«Души так быстро, как храмы, не восстановишь»

Беседа с протоиереем Алексием Новиковым о временах: советском и нынешнем

Протоиерей Алексий Новиков, настоятель Свято-Троицкого храма д. Озерец Ржевской епархии, рассуждает о советском времени, о вечной человеческой слабости и о том, что нам поможет преодолеть эту расслабленность.

«Прошло уже почти 30 лет с момента распада СССР, мы бы получили уже несколько поколений молодых людей, не воспитанных на советской психологии, у которых была бы совершенно другая система ценностей», – говорит один мой знакомый. «Вот восстановим храм Христа Спасителя – и заживём! Вот прославим Царскую Семью – и будет у нас Святая Русь! Вот построим храм в селе, и вообще все будет хорошо», – горячится другой. Но вот и храм Христа Спасителя восстановили, и Царскую Семью прославили, и церковь в селе построили – и... кажется, всё то же. То же уныние, те же грехи, те же страдания. Где выход? Может быть, кого-то недопрославили? В чем причина страданий – лично моих и моего народа?

Социалистическое прошлое и детская свобода

Отец Алексий, как вы охарактеризуете ту самую «советскую психологию»? В чем она, по вашему мнению, выражается? Что в ней хорошего и что плохого? Как сохранить доброе и как избавиться от дурного?

– «Я рожден в Советском Союзе! Сделан я в СССР!» – припев этой песни, впервые прозвучавшей на новогоднем «Огоньке», кажется, в самом начале нулевых, сразу всплыл в сознании, как только уловил суть вашего вопроса. Говоря о социалистическом прошлом, я не могу не испытывать ностальгии, ведь это время моего детства, юности, начала взрослой жизни…

Каков ваш опыт советской жизни?

– Родился я при Хрущеве, вскоре социализм успешно продолжил развиваться под руководством Брежнева, потом Андропова, потом Черненко, и в финале – Горбачева.

Потом, несмотря на горбачевские перестройку, гласность и демократию – о, простите, чуть не забыл борьбу с пьянством! – произошел, как тогда его называли в СМИ, «путч». При этом путче социализм в моей Родине, как боксер, оказавшийся в нокауте, был опрокинут навзничь и подняться уже не смог. Великой Державе, Союзу, суждено было распасться, социализм – «самый прогрессивный общественный строй» – уходил в прошлое…

При Ельцине, за которого я с голосовал после этого путча, как сейчас помню, с великой радостью и надеждой, наступила, как мы поначалу думали, долгожданная демократия, которая недолго и неумело скрывала от восторженных молодых людей (мне тогда было 32–33) звериный оскал уже совсем было побежденного капитализма с его рэкетом, «рыночной» экономикой, «бандитским Петербургом» и прочими «радостями»…

С полной уверенностью можно сказать, что моё поколение – последнее из «воспитанных на советской психологии»!

А сейчас люди другие?

– Сын, родившийся в 1987-м, при Горбачеве, когда ему было лет 12, однажды нашел сохраненные мною «для истории» газеты «Правда» с хроникой XXV Съезда КПСС. Внимательно пролистав их, знаете, что он спросил? «Папа, а эти газеты настоящие?»

– «Настоящие, – ответил я, – они просто от времени пожелтели…».

Внуки мои, появившиеся на свет Божий уже в эру «айфонов» и «айпадов», «эпплов» и «самсунгов», о социализме имеют, думаю, такое представление, как я об эпохе дворцовых переворотов.

Так что уточним: не несколько поколений, а всего два живут уже без социалистической психологии, а фашизм в братской Украине снова «на коне», как будто и не было над ним победы в Великой войне. А третье поколение уже, возможно, и знать не будет, была ли та война.

– Что хорошего было при социализме, точнее, при попытке его соорудить?

– Социализм – общественный строй, в котором, как и в любом другом, психология, идеология, экономика (плановая!), управление, внешняя и внутренняя политика сплетены в тугой неразрывный узел. Брежневский период жизни нашего тогда социалистического государства принято теперь называть «эпохой застоя», мол, застой этот все социалистические завоевания и погубил.

