Сегодня все чаще можно прочесть и услышать – и в материалах СМИ, и в бытовых разговорах, – что всё при советской власти было просто прекрасно, а репрессии… так что вы хотите: лес рубят – щепки летят, это, мол, издержки исторического прогресса, да и вообще сажали и расстреливали за дело.
Идеализация прошлого, забвение уроков истории – опасно, прежде всего потому, что чревато повторением самых страшных ошибок.
О «справедливой» и «заботливой» советской власти, о том, как не впасть в другую крайность – ненависти к «мрачному прошлому» – и не поддаться духу вражды, мы беседуем с общественным деятелем, членом Попечительского совета Благотворительного фонда святителя Василия Великого, директором православной гимназии имени святителя Василия Великого Зурабом Михайловичем Чавчавадзе.
– Зураб Михайлович, многие искренне считают, что в СССР никого за веру не притесняли, никаких гонений не было. Если кого и расстреливали, то исключительно за дело: дескать, это были враги советской власти. Откуда такая убежденность?
– Тем, кто искренне так считает, я посоветовал бы объявить тотальную войну собственной безграмотности. Современному человеку позорно не знать своей истории. И вдвойне позорно не знать той ее части, которая отдалена всего-то на какие-нибудь два-три поколения.
Поговорим по поводу «расстреливали исключительно за дело».
В момент расстрела мать держала ребенка за руку. За какое же такое «дело» убили мать и дитя?!
Приведу только несколько примеров. В конце нулевых годов мне довелось совершить паломничество в Алатырский Свято-Троицкий монастырь в Чувашии, который в то время восстанавливался буквально из руин. Местные археологи рассказали мне жуткие подробности о раскопках, которые они проводили на монастырской территории, ставшей вскоре после закрытия обители расстрельным полигоном (отдаленность монастыря от жилых поселений и высокие его стены обеспечивали надежное прикрытие палачам). Среди многих человеческих останков с пулевыми отверстиями археологи с ужасом обнаружили два скелета, один из которых принадлежал молодой женщине, а второй – пятилетнему ребенку. Скелеты лежали в земле вплотную друг к другу с переплетенными кистями рук – в момент убийства мать держала ребенка за руку. За какое же такое «дело» те изверги убили мать и дитя?!
Еще пример. Я помню, как мы хоронили моего деда. Лев Александрович Казем-Бек, корнет лейб-гвардии Уланского полка. После исхода из России в 1920 году он жил во Франции. В 1941-м попал в концлагерь Компьень и пробыл там до 1944 года: нацисты не любили русских патриотов.
Это было в Казахстане, в ссылке, куда отправили нашу семью, возвратившуюся в советскую Россию в 1947-м: мы поверили обещаниям советского правительства, будто «все разногласия – дела давно минувших дней, ни о каких преследованиях не может быть и речи: Родина ждет своих сыновей», – такие лозунги после Победы в Великой Отечественной войне воспринимались с верой и надеждой. И мы вернулись. Все слова о братской любви моментально обернулись страшной действительностью – нас выслали в Казахстан, в степи. Описывать все лишения, переживания, весь ужас займет слишком много времени. Но ярким и, наверное, одним из самых страшных воспоминаний моего детства останется вот это: мой дед умирает от голода, а мы, его семья, вынуждены хоронить его в огромном ящике из-под помидоров, найденном где-то на свалке. Жара, пекло, степь. Мы, изнывающие от голода, спешно хороним нашего деда, русского патриота, совсем еще недавно бывшего заключенного нацистского концлагеря, поверившего лживым заверениям советского правительства, в ящике из-под помидоров.
И еще пример. Долгое время после ссылки наша семья жила в Вологде, городе, который раньше описывали как «город-монастырь»: до страшных событий 1917 года здесь, в маленьком провинциальном северном городке, было 60 храмов, несколько обителей – та самая Северная Фиваида. Так вот, только в этом городе храмы были превращены в расстрельные тюрьмы: в храме бывшего Свято-Духова монастыря, сейчас стертого с лица земли, проводились казни. Стена Прилуцкого монастыря испещрена пулями, а пруд около этой стены закопан: там хоронили казненных. Согласно свидетельствам местных жителей, колодцы нескольких сел вокруг города были забиты телами раскулаченных, не вынесших истязаний. Из города-монастыря Вологда превратилась в город-эшафот.
