«Лезла баба на печь»

Откровенный разговор с прихожанкой, уехавшей из мегаполиса в глухую деревню

Благодаря двум последним публикациям материалов о нашей жизни мы с благодарностью и уверенностью готовимся весной продолжить восстановительные работы на алтаре храма: планируем отделку алтаря снаружи (возведение лесов, штукатурка, шпаклевка, покраска) – давно ожидаемые события становятся реальностью благодаря вам и помощи читателей портала.

Современная деревня Нечерноземья стремительно трансформируется из запомнившейся мне по детству многонаселенной, с распаханными полями, огромным, мычащим по утрам совхозным стадом, управляемым оглушительным щелканьем пастушьего кнута, сенокосной страдой, высоченными скирдами соломы, с которых мы катались, как с гор… в (не скажу – резервацию) рекреацию, практически никому не нужную, забытую властями всех уровней и мастей, с коротающими свой век родившимися еще до войны бабушками и дедушками, становящимися настоящими «ископаемыми», иногда живущими с детьми, родственниками. Но – неисповедимы пути Промысла! Есть, оказывается, люди, которые предпочли деревенскую жизнь всем городским «прелестям». Как? Почему? На эти вопросы отвечает прихожанка Свято-Троицкого храма д. Озерец Татьяна Иванова.

Протоиерей Алексий Новиков и Татьяна Иванова с семьей Протоиерей Алексий Новиков и Татьяна Иванова с семьей

У нас были очень неплохие оклады и прекрасные соцпакеты

– Таня, вы живете в деревне много лет. Кем вы были в «той» жизни, что имели, когда решили все это оставить?

Мы с мужем оба родились в 1973-м году, он на полгода старше меня. Познакомились с ним в 2006-м году, у меня на тот момент был 6-летний сын от первого брака, в 2007-м г. «расписались», в 2008-м г. обвенчались, а в 2010-м – уехали жить из Москвы в глухую деревеньку в Тверской области (как потом выяснилось, расположенную по соседству с вашей). В Москве муж работал ИТ-директором, я – начальником отдела внешнеэкономической деятельности. У нас были очень неплохие оклады и прекрасные соцпакеты. Сын учился хорошо, в обычной школе в 5 минутах от дома. Рядом с нашим домом был лесопарк, детская поликлиника, школы, детские садики, магазины, метро в семи минутах ходьбы. У нас была машина, у мужа была собственная двухкомнатная квартира. Летом мы ездили в Карелию на байдарке, а по выходным часто приезжали в Дубну к моим родителям и друзьям. В общем, жизнь цвела и пахла, а мы взяли и уехали. И по прошествии почти 8 лет возвращаться совершенно не хотим.

Однажды понимаешь, что чего-то не хватает. Чего-то важного, но неощутимого

– Можно поподробнее о том, почему решили оставить жизнь в городе?

– В жизни успешной женщины с неплохим достатком существует немало радостей. Ну, вернее, конечно, удовольствий. Опять же – есть муж, москвич с квартирой, есть сын от первого брака. По выходным можно встретиться с друзьями, даже устроить пикник в ближайшем парке, или в кино сходить. Или даже иногда к родителям съездить, там вообще Волга, пляж, сосны. Много всего. Но однажды понимаешь, что чего-то не хватает. Чего-то важного, но неощутимого. И лет-то совсем немного, чуть за тридцать. И муж – ровесник. А детей вот общих как-то не получается. И чем дальше, тем больше это начинает напрягать. Но ты же привыкла добиваться своего, ты проходишь различные тесты, обследования, сдаёшь анализы, роешься в Интернете. И так три года. И ни гу-гу.

Параллельно пикники на лоне московской природы уже кажутся слишком людными и грязными. Под каждым кустом может оказаться помойка от чьих-то предыдущих пикников. Да и видно всё насквозь – вон, через три дерева тоже праздник, но там алкоголя побольше, да и люди попроще. И начинаем мы поиски дачи. На майские праздники, иногда на лето, ну, и так, чтобы как у всех – квартира, машина, дача. Одни к себе в гости позвали – машина не завелась. Другие позвали – машина отъехала на километр от дома и сломалась. Мы не стали настаивать на повторных поездках, намёк поняли. А тут то ли на «Авито», то ли на каком-то ещё сайте наткнулись на объявление. Продаётся дом. В Тверской области (ха-ха, мы-то думали, что Тверская область – это между Москвой и Ленинградом, а она-то и влево, и вправо раскинулась, да площадь чуть поменьше Австрии). Фотографии обычные, но как-то... ну, что-то ведь привлекло. Созвонились с хозяйкой. А она уже бабушка, живёт во Владимире. Но, видя нашу заинтересованность, поехала, считай, за 800 км показывать нам усадьбу. Дело было на 23 февраля. Выезжали из Москвы в жуткую метель. Впереди ехал грузовик, пробивавший колеи в снежных заносах, а мы за ним на своём «матиссе» – и сразу же за нами заметало дорогу вновь. Но когда мы приехали в Торопецкий район, тут уже было холодное зимнее солнце, снег блестел, как рафинад, грейдер расчистил дороги, и мы по какой-то девственно-белой дороге ехали в никуда. Это, конечно, было помутнение разума. Дача в 450 км от дома – это очень далеко. На выходные не наездишься, да и вообще, дороги там такие, что лишний раз вообще не хочется ехать. Дом – изба 1940 года постройки. Русская печь. Хозпостройки. Гектар земли. Муж залез в подпол, залез на чердак, всё устроило. А мы пока с хозяйкой на улице стояли.

«Яжродственник»

Идёт сосед с коромыслом – в баню воду таскает. Подходит к нам и говорит: «Земля здесь отравлена, грибов нет, диких зверей нет, рыбы нет, ничего не растёт, вода плохая», и много ещё всякого наговорил. Я мужу говорю: «Надо брать!» И тут этот сосед, мужчина уже сильно в годах, берёт и надевает ведро с водой на голову нашей хозяйке. И говорит: «Если моя жена из-за тебя помрёт, я тебя убью». Не дословно цитирую, но смысл именно такой. Сказать, что я опешила, значит не сказать ничего. Одна льдинка рассекла хозяйке бровь, у неё кровь капает, она мокрая стоит и уже начинает ледяной корочкой покрываться. Дело-то, напомню, в феврале было. Мы сели в машину, я печку посильнее включила, а сама думаю – вот это приём. Там родственно-наследственные претензии впоследствии оказались, но юридически всё было чисто. А просто у людей была обида, что дом не достался им бесплатно. Тег «яжродственник», как сейчас принято писать во всяких социальных сетях.

Мы поехали обратно, и при подъезде к Москве, буквально на МКАД, у нас спустило колесо. Была уже ночь, сервисов маловато, кое-как добарахтались до ближайшего, где доброжелательные мастера обнаружили у нас в колесе гвоздь длиной 10 см. Видимо, когда он в колесо зашёл, то шляпкой дырку закупорил, и мы смогли проехать почти тысячу километров с гвоздём в колесе. Приехали домой слегка, скажем так, обескураженные. И сели думать. Думали два дня, а потом позвонили хозяйке – покупаем! Оформляем сделку! И в этот же день тест на беременность показал мне две полоски. Намёков уже не было, нам сказали прямым текстом, что мы всё правильно сделали, и теперь сами виноваты.

«Рядом» для деревни – совсем не то, что для города

– Таня, вы у нас на приходе относительно недавно, насколько я помню, примерно три года. Скажите, при переезде из города в деревню какую роль сыграло наличие действующего храма в нашей округе, и сыграло ли вообще, или это потом стало важно и нужно, после переезда?

– Мы ещё на стадии выбора дома задавали вопросы о наличии школы, магазина, церкви. Хозяйка дома, в котором мы теперь живём, ответила на все вопросы утвердительно. Правда, потом оказалось, что «рядом» для деревни – совсем не то, что для города. Школа от нас в 15 км, церковь в 8, ближайший магазин в 4 км. Правда, приезжает автолавка, но там всё чересчур дорого, не факт, что хорошего качества, и не тот ассортимент, который нам интересен.

Но после переезда мы в церковь пошли в первый раз, наверное, не раньше, чем через год. Как всегда – было недосуг, да и не были мы на тот момент воцерковлёнными. Я на Пасху ходила крашеные яйца святить – вот мой уровень православия. А муж только на венчание со мной пришёл в храм. Не первый раз в жизни, конечно, но всё равно – были мы нечастыми захожанами.

– Ваша семья многодетная, а ведь вы, если дети не болеют, бываете в храме на каждой службе. Как вам это удаётся?

– Непонятный для меня вопрос. У нас правило – мы каждое воскресенье и каждый церковный праздник ходим в храм на литургию, причащаться. Это всё равно, как мы каждый день завтракаем, обедаем и ужинаем. Ни у кого из нас не возникает вопросов «как, зачем?» Правда, время от времени мы давали «слабину демократии» для детей. Возможность выбора. Но выбор у детей всегда один – лучше остаться дома и посмотреть телевизор. Поэтому сейчас мы в ракурсе службы эту демократию убрали. Это аксиома. Конечно, когда кто-то болеет или мы вынуждены уехать из деревни, например, в Москву, мы в церковь не идём. Но это бывает, слава Богу, нечасто. И по возможности мы, будучи в отъезде, стараемся сходить в местный храм, хотя бы детей причастить. А когда все остаёмся дома, то включаем по «Спасу» прямую трансляцию из храма, там каждое воскресенье тоже идут литургии. Хоть так поприсутствовать. Это уже как вода родниковая – ищешь везде возможность испить воды.

– Я наблюдаю, в вашей многодетной семье (Пете – 18 лет, но он сейчас в армии; Варе – семь лет, Егорке – недавно пять исполнилось, Диме – будет три) всё происходит одновременно. Труд и отдых, наведение порядка и беспорядка, пробуждение и сон, трапеза, прогулка, стирка, ремонт машины, болезни и выздоровление и т. д. В связи с этим вопрос – готовитесь ли вы к таинству Исповеди и Святого причащения сами, и готовятся ли ваши дети. И если да, то как это у вас происходит?

