Среди богатого духовного наследия одного из величайших отцов Церкви –Константинопольского патриарха Фотия (858–867, 877–886) особое место занимает его обширное послание к Армянскому католикосу Захарии I (855–876), сохранившееся лишь в переводе на армянский. Послание было частично переведено на русский язык академиком Н.Я. Марром в 1892 году.
Ниже представляем несколько отрывков из послания к католикосу Захарии, не переведенных на русский язык, в которых святитель Фотий освещает аспекты спасительного домостроительства Бога Сына, воплотившегося и вочеловечившегося «нас ради человек и нашего ради спасения». Продолжая святоотеческую традицию, патриарх Фотий представляет домостроительство Нового Адама как исправление первого Адама: одновременно будучи вневременным Богом и подчиненным времени истинным Человеком, Новый Адам, непостижимым образом прорываясь через время и отождествляясь с ветхим Адамом, исправляет все его промахи (по-гречески «амартия» – «грех»), таким образом доводя человеческое естеество к цели его бытия – к обожению.
Мы же веруем, что Рожденный от Отца Бог Слово прежде всех веков единосущен Отцу и сславим с Духом; «через Которого (Отец) и веки сотворил» (Евр. 1: 2)…
Сей (Бог Слово) волей Отца и благоволением Святого Духа в конце времен (божественным) естеством преклонился из отеческого лона… родился Сын в Вифлееме Иудейском, в граде Давидовом, славным образом вочеловечившись превыше мыслей и слов (человеческих), как человек (рожденный) от Жены и Сам же как Бог – от Пресвятой Девы. Обвитый пеленами, Он оказался под властью времени, но (одновременно как) Вневременный вместе с Отцом и Святым Духом был покрыт неприступным светом. Предвозвещенный звездою, принял поклонение от волхвов. (Бог) Слово возлег в хлеве бессловесных, но (как Бог) вместе с Отцом восседал на престоле. Сын Давидов носился в объятиях Девы, но словом (Своим) содержал всю тварь. По естеству плоти Он был питаем Родительницей, но и раздавал благие дары роду человеческому.
Он бежал в Египет из-за Ирода, но разрушил идолов египетских. Был посвящаем Храму согласно Закону, но и разрешил старца (Симеона) от уз телесных. Как человек Он крестился в Иордане, но взял грехи мира как Бог. Приближался к болящим и страждущим плотью, но изгонял изнуряющие скорби телесные. Вылепил око из глины и украсил его светом (очей), да познаем Создавшего из праха Адама и сопрягшего с ним душу живую. Он взалкал как человек, но как Бог пятью хлебами напитал семь тысяч. Будучи человеческого естества, Он сказал, что не ведает дня и часа (конца света), но, имея естество Родителя, соделал учеников сопричастниками неизреченного Таинства в горнице (сионской). По естеству нашему прибег Он ко смоковнице, чтоб поискать пищу, но сразу же от корней иссушил дерево; сие есть естество Божие. Как человек, как поистине имеющий наше естество, Он спросил: «Где вы положили Лазаря» (ср.: Ин. 11: 34), но как Бог по естеству вывел умершего из ада.
Был побит камнями, но не схвачен. Был продан за тридцать сребреников, но честною кровью Своей выкупил мир от греха. Он молился, чтоб научить меня молитвой избежать искушения. Преклонил колена на землю, чтоб соединить небесных с земными. Поднял главу Свою с коленопреклонения, чтоб земных вновь соединить с небесными. Он прослезился, но и отер слезы со всех лиц (см.: Ис. 25: 8).
