Благосклонному вниманию читателей предлагается перевод на русский язык текста кондака на Богоявление, написанного преподобным Романом Сладкопевцем (490–560). Как известно, он происходил из Сирии, из града Эмессы, из еврейской, но христианской среды, судя по указанию кондака в его честь. Возможно, юридическое образование он получил в Бейруте, где, по свидетельству Патмосского синаксаря, стал диаконом в бейрутской церкви Воскресения. Кондак на Богоявление, по ряду косвенных данных, был написан в бейрутский период.
Преподобному Роману пришлось переехать в Константинополь во времена царя Анастасия (не исключено, что из-за монофизитских гонений), и он остался служить в храме Пресвятой Богородицы в Кирах, где составил кондаки на Господские праздники и дни памяти различных святых (около 100). Многие из них, написанные его рукой, хранились в Кирах до 1204 года.
По сведениям из анонимного кондака, написанного в его честь, Роман неоднократно призывался ко двору и вполне мог быть советником святого императора Юстиниана и даже пережить вместе с ним страшное восстание 532 года под названием «Ника». Скончался же он в преклонном возрасте около 560 года и был погребен всё в той же церкви Богородицы в Кирах. Еще в начале XIII века его могилу видел Антоний Новгородский.
Чем для нас интересен кондак на Богоявление?
Во-первых, в нем содержатся древние предания об огне и свете на Иордане, которые были подробно рассмотрены в нашей статье «Об огненной воде Богоявления»:
И снова видит он * посреди потоков
Явльшегося посреди * отроков троих,
росу во огне * и огнь во Иордане
сияющий, точащий * Свет неприступный.
Значим образ Христа, Который взыскует падшего Адама, ради него становится нагим и принимает крещение
Во-вторых, для нас значим образ Христа, Который взыскует падшего Адама, ради него становится нищим, нагим и принимает рабское крещение:
И не презрел ведь Бог * обманом схваченного *внутри райского сада,
и одеянье * боготканное сгубившего.
Но к нему явился * и священным гласом Своим
призвал Он вновь ослушника.
«Где ты, Адам? И снова * не прячься же, * хочу тебя видеть.
Пусть ты голый, * пусть ты бедный, * не стыдися: * Я тебе подобен.
Ведь, горя желаньем, * не стал ты богом,
но по Своей воле Я * стал ныне плотью.
Приблизься ко Мне, * познай, чтобы молвить:
“Пришел и явился Ты, * Свет неприступный”».
В-третьих, для нас важна связь Крещения Господня и иерархии:
Дам я твоей деснице такую силу, * что после крещенья
Дарую я ладоням * учеников * и иереев.
Перевод с греческого византийского осуществлен протодиаконом Владимиром Василиком.
6 января месяца. Кондак на святые светы
Глас 4, несущий акростих: «Смиренного Романа»
Проэмий I
Ты сегодня являешься * всей вселенной.
И Твой свет, о Господи, * знаменовался на нас,
в познании Тебя поющих:
«Пришел и явился Ты, * Свет неприступный».
Проэмий II
Во струях Тебя узрев * Иорданских
и креститься хотящего, * Предтеча велий, о Христе,
днесь восклицает с радостью:
«Пришел и явился Ты, * Свет неприступный».
В Галилее язычников, * во стране Завулонской, * и в земле Неффалимской,
по словесам пророка, * свет велий воссиял – Христос,
и во мраке сущим * взошло сиянье светлое
от Вифлеема, блиставшее,
паче же от Марии * Господь * для всей же вселенной,
и сияет лучами * Праведности Солнце.
Посему от Адама * нагие, все придите.
Облачимся в Него * да согреемся.
Ведь нагим покров, * сиянье же омраченным,
пришел и явился Ты,* Свет неприступный.
И не презрел ведь Бог * обманом схваченного *внутри райского сада,
и одеянье * боготканное сгубившего.
Но к нему явился * и священным гласом Своим
призвал Он вновь ослушника.
«Где ты, Адам? И снова * не прячься же, * хочу тебя видеть.
Пусть ты голый, * пусть ты бедный, * не стыдися: * Я тебе подобен.
Ведь, горя желаньем, * не стал ты богом,
но по Своей воле Я * стал ныне плотью.
Приблизься ко Мне, * познай, чтобы молвить:
“Пришел и явился Ты, * Свет неприступный”.
По милосердью Своему * Я потрудился любви ради, * и Я пришел к созданью,
протягивая руки, * чтобы заключить в объятья.
Так не стыдися ныне, * ведь ради нагого тебя
Я обнажаюсь и крещаюсь.
