящимися рядом с нами.
Спаситель Христос говорит в одном месте, в Святом Евангелии от Луки: Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда всё будет у вас чисто (Лк. 11, 41). Посмотрите вокруг себя. Заметьте, что находящиеся рядом с вами – не кто иные, как ваши братья. Позвольте же сердцам вашим принять, понять их, понести их боль и с такими сердцами идите ко Христу:
– Господи, вот всё, что у нас есть: пять хлебов и две рыбы.
Не станем говорить: «Да что мы можем сделать для пяти тысяч человек?»
– Господи, вот всё, что у меня есть. Сделай это больше. Умножь его!
Христос призывает нас стать причастниками Его чуда
Этого просит у нас, возлюбленные верующие, сегодняшнее Евангелие, Сам Христос. Христос призывает нас стать причастниками Его чуда.
Призовем же Его и мы и сделаем причастником своей жизни. Христос показывает нам, что тот человек, который рядом с нами, находится под нашей ответственностью. Возьмем же на себя эту ответственность и тогда сами почувствуем в сердце, как Христос несет нас в Своих ладонях.
Христос делает нам сегодня увещание:
– Не закрывайте своих глаз, смотрите вокруг! Смотрите вокруг и что имеете, пусть и немногое, приходите и приносите Мне, и Я это вместе с вами умножу.
А мы грехи – вот что мы Ему приносим, но Бог и их превращает в добродетели. Если мало у нас добродетелей – Бог их умножает. Но только Бог ничего не хочет делать один. Что за Бог Он был бы тогда? Что за брат был бы тот, кто делал бы всё сам и присваивал себе все права на это? Чтобы показаться пред Отцем, что только Он один достоин? И что за отец был бы тот, кто учил бы своих детей делать так?
Возлюбленные верующие, будем внимательнее смотреть на то, что делает Христос, будем слушать еще и ушами ума, смотреть очами ума на то, что находим в Священном Писании. И не будем забывать, что Бог близ нас, Бог – для нас, и Бог всё делает вместе с нами. У нас есть малое, но мы всё отдадим Христу и отдадим это как можно красивее, и тогда Христос умножит всё и очистит всё, и мы всегда будем вместе с Ним во веки веков. Аминь.