А теперь давайте просто пройдемся по любой улице любого русского города и исследуем судьбы людей, живших здесь в то страшное время: какой русский город, скажите, нельзя назвать вслед за Вологдой «городом-эшафотом»?
Достаточно взять в руки любую из книг многотомного труда игумена Дамаскина (Орловского) о новомучениках, открыть ее на любой странице и прочитать любой абзац, чтобы раз и навсегда понять: не верующие русские люди были врагами советской власти, а советская власть была их жестоким и лютым врагом, открыто полагавшим своей целью полное их изживание. Тут, кстати, уместно вспомнить Хрущева, обещавшего в 1980-х годах показать по ТВ «последнего попа»! Как и во всех прочих его завиральных идеях, печальной памяти неотроцкист был посрамлен и в этих своих планах: именно в указанное им время случилось так называемое «Второе крещение Руси»!
– Если советская власть по своей природе антихристианская, то как совместить лояльность к власти с верой во Христа?
– С большим трудом просматриваю какое-либо «природное» происхождение советской власти, которая представляется мне скорее искусственно сконструированной на основе утопичной идеи о всеобщем равенстве. Суть самой этой идеи – антихристианская, следовательно, советскую власть надлежит определять антихристианской по сути, для христианина она – всего лишь чуждое по духу явление.
Лучший способ сопротивления безбожной власти – молиться о ее вразумлении
– Простите: «всего лишь» немного смущает. Если определенное явление мне, христианину, чуждо по духу, то, следовательно, оно мне враждебно.
– Не совсем так: врагом христианину власть становится только тогда, когда потребует от него отречения от Христа – публичного или частного. Если вспомнить все без исключения советские конституции, то в них всякий раз неизменно провозглашалась полная свобода вероисповедания. Таким образом, уж христиане-то стремились жить по закону, а вот советская власть лицемерно нарушала свои же собственные. И совместить лояльность к такой власти с верой во Христа очень просто на основе христианского учения о покорности установленной или попущенной власти. Оно изложено в Послании апостола Павла к Римлянам (13: 1–7). Лучший же способ «враждовать» (я имею в виду христианское сопротивление) против безбожной власти – это молиться о ее вразумлении и, как говорится, жить не по лжи.
– Как ваша семья, не будучи заклятым врагом советской власти, восприняла жестокое отношение к себе в годы гонений и репрессий? Есть ли обида, жажда мщения? Почему никто из вас не проклинает страну, людей, которые обрушили на вас столько страданий?
– Заклятым врагом советская власть нам, действительно, не представлялась. Но чуждой была всегда, поскольку все мы глубоко чтили замученную Царскую Семью и хранили верность монархическим убеждениям. Не утрачивая живой связи с Церковью, мы фактически сосуществовали с действующей властью, не поддавались ее идеологическому давлению и жили на основе добровольно принятого на себя статуса «внутренних эмигрантов».
За долгие годы бесчеловечного отношения к нам как к «врагам народа» обид, конечно, накопилось немало, но идея мщения в семье отвергалась изначально и принципиально. И уж тем более никому никогда не приходило в голову проклинать страну и людей за обрушенные на нас страдания. Ведь мы всегда считали и страну, и людей такими же жертвами официальной власти, какими видели и себя. И при этом свято верили, что и страна, и народ рано или поздно изживут навязанную им чужеродную идеологию, некогда сформулированную в умах внешних и внутренних врагов России.
– Эта вера оправдалась со временем?
– К сожалению, не полностью. Просчитались мы в том, что, расставшись наконец с коммунистической догмой, страна и народ не нашли в себе сил дать отпор новым внешним и внутренним врагам, ввергнувшим Россию в хаос и разруху 1990-х годов. Однако наступление нового тысячелетия ознаменовало постепенный разворот страны в сторону защиты державных интересов и возрождения национальной жизни на традиционных основах хозяйствования и справедливости. Только бы оказаться нам, всем православным русским людям, достойными этой великой милости Божией!
– Какие, на ваш взгляд, уроки прошлого – столетнего, тысячелетнего – мы, православные, усвоили и не усвоили? Какие ошибки можем повторить?
