Скачать
(MP3 файл. Продолжительность
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Одиночество и старость, старость и одиночество… В представлении преобладающего большинства современных людей эти понятия связаны между собой неразрывно. И многие задумываются, можно ли опровергнуть это устоявшееся мнение – мнение ложное и ошибочное для каждого верного ученика Христова.
Сегодня, в праздник Сретения, то есть Встречи, Господа Иисуса Христа, мы слышали в евангельском чтении о двух престарелых, но совсем не одиноких людях. Один из них, старец Симеон, «был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем» (Лк. 2: 25). Этот старец, несмотря на то, что церковное предание говорит о его почти 300-летнем возрасте, хотел жить – жить для того, чтобы увидеть Мессию – Спасителя. Признаком праведности и благочестия является чтение и изучение Священного Писания, и этот старец исследовал, какое время предвещал Дух Святой в ветхозаветных пророчествах и приблизилось ли оно теперь, и получил предсказание, что не увидит он смерти, доколе не увидит Мессию – Христа Господня.
И по Божиему вдохновению Симеон пришел в Храм Иерусалимский, когда туда принесли Младенца Христа Его праведные родители, «чтобы представить пред Господа… и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных» (Лк. 2: 22, 24), то есть совершить обряд выкупа первенца мужеского пола, ведущий свое начало еще со времен боговидца Моисея. Много младенцев приносилось в Храм Иерусалимский из всех городов и весей Палестины, но старец Симеон глазами своей веры узнал среди них Младенца Христа, взял Его на руки, обнял Его с величайшей любовью, какую только можно вообразить, и прижал к своей груди, как можно ближе к сердцу, исполненному такой радости, какую только оно могло вместить.
Симеон взял Христа на руки, чтобы представить Господу, чтобы исполнить то, что было задачей либо родителей, либо священника. Каждый из нас, дорогие братия и сестры, когда принимает повествуемое в Евангелии о Христе с живой верой и предлагаемое Им в нем с любовью и покорностью, также становится Богоприимцем, также берет Христа на руки.
Кто встретил Христа, тот уже никогда не будет одинок – ни в молодости, ни в старости
Симеону было обещано, что он увидит Христа, но исполнение обещанного превзошло обещание: он держал Его на руках. Так Господь всегда преизобильно подает нам Свое утешение, которые мы себе у Него просим в молитве. Запомним, что встреча старца Симеона и Христа произошла в храме Господнем, и каждый из нас, кто хочет увидеть Христа, встретится с Ним в этой земной жизни, должен идти в Его храм, в Церковь Божию. Кто же встретил Христа, тот уже никогда не будет одинок – ни в молодости, ни в старости.
Второй старый, но не одинокий человек, о котором мы сегодня слышали, – это старица- пророчица Анна, дочь Фануила. Мы знаем, что задолго до Рождения Христа прекратились пророчества, печать пророков: пророк Малахия умер за 400 лет до события Сретения Господня. Но почему евангелист Лука называет старицу Анну пророчицей? Вероятнее всего, что под этим подразумевается только то, что она понимала Священное Писание лучше, чем другие женщины, и приняла на себя служение наставлять молодых женщин в Законе Божием.
Мы не знаем, как звали отца Симеона Богоприимца, но знаем отца Анны. Имя его Фануил, или же Пенуэл, приводится для того, чтобы напомнить нам о том месте, где с Самим Богом боролся патриарх Иаков (см.: Быт. 32: 24–30). «И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя», – читаем мы в Книге Бытия. И вот дочь Пенуэла-Фануила также видит Бога лицом к лицу.
Она была очень преклонного возраста, вдова лет 84. Овдовев в молодом возрасте, прожив с мужем только семь лет, она, тем не менее, никогда не выходила замуж вторично, но оставалась вдовой до дня своей смерти, что ставится ей в похвалу.