Он был связан, но разрешил всех от уз греха. Он был увенчан терниями, но изъял от нас терние и волчцы греха
Был искушаем от диавола, но и прославляем от ангелов. Был на суде перед Пилатом и, как человек по естеству, был допрошен Пилатом, но и ангелы прислуживали Ему, ибо был Он Богом по естеству. Он был связан, но разрешил всех от уз греха. Он был увенчан терниями, но изъял от нас терние и волчцы греха. Он был распят как человек, но затмил светила как Бог. Он был подвергнут пыткам, но рассек скалы и потряс землю. Оделся в красную хламиду, чтоб разодрать одежду, сплетенную из листьев (смоковных). Обнаженным взошел Он на древо крестное, чтоб я крещением облекся во Христа. Вкусил желчь в пищу, чтоб я изрыгнул горечь вкушенного (запретного плода). Моему Спасителю предложили вино, смешанное с миррой, но Он дал (Свой) Крест взамен древа познания. Святую плоть Свою Он даровал вместо горького плода и спасительную кровь Свою – вместо источника Едемского…
Итак, Господь наш бы предан на суд в тот день и час, когда Ева вняла совету лукавого обмана змия, ибо в пятницу, в третьем часу (первозданные) вкусили от (запретного) плода. В том часу наш Господь взошел на крест, обнаженный от одежд, ибо Адам обнажился славы. И в шестом часу тьма объяла землю, ибо (в шестом часу) праотец покрылся (смоковными) листьями в раю. И когда (Господь) сказал: «Вот, Адам стал как один из Нас, выведем его из рая» (см.: Быт. 3: 22), сейчас сей новый Адам – Спаситель, олицетворяя первого Адама, вместо него возопил и сказал: «Боже Мой, Боже Мой! – для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27: 46). И так как (Бог) изгнал его из рая в мир сей, (Христос) на кресте возопил, испустил дух и плотью был положен во гроб, чтоб упразднить власть смерти и разорвать завет тления. И властно напав на ад, в вечернее время суток сделал слышными Свои шаги при дверях ада (ср.: Быт. 3: 8). И как Адам (прежде) вечером услышал звук шагов Господа Бога в раю, он и здесь (в аду) узнал звук их и вещательным гласом благовестил душам, содержимым в аду…
Древом спасения – Крестом – Он приблизил людей к древу Жизни
И (Христос) возопил на Кресте и властно послал (Свою) человеческую душу (в ад) и той же душой разрушил ад блестящим как солнце и превосходным огнем; Он сжег преисподнюю лучами Божества, пленил грехолюбивого князя и спас плененных, взял в качестве трофея пророков вместе со всеми усопшими. И заключенные двери райские, охраняемые серафимом, который пламенным мечом, постоянно обращаясь, хранил стези к вожделенному плоду, (Христос) сделал открытым путем для Адама и всего рода человеческого. Древом спасения (Крестом) приблизил (людей) к древу Жизни и исполнил обещание, данное разбойнику: «Сегодня будешь со Мной в раю» (Лк. 23: 43).
(Господь) возвеселил первозданного вместе со всеми праведными, пребывая с ними до начала первого дня недели (воскресенья). Дивной и славной мощью, блистательными лучами, бесстрастной плотью и Своей властью воскрес Он из гроба в начале первого дня недели, (как) Начаток усопших, Первенец из мертвых (Кол. 1: 18). И открыл для всех людей путь к воскресению из мертвых. Когда же хранители врат (небесных) открыли путь Царю Славы, (Он) воспарил на небеса, чтоб пройти превыше Властей и Господств духовных и словесных (существ). Воссел на престоле одесную Отца той же плотью…
Во время же славного пришествия, когда грядет (Он) судить живых и мертвых, придет той же плотью, соединенной с Божеством, дабы увидели Его пронзившие Его (см.: Зах. 12: 10) и чтобы собрал Он любящих Его в небесные скинии и сделал причастными их ангельским воинствам. Да достигнем их и все мы благодатью и человеколюбием Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, с Ним же Отцу и Святому Духу подобает слава, сила и честь ныне и присно и во веки веков. Аминь!
Так что кто винит ААЦ в этих ересях (монофизтстве, монофелитстев и тд.), тот просто попадет грех злословия на древний христианский Церковь.
«Один только есть Сын и Господь Иисус Христос, утверждаем, что два естества соединились; и верим, что после этого соединения, как бы уничтоживши разделяемость надвое, пребывает одно естество Сына, как единого, но вочеловечившегося и воплотившегося». (Кирилл Александрийский).
Мне кажется, что в настоящее время не нужны споры о букве - надо искать не что разделяет, а что объединяет всех верующих. А это Любовь.
Раиса, пусть компетентные люди работают над различиями между церквями. В статье речь не идет о Армянской церкви. Наша задача - научиться любить.
Геворг, статья просто потрясающая. Спасибо за перевод этой жемчужины