– Об уроках тысячелетнего прошлого, конечно же, следовало бы говорить в рамках не интервью, а какого-нибудь масштабного монографического исследования. Но в обоих случаях красной нитью должна прослеживаться мысль о самобытности исторического пути народа. Наши недруги насмехаются, когда речь заходит о своеобразии русского пути, но почему-то не перечат, когда, например, феномен «японского чуда» ХХ века трактуется как результат особости развития производительных сил этого народа.
Дерзну утверждать, что самобытность тысячелетнего поступательного развития России заключается в том, что оно неизменно сопровождалось здоровым чувством православного и национального самосознания разносословного русского общества.
Уроки прошлого наглядно показывают, что любые утраты этого чувства всегда отрицательно сказывались на ходе государственного строительства. История многострадального ХХ столетия – это сплошь череда катастрофических ослаблений как православного, так и национального элементов в самосознании нашего народа. Именно это обстоятельство побудило хитроумного Сталина в минуту крайней опасности для страны в 1941 году обратиться к народу с воззванием, укрепляющим державный народный инстинкт: ведь тогда прозвучали забытые было имена великих православных святых и русских национальных героев.
В нынешний судьбоносный момент, когда на Россию ополчился весь западный мир вкупе с активизировавшейся пятой колонной предателей и новых богоборцев, все мы, православные русские люди, уже не имеем никакого права на повторение ошибок. Наша святая обязанность – хранить веру православную, крепить державный дух, видеть в каждом православном соотечественнике, вопреки всем разводящим нас обстоятельствам, своего брата и соратника и великодушно подчинять личные интересы интересам Отечества.
Не отдадим в разор Россию, как это сделали наши предшественники в печальной памяти 1917 году. Господи, прости их и укрепи нас грешных! Пожалуйста, учите историю: она написана кровью мучеников.
Также стоит добавить, что глядя на отношение нашей буржуазно-либеральной власти к теме репрессий, иначе как религиозным почитанием назвать его нельзя. Это один из столпов, на котором наши капиталисты утвердили своё право владеть незаконно отнятым у нашего народа имуществом. Или вы считаете, что все эти призывы к "примирениям" и "покаяниям" от чистого сердца произносятся? От того, что наши власть имущие настолько сердобольные, что переживают о невинных жертвах 70-летней давности и не хотят, чтобы это повторилось? Если да, то надо взрослеть, Бог инфантилизм не любит. Будьте как дети совсем не про то.
Человеческая свобода ограничена вовсе не вещами, а тем, что он существо общественное и вне общества не существует. Поэтому, сознание человека напрямую привязано к объективному уровню развитию общества, а наоборот только косвенно. И именно поэтому, Аристотель считал рабовладельческое государство вершиной развития общества, а Гегель считал вершиной прусскую монархию, хотя нам очевидна абсурдность таких утверждений.
Течение времени, кстати, тоже один из законов мира, если уж на то пошло.
Что касается репрессий законного правительства, то ваша правда. Когда власть правящего класса держится непрочно, то он терроризирует остальных. Царская власть была прочна на тот момент, поэтому в масштабных репрессиях не нуждалась. Те же большевики после прочного установления власти и победы над внутренним и внешним врагом особо больше никого не репрессировали. Однако, если вы думаете, что капиталист более миролюбивый, то глубоко ошибётесь. Можете посмотреть что творил Колчак в Сибири а белофинны в Финляндии. Разница только в том, что большевики представляли интересы большинства.
По поводу Божьего Промысла. Я согласен, что его можно находить на личностном уровне, но как можно его видеть в статистике? Там где миллионы человеческих воль и судеб сливаются в одну общественную волю и судьбу, где вы его найдете? В особенности странно его искать в общественных процессах - революциях, войнах. Некоторые находят этот Божий промысел в приходе Гитлера, который убил 26 млн наших людей, большая часть из которых была православная. Или видят его в революции, или засухе 1933 года. Если идет грозовой фронт, то как Господь Бог отменит грозу? Чем общество от этого отличается?
Вот смотрите, если судить с вашей позиции, то всё создает разум. Но может ли разум создать магнитный томограф в середине 13 века нашей эры? Нет, не может, для этого нужны объективные предпосылки. Будет ли создан томограф в ХХ веке? Скорей всего да, рано или поздно тот или иной разум до него дойдет.
Бог создал человека как существо общественное, поэтому законы развития общества заложены заранее, как и законы физики. Бог их, видимо, уважает и не нарушает.
