Скачать
(MP3 файл. Продолжительность
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
«Вы слышали, что сказано древним: “не убивай, кто же убьет, подлежит суду”. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: “рака”, подлежит синедриону; а кто скажет: “безумный”, подлежит геенне огненной» (Мф. 5: 21–22). Так строго, дорогие братия и сестры, Господь Иисус Христос предупреждает нас от сквернословия в адрес наших ближних. Но сегодня за Божественной литургией слышали мы притчу, в которой Он же, Христос Спаситель, именует Своими пречистыми устами одного богача не как иначе, а именно безумным (см.: Лк. 12: 16–21).
Один богатый человек, владетель поместья, получил хороший урожай. Его богатство в основном заключалось в произведениях земли, и имел он много земли, и земля эта была плодородна. Знаем мы с вами, что плодородие земли – это великое благословение Божие. Молимся мы за каждым богослужением «о благорастворении воздухов и о изобилии плодов земных», но часто Господь одаривает обильно людей нечестивых, грешных, не знающих Его. Сплетает Премудрый Творец из этого одаривания людей недостойных и неблагодарных Свою спасительную сеть, чтобы люди не могли судить о Его любви или нелюбви по тому, что видим перед собой, как живет человек на земле: богато или бедно, в изобилии и покое или же в скорбях и нуждах.
Чем же было занято сердце того богатого человека среди такого изобилия? Он стал рассуждать сам с собой. Но Бог Небесный знает и замечает всё, о чем мы рассуждаем в сердце своем, и за всё это мы дадим Ему отчет. «Господь знает все дела людей и начинания их, и помышления их и сердца их» (3 Езд. 16: 55).
О чем же заботился и беспокоился этот удачливый богач? Увидев на своих полях необыкновенный урожай, он вместо того, чтобы возблагодарить Бога или порадоваться возможности сделать больше добрых дел, начал тревожиться: «Что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих». Тревожная озабоченность – обычный плод земного богатства и общая ошибка обладающих им. Чем больше человек имеет, тем больше у него трудностей, связанных с богатством, тем больше стремления сохранить то, что он имеет, и добавить к нему, тем больше и забот, как все сохранить и как потратить, – так что именно изобилие богатых лишает их сна, поскольку они постоянно думают, что же им делать с их богатством, как его распределить. Подобная страсть называется любостяжанием, и грозно слово апостола Павла к одержимым этим пороком: «…ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Еф. 5: 5).
Думы и намерения богача, как результат его забот, были такими же абсурдными и безумными, как и сами заботы: «Вот что сделаю, и это самое разумное, что я могу предпринять, – сломаю житницы мои, потому что они слишком малы, и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и тогда буду спокоен».
Почем уже безумен разговор богача с самим собой?
Во-первых, безумие с его стороны называть плоды земли своими плодами и своим добром. Ему, вероятно, было приятно подчеркнуть, что это его плоды и его добро, в то время как всё, что мы имеем, принадлежит Богу: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущи на ней» (Пс. 23: 1). Нам же всего лишь предоставлена эта земля для пользования, мы являемся управляющими Господним имением, Его рабами неключимыми – ничего не стоящими, делающими то, что должны сделать.
Во-вторых, безумием было накапливать богатство, а потом думать, как бы получше всё это разместить. Ветхий Завет строго предписывает дела милосердия: избытки урожая надлежало отдавать и бедному, и левиту – священнослужителю Бога Живаго, не имеющему своей земли, – и пришельцу, и сироте, и вдове.
В-третьих, всегда безумие превозноситься своим состоянием и благополучием, толковать о расширении житниц, как будто следующий год обязательно должен быть таким же плодородным, как этот, ведь может случиться, что в следующем году его новые житницы окажутся слишком большими, как в этом году они оказались слишком малыми.
В-четвертых, безумно со стороны богача думать, что строительством новых житниц он облегчит свои заботы; наоборот, строительство добавит ему новые заботы. Как хорошо об этом сказал премудрый Екклезиаст: «Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не дает ему уснуть. Есть мучительный недуг, который видел я под солнцем: богатство, сберегаемое владетелем его во вред ему» (Еккл. 5: 11–12).
В-пятых, было безумием замышлять и решать все так категорично и безоговорочно: «Вот что сделаю: разрушу житницы мои и построю большие… Я это сделаю!» – и он не добавляет при этом, как должны помышлять все мы, верные рабы Господни: «если угодно будет Господу и живы будем» (Иак. 4: 15). Безоговорочные проекты – это безумные проекты, ибо наши дни – в руках Божиих, а не в наших и мы не знаем, что случится завтра.
Когда же все намеченные им безумные задачи будут решены, тогда этот несчастный богач мыслил достигнуть верха счастья – счастья, которое ему виделось таковым: «Скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы в этих житницах, теперь покойся, ешь, пей, веселись» (Лк. 12: 19). И в этом проявляется его безумие, так как наслаждаться богатством так же безумно, как и стремиться к нему.
Почему же, дорогие братия и сестры, является безумием непрекращаемое стремление к увеличению богатства?
«Довольствоваться малым – вот определение богатства; желание большего и большего – вот признак нищеты»
Во-первых, безумно откладывать свое утешение богатством на то время, когда осуществятся все его планы относительно его увеличения. Надо учиться быть счастливым и довольным при малом. «И если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это – дар Божий. Недолго будут у него в памяти дни жизни его; потому Бог и вознаграждает его радостью сердца его» (Еккл. 5: 18–19). Преподобный Исидор Пелусиот пишет: «Довольствоваться малым – вот определение богатства; желание большего и большего – вот признак нищеты».