– До недавнего времени мы вычитывали Последование ко Святому причащению в субботу вечером, а последние месяц или два супруг каждый день утром на молитве, помимо глав из Евангелия и Апостола, которые положены к чтению, читает ещё один из канонов. Я вечером езжу на службу в храм, где читается канон на утрене, а муж в это время читает Последование. Детей мы к Причастию молитвенно готовиться не понуждаем, но Евхаристический Пост соблюдают в нашей семье все – после полуночи и до Причастия никто из нас не ест и не пьёт. Пока совсем крохотные младенцы были (на грудном вскармливании), конечно, этого правила не соблюдали, я кормила детей по потребности. Но постепенно они привыкали не есть, а позже и не пить до Причастия. Как-то удаётся их отвлечь от постоянного желания что-нибудь сгрызть мимоходом. Немного беседуем, когда повод попадается, со старшими детьми об Исповеди: в чём надо исповедаться, как себя надо вести, чтобы потом не пришлось раскаиваться. Но, скорее, это повседневная жизнь, нет какого-то специального урока. Главное правило – когда взрослые молятся, не шуметь: можете спокойно делами своими заниматься, но не мешать. Перед едой мы все вместе молимся, дети приучены не брать вилки в руки без благословения старших. И этим, кстати, они сильно отличаются от невоцерковлённых детей.

Ни на что, кроме детей, времени не остаётся

– Сейчас вы переключились в основном на пчеловодство, но в прошлом у вас был длительный «сермяжный» период, когда вы держали всех животных, кроме коров, всех птиц домашних. Как удавалось это сочетать с воспитанием детей и с церковной жизнью?

– В первое же лето, а мы приехали сюда в мае, после того как старший сын закончил 4-й класс, мы купили утят, гусят, инкубировали куриное яйцо, которое взяли у соседки. Просто все эти мелкие птенчики такие симпатичные (мой подход), и с них идёт экологически чистое (своё!) мясо и яйцо (подход мужа) – мы не могли отказаться от этого. Соответственно, вокруг этого всё и закрутилось – полки и клетки в птичнике, корма, лекарства, организация выгула, сенокос, зимний режим жизни в хлеву и т. д. Мы в то время обживались в новых для нас деревенских реалиях и в связи с этим часто ездили в Москву и Дубну, откуда я родом, и много покупали подмосковной экзотики – цесарки, перепела, индюки, зааненские козлята. Но для всей экзотики очень важны условия содержания, в отличие от кур и местных коз, которые, может, много молока и яиц не дадут, но зато их можно кормить со стола, а не качественными кормами. Потом ещё кролики как-то сами собой завелись.

– Сами собой? В норах, что ли? Я однажды видел такой необычный способ содержания!

– Нет, в клетках. Но через два года их выкосила их «фирменная» болезнь, после чего мы зареклись их держать. Ещё были овцы, индоутки, вьетнамские вислобрюхие свиньи. В общем, действительно, не держали только коров и лошадей, и то приглядывались и так и эдак. Но если вся живность, которую мы держали, могла позволить нам уехать на сутки-двое за пределы дома, то с коровой так не получится. Два раза зимой и три раза летом её надо доить, молоко немедленно перерабатывать и куда-то его сбывать. В последний год мы оставили себе индоуток, кур, свиней на откорм. И постепенно свели всё на нет.

Главная причина – подросшие дети, с которыми надо заниматься. Дочке недавно исполнилось 7 лет, пора идти в школу, и мы наконец определились с семейным образованием, а это накладывает на меня обязательства – занимаюсь с ней я. Вроде бы ничего сложного – читать, писать и считать, но это фундамент, и если она освоит его плохо, остальная учёба пойдёт через пень-колоду.

Средний сын требует внимания, ему 5 лет, надо тоже его постоянно держать при себе, следить за его речью, играми, поведением. Младшему 2,5 года, он ещё младенчик, от мамы никуда. Поэтому ни на что, кроме детей, времени не остаётся. Естественно, это подразумевает стирку, готовку, прогулки и т. п. Но благодаря нашей живности мы смогли многое узнать, например, о цикличности жизни, о повадках, болезнях, характерах животных, которые, к слову сказать, ненамного отличаются от человеческих, о здоровой еде, из-за чего теперь страдаем, так как не можем есть в мегаполисе магазинную еду. Ну, и заготовили огромное количество консервов (у нас есть автоклав).

Был даже курьёз, когда пару лет назад я пересчитала банки и нашла неучтённых 80 пол-литровых банок бараньей и свиной тушёнки. Сейчас мы эти консервы понемногу подъедаем.

Регулярным поездкам в храм на службу животные и птицы никогда не мешали.

Все трое знают: если что случилось – крестись

– Вы поёте на клиросе. Папа читает Часы и Апостол. Как папе удаётся в храме справляться с тремя малышами? Иногда я «спиной» слышу хныканье, а то и плач во время литургии – балуются они или слушаются его?

– Для нас обоих это было непростым решением, потому что, конечно, хочется постоять, спокойно помолиться, последить за ходом службы, а дети этого не дают. Был вариант – приезжать всем к Причастию. Но так урезать пребывание в храме мы не смогли, решили – все будем от начала до конца, спасибо, что вы нас в этом непростом решении поддержали; тут уж что – дети есть, за ними надо следить. Никто в храме не должен отвлекаться от службы из-за того, что твой ребёнок балуется. Отвлекаются, конечно, и наши дети, не стоят по струнке во время службы. Я даже не представляю, как этого можно добиться (и нужно ли?).

– Думаю, не нужно.

– Старшая дочка уже ездит со мной на вечерние службы, в это время часто стоит на клиросе, пытается разгадать текст на церковнославянском языке. Во время литургии мы последние два раза выдавали ей напечатанный крупным шрифтом текст Символа Веры, и она пела вместе со всем приходом. Ей уже 7, как я говорила, она из младенца стала отроковицей (подумать только!), теперь каждый раз исповедуется перед Причастием. Средний сын в этом плане самый сложный. У него сейчас такой возраст, когда на одном месте долго усидеть невозможно, а тут нельзя шуметь, нельзя бегать, нельзя громко разговаривать. Очень хорошо, что у нас в храме есть столик и стульчики, где дети сидят во время службы, рисуют, раскрашивают. Это очень сильно их утихомиривает. Но к «Херувимской» обычно у среднего терпение заканчивается, его начинает «колбасить», он путешествует туда-сюда по прихожанам, каждый его пытается хоть на пять секунд у себя удержать. А потом, на «Милость мира», мы преклоняем колени, это большая радость детям, они все группируются вокруг матушки, как цыплята вокруг клуши, и с воодушевлением кланяются, поглядывая друг на друга – кто поклонился лучше, ниже, ловчее. Ещё детям поручено гасить свечки, возжигать новые, убирать с подсвечников огарки, что тоже даёт им причастность к службе, это важно. Младший сын почти всё время спит на руках у мужа.

Мы обычно просыпаемся зимой не раньше 8-9 утра, а на литургию встаём в 7, так что дети, конечно, сонные. Но если дочка и средний сын уже повзрослее, если их разбудили, уже не лягут, то младшему, конечно, надо доспать недостающее. И главное – его укачать. Папа его обнимает, оборачивает своей курткой, и тот довольно быстро засыпает, правда, успев иногда поскандалить из-за карандаша или непоставленной свечки. Муж читает Апостол. На чтение Апостола его, спящего, муж передаёт с рук на руки матушке, а потом забирает обратно. Вообще, очень большим нашим недостатком является наша с мужем малая воцерковлённость. Мы не можем дать детям понимание того, что происходит на литургии, что это не просто стояние ровно до тех пор, пока придет время причаститься, а именно служба, с таинственным, волшебным и чудесным смыслом. А ведь детям это гораздо проще понять, если только суметь объяснить. Мы вот не можем.

– Будем работать над этим вместе, вопрос требует решения. Семья – это малая Церковь. Расскажите, как проходит жизнь в вашей малой Церкви. Есть ли молитвенное правильце, знают ли дети молитвы?

– Буквально пару дней назад я обратила внимание, что младший сын, который ещё не разговаривает, начинает креститься перед тем, как съесть первую ложку каши. Это для меня было совершенной неожиданностью, наполнившей таким восторгом, что сердце ёкнуло в самом прямом смысле слова. То есть не зря мы их постоянно стараемся приобщить к нашей довольно неуклюжей церковной жизни! У нас есть утреннее и вечернее правило, но вечернее я читаю уже, когда все спят. Мы каждый раз перед едой молимся, молимся перед дорогой. Утром у нас перед всякой едой есть традиция — кусочек просфорки и глоточек Крещенской воды, которой мы запасаемся на целый год. А перед сном мы помазываемся освящённым маслицем — крестообразно каждому лоб, грудь и спину. Дети мажут папу и маму по очереди и говорят при этом: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, Аминь». То есть эту молитву они знают точно, хотя, возможно, не понимают, что это молитва. Дочка, поскольку стоит со мной на клиросе время от времени, знает ещё «Трисвятое», «Господи, помилуй», «Пресвятая Богородице, спаси нас». Коротенькие молитовки, в общем. И все трое знают: если что случилось – крестись. И молись своим словами.

– Большой проблемой многих городских многодетных семей является трудовое воспитание детей. В деревне с этим как обстоит дело?

– Уверена, и в этом мы с мужем полностью солидарны, что лет до пяти дети должны жить в деревне. Не в пригороде, не в коттеджном посёлке, а именно в самой что ни на есть деревенской деревне.

Это та самая воля, которой не найти уже больше нигде. Это свежий воздух, чистая колодезная вода, простая еда, очень близкие (даже в силу квадратных метров площади) отношения с людьми разных возрастов, это игрушки, сделанные своими руками – палки, камушки, ветки, верёвки, тряпочки, грязь. Что угодно идёт за игрушки (оказывается, это по методике Монтессори, я недавно узнала). Это даже комары, к укусам которых мои дети равнодушны, а городские страдают от каждого укуса. И, в нашем случае, это возможность и отцу, и матери жить рядом с детьми 24 часа в сутки.

Это, конечно, очень тяжело, моё самое заветное желание – побыть одной хотя бы пару часиков. Но для детей это невероятно важное время – когда рядом папа с мамой, которые во всех их затеях принимают деятельное участие. И как раз детский труд, как таковой, выражается в помощи родителям. Средний сын знает всякие ключи и рашпили, или что там ещё в мужниной мастерской, гораздо лучше меня. Младший помогает топить печку (дрова подаёт), вытаскивать из подпола банки с заготовками. Дочка моет посуду, помогает застилать постели младшим детям. Все они приучены убирать за собой игрушки перед сном (хотя в доме всё равно постоянный бардак), все чуть не дерутся за пылесос, вешают и раскладывают свою одежду.

Но каких-то закреплённых конкретно за каждым из них, обязательных работ у них, пожалуй, нет. Да и мы сами стараемся максимально облегчить физический труд – те же самые стиральные машины, пылесосы, миксеры и прочее, – ведь в моём детстве было очень всё скромно, и моя мама, а уж тем более бабушки много делали вручную.

Я постоянно затеваю какое-нибудь мероприятие, вроде походов к ручейку (это около километра, но детишкам более чем достаточно), где мы строим мостки по болотине, чтобы легче было пробраться. Делаем кормушки для птичек. Ну, в общем, ничего экстраординарного. В этом главное – не лениться самому взрослому, потому что, конечно, дети всё делают коряво, нужно терпение, должно преобладать желание их чему-то научить, а не отругать за то, что плохо сделано, да и переделывать за ними приходится постоянно.