Конечно, 80-летняя старушка уже не может заниматься каким-то трудом или помогать своими руками ближним, и она полностью посвятила себя Богу, «постом и молитвою служа Ему день и ночь» (ср.: Лк. 2: 37). Она не только соблюдала часы молитвы, но всегда была в молитвенном настроении, жила молитвенной жизнью, отдавала всю себя молитве. Этим она служила Богу, и именно это придавало ценность и превосходство ее постам и молитвам. Фарисеи часто постились и подолгу молились, но этим служили себе, своей гордости и алчности, а эта добрая женщина не только делала доброе, но делала его из добрых принципов и с добрыми целями; она служила Богу, и целью ее постов и молитв была только слава Божия.
Как отрадно видеть престарелого христианина, который пребывает в молитвах, который не устает делать добро и не считает себя выше этих занятий, но находит в этом все больше и больше радости и видит все больше и больше необходимости, пока не достигнет Царства Божия. Те, кто усердны и верны в использовании дарованных им талантов и способностей, получат их еще больше, и старица Анна подтверждение тому: она с избытком вознаграждается за свой многолетний подвиг скромной праведной жизни.
Когда принесли Младенца и Симеон говорил о Нем, она, постоянно пребывавшая в Храме, не могла упустить такую возможность. Она славила Господа, как и Симеон, и, вероятно, так же, как и он, желала теперь отойти с миром. Хвала и благодарение, воздаваемые Богу другими, должны и каждого из нас, дорогие братия и сестры, побуждать к этому. Святитель Иоанн Златоуст советует нам: «Случилось ли хорошее? Благословляй Бога – и хорошее останется. Случилось ли плохое? Благословляй Бога – и плохое прекратится»[1]. А последствия благодарения Бога для человека очень значимы: «благодарением вводится в душу чудное спокойствие, вводится радость, несмотря на то, что отовсюду окружают скорби»[2] (святитель Игнатий (Брянчанинов)).
Будучи пророчицей, праведная Анна говорила о Господе другим – говорила о Нем всем, верившим в пришествие Мессии и ожидавшим избавления в Иерусалиме в связи с Его приходом. Избавление было то, в чем нуждались, избавления желали и ожидали избавления в Иерусалиме, ибо оттуда должно было выйти слово Господне (см.: Ис. 2). Она сообщила всем благую весть о том, что видела Господа. Это была великая весть, весть о Его рождении, такая же великая, какой впоследствии стала весть о Его воскресении. Отметим: те, что сами знакомы с Христом, должны сделать все возможное, чтобы познакомить с Ним других.
Тому, кто любит Бога, никакие испытания и искушения никогда не омрачат самого главного – радости Сретения Христа
Симеон и Анна – два старых человека – не видели себя одинокими, потому что жили Богом и для Бога. Мы не знаем, какие жизненные скорби и старческие недуги у них были, но для человека, любящего Бога, благодарного Богу, подобные испытания и искушения никогда не заменят самого главного – радости Сретения Христа. Порадуемся же сегодня, дорогие старцы и старицы, за Симеона и Анну, возьмем с них пример благочестивой жизни и в благодушии с благодарением Бога перенесем скорби и недуги. Порадуемся сегодня и мы, те, для кого старость еще далека, будем всегда помнить заповедь Божию: «Пред лицом седого вставай и почитай лицо старца, и бойся Бога твоего» (Лев. 19: 32), – и начнем уже сейчас подготовку к той старости, в которой нет места унылому одиночеству.
По молитвам святых праведных Симеона и Анны станем же все мы, дорогие братия и сестры, Богоносцами: примем в свои сердца и умы Священное Писание – Благовестие Христово, со страхом Божиим и верою примем Тело и Кровь Его, примем иго Его благое, и эта радость общения с Богом станет для нас залогом вечной радости в Царствии Небесном.
[1] См.: Иоанн Златоуст, святитель. Беседы по возвращении из первой ссылки. Беседа 1-я.
[2] См.: Игнатий (Брянчанинов), святитель. Приношение современному монашеству.