В 1960-х годах мы всерьёз верили, что будем жить при коммунизме

Вы спрашиваете, что было хорошего при социализме. На первый взгляд – много чего. При социализме была идея: «Все во имя человека, все для блага человека!» Звучит-то как! А мы ведь эту фразу в школе наизусть учили. В 1960-х годах мы, пацаны, всерьёз верили, что будем жить при коммунизме, с самой высокой трибуны так и было сказано: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!» И вся действительность наша, успехи социалистического строя доказывали, как нам тогда казалось, правоту этих лозунгов.

Что могу сказать: в детстве я вообще никакого застоя не ощущал, жил да радовался.

– Можете вспомнить что-то из советского детства?

– Дошкольный мой возраст совпал с войной, которую вели Соединенные Штаты во Вьетнаме в начале 1960-х. Помню, как я, четырех- или пятилетний мальчишка, тайком от бабушки (!) вырвал из нового альбома для рисования чистый лист прекрасной плотной «гознаковской» бумаги и, как умел, нарисовал на нем танк с большой пушкой, на броне танка – большую пятиконечную звезду, и написал «РУКИ ПРОЧЬ ОТ ВЬЕТНАМА!», свернул его в 16-ю долю и спрятал глубоко в стенном шкафу, чтобы никто не нашел – это был порыв детского сердца, мой посильный вклад в освободительную борьбу героического вьетнамского народа.

В первом классе я, как и все, стал октябрёнком (интересно, знают ли нынешние первоклассники, что это такое?) октябрятская «звёздочка» сохранилась до сих пор, в третьем меня приняли в пионеры, но не вместе со всеми, в Центральном музее Ленина, так как я накануне схлопотал «замечание» в дневник, а в школьной столовой, «в узком кругу» таких же, с замечаниями.

Ребятам свойственно мечтать, мечтали и мы: о далеких экспедициях, о космических полетах. Кстати, любимыми фильмами и книгами того возраста были фантастические или приключенческие. Родители рассказывали, как весь народ в едином радостном порыве вышел на улицы городов, когда полетел Гагарин. В тот момент все ощущали себя одним могучим организмом, способным на любые свершения и подвиги: «Долетайте до самого солнца и домой возвращайтесь скорей!», «И на Марсе будут яблони цвести!»

– А была ещё «борьба за мир во всем мире»!

– Да, нас, пионеров, собирали вместо первого урока на незапланированные «линейки» в защиту Нельсона Манделы, Анджелы Дэвис, а когда случился путч в Чили, нас собрали, чтобы единодушно осудить кровавого диктатора Пиночета…

В 1970-м вся страна трудовыми и другими подвигами отмечала 100-летие со дня рождения Ленина (для нас, советских школьников, это был святой человек), в 1972-м, если память не изменяет, – 50-летие создания пионерской организации, в 1974-м состоялся тот самый XXV съезд, материалы которого мы в срочном порядке изучали к выпускным экзаменам, в 1975-м все, как один, с воодушевлением встретили 30-летие Великой Победы, и воспринимали мы ее именно как великую, и фашизм ненавидели…

Пятилетки в три года, соцобязательства, съезды КПСС, газопровод «Уренгой – Помары – Ужгород», строительство Байкало-Амурской магистрали, посевная, уборочная… – этим жили все от мала до велика.

Надо, наверное, еще принять во внимание, что это было время, когда авторитет старших был чрезвычайно высок. Причем старших далеко не только по званию, а по уму и возрасту. Нас воспитывали родители, учителя, радио – вещали на длинных волнах, т.е. на весь мир, на всю страну (а сейчас это только местечковый FM), и какие это были программы: образовательные, без грязи, крови, тупой «музыки» и скандалов каких-то там «звезд»! – телевидение (то же, что и радио, плюс отсутствие и там, и там косноязычных и гугнивых дикторов, которые поганят русский язык сейчас…

– Точно. Потом были первые телесериалы («Четыре танкиста и собака» – про войну, «Джуди» – про обезьянку, «Флиппер» – про дельфина, телефильмы «Приключения Электроника», «Гостья из будущего»), кино… По пять раз ходили за 10, максимум за 20 копеек на полюбившиеся фильмы («Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Белое солнце пустыни», «Джентльмены удачи», фильмы про индейцев с Гойко Митичем в главной роли, киноэпопею «Освобождение», вышедшую к 30-летию Победы… Помню, водили меня и на «Король Лир» Козинцева...