Вот мне Иордан открывается, * и уготовляет
Иоанн ныне * пути Мои * во струях * и в помышленьях».
Таковое Спаситель * не словом, но делом
к человеку изрек, * пришел, как сказал,
и Свои шаги * к реке Он приблизил,
и ко Предтече, * Сей Свет неприступный.
И, созерцая, Иоанн, * Поток во пустыне, * и во печи же Росу,
и Дождь на Приснодеву * во Иордане Христа,
страхом он смутился, * как и родитель
Гавриила вострепетал.
Но в большей мере, * чем было прежде, * ведь к рабу Владыка
ангелов ныне * является, * желая креститься.
Посему же, признав * Креститель Владыку
и себя измерив, * с трепетом молвил:
«Стой, Избавитель, * и воздержись до срока.
Знаю, что Ты еси * Свет неприступный.
Тебе уступить молю * ныне Крестителя чин, * он же Тебе подобает,
ведь я креститься * нужду имею от Тебя.
А Ты приходишь ко мне * и прежде просишь того,
о чем хочу попросить Тебя.
Что же ждешь от человека, * о Милостиве, * что же главу Твою
подклоняешь * руке моей? * Не может же * сено огнь удержать.
Не может бедная * богатому давать взаймы,
немощный же сильному * ведь не помощник.
Грешники пользы * сами взыскуют,
Ты же еси * Свет неприступный.
Предстал потокам Ты зачем? * Что Ты омыть желаешь? * Какое беззаконье?
Ведь без греха зачат Ты * и без греха рождаешься,
Ты грядешь же ко мне. * Только небо и земля
Тобою держатся всегда.
Мне говоришь: “Крести Меня”, * но с высоты * Ангелы взирают.
Скажут мне они тогда: “Знай же себя. * Ты куда заходишь?”
Как рекл когда-то Моисей,* рукоположить другого.
И, Спаситель, на сие * меня Ты призываешь.
Это свыше сил моих, * и я боюсь, * я молю Тебя.
Как окрещу я* Свет неприступный?»
Увидев все провидящий * Предтечи трепетанье, * ему Он отвечает:
«Прекрасно, Иоанне, * прекрасно благоговение.
Но остави ныне, * так ведь подобает
исполнить начертание.
Оставь же ныне и навек, * и отряси * таковую робость.
Ты ведь службой * Мне обязан, * и подобает * днесь ее исполнить.
Гавриила же Я * тогда в мир направил.
Хорошо он послужил * твоему рожденью,
Пошли же и ты, * как ангела, десницу,
да окрестишь * Свет неприступный.
Креститель, ныне ты дрожишь и устрашился дела, * великого по сути,
но большее, чем это, * твоя узрела Сродница.
Зри же на Марию * и подумай же, как
Она Меня носила.
Можешь сказать Мне: “Прежде *Ты пожелал”. * Так и ныне желаю.
Не колеблись, * но крести Мя, * лишь одолжи * Мне десницу твою.
В душе твоей живу * и всем тобой владею.
Десницу же твою * как Мне не уступишь?
Я внутри тебя, * также извне. * Что Меня избегаешь?
Стой и держи же * Свет неприступный.
О, спорщик и креститель Мой, * не для противоречья, * но только для служенья
быстрее приготовься. * Увидишь то, что Я свершу,
тебе Я восписую * и приятный, и светлейший
образ Церкви Моей.
Дам Я твоей деснице такую силу, * что после крещенья
Дарую Я ладоням * учеников * и иереев.
Ясно покажу тебе * Всесвятаго Духа.
Голос также от Отца * дам тебе услышать,
Сына подлинного * являющий Меня, вопиющий:
Он есть воистину * Свет неприступный».
А после сего страшного * Захарии потомок * Создателю воскликнул:
«Я не противоречу, * но совершу, что повелишь».
Это же сказав он, * к Спасу приближается.
Раболепно же он воззрел.
Видит благолепно члены * нагие * повелевающего
облакам * облачать * небеса, * подобно гиматию.
И снова видит он * посреди потоков
Явльшегося посреди * отроков троих,
росу во огне * и огнь во Иордане
сияющий, точащий * Свет неприступный.
И вознес горе свой ум * Божественным веленьем * Захарии потомок.
И, протянув десницу, * полагает на Царя,
омывает в струях * и на землю ведет Его,
земли и неба Господа,
ибо Его с неба * указал, * словно перстом, * Своим гласом
Возопивший: «Ведь Сей есть * Сын Мой возлюбленный».
К Сему же Отцу, * Крещенному Сыну,
И Святому Духу * ныне взываю:
«Порази, Избавитель, * оскорбляющих мою душу.
Прекрати страданья, * Свет неприступный».