Больше всего угнетала бесполезность нашей работы

– Прожив достаточно долго в деревне, вы можете оценить качество вашей предыдущей жизни в городе как бы «с деревенской колокольни»?

– С материальной точки зрения мы, как я уже говорила, были очень хорошо обеспечены. Даже на момент переезда мы «просели» в доходах в семь раз, по моим подсчётам. Сейчас эта разница ещё увеличилась – детей стало больше, деньги обесценились, запасы подъели.

Мы с мужем и в мегаполисе не любили тратить деньги на всякую ерунду типа духов, бриллиантов, постоянной смены машин и прочую «статусность». Часть денег откладывали, на остальные вполне безбедно жили – на ценники не смотрели, ели, что хотели, ездили, куда хотели. На тот момент у нас был один ребёнок – мой сын от первого брака, он был уже достаточно взрослым, чтобы везде путешествовать с нами. Мы ездили в Карелию, на юг. За границей, правда, не были, но я периодически туда летала по работе.

Но если бы нас всё устраивало, мы бы никогда не уехали из столицы, с должностей и зарплат, в никуда, в глубинку. Ведь даже большая часть дауншифтеров уезжают в благоприятный климат, на берег океана, в полное безделье, и я их понимаю, если честно. Периодически, особенно в ноябре, когда световой день длится пару часов, хочется плюнуть, всё бросить и уехать в какую-нибудь Кампучию.

– Но он ведь не только в деревне короткий, но и в городе?

– Конечно. Но в городе, во-первых, есть освещение улиц, и это очень важно. А во-вторых, там всегда есть чем себя развлечь. И каналов больше, и Интернет быстрее, для эстетов вроде меня есть консерватория, для практиков вроде мужа есть секция рукопашного боя. И всё доступно, в первую очередь по транспорту. Вышел из дома, сел в метро, максимум через час ты на месте. Полный комфорт.

Но – сначала у нас начались проблемы со здоровьем. У мужа образовались камни в почках, и это в 35 лет, пошли фурункулы по всему телу. Я не могла забеременеть. Сейчас, прожив почти 8 лет в деревне, мы понимаем, что это было следствием отвратительного питания, воздуха и водопроводной воды, нервов на работе. И это все настойчивей побуждало нас к переезду в более чистое место России, каким в итоге оказалась наша Ватолиха.

И у мужа, и у меня появилось ощущение бесполезности, даже вредности нашей работы

Вдобавок и у мужа, и у меня на работе появилось ощущение не просто бесполезности, а даже вредности нашей работы. Не сами мы, но фирмы, в которых мы работали, в той или иной степени занимались осваиванием бюджетных денег. И, с точки зрения человечества, наше наличие на планете Земля было абсолютно бесполезным и бессмысленным. То есть – исчезни, скажем, я – начальник отдела внешнеэкономической деятельности компании АБВГД – и в мире ничего не изменится. Не то что бы мне хотелось какой-то славы или чего-то подобного, но бесцельность этого «бултыхания» откровенно утомляла и раздражала.

Я, конечно, не могу сказать, что здесь, в деревне, я приношу пользу обществу, государству или человечеству, но я по крайней мере убираю за собой мусор и не врежу экологии. Хотя бы местной. Это, на самом деле, сложно объяснить тем, кого всё в городской жизни и работе устраивает. Мы для них – чудаки, белые вороны и паршивые овцы в стаде. Так что я могу только констатировать – больше всего нас с мужем угнетала бесполезность нашей работы. Хотя делали мы её хорошо, по совести.

Сейчас, когда у нас появились маленькие дети, мы увидели ещё один плюс в жизни в деревне – безопасность детей. Я, будучи ребёнком, могла целый день гулять на улице, сходить ко всем друзьям в гости, там поесть, здесь уроки сделать на завтра, поцарапать коленки, порвать колготки, потерять варежки и т. п. – но родители всегда знали, что я в безопасности. Возможно, это было явление нашего города, очень безопасного, возможно, в детстве вообще дети не понимают, что люди могут причинить им вред. Но когда у меня родился сын, я уже не могла оставить его ни на миг на прогулке. Нужно было провожать его в школу, встречать из школы (это делали соседи по нашей просьбе, т. к. мы всё время были на работе), нужно было везде держать его за руку. Это ощущение опасности для своего ребёнка гораздо страшнее, чем всё остальное.

Здесь же, в деревне, дети уходят гулять на улицу, и мы даже не поглядываем в окно, где они и что с ними. Есть, конечно, правила – не лезть в пруд, не ходить на дорогу, где ездят лесовозы, не ходить по высокой траве (змеи), – ну, собственно, обычные правила безопасности. Но дети довольно легко их усваивают, если объяснить – почему так, а не иначе. А в прочие моменты я спокойна. И вижу, что детям здесь хорошо. Они действительно – и по поведению, и по внешнему виду – очень отличаются от городских детей. Поверьте – есть, с кем сравнить!

Буквально за месяц дача превратилась в ПМЖ

– Какими мотивами вы руководствовались, уезжая из города? Вас же сюда никто не приглашал, не звал, здесь нет какой-то общины православной, которая бы вас поддерживала на первых порах, да и жизнь здесь не сахар. Я вообще опасаюсь кого-либо приглашать сюда. В гости, пожалуйста, посмотреть. А сразу бросать всё и переезжать – это опасно.

– Мы переезжали сюда не по православным мотивам, мы вообще тогда о Церкви имели очень смутное представление, полное суеверий, ошибочных мнений и наговоров. Собственно, мы и не бросили всё, переезжая в деревню, у нас остались квартиры в Москве и Дубне, и мы не собираемся их продавать.

– Это очень важно! Многие совершили большую ошибку, продав свое жилье в городе.

– Да! Ну, и переезжали мы в каком-то помутнении разума, уверенные, что здесь будет наша дача.

– Мы, кстати, тоже поначалу были в этом уверены!

– Однако буквально за месяц дача превратилась в ПМЖ, сына устроили в местную школу, муж уволился с работы, зимой родилась дочка (родила я её в местном роддоме), и мы так и остались. Как наши знакомые из соседней деревни приехали в эти края в фольклорную экспедицию от института – и вот их экспедиция у них уже 20 лет длится.

У нас похожий вариант – мы тут «на даче» живём уже 8 лет круглый год. Мы вообще с мужем, слава Богу, довольно самостоятельные люди, многое можем сами, поэтому мы и не искали ни от кого помощи здесь. Наличие Интернета помогает сохранить общение с друзьями, хотя, конечно, их количество сильно поубавилось. Машина даёт необходимую мобильность. Внешний доход, конечно, развязывает руки, мы не должны в поте лица своего добывать хлеб свой.

– На расстоянии многим деревенская жизнь представляется идиллией: «Хорошо иметь домик в деревне, продукты все свои, экологически чистые, красота, свежий воздух, благодать, тишина, безопасность, молочные реки – кисельные берега»…

Но надо на что-то жить. Мне представляется, что один из самых реальных способов материального обеспечения горожанина, живущего в деревне, – это сдача городской квартиры в наём. Вы согласны с этим, может, есть что-то ещё?

Горожане не умеют так трудиться. И поэтому наш вариант – внешний доход

– Сдача, и не одной, а по возможности нескольких квартир. Конечно, мало кто обладает таким богатством, но это было бы идеальным вариантом.

Есть ещё пособия детские на детей до трех лет. Это поддержка символическая. Есть вариант пенсии, например, у военных. Или у пожилых людей, которые хотят на старости переехать за город. Надеяться на то, что можно, например, продавать молоко или картошку, выращенную своими силами, можно, только если деревня находится не более чем в 10 км от довольно крупного города, хотя бы 100 тыс. населения. Но тогда, конечно, о чистом воздухе и прочих прелестях деревенской жизни придётся забыть. Тогда начнётся именно страда – сенокос, уборка навоза, перенос тяжестей, неурожай, колорадский жук и ещё 33 напасти, которые описываются словосочетанием «зона рискованного земледелия». И доход будет очень скромным. По моим подсчётам и опросам местных жителей, максимум дохода – это за летний, дачный сезон около 50 тысяч в месяц с трёх коров.

Честно – мы к такому не готовы. Горожане не умеют так трудиться. И поэтому наш вариант – внешний доход.

– Вы приняли решение оставить из хозяйства только пасеку. Одним медом сыт не будешь, хватит ли доходов от нее для вашей семьи?

– Это не основной наш доход, скорее, разовая, довольно существенная сумма, которую можно потратить на какую-нибудь серьёзную покупку. Вообще, мы оставили пчёл и кур, и, пожалуй, в первую очередь для себя, для того, чтобы дети ели качественную еду. Сейчас очень много подделок мёда, не хотим никого обижать, но мы, если честно, предпочитаем есть только свой. И распространяем мы его среди очень узкого круга ценителей, готовых платить весьма приличную цену. Сейчас думаем над премиум-упаковкой. А вообще, рамка сотового мёда, на наш взгляд, – это прекрасный подарок человеку, у которого всё есть и которого уже ничем не удивить. А вот мёдом – можно!

– Если я правильно понял, старшую дочку вы хотите начать обучать дома. При этом в нашей школе очень мало учеников. И если их не будет хватать, отдадите ли вы её в школу или оставите дома?

– Очень сложно сейчас ответить «да» или «нет». Мы же решили обучаться дома не из-за того, что наша школа плохая, а потому, что мне очень не нравится сама современная методика, программа школьная, где очень много сумбура, плохо поданной и совершенно ненужной информации. Уверена, что программу начальной школы я вполне смогу преподать ребёнку самостоятельно, учитывая её ритм, оставляя время на занятия, например, в музыкальной школе и цирковом кружке, куда мы хотим пойти с сентября. Насчёт средней школы я уже не уверена, хотя физику, например, может давать мой муж, инженер-электронщик. Возможно, к моменту закрытия школы, если таковой момент замаячит на горизонте, мы придумаем какой-нибудь ход конём, чтобы этого закрытия не допустить. Возможно, уже наши дети к этому грустному году настолько вырастут, что это и не будет нашей проблемой. Понимаете, это слишком большой, тяжёлый момент, и, конечно, хотелось бы отбрыкаться от участия в его решении, потому что это потребует очень больших усилий. Думаю, что самым правильным ответом будет – мы будем решать этот вопрос по ситуации, и я не могу сейчас сказать, что мы не отдадим наших детей в нашу школу ради её спасения.

– Сейчас идёт Великий Пост. Как он у вас проходит, и в чём вы видите его смысл в вашей многочадной семье?