Во-вторых, безумием является уверенность в том, что богатство, собранное нами, сохранится на многие годы. Новые огромные житницы богача не будут надежнее, чем те, которые у него были, ибо в течение нескольких часов они и всё, что лежало в них, могли сгореть дотла, хотя бы от удара молнии, против которой у него не было никакой защиты. В течение немногих лет могут произойти значительные изменения: моль и ржа могут истребить, воры подкопать и украсть…
В-третьих, безумием было рассчитывать на спокойную жизнь, ибо даже при самом богатом изобилии существует множество вещей, способных лишить человека покоя. Одна ложка дегтя портит целую бочку прекрасного меда, а одна колючка – всю постель. Болезни, семейные неприятности и особенно нечистая совесть могут лишить покоя самого богатого человека, ибо она «не знает Богообщения, и гордое сердце не знает Любви».
В-четвертых, безумием является намерение использовать свое богатство только для того, чтобы есть, пить и веселиться, ублажать свою плоть и удовлетворять ее чувственные вожделения, не помышляя о том, чтобы сделать добро другим и таким образом больше послужить Богу и ближним. Не про нас ли пророчествовал Исаия: «Убивают волов, и режут овец; едят мясо, и пьют вино: “будем есть и пить, ибо завтра умрем!” И открыл мне в уши Господь Саваоф: не будет прощено вам это нечестие, доколе не умрете» (Ис. 22: 13–14)?
Общим величайшим безумием является надежда удовлетворить свои души материальными богатствами
В-пятых, еще большим безумием является наше обращение именно к бессмертной душе с такими словами: «Душа! покойся, ибо много добра лежит у тебя на многие годы». Душа наша отделима от тела и никоим образом не заинтересована ни в житницах, полных пшеницы, ни в сундуках, полных золота. Если бы у человека была душа свиньи, вот тогда он мог бы ее осчастливить изобилием пищи и питья. Нашим общим величайшим безумием является надежда обеспечить и удовлетворить свои души материальными богатствами и чувственными удовольствиями.
В ответ на свои тайные размышления богач слышит голос Бога – Господь выносит приговор ему: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя» (Лк. 12: 20). Как не похож этот приговор Божий на людское мнение о безумном богаче! Мы обычно завидуем подобным безумцам, людям удачливым и увеличивающим свои богатства, мы хвалим их и ставим в пример своим детям, мы не видим ничего плохого в любостяжании и скорее слово «рака», то есть безумный, бросим в адрес бессребреника, человека скромного и неприхотливого.
Приговор, который Бог выносит богачу, – это приговор к смерти: «В сию ночь душу твою возьмут у тебя, и тогда кому же достанется то, что ты заготовил?» Бедный богач думал, что имеет много добра, которым будет владеть многие годы, но в эту ночь он должен будет расстаться с ним. Он думал, что оно будет радовать его, но он оставит его неизвестно кому. Смерть жадных и корыстолюбивых людей, как смерть всех грешников, люта, то есть жестока и мучительна.
Смерть является принуждением, арестом, взятием души, души, которую ты, человек, сделал безумной. И это будет очень страшно осознать каждому из нас.
Смерть грешника – внезапна, неожиданна. Она произойдет ночью, когда всё страшное еще страшнее. Время смерти для доброго человека – светлое время, это его утро новой жизни. А для грешного человека – это ночь, погружение в вечный мрак и скорбь. И в эту ночь, которую мы мыслим для себя спокойной и приятной, мы должны умереть и явиться на Суд.
Смерь есть оставление всего того, что мы заготовили и ради чего трудились. «Не сопровождает человека имущество его в час смерти; все, что приобрел человек, отходит и исчезает при дверях гроба» (преподобный Ефрем Сирин). Всё то, в чем видели свое счастье и на чем строили свои надежды, что питало наши мечты, – всё будет оставлено. И не знаем, кому достанется собранное нами с большим трудом богатство. «Кто будет владеть этим добром? Одно точно, что не ты. И ты не знаешь, какими окажутся те, кому ты намеревался его оставить, твои дети и родные. Будут ли они мудры или глупы» (ср: Еккл. 2: 18–19). Благословят ли они твою память или проклянут, будут ли они честью для твоей семьи или позором? Используют ли они оставленное им тобою в добрых целях или в недобрых, сохранят его или пустят на ветер? Если бы можно было предвидеть, кому достанутся наш дом и имущество после того, как умрем, то многие из нас предпочли бы предать всё огню, а не благоустраивать и преумножать.
Смерть показывает самому умирающему, был ли он безумным при жизни, ибо тогда становится ясно, что он собирал сокровища в мире, из которого уходит, и не позаботился собрать их в том мире, куда теперь направляется.
Таким страшным бывает конец земной жизни тех, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет. Мы же с вами не будем собирать сокровищ для себя, для своего тела, а не для Бога. Не будем «пристращаться к богатству душой своей, но будем извлекать из него пользу; будем употреблять его во служение, как орудие», – так учит нас святитель Василий Великий. Не будем считать сокровищем вещи тленные, а будем богатеть в Божественном, «богатеть верою» (ср.: Иак. 2: 5), богатеть добрыми делами, плодами праведности (ср.: 1 Тим. 6: 18), богатеть благодатью, утешением и духовными дарами, богатеть кротостью и любовью.
Аминь.