Так же меня беспокоит следующий вопрос. Когда Владимир Владимирович и друзья открывали Стену Скорби, они чётко ограничили временные рамки советским прошлым. Репрессии Российской Империи почему-то туда не попали. Как же быть тогда с жертвами карательной экспедиции полковника Римана? Нужно к ним относиться с благоговением или забыть?
Да, с пенитенциарной системой в СССР были свои проблемы, были перегибы и недочёты. Однако, ничем особым это на фоне того времени не выделяется (в особенности, с учетом двух мировых войн, революций, и Гражданской Войны). Понятное дело, что после такого - "своя головушка полушка, а чужая шейка копейка". Но кто в этом виноват? Виноваты те люди, которые спустили этот курок, погнав русского мужика на убой в Первой Мировой Войне. А когда им той же мерой отмерили, то возмущаются, мол жизнь человека бесценна.
Более вам табличка: https://imgprx.livejournal.net/70caac2a7898159008f031b778044a13293fe1da/z1rFh0AnStngGH3OYxpiC4qRaoPUKTZrU8d5-j3IEcTSL4cI_lpr68hFy7SrA2LTirxCoJSmVbMgN3i_3rZE_fS-7ObZLma6Ft0M0hH6MFU
В таком случае вам действительно не нужна промышленность, чтобы победить развитые страны, или развитая медицина, чтобы победить детскую смертность.
Не помогла особая духовность выстоять Российской Империи в Первой Мировой. Не помогла эта же духовность победить в Русско-Японской или в Крымской войне. Войны, особенно те, что в последние 200 лет - это в первую очередь мощь экономической машины. Тот кто уповает на Божью помощь в этом вопросе - впадает в опасный объективный идеализм и плохо заканчивает. Тот кто уповает на волю людей, впадает в субъективный идеализм - заканчивает так же.
Что касается Круппа, он плавил много хорошего металла, но мало. Социалистическая экономика большевиков оказалась же эффективнее.
Нам не хватило совсем чуть-чуть времени, ещё полгода и нападение на СССР становилось бессмысленным. Но всё равно, мы вынесли первый удар, а к тому времени раскочегарилась военная промышленность. Мы завалили немцев вовсе не трупами, а завалили металлом - сделали больше танков, снарядов, самолётов. Промышленность, созданная большевиками, вынесла войну на своих плечах.
А вот некоторым в Союзе наоборот не нравилось - это тем, кто не мог приватизировать себе имущество, славу, и т.д.
- Далеко не ходя, расскажу о собственной жизни. Мне 84 с лишним года уже. Одно чувство с первых дней моего сознания помню - голод, голод, голод. Отец, который успел пожить до революции, говорил, что так плохо, как при коммунистах, не было никогда прежде."
Сводить же весь советский период только к репрессиям – это либо необъективность, либо то самое позорное незнание истории.
А пытаться как-то с помощью тезиса о неравенстве оправдать эксплуатацию богатыми бедных, конечно же, неправильно. Бойтесь закваски фарисейской.
И если Российская Империя была христианским государством, то логично, что в устройстве ее общества, а не советского, должны были бы найти отражение те идеи, которые я перечислил в предыдущем сообщении.
Наталья, они построили Церковь, но это не отменяет того факта, что повседневная жизнь той христианской общины была организована если не на коммунистических принципах, то на очень близких к ним (по крайней мере внешне) идеях. Ведь очень много претензий к советской власти было именно из-за них (общая собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации богатыми бедных, кто не работает, тот не ест, и пр.). От кого? От окружающего цивилизованного мира. А может, и не утратила тогда Россия своей избранности? Может, правы были мы, а не они?
Никто не призывает строить без Бога рай на земле. Но справедливое общество Православию не противоречит. Не его ли ввели апостолы изначально ("никто ничего из имения своего не называл своим...")? Свойственная русским соборность (быть счастливым в одиночестве невозможно), а не конкуренция. Поодиночке мы слабы, вместе - сила.
Православие. Самодержавие (монарх, возглавляющий новые советы, опирающийся на них). Социализм, избавленный от безбожной материалистической составляющей. Над этим нужно думать.
Пожалуйста,почаще разговаривайте с нами.
Храни Господь Вас и Вашу семью.