– Если говорить о кулинарной составляющей, то этот пост нам сложно даётся. Мы с мужем, видимо, уже в силу возраста, очень плохо переносим отсутствие животного белка, поэтому, с вашего благословения, убрали полностью из рациона только мясо и мясные продукты, а рыбу и даже иногда молоко и яйца себе позволяем. Детям кашу варю на воде, а в тарелки добавляю молоко. Яйца варю отдельно. То есть мы им максимально даём поблажку. Но, например, полностью убрали конфеты, а сласти — печенье, зефир и проч. – едят они после Причастия, матушка в храме их угощает, или в гостях где-то.

Я стараюсь себя сдерживать в обидах, окриках на детей (хотя полностью удержаться не получается, каюсь), в количестве съеденного. Муж всю первую неделю ездил на чтение Покаянного Канона Андрея Критского, что тоже подвиг, это первый раз в его жизни. Сейчас мы хотим ещё ездить на литургии Преждеосвященных Даров, которые будут в будни.

Но, конечно, мне кажется, что мы довольно прохладно относимся в этот раз к посту, нет строгости, нет тишины в сердце. Какой-то общий раздрай в делах, который всегда усугубляется к Посту, даёт о себе знать. Очень часто и скрупулезно приходится анализировать своё поведение.

Духами нас отучили пользоваться пчёлы

– Что ж, это спасительно.

Таня, в культовом мультфильме мама мальчика дяди Фёдора жаловалась, что ей в Простоквашино незачем и не для кого надевать вечерние платья, разве что быков очаровывать. Как этот чисто женский, женственный слой бытия реализуется в вашей деревенской жизни?

– Я раздала всю свою городскую одежду из прошлой жизни. Помимо всего прочего, я ещё и располнела после рождения троих детей подряд. Духами нас отучили пользоваться пчёлы. Кремами я не пользуюсь тоже, кожа стала заметно лучше. Большую часть времени я хожу в футболках, спортивных штанах, юбках, что попроще. Зимой куртку накидываю. Из обуви, в основном, – пластиковые калоши (у меня они «девчачьего» розового цвета), в которых и зимой не очень холодно, если быстро за дровами или по другим делам выбежать. «Модно» одеваюсь в гости, в храм, в город за покупками. Но это тоже не та городская мода, к которой я привыкла.

Во-первых, изменились мои взгляды на одежду. Сейчас смотрю на то, что я носила, скажем, на юге, в Геленджике, и думаю: «Мдааа...».

Во-вторых, я уже не могу носить ненатуральные материалы. Только хлопок, лён, кожа, шерсть. В-третьих, почти всегда со мной мои трое малышей, и это обязывает носить немаркую одежду со множеством карманов, за которые можно зацепиться маленькими ручонками. Но, безусловно, женская потребительская составляющая во мне есть, не умерла (и не умрёт, я так понимаю). Время от времени у меня наступают периоды обострения, когда мне хочется, как я это называю, «причепуриться». Тогда я покупаю, например, водолазку того цвета, который мне нравился, а не надеваю ту, из которой вырос мой старший сын. Или перед поездкой в город крашу ресницы. Но в основном «причепуривание» у меня идёт в сторону дочки, которой сколько ни покупай заколки, носочки и прочую дребедень – всё будет мало.

Мы для них инопланетяне

Здесь очень атомизированы люди, остались в деревнях только те, у кого «хата с краю»

– Деревенская жизнь очень многогранна, особенно жизнь многодетной семьи, и этому можно посвятить отдельный разговор. Припомните наиболее негативный эпизод из вашей деревенской «робинзонады».

– Здесь очень атомизированы люди, я так понимаю, что остались в деревнях только те, у кого «хата с краю». Мы для них инопланетяне, они не понимают, как мы могли переехать из благополучия в неудобства. Поэтому контакты и хорошие отношения мы смогли наладить только с такими же, как мы, переехавшими из города в деревню. Впрочем, это и с нашей стороны пробел, так как мы тоже не понимаем причин поступков деревенских. Это сейчас я понемногу начинаю понимать, что к чему, но это понимание приобретается путём многократного наступания на одни и те же грабли. Очень много безынициативных людей, которым пусть будет плохо, но лишь бы их не трогали. Почти все мечтают, чтобы их дети и внуки уехали в город, в «лучшую жизнь», хотя лично я отчётливо понимаю, что никакой «лучшести» в той жизни нет, а есть рабство. Хотя и здесь очень много отношений на уровне рабовладельческого строя. Особенно если есть какая-то власть, ведь местные жители юридически совершенно не подкованы, так их стараются унизить как можно сильнее.

Конкретных примеров, наверное, я так и не припомню, потому что не запоминаю плохого, так уж устроена моя память. Но однозначно скажу: за все годы ни разу не было настолько плохо, тяжело, чтобы нам захотелось отсюда уехать, убежать куда глаза глядят.

Русская печь – это величайшее из человеческих изобретений

– А врезавшееся в память приятное воспоминание?

О, пожалуйста! Первый раз приехав в СВОЙ дом, я замерзла, было начало мая, довольно холодно. И я решила САМА затопить печь! А оказывается, в доме с русской печкой, чтобы согреться, надо уметь ее топить. Чиркнуть спичкой и поджечь бересту – недостаточно. Неужели? Да! Надо открыть вьюшку. Пока я поняла, что такое вьюшка, дом заполнился чадом, и я вспомнила в музее г. Дмитрова инсталляцию «изба по-чёрному», где было очень темно и противно. Ну, что ж. С вьюшкой разобрались, топила я печку часа три, а тепло в доме так и не становилось. Ведь у печки, оказывается, есть зимний и летний ходы, и сначала надо прогреть трубу, протапливая летний ход, потом перейти на зимний, и тогда, уже к утру, можно и согреться. Наука! Но часики неумолимо тикали, а мужа и сына встречать мне надо было выезжать в 4 часа утра, и потому я решила прекратить топить и уйти спать на печку, завернувшись во все тулупы и одеяла, что нашла в доме.

Кошка моя всё это время сидела у меня за пазухой, выражая немой укор и покорное страдание в угоду хозяйке. Ей было 17 лет, она была наполовину сиамской, капризная, своенравная старушенция. Итак, мы с Маркизой залезли на печку и... я обомлела. В самом прямом смысле слова. Поскольку топила я печь долго, лежанка успела нагреться, и я из стылого неуютного дома попала в рай. Когда-то давным-давно родители взяли путёвку на 24 дня в Алушту, и там, после города, были дикие пляжи с огромными валунами. За день они нагревались на солнце, а за ночь не успевали остыть, и поскольку мы приехали в августе, то камни эти работали как огромные плиты для выпечки румяных пирожков. Я до сих пор помню то блаженное ощущение пропекающейся спины, причём насквозь, вплоть до пупка. И вот именно это ощущение я испытала тогда на лежанке русской печки.

Ни одна электроплитка не сравнится с протопленной лежанкой русской печи

Сначала из-за пазухи со словами: «Давно бы так!» вылезла кошка и уселась куда повыше. Потом я стала с себя снимать слой за слоем утеплённой одежды, пока не осталась в одной майке. Понимаете, ни одна электроплитка, или грелки, или ещё что-то такое... современное, не сравнится с протопленной лежанкой русской печи. Я с тех пор поняла Емелю, который по всей сказке разъезжал исключительно на печи. Я бы тоже не стала с неё слезать, если бы у моей печки были такие способности. Но надо было встречать моих мужичков, и потому я поставила все возможные будильники, чтобы не проспать в блаженстве. Кстати, поутру ни одного намёка на простуду, насморк и любые другие проявления переохлаждения не было. Русская печь – это величайшее из человеческих изобретений. Важнее колеса!

– В общем, «лезла баба на печь, был ветер встреч»!

– Как это?

– Поговорка местная такая. От бабы Лиды слышал. Думаю, у нее много смыслов, выбери подходящий для твоего воспоминания!

– Ох уж. Я по сравнению с бабой Лидой не мастерица говорить. Все приговорки у меня от бабушек. Но с печкой ни одна из них не связана. Самая часто применимая у меня – «охота пуще неволи». Она подходит под любую дурость, которых мы совершаем море. Ну, и – «доброму вору всё в пору». Вот, теперь мяч на стороне бабы Лиды, пусть отбивает.

– Таня, ваши малыши, как могли, помогали нам беседовать…

– Да уж, особенно Димка. Из кожи вон вылез, помогая! Удивительно, что очки ваши остались целы.

– Сейчас им пора спать. Когда я шёл к вам домой, видел, что ваш муж лежит под УАЗиком и что-то ремонтирует. Бензин капает ему прямо на голову. Он, наверное, ремонтирует машину, чтобы съездить в райцентр за цветами и подарить их вам на 8-е марта? Как вы думаете?

– Мой муж и романтика находятся на разных полюсах. Самым романтичным его подарком, по-моему, была коробка «Рафаэлло», а вот подарить установку газобаллонного оборудования на «Москвич-2141» (моя первая машина) – это вполне в его стиле. Зато машина находится в хорошем состоянии. Время от времени отсутствие романтики меня начинает угнетать, но разговаривать напрямую на такие темы я не приучена. Выручает совместная прогулка под ручку вдоль деревенских домов – туда и обратно. Поверьте, при наличии троих маленьких детей выкроить время на неё не так просто.

Но, при своей практичности и строгости, муж души не чает в детях, с которыми проводит огромное количество времени. Это вообще большая редкость по нынешним временам, да и «немодно» как-то «настоящим мужикам» этим заниматься, а он вполне спокойно остаётся иногда даже и со всеми тремя, бывало, что и на неделю, когда я, как «мать-ехидна», уезжаю решать свои проблемы.

Конечно, это очень нелегко, мужская психика не приспособлена для таких нагрузок, но он справляется. Да и засыпать днём дети предпочитают у мужа подмышкой. Это у нас называется «папа-усыплятор». И вообще, фраза «усыпи ребёнка» у нас в семье распространена, а внешних людей она приводит в замешательство, как и фраза «спусти ребёнка с лестницы». Нет, мы вивисекцией не занимаемся, просто наших детей надо укладывать на дневной сон, сами они долго вертятся, ворочаются, шумят. А в обнимку с папой засыпают за пять минут, аж похрапывают.

Приезжие могли приехать и 20, и 30 лет назад – всё равно мы «понаехамши»

– Как складываются отношения у вас с соседями, с местным населением?

– Отношения дружелюбно-нейтральные, хотя все москвичи тут по умолчанию считаются миллионерами. У нас забот по хозяйству и с детьми всегда много, поэтому мы с ближайшим соседом Сашей можем видеться раз в неделю или даже реже. Тут наделы большие, по гектару, мы не живём нос к носу, так что это неудивительно. Иногда друг другу помогаем, но они всё равно стараются справляться своими силами. И, повторюсь, подозрительность у них к нам есть, они не могут понять наших мотивов, потому осторожничают, держат дистанцию. В гости друг к другу не ходим, если говорить именно о деревенских. С приезжими поддерживаем дружеские отношения, особенно с теми, у кого тоже есть дети. Хотя эти приезжие могли приехать и 20, и 30 лет назад – всё равно мы «понаехамши». И наши дети тоже будут детьми «понаехамших», если тут осядут. В лучшем случае наши внуки могут здесь сойти за местных.

Здесь каждый день напитан благодатью

Женщине в деревне без мужчины сложно, а мужчина без женщины в деревне быстро опустится

– Тогда нынешних «местных», думаю, уже не будет никого, ими станут «понаехавшие», все к тому идет… Что бы вы могли пожелать тем, кто мечтает переехать из города в деревню?

– Здравого подхода. Здесь очень красиво, каждый день напитан благодатью. Здесь по-другому живётся, думается. Но без рациональной составляющей можно очень быстро разочароваться в деревне. Мы всё-таки состоим из плоти, живые люди. Нам надо спать в тепле, есть вкусную еду, читать хорошие книги. Всё это в деревенской жизни происходит иначе. Надо это не просто понимать, а принять в себя, сделать очевидным. Для этого самым идеальным вариантом, на мой взгляд, будет приезд на долгосрочное гостевание к кому-нибудь знакомому. В отдельный дом. Причём в самый противный сезон – март-апрель или ноябрь. Когда распутица, мало света, грязища на улице, сырость, а по телевизору – только Первый канал с его ужасающими передачами, отсутствие по нескольку часов в день электричества. И вот, если в этот период вы выживете здесь, если вам понравится, несмотря на неудобства, – вероятно, вы и сможете жить в деревне. Ещё важным моментом, мне кажется, будет совместный переезд пары – мужчины и женщины. Женщине в деревне без мужчины крайне сложно, здесь много тяжёлой физической работы, без которой никуда (или это встанет «в копеечку», да и не факт, что сделают хорошо). А мужчина без женщины в деревне очень быстро опустится. Будет есть картошку в мундире из чугунка круглый год, мыться раз в месяц (и умываться тогда же). Не каждый, конечно, но как правило. Мнение, что найти пару можно здесь, лично я не поддерживаю, потому что это разные галактики. Не о чем поговорить, а больше – не о чем помолчать.

– А я, Таня, знаешь, очень рад тому, что у вас, живущих в деревне и любящих её, и не только у вас, растут дети. Это – будущее. Будущее нашего прихода. Будущее Русской Деревни.

Обращение к читателям портала Православие.Ru

Несмотря на кончину батюшки Алексия, на нашу общую скорбь, мы продолжаем восстановление Свято-Троицкого храма и приходской жизни и с благодарностью примем любую помощь. Денежные переводы можно посылать:

  • на карту Сбербанка: 2202 2005 5259 7849 Ольга Михайловна Назарова;
  • или на счет получателя («Сбербанк»): 40817810355861127078 или «Почтой России» по адресу: 172892, Тверская область, Торопецкий район, почтовое отделение (п/о) Выдры, деревня Юханово. Матушка Ольга Михайловна Назарова.

Сообщайте ваши святые имена: будем о вас молиться!

Наши телефоны:

  • +7 (48268) 25-182;
  • +7 (910) 930-20-03;
  • +7 (911) 359-36-11.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Барышня-крестьянка» «Барышня-крестьянка»
Наталья Прокофьева
«Барышня-крестьянка» «Барышня-крестьянка»
Наталья Прокофьева
Как участие в строительстве храма помогло бывшей предпринимательнице справиться с последствиями автокатастрофы и научило жить в условиях села.
«Церковь – она не для золота, а для спасения» «Церковь – она не для золота, а для спасения»
Свящ. Алексий Новиков
«Церковь – она не для золота, а для спасения» «Церковь – она не для золота, а для спасения»
Беседа со священником Алексием Новиковым из тверской глубинки
О мудрой деревне, особенностях пастырского служения, когда вокруг всё одно и то же и все одни и те же, об искушении «позолотой», важности слова «свой» и о том, наказание или счастье быть сельским батюшкой.
Полевой эксперимент. Зачем я уехал из мегаполиса в деревню Полевой эксперимент. Зачем я уехал из мегаполиса в деревню
Андрей Рогозянский
Полевой эксперимент. Зачем я уехал из мегаполиса в деревню Полевой эксперимент. Зачем я уехал из мегаполиса в деревню
Андрей Рогозянский
Десять лет исполняется с той светлой минуты, когда после многих сомнений и переживаний мы с женой и детьми совершили дерзкий побег из Петербурга в деревню, на постоянное место жительства. Сегодня прошедшие годы выглядят как один день, а выбор кажется само собой разумеющимся. Даже не представить, что было бы с нами, останься мы в городе, — так много значил и изменил в нас порыв переустроить всё заново.
Комментарии
Мария28 августа 2018, 22:17
16 августа 2018г. о. Алексий Новиков преставился о Господе. Просим ваших молитв о новопреставленном протоиерее Алексии. Упокой, Господи, его душу!
священник Алексий Новиков 4 мая 2018, 21:11
Сердечно благодарю всех за помощь, за комментарии! Они не однозначны - тем лучше))
Тем, кто хочет нам помочь, сообщаю новый номер своей карты Сбербанка:4276 8802 4277 7229 Алексей Николаевич Н. Номер, указанный в просьбе о помощи, больше не действителен.
Даст Бог, продолжим беседу))
Светлана30 апреля 2018, 01:36
Продолжу. Видно же, что у о.Алексия, действительно, сердце болит за людей и за деревню. Помощи ему в его делах, сил и терпения! Иконостаса нет?Так в наших силах помочь (медом, пирожками и.т.д))). Таких людей, как о. Алексий беречь надо. Татьяне отдельное спасибо. И благих пожеланий всем делающим дело.
Светлана30 апреля 2018, 01:13
Прочитала статью - обрадовалась, прочитала комментарии - расстроилась. Простите, такое ощущение, что Татьяна и о.Алексий кому-то здесь что-то должны. А возродить Россию они нам тут не обязаны? Люди делают, что могут. Ивановы выстраивают малую церковь. С любовью, трезвостью в своих возможностях, поэтому и необходим внешний доход. Да, не деревенские они, и что? Правда, Татьяна показалась мне самодостаточным человеком. Думаю, ее эти ком. не смутили.
Александр14 апреля 2018, 09:35
Ольге: Да! Это несомненный дар - так писать, и он идет от природы (породы?) человека, развит ли характером жизнедеятельности... но вне всякого сомнения - его необходимо поддерживать. Такое неторопливое разумное письмо сегодня редко встретишь. На нем отдыхаешь - оно располагает. И дай Боже отцу Алексию многих лет здравия, чтобы талант этот не только проявился и развился, но и реализовался в самой полной мере. И тогда возможно и потомки наши будут читать им написанное. Все жду, когда он решится на "крупную форму".
Ольга24 марта 2018, 21:08
Очень нравится манера думать и писать отца Алексия Новикова. Спасибо! Герои вызывают восхищение. Но как сама, родившаяся и выросшая в деревне, и сейчас часто живу, -- поверьте, местные вам не не доверяют, и рады вам. А вот отношение героини к местным и вообще к деревенскому несколько свысока. Возможно я не права, простите.
Сергий24 марта 2018, 17:12
Правильно все говорят авторы статьи. Без дохода из города или приличной пенсии прожить в деревне нереально. У нас, например, ОАО местное обанкротилось, работа есть только неквалифицированная на 15-20 т.р. за 10-20 км. Хозяйством не проживешь, цены на экологически чистые продукты не оправдывают затрат на корма и тяжелого труда. В Германии кг экологически чистой свинины стоит 20 евро, а в РФ уже меньше 200 руб,холдинги непрерывно снижают цену на свинину, из-за этого падают цены и на говядину. Наши местные фермеры животноводство постепенно вынуждены сворачивать. В статье не сказано,что дети не смогут получить приличное образование, да и круг общения очень сильно будет отличаться от городского.
Ира22 марта 2018, 22:23
Сложно рассчитывать на позитивные отношения с соседями в данной ситуации. Ближайшие соседи изначально были настроены против героев статьи (в силу материальных соображений), их мнение не могло не повлиять на остальных жителей деревни.
ЕН22 марта 2018, 13:52
Из Википедии:"...дауншифтеры — люди современные, которые идут в ногу со временем и имеют равный доступ к информационным ресурсам, ибо современные технологии позволяют выполнять работу или получать образование дистанционно, оперативно узнавать о последних событиях в мире и т. д., не находясь при этом в центре мегаполисов.

Кроме того, дауншифтинг положительно влияет на стабильность семейных отношений и уровень рождаемости, так как часть высвободившегося времени, которое ранее забирали работодатель и офис, можно уделять теперь супругам и рождению детей."
Статья интересная. Спасибо!
Ольга21 марта 2018, 02:31
Согласна с Анной и Мариной Петровой. Речи о возрождение деревни в статье нет, это не про то. Это про жизнь в свое удовольствие на "внешний доход". То же дауншиферство. Вся страна не может сдавать квартиры и ничего не производить при этом. Кто-то должен их снимать и работать тогда за двоих-троих.
У "местных", по словам героини,позиция "моя хата с краю". Только ли у местных, а как тогда слова о школе? Очень непростое впечатление от статьи.
Ilya Troshanin17 марта 2018, 17:07
Александру (про город и лишних людей) Скорее "лишние люди" сейчас проживают в депрессивных деревнях откуда бы и рады уехать, да не знают как. В сельском хозяйстве самый большой рост производительности труда в последнее время, крупные Агрохолдинг кормят не только Россию, но и экспортируют много чего. Не нужно столько людей на селе сейчас. А в городе наоборот требуются руки. Вот люди и перетекают в города. Нормальный процесс. Не помню кто писал что христианство вышло из городов и пошло в деревни, а сейчас в города возвращается. В городе и хлопот меньше, больше времени и возможностей для христианской жизни. Вообще новозаветный Рай-это Град Иерусалим...
Александр17 марта 2018, 09:02
Артем, чем меня восхищают подобные люди? Способностью на поступок. Единицы тех, кто на побег решается, побег осуществляет, и не дают себя поймать - город не всасывает этих людей обратно. Сетевые ресурсы переполнены "всерьез мечтающими" о побеге и даже готовящимися к нему, и жаль что на этот счет не ведется статистика. Город - вампир. а порой мне кажется, что задача его собрать все тухлые яйца по своим корзинам до решения вопросов - "когда и как" их закопать. Города переполнены лишними людьми, что ничего не производят, торгуя услугами себе, а все это оплачивается не в счет их труда, а невосполняемыми ресурсами страны. Цивилизация зашла в тупик. 9 из 10 "работающих" горожан паразиты поневоле.
Оксана17 марта 2018, 02:09
Какой приятный разговор получился у протоирея Новикова и Татьяны. Спасибо за хороший, честный, добрый разговор. Интересная женщина Татьяна - честная, смелая, добрая. Желаю земных благ этой семье, здоровья детям. Храни вас Господь и Царица Небесная.
Катерина 17 марта 2018, 00:41
Вот именно что подаяниями живет священник. И Церковь наша не требует десятины, а смиренно просит, кто чем может... Поэтому, когда уже мне хочется послать все нафиг, поменять работу на что-либо поспокойнее-поудобнее, я напоминаю себе: О бедных. Больных. Трещине по изображению Лика Спасителя в часовенке. Все это деньги деньги деньги. Чтоб их пожертвовать, их сначала надо заработать. Надо держаться вообщем. Хотя это и не очень комфортно - держаться:)
Катерина17 марта 2018, 00:29
священник Алексий Новиков16 марта 2018, 17:24 - про палки художественно, улыбнуло) возвращаясь к потребностям именно храм - в нашем приходе кто-то видимо жертвует на храм медом. Видимо, десятина. Мед освящается и продается. Не дешев. Но его покупают. Ведь это на храм. Это благое дело. Может, попробовать предложить мед там, где его охотно купят? Испечь по благословению хлеб? Пироги? Люди покупают это килограммами в церковных лавках. Это невероятно вкусно и популярно. Лавка того же Сретенского монастыря. В январе зашла туда с деньгами. Вышла уже обремененная продуктами и с пустым кошельком. Особенно хорошо выпечка уходит. У вас там очень-очень мало ресурсов, это понятно. Но тот же мед...?
Дмитрий17 марта 2018, 00:04
Порадовался рассудительности Татианы и практичности в хорошем смысле этого слова, то есть соединенной с верой. Хороший "тыл" для семьи. А мы , бывает, сравниваем, какие должны быть деревенские, какие городские, во сколько часов надо вставать кому и т.д.,завидуем и за этим не замечаем Божией помощи для каждого из нас...
Читательница16 марта 2018, 23:23
И что пристали к людям, как им нравится, так и спят. Цените искренность! Сколько москвичей и жителей других крупных городов имеют возможность жить в деревне припеваючи, ну по крайней мере не бедно, так ведь не едут они в наши ненаглядные русские просторы. Едут единицы, так хоть их поддержите, хотя бы добрым словом!)
Чтобы определить длительность сна надо знать время засыпания и пробуждения. Может человек ложится поздно, не думали?...
Ну бывают совы, жаворонки...
священник Алексий Новиков16 марта 2018, 17:24
Катерине:в райцентре в спорттоварах висит объявление:продаются палки для скандинавской ходьбы. В нашем Озерце,кстати,многие возрастные жители ей занялись,но палки используют не покупные,а сами делают-ольховые или березовые!Еду в храм-навстречу идут,с палками!Хорошо, когда хоть кто-то знает, как нам жить по-христиански)))Деревенский пастырь живет исключительно милостыней.У меня нет ни зарплаты,ни пенсии(мне58лет)...Попросить Пашу узнать про старенький компьютер, кому-то не нужный в передовой Москве-почему бы и нет?
Очень рад, что публикация привлекла столько внимания! Это было ее основной целью!Не составило бы никакого труда сделать просто сладенькую"конфетку")))
Катерина 16 марта 2018, 14:43
Извиняюсь за описку - вдова сестра моего мужа. Её муж погиб два года назад - вечером перевернулся на тракторе. Был выброшен в речку. Зажат колесом. С раздавленной грудью. Ударился головой о камень. Она с сыном нашли его в таком положении уже ночью и час пытались реанемировать. Это крестьянство. Там такое часто случается. Никто не спит в деревне до 8-9. Работа без выходных.
Опять таки не в упрек. Как пример двух разных миров. Философий. Про неспешность поспорила бы.
Катерина 16 марта 2018, 13:06
священник Алексий Новиков15 марта 2018, 17:17 - о. Алексий:) свекр мой 80й летний встает часов в 7 даже в выходные - свинье корма задать. Иначе лопоухое существо начинает противно визжать и встает на задние копытца, мордой в оконце:) жена (увы 45летняя вдова)мужа встает в 5 на дойку. Коров 15. Ложится в 21. Дед мой вставал с петухами. Бабушка на дойку в 5. Ложились в 21. Иначе утром не встанешь. Для них такой полубуржуазный образ жизни был бы соблазном. Но будучи христианами еще царской закалки - не завидовали, полагая, что без работы человек портится. Ну а и старенькие компьютеры надо все-таки зарабатывать. Мне тоже в лом на работу в 6 утра. А церковная десятина?А подаяние бедным?
Артём Шидловский16 марта 2018, 11:07
Статья довольно пространна, но, с моей точки зрения, там показаны вещи довольно тривиальные. А вот в замечании о бесполезности и бессмыслености существования в городе есть некоторое зерно. Как мне думается развитие деревни может развиваться в этом направлении. Город тяготеет к материальному, а деревня должна быть более духовной. Но человек по своей природе удобопреклонен, как известно, к материальному, к комфорту... И в таком случае движение идет, так сказать, от противного. И тут есть о чем написать, вот только не знаю стоит ли. Те причины которые описаны в статье, как по мне поверхностные, косвенные и не описывают истинных духовных причин проблем городской жизни.
Артём Шидловский16 марта 2018, 11:06
А проблем в гродской жизни предостаточно и многие из них неочевидны. И, по видимому, их количество будет только увеличиваться. Некоторые из отвечавших писали об утраченных возможностях прежней жизни, которую кто-то разрушил. Но это, как мне кажется, не вполне христианский взгляд. Если здание стоит на прочном фундаменте, то оно и не разрушится когда придет бедствие. Кстати если присмотреться то можно заметить что с созданием церковно-приходских общин у нас тоже пока что движения особо не видно. Так что может не стоит смотреть только на президента и ждать пока государство все сделает за нас. Те времена уже прошли, или может быть мы сами от них ушли?
Александр16 марта 2018, 09:23
Отец Алексий, а это не первый пример, одаривает замечательным литературным жанром, возможным верно только в Православии и в деревне. Я бы его назвал: «неторопливая проникновенная беседа». Воздействие ее на тех, кто еще способен читать неспеша, ощущать слово образное, а не искать информацию, бегло пробегая текст, велико. Огорчение вызывает, что интересные беседы размещаются, а потом про них забывают в том числе и написавшие их. А хотелось бы знать, как складывается судьба у подобных людей, как меняется характер, восприятие, чего достигли. Удержались ли, или опять сбежали в город… Ничего этого нет. Характерный пример: «Зачем я уехал из мегаполиса в деревню»
http://pravoslavie.ru/78864.html
Александр16 марта 2018, 09:10
Здравствуйте! Суть всякой Веры - Общинность и решение Нравственных вопросов - установление Правил жизни, когда время предлагает правила смутные (как сейчас). И те, кто здесь предложат более ясные Правила, отвечающие стремлениям чистых душ, или душ желающих очиститься и наложить на себя обязательства, ограждающие их от грязи, становятся объединяющим. Из прочитанного, и особо комментариев, а их всегда читаю особо внимательно, у меня давным-давно возникло странное ощущение, что Православие все более разделяется на две ветви: деревенскую и городскую. С разными ритмами жизни: размеренным несуетливым деревенским и наскоками спешных на выводы и поступки городской.
священник Алексий Новиков15 марта 2018, 17:17
Катерине:"...спят зимой до 8-9(затянувшийся выходной),общаются с местной аристократией и ходят в церковь.Обличают же за только второе,поскольку очень напоминает ситуацию с апостолом Петром, начавшим было возлежать с избранными".
Эх, Катя! Давно вы,видно не были в деревне Приезжайте к нам, увидите и "местную аристократию", и "апостола Петра", и "избранных"...Город,город...Танин муж Паша пишет другу в мегаполис:-Нам бы компьютер старенький детей приходских обучать!Тот отвечает:-А у нас храм расписывают!-Нам бы горюче-смазочных материалов на приход немного!Отвечает:-А у нас знаменным распевом будут петь!
Вот где галактики-то разные!А до 8 мы спим-если ложимся в 2,в3,раб.день не нормированный))!
священник Алексий Новиков15 марта 2018, 16:54
Наталье Ивановне- Об иконостасе, о службе во временном больничном храме и других наших проблемах можно прочитать в материале "Церковь -она не для золота..." http://www.pravoslavie.ru/104003.html (перед комментариями-картинка с моей персоной-этот материал как раз и есть))) В самом деле-где иконостас?Почему губернатор не озаботился этим?Или благодетель из Москвы(Берлина,Вашингтона...)? А что-если иконостаса нет,то"не считается"?Модернист?Католик?Еретик?В том материале видно на одном из фото, что епископ не побоялся служить у нас,когда и алтаря не было не то,что иконостаса!Прямо на солее и служили!Храм надо было открывать, молитвой наполнять, людьми...И руины храма видны на другом фото...
Марина Петровна15 марта 2018, 14:24
Ксении. Село от деревни тем и отличается, что в последней не было церкви. А что касается "внешнего" дохода семьи - в Москве работают арендаторы их квартир за себя и за них. Ну или скажем отдают им часть своего дохода. Я, кстати, без упрека. Просто не у каждого есть такая возможность. И героиня откровенно сказала, что в деревне без внешнего дохода делать нечего. Речь о том, что они НЕ могут быть надеждой на возрождение деревни, о чем рвется сердце батюшки Алексия. Выход один - забота о селе государства.
Марина Петровна15 марта 2018, 13:54
Продолжение...У нас в Куменском районе (Кировская обл.) есть сельхоз кооператив "Красное знамя". Постепенно к колхозу присоединяют деревни и села. В колхозе работают молодые агрономы. Всего работают 500 человек. Молочное животноводство, племзавод, растениеводство. Много детей и молодежи. Спортивные сельхоз соревнования. Оплата 90 % стоимости путевок на курорты и в дома отдыха. Есть и вакансии. Не хочу, чтобы получилась лубочная картинка - конечно есть и проблемы. Но! Много молодежи и детей. Восстанавливается Троицкий храм 1772г постройки в с.Ошлань. Во многом это заслуга директора кооператива и губернатора области. Дай бог, чтобы и д.Озерец не обошел вниманием губернатор Тверской области.
Марина Петровна15 марта 2018, 13:25
Не хочу никого обидеть, тем более героиню Иванову Татьяну. Семья принимает активное участие в жизни прихода, тем более что церковь находится в 8 км от дома. Я сама старше героини на 10 лет. Только что вышла на пенсию. С мужем строим загородный дом в деревне. Конечно мы дачники. Проблемы деревни такими как мы никогда не решить, даже если нас похоронят на деревенском погосте. Не все так удручающе в других местах. Продолжение...
Наталья Иванова15 марта 2018, 12:40
Уважаю людей самостоятельных! Приняли решение и осуществили его. Семья живет счастливо и это - главное. Мне кажется, что не надо требовать от людей, чтобы они "возрождали деревню" или, как еще от православных ждут многодетности, чтобы "улучшать демографическую ситуацию в стране". Это всё - лозунги. Что может сделать конкретный православный человек - это создать семью как малую Церковь и воспитать детей православными христианами. А остальное всё приложится.
Меня только вот что смущает: посмотрите на первое и последнее фото... Люди стоят на солее, сзади виден алтарь, в алтаре - престол, на нем - семисвечник... А иконостас-то где?!!
Читательница15 марта 2018, 12:11
Деревни действительно вымирают. Закрывают больницу (фельдш.пункт), закрывают школу. И все. Люди вынуждены уезжать. И действительно не слышно о гос. программах возрождения русской деревни.