Мы знали, что наши родители получили бесплатное жилье (я уже его не получил, хотя обещали), что в нашей стране никто не платит за образование, за медицину, по бесплатным путевкам ездили отдыхать (некоторые даже в Артек!) – много вроде бы добрых и славных «завоеваний социализма», как тогда говорили…

Одним из основных нравственных принципов того общества было преобладание общественного над личным, человек-винтик всегда старался для общества: получил двойку – подвел весь класс, не выполнил норму – под угрозой соцобязательства всего цеха и т. д. Принцип этот точно и образно выражен и в знаменитой черкасовской фразе: «Всё остаётся людям!», и в незабытом еще девизе трёх мушкетеров – «Один за всех, и все за одного!» Как потом выяснилось – ничего людям не осталось. И ясно всем нам стало, что бесплатный сыр только в мышеловке.

До сих пор, когда все встают в начале исполнения Государственного гимна, я мысленно пою (про себя, конечно): «Союз нерушимый республик свободных сплотила на веки великая Русь, да здравствует созданный волей народа единый, могучий Советский Союз! Славься, Отечество наше свободное, дружбы народов надежный оплот, партия Ленина – сила народная – нас к торжеству коммунизма ведет!» – так это глубоко сидит внутри… Попробуй теперь объясни внукам, где теперь эта дружба и этот коммунизм…

Болезненное прозрение

Сейчас мы оба столько хороших слов произнесли. Я понимаю: детство, юность – хорошее время, конечно, но, как пел школьник Сыроежкин, «детство кончится когда-то, ведь оно не навсегда, станут взрослыми ребята – разлетятся кто куда». И разлетелись-то будь здоров куда. Всё ли было хорошо, если положить руку на сердце, без вздохов о светлом прошлом?

– Нет, конечно. Очень быстро стало ясно, что почему-то не все одинаково хорошо учились. Уже в первом классе появись «двоечники», «отстающие». Они были гораздо опытнее нас, домашних «хорошистов», лазили по помойкам в поисках всяких интересных находок, собирали пустые бутылки и просили знакомых или родственников их сдать – имели свои деньги (!) уже в первом-втором классе, собирали окурки и пробовали их курить, умели ругаться матом и учили нас, несмышленых, дрались постоянно, делали какие-то немыслимые самопалы, которые отрывали им при выстреле пальцы, карбидные «бомбы», выжигавшие неосторожным бомбистам глаза… Став постарше, они ездили на места бывших боев, в Синявинские болота – откапывать с войны оставшееся в земле оружие и боеприпасы (двое, помню, подорвались на найденной мине)…

Но почему-то уже в младших классах школы мы все чаще слышали (и рассказывали сами, тайком, уже зная, что за это могут «посадить»!) анекдоты про партию и ее генсека, про родину, про армию, про Чапаева и даже (!) про Ленина (в школе, кстати, нам втолковывали, что эти анекдоты сочиняют в Америке агенты ЦРУ, а шпионы тайно завозят сборники эти анекдотов к нам в СССР).

Простите, перебью. Справедливости ради замечу: по словам моих немецких собеседников, абсолютно такие же политинформации они выслушивали у себя в школе про русских. И бомбы, замаскированные под игрушки, злые русские солдаты подкидывали бедным афганским детям, и напасть они на свободную Германию (ФРГ) хотят – только мужественный блок НАТО противостоит этой варварской агрессии.

– Впервые случилось: что русскому плохо, то и немцу тоже! Впрочем, мы отвлеклись.

Почему-то, перейдя в 9-й класс, мы повзрослели настолько, что уже не могли не замечать изнанки, обратной, темной стороны строя, при котором жили. Вся школьная шпана, державшая в страхе не только нас, девятиклассников, но даже учителей, была укрощена остроумнейшим способом нашей директрисой, использовавшей для этого всего лишь одного ученика Володю, пришедшего к нам в девятый из «восьмилетки», но какого – чемпиона РСФСР по вольной борьбе в своей возрастной и весовой категории. Этот Вовочка (так мы его звали) почти не учился, двойки и тройки, подолгу отсутствовал (соревнования, спортивные сборы), но шпана стала как шелковая, и мы все понимали, что можно, фактически не учась, получить такой же аттестат зрелости, как получат и отличники, и нанимавшие репетиторов. Шпана, кстати, поступив в разные «путяги» (т.е. в ПТУ – профтехучилища, тогда рабочих много требовалось, рабочий класс в почете был, «гегемоном» сам себя называл), быстро, через год-два, вся оказалась «за решеткой», и это тоже плохо укладывалось в голове, но становилось ясно, что детство кончилось.