Потому батюшкина семья и семья Татьяны тем более молодцы! Храни Вас Господь! И Божией помощи Вам!

К счастью, сейчас стали появляться люди-горожане, которые уезжают в более или менее глухую деревню, значительно теряя при этом в доходе, учат своих детей сами или кооперируясь с местными родителями, и в местных школах кто-то учит. Дай Бог, чтобы таких людей стало больше. И у них все получилось. А злопыхателей слушать надо так: раз злопыхают, значит все правильно делается.
Ира15 марта 2018, 10:32
Спасибо за статью! Героине спасибо за искренность и позитивный настрой, которым она поделилась с читателями. Священнику спасибо за труд по возрождению храма и за его боль, которую он испытывает за русскую деревню. К сожалению, критика в современном мире неизбежна, хотя за авторов немного обидно. Высокий рейтинг у статьи, значит большинству читателей все понравилось.
Михаил15 марта 2018, 08:01
Сердечно благодарю отца Александра и Татьяну! Очень рад за их семью, что они пришли ко Господу! Божией помощи вам прихожанам. А с деревней действительно сложная ситуация. На Кубани, где каждый клочок плодородного чернозема распахан, жители многолюдных станиц сидят без работы. С развитием техники и технологий все меньше потребность в физическом труде, как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. На полях не увидишь уже, как 20 лет назад, людей с тяпками, на современных фермах тоже почти все автоматизировано. Верю, что Господь все управит, пока не знаю как. Сам мечтаю жить на земле, мегаполис душит.
Катерина 14 марта 2018, 23:22
Читательница14 марта 2018, - вообще-то и интервьюер, и интервьюироваемая обходят стороной вопрос дохода, тактично избегая ненужных сбивающих спаталыку только деталей и называя доход "внешним":) потому и в комментариях не может быть (их и нет) никакого осуждения сдачи многочисленных квартир. Понятно только, что спят зимой до 8-9 (затянувшийся выходной), общаются с местной аристократией и ходят в церковь. Обличают же за только второе, поскольку очень напоминает ситуацию с апостолом Петром, начавшим было возлежать с избранными.
Людмила ис14 марта 2018, 23:03
Ксения, благодарю Вас за замечательный комментарий:" Когда деревня возрождается ДУХОВНО, то Бог управит и всё остальное..." Согласна с Вами, что такое ЗЕРНО непременно принесёт благодатные плоды. Угасают деревни без храмов. Божией помощи батюшке и всей большой семье Ивановых.
священник Алексий Новиков14 марта 2018, 20:24
Марии. Не только ТВ не смотрю,но и ютюб мне не доступен.У нас нет мобильной связи и интернета.Для этих удовольствий необходимы специальные усилители, антенны на высоких самодельных мачтах...Но прямой многочасовой эфир с президентом матушка видела(я уезжал по делам)-ни слова про деревню. И что самое страшное-ни одного вопроса про нее, про ее будущее, настоящее...А пишу (низкий за это поклон сотрудникам редакции портала) потому, что вижу ситуацию изнутри; извне, как показывают некоторые комментарии, она видится искаженно.Надеюсь, разговор продолжить!
священник Алексий Новиков14 марта 2018, 20:08
Беседуя с Таней,я не ставил цели понравиться читателям,или чтобы она победила в конкурсе на "лучшего кондового крестьянина".Сам я не во всем с Таней согласен,однако основное достоинство этой публикации-потрясающая искренность Тани.Я-священник, у меня в корне иное,чем у нее, и,возможно,у наших оппонентов,отношение к людям,и к"местным",и к"понаехамшим".Все мои материалы делаются с одной целью:привлечь внимание к умирающей Деревне.Раньше дачниками(и меня в т.ч.) звали тех,кто корову не держал(я,кстати,никогда никого не держал, кроме 3 кур и петуха).А теперь, те,кто так звали,сами без коров живут...А то и вообще в город уехали.А мы остались, я и папу с мамой у храма похоронил-ну и кто дачники?
Ксения14 марта 2018, 20:03
Присоединяюсь к Читательнице! Семья Татьяны просто молодцы! Осуждающие комментарии подразумевают, что возрождение деревни это "землепашцы-фермеры". Но в статье говорится о ДУХОВНОМ возрождении деревни, с которого начинаются экономические и социальные улучшения. На Руси деревня была сильна потому что ни одна без храма не стояла и ВСЕ ее жители каждое воскресенье ходили в храм. Так семья Татьяны и является таковой! В этом ее значение в духовном возрождении деревни. А откуда у нее доход это вообще не важно. Когда деревня возрождается ДУХОВНО, то Бог управит и всё остальное: появятся и землепашцы и молодежь начнет оставаться. С молитвы надо начинать. А герои статьи это как раз и делают. Молодцы!
Анна14 марта 2018, 19:38
Спасибо, отец Алексий, за ответ на мой комментарий. Если честно, я почувствовала некоторое самовозвышение героев над деревенскими. Я сама городская, живу в деревне, ставшей пригородом. Мой сын ходил в деревенскую школу. Он для деревни свой. Я очень рада, что отдала его именно в деревенскую школу, хотя могла устроить в престижную городскую. Это было почти персональное обучение. В классе
9 человек, школа начальная. Все друг другу друзья, учительница как родня. И качество обучения на высоте. Кстати, одна девочка приезжала из города. В городе она училась крайне слабо, учительница не могла уделить ей достаточно внимания. А в деревенской школе ее подтянули,училась хорошо и с радостью.
Читательница14 марта 2018, 17:26
Дорогие, о. Алексий и Татьяна! Вы написали такую искреннюю статью, Татьяна так подробно рассказала о своей семье, раскрыв все, включая на что они живут. И в ответ встречаются осуждающие комментарии. Пожалуйста, ради Бога, не обращайте на этих людей внимания. Вы и ваши семьи большие молодцы! Спасибо за вашу искренность, ваш пример пригодится многим!!!!!!

Хочется немного ответить тем, кто осудил героев этой статьи. Сдает человек квартиру и на это (в том числе на это) живет. Вам что до этого???? Не только те, кто переехал в деревню сдают квартиру, но и те, кто живет в мегаполисах, сдают квартиру, и не спешат переехать в тьмутаракань. А эти люди решились!!!
Сергей14 марта 2018, 14:46
Это реальная история моей бабушки. Она была грамотная, но на земле не работала. Имея шестерых детей купили дом и землю. Надо было выживать. Огород она сажала "по книжкам". Когда морковь подросла, то она стала её прореживать. Две соседки, опёрлись о забор и начали:"Дура ты дура, ктож её шас дёргает?".Осенью она(бабушка) стала выдёргивать морковины, раз в пять больше соседских. Соседки единодушно признали её ...колдуньей. Она, конечно им всё объяснила и научила выращивать овощи "по науке". Наверное, они были ей благодарны, но "своей", она им никогда не стала. А мой прапрадед, считался в деревне "чокнутым", т.к. был очень добр и незлобив. "Деревня" и его не считала "своим". Такая она - деревня
Сергей14 марта 2018, 14:28
А откуда такое заискивание перед местными? Почему деревня должна "принять"? Вспоминаю своё детство в деревне. К хозяину дома пришли пьяненькие мужики и стали просить навесной замок. Он дал. Я поинтересовался зачем, ведь в сельпо они продаются? " Так ведь дом подпалить могут". Учась в Москве, пришлось сменить дочери 1-й класс. Пара деток там говорила матом,как дышала. Вы думаете, что в деревенской школе по другому? Если я купил землю и дом, то это моя собственность, у меня есть свои православные взгляды на жизнь. Пусть окружающие приспосабливаются, если хотят. Добрососедские отношения, конечно нужны и очень желательны, но исключительно на православной основе и своих нравственных принципах.
Татьяна. 14 марта 2018, 13:03
" Внешний доход" в этом все и дело . Все равно на вас кто-то горбатится. Если у всех Россиян был доход как пенсия у военных - может и городов в нашей стране не осталось, а вся территория покрылась хуторами. Героев не пугает их положение- вень они защищены материально - дети поедут в город "по-любому". Но все же герои люди умные, незаурядные и я желаю им счастья и любви , и кротости, и смирения.
Наталия14 марта 2018, 10:54
Спаси Господи, о. Алексий, очень нужная статья, которая поможет многим сомневающимся решиться на такой же шаг. Для себя увидела, что даже людям далеким от церкви - Господь помогает. Мы пропитаны миром и мирским, и рвануть и отказаться от всего сразу в мегаполисе очень тяжело. Не увидела плохого отношения к местным жителям, увидела в словах Татьяны разумность и мудрость житейскую, и полностью поддерживаю ее в том, будет недопонимание со стороны местных, а где-то и зависть. Господь управит все. А лучшие друзья в многодетной семье - это жена для мужа и муж для жены. Крепкого здоровья Вам, батюшка, и этой замечательной семье, особенно деточкам.
Марина Петровна14 марта 2018, 10:47
Очень печально. Деревне нужны крестьяне, по-современному фермеры. Чтобы жизнь в деревне кипела, работа спорилась. Был настоящий хозяин, работодатель.
А эта семья - дачники.
Живут в деревне на свежем воздухе безбедно, есть возможность не работать сдавая свои квартиры в аренду. Сама деревня им не интересна. Школа деревенская их не волнует - она им не нужна. Деревенские жители их поняли и потому не принимают. Они там чужие и деревня им чужая. Такой боли о вымирающей деревне, как у батюшки Алексия у них нет. Не уверена, что старший сын приедет в деревню после армии. Очень грустная статья.

Ксения14 марта 2018, 08:43
Спасибо, о.Алексий, за ваш нелегкий труд в служении в деревне. Спасибо Господу, что "посылает" туда жить такие семьи как у Татьяны. Ведь главный вопрос не в том, чем они зарабатывают: натуральным хозяйством или сторонним доходом. Они возрождают деревню тем, что благочестиво живут там, рожают и растят там детей,регулярно посещают храм Божий, участвуют в его жизни и являются примером для других жителей. Чтобы деревня возродилась, нужно молиться Богу. А кому? Вот и заселяет Бог эти места людьми, которые будут жить по-христиански, создадут общину и будут молиться за свою деревню. Спасибо за интересную статью. Желаю Вам, о.Алексий, и Татьяне Божьей помощи!
Катерина 14 марта 2018, 01:12
Про школу не в укор. А просто констатация факта - трудно найти что-то общее с людьми из гетто, проживая исключительно в анклаве городских и исключительно в этом анклаве выстраивая свою жизнь. Ну и они это чувствуют и платят той же монетой.
Катерина 14 марта 2018, 00:29
По поводу школы - закроют школу, и уж тогда точно там вороны будут летать. Избегать отдавать туда своиз детей интепретируется местными жителями просто и без этих психологических громоздких многоэтажек "брезгует нами и нашими детьми".
Катерина 14 марта 2018, 00:22
священник Алексий Новиков - уважаемый о. Алексий, благословите
Умирание деревни связано, на мой взгляд, с гибелью от рук большевиков Православия (хотя и деревенские сами свою руку к этому приложили, пример - погубленный храм, который вы восстанавливаете). Наказание последовало скороее и неотвратимое (и хоть кто-то выжил в этой мясорубке, прям удивляюсь). И вторая причина - гибель крестьянской общины. Губить её начал на самом деле Столыпин. А большевики добили. Атомизация антихристианская по своей сути. Вот и результаты: апатия и депрессуха. Если к восстановляющемуся храму потянутся их души - спасет Бог эту деревеньку. Нет - ну значит так тому и быть.
Читательница14 марта 2018, 00:14
Огромное спасибо батюшке Алексию и Татьяне за эту статью! Божией помощи вам всем в ваших делах!

Молодцы, что берётесь за семейное образование. Это правильно. Мама с высшим образованием и опытом работы в мегаполисе (в постоянном режиме дедлайн) с Божией помощью и помощью и поддержкой мужа должна справиться. Храни вас Господь! Ждём новых статей об этой семье и опыте учебы на СО! )

Спасибо батюшке Алексию, чувствуется, что он поддерживает эту семью. Им это необходимо.
Олегъ14 марта 2018, 00:11
Может я какой-то идеалист, но статья мне очень понравилась, сам ведь в деревне(большой правда) вырос. Здоровья, долгих лет жизни счастья и благоденствия это замечательной семье, этим весёлым, неугомонным малышам! Спасибо за прекрасную, дышащую жизнью статью!
Елена13 марта 2018, 23:49
В целом статья понравилась, но остался некоторый осадок. Согласна с Анной - это не возрождение деревни,
а просто людям доход позволяет жить, где хотят. А если что-то не понравится - уедут. А местные жители, у которых нет нескольких квартир в городе, должны выживать, занимаясь только сельским трудом. А он оплачивается, к сожалению, хуже, чем сдача одной квартиры. Вот и уезжают в город на заработки. К тому же, мне показалось, что в статье сквозит какое-то пренебрежение к местным жителям (простите, если я не права)
Мария 13 марта 2018, 23:30
священник Алексий Новиков: ..,Выступают кандидаты в президенты-никто ни единого слова о деревне... - а вы вместо дебатов на первом канале посмотрите выступления кандидатов на ютубе - там много того, что по телевизору никогда не покажут, с том числе и про возрождение деревни, и про поддержку сельского хозяйства
Варвара13 марта 2018, 23:16
Замечательное интервью! Дает надежду. Спаси Господь!
священник Алексий Новиков13 марта 2018, 22:55
Анне:В ваших словах много горькой правды.И мы тоже стараемся писать правду.Это-наша боль,печаль.Отправят деревенские детей своих в город, сами-на погост,и детям некуда и незачем будет возвращаться.И зарастет Россия борщевиком(у нас,кстати,его нет-не пускаем).Нам с матушкой и горсткой прихожан, таких же немощных,как и мы,деревню не воскресить,так пусть больше будет таких,как Таня с Пашей,пусть дети рождаются здесь,в деревне,и у таких людей,а не только у"неблагополучных", как их ласково принято называть!Иначе нас скоро не станет.Выступают кандидаты в президенты-никто ни единого слова о деревне.Словно нас уже нет.Клинической смерть-это еще не смерть, возврат к жизни возможен!
Сергей13 марта 2018, 20:55
Как можно стать "своим" в деревне со столь разными исходными данными? У одних за плечами, в лучшем случае ПТУ и работа дояркой и механизатором. А у других "вышка" и статусные должности. Стоимость дома в деревне и двушки в Москве? Одни сами выбрали, а у других деревня - приговор. Почему поля не паханые стоят? Не выгодно пахать. Дешевле и проще заработать в Москве и купить картошку из Египта. Пока не изменится экономическая ситуация (или политическая), никакого возрождения деревни быть не может. Земля кормила наших предков. Поэтому они и жили на ней. А сейчас нельзя выйти даже на самоокупаемость. Работать можно только в убыток, радуясь экологической чистоте своих продуктов. Или лечь костьми...
Сергей, г.Москва13 марта 2018, 20:44
Анне. Спасибо за Ваш комментарий. Есть в нем определенная правда. Но материал не об этом. Он о свободе нашего русского человека, который принял решение ехать "на землю" и поехал. И ничего эту семью не остановило: ни столичный комфорт, ни престижная работа, ни финансовое благополучие. А уж как они на этой земле устроятся, каковы их планы на будущее, нас не касается. Они - хозяева своей судьбы, свободные люди в свободной стране. И это главное. Для них и деревня - своё. Завидую им. Живут, как положено православному человеку, - сегодняшним днем. Поэтому и деток им Бог дает, и всё у них будет. Спаси Господи Вас, о.Алексий, за Ваш материал : этот и предыдущий. Храни вас всех "деревенских" Господь.
Анатолий13 марта 2018, 20:22
Прекрасно понимаю уехавших в деревню. Зимой раз в месяц приеду на дачу снег почистить. Лопату в сугроб, а от туда голубое свечение. Куропатки на огород прилетают, ищут под снегом яблоки. Воздух..... Не надышаться! Небо, солнце... Нам в диковинку, а люди так живут постоянно и счастливы. В нашей деревне на сто дворов коровы нет ни одной, коза в одном дворе. Много дачников сажают овощи, держат пчёл . Для себя, для воспитания своих детей. Татьяну понимаю и поддерживаю. Жизнь в деревне, деревенский труд детей закалит, научит трудиться. Уверен в их прекрасном будущем. Спасибо за хорошую статью.
Елена13 марта 2018, 20:20
Спасибо, очень интересная история. Помощи вам Божией во всех делах!
р.Б.Вероника13 марта 2018, 18:36
Спаси Господи, о. Алексий, за интересное интервью с замечательной православной женщиной - р.Б.Татианой. Получила огромное удовольствие, будто лично с ней познакомилась. Очень искренний вышел разговор. Да,многодетной семье тяжело! Но лейтмотив не в этом - с Божьей помощью, всё возможно верующему!У Татьяны прекрасный муж и замечательные детки - вот истинное счастье. Надеюсь, что на портале Православие.ру читатели ещё не раз встретятся с такими мудрыми, сильными духом прихожанами Свято-Троицкого храма д.Озерец и его настоятелем о.Алексием. Дай Бог всем доброго здравия и помощи во всех земных трудах!
Анна13 марта 2018, 16:23
Спасибо застатью. Но впечатления двойственные. С одной стороны приятно, конечно. Но с другой, герои ведь не стали деревенскими, они дачники, владельцы поместья. Деревенский продукт не производят,только для себя. Детей в школу не поведут. Так что говорить о возрождении деревни в этом ключе не стоит. У них по сравнении с деревенскими солидный капитал-образование,опыт работы, возможность отдаленной работы. Деревенские этого лишены, поэтому отправляют своих детей в города,заботясь о них. Что бы делали такие вот москвичи, не имея своего солидного багажа, если как они сами говорят, работать как деревенские не смогут. Я пробовала кормиться своим хозяйством да поняла, что не зря люди в город едут.
священник Алексий Новиков13 марта 2018, 14:40
Дорогие читатели портала, наши помощники, все, кто откликнулся - сердечная вам благодарность! Какая радость - чувствовать, что мы не одиноки, чувствовать вашу поддержку, вашу молитву! Напоминаю и прошу - указывайте свои святые имена. Пока есть возможность вынуть на проскомидии частику за каждое имя - давайте этим пользоваться!
Людмила13 марта 2018, 13:01
Спаси Господи батюшку Алексия и Татьяну с ее семьей за замечательный, благодатный рассказ о жизни в деревне, терпении, умении разумно и мирно жить и радоваться, трудиться и воспитывать детей. Дай Бог здоровья и Божьей благодати во спасение души.
Ljubovj13 марта 2018, 12:59
Spasi Gospodi Za statju!!! pomogi im Gospodi!! da vspomnilosj detsvo kak u babushki gostili letom eli chistie naturaljnie produkti chistij vozduk i dobrota tex ljudej kotorix k sozeleniju uze net
Владимир Астраков13 марта 2018, 12:37
СПАСИБО. БОГ в ПОМОЩЬ всем Героям и Героиням, упомянутым в этом материале. МОЛОДЦЫ!!!)))
Ольга13 марта 2018, 12:21
Спасибо Татьяне за интересное интервью! Многие бы с радостью - и я в числе первых - переехала бы в деревню, но, к сожалению, нет того пассивного источника доходов (сдача в городе квартиры), который бы обеспечивал жизнь в селе, а так деревня бы, конечно, ожила)). Дай Вам Бог здоровья и еще раз спасибо за искренние и интересные ответы.
Татьяна 13 марта 2018, 11:53
Спасибо за статью! Вот уже не первый год думаем о перезде из города! Кстати, по поводу семейного образования (СО), поинтересуйтесь "Классическими Беседами" (или Ирина Шамолина). Очень рекомендую)
Сами на СО второй год-небо и земля, по сравнению со школой!
Анна13 марта 2018, 10:41
Чудо)) так все ладно написано) все отозвалось внутри! Спаси Господи! Прекрасный получился диалог.. тоже очень хочется в деревню на постоянку. Курочек своих, сад с яблонями и вишнями.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×