Как я понимаю, далеко не всё было безоблачно.

– Это уж точно. Почему-то после восьмого класса, в выездном летнем трудовом лагере (была такая романтичная форма трудового воспитания, я, правда, по здоровью был от него освобожден), продегустировав виски (он тогда в сельпо часто продавался), несколько наших самых передовых ребят, хорошистов и отличников, спортсменов, до полусмерти избили одноклассника, так что ему пришлось год не учиться – лечился. Виноватые, помню, понесли суровое наказание.

А уже после девятого в том же лагере избили другого мальчика, еврея по национальности, и били за то, что он еврей. Ему пришлось перейти в другую школу, стоял вопрос о том, чтобы зачинщику не давать аттестат!

А после десятого я поступил в медицинский институт, ездить на учебу приходилось через весь город, полтора часа в один конец, возвращался поздно, толстые медицинские учебники и атласы с трудом помещались на письменном столе. Новые люди, новые цели, новая, взрослая жизнь. И почему-то все шесть лет обучения не только нам, будущим врачам, но всем, кто желал получить высшее образование, приходилось «изучать»: историю КПСС (два первых курса!), затем философию (диалектический и исторический материализм), научный атеизм, политическую экономию, и наконец – научный коммунизм, в победу которого из нас, шестикурсников, выпускников, уже решительно никто не верил. По всем этим предметам полагалось иметь положительные оценки, в противном случае могли отчислить из института.

Почему-то пустели полки в гастрономах и промтоварных магазинах, на заправках не было бензина (его просто не было, приезжаешь на АЗС и читаешь на табличке: «бензина нет» – можете себе это представить?), а потом появились талоны на водку и вино, табак, мыло, стиральный порошок. И вдруг стало ясно, что всей этой социалистической жизни неминуемо скоро придет конец.

Комсомольцы-икроеды как зародыши нынешней «элиты»

Комсомольские «вожаки» отличались особенным цинизмом

Почему?

– Потому что всё прогнило. И «верхи» и «низы», и те, кто провозглашал, и те, кто внимал, ждали этого конца. Повзрослев, мы это ясно осознали и… возненавидели. Но затаились (открыто нельзя было выражать свои взгляды, можно было реально «загреметь») и ждали – скорей бы все это кончилось. Комсомольские «вожаки» отличались особенным цинизмом, много было среди них не просто лицемеров, но и пьяниц, развратников, взяточников. После первого курса института мы ездили в стройотряд под Астрахань на уборку помидоров, так «лидеры» наши сразу обобрали по всем углам стеклянные банки, в том числе и 3-литровые. Для чего? Оказывается, ежедневно бойцам стройотряда была положена черная икра в рационе, но ее дали только два раза: по приезде и перед отъездом, остальное «бонзы» увезли в Ленинград. Что могли вчерашние школьники, еще не утратившие «веру», противопоставить этому? Вспоминаю, и сейчас с души воротит от омерзения.

Убийственное враньё

«Номенклатура» жила совершенно иначе, чем народ, ведомый ею к светлому будущему

Повторю свое унылое: «почему»?

– Потому что вся наша жизнь строилась на лжи: от огромной лжи государственного масштаба (взять хотя бы лозунг «Партия – наш рулевой» – о руководящей роли партии и, как тогда непременно добавляли, «лично Леонида Ильича» – народ трансформировал это в «прошла зима, настало лето, спасибо партии за это!»; вспомнить всенародные демонстрации на 1-е мая и на 7-е ноября – нам, студентам-первокурсникам говорили: кто не пойдет – снимем со стипендии, и снимали), до маленькой, почти незаметной, частной лжи (те же бесконечные анекдоты на кухне, повальное воровство у государства – «все вокруг народное, все вокруг мое!», «ты здесь хозяин, а не гость, неси домой с собой хоть гвоздь» – хоть что-то, но надо было нести, и несли, сварщики – электроды, электрики – провода и лампочки, санитары – вату и бинты и т.д.). Висевшие на каждом большом, выделяющемся здании, на площадях и перекрестках лозунги откровенно лгали. «Равенство», точно так же, как абстрактные «Свобода и Братство», оказались недостижимы. Помню, когда учился в десятом, выпускном тогда классе, «Литературная газета» (издание, отличавшееся относительными неформальностью и остроумием в самые «застойные» годы) объявила среди читателей конкурс «На лучшее ругательство». Победила фраза Лёлика из фильма «Бриллантовая рука», услышанная Гешей в финале ночного кошмара: «Шоб ты жил на одну зарплату!» Партийная «номенклатура» жила совершенно иначе, чем простой «советский народ», ведомый ею к светлому будущему. Матушка моя учила в школе стихи «знаменитого» украинского советского поэта, председателя Верховного совета Украины, лауреата Сталинской премии первой степени (кстати, сына псаломщика, в духовной семинарии до революции обучался!) Павла Тычины: «Коммунiзм усе блище, немов небеса, тiльки в працi любов i краса! (коммунизм все ближе, как небо, только в труде любовь и красота)». Она говорит, что при чтении этих строк сразу вспоминалась поговорка «как до неба рачкi (как до неба на четвереньках)» – то ли коммунизм стал действительно ближе, как небо стало более доступным в связи с освоением космоса, то ли до него на четвереньках не доползти… Сами же школьники, не желающие заучивать эти «стихи», сочинили: «Краще з’iсти кирпичину, чiм учить Павла Тичину»…

Обезьяньи подмены

Кто отец лжи, всем хорошо известно. Как Россия вляпалась в такое плотное общение с этим персонажем?

– Пожилые люди (часто общаюсь со многими) говорят о социалистических временах: «Мы тогда жили в раю, но не понимали этого. Все было прекрасно, одно плохо, что Бога запрещали». Только и всего-то!

По-моему, блаженному Августину принадлежит фраза: «Дьявол – обезьяна Бога», т.е. он способен только поганить, коверкать, извращать что-то хорошее. То же случилось и у нас. Ведь теперь совершенно ясно, что демонстрации должны были заменить крестные ходы, портреты «вождей» и «классиков марксизма» – святые образа, детей стали не крестить, а «октябрить» (!), крестные родители стали «почетными родителями», таинство брака заменили торжественной регистрацией, ну, а Заповеди Божии трансформировали в «Моральный кодекс строителя коммунизма». Только и всего… Вот теперь и пожинаем плоды.

– Но потом-то Бога вроде разрешили...

– Заря российской демократии несла нам, как нам поначалу казалось, свободу от всех уродливых социалистических пережитков. Было в то время в ходу выражение: «свежий ветер перемен».

Я беспрепятственно и осознанно, на тридцатилетнем своем рубеже, принял Святое Крещение в 1989-м году. Помню, сижу на самом верхнем полке народных бань на Пушкарской улице (на Петроградской стороне много коммуналок и по сей день – ну ни позор ли? – помыться не всегда у людей есть возможность), а на груди у меня новенький алюминиевый крестик. Рядом мужик сидит, гораздо старше меня, покосился и спрашивает:

– Что, в Бога веришь?

– Да.

– А я ни во что не верю (пауза). Нет, я верю в Горбачева!

Дослушивать, во что или в кого он еще верит, я не стал, но почувствовал, что мой теперешний статус мiру этому не безразличен…

По вашим словам, христиане много самостоятельнее этого мiра: они не спрашивают у него разрешения, можно ли уже верить в Бога или надо еще маленько подождать, пока выйдет соответствующее распоряжение.

– Настоящие христиане – да. И, кстати сказать, всё советское время с его новомучениками и исповедниками – тому яркое подтверждение. Но это другая огромная тема.

И так же лгут рекламные щиты...

Появилась масса новых газет, журналов (их стали называть – СМИ), новых авторов, новых книг, новых голливудских (!) фильмов и мультиков студии Диснея, появилось вообще новое для нас явление – сериалы («мыльные оперы»): «Рабыня Изаура», «Санта-Барбара», «Секрет тропиканки»), появились иномарки, спутниковые антенны, кооперативные ларьки, в которых было полно невиданных продуктов питания, напитков и всяких других немыслимых товаров. Все это захлестывало, сбивало не просто с толку, а с ног, казалось, долгожданная «свобода» наступила! Мы и не знали тогда, что она подразумевает под собой «толерантность», гей-парады, валеологию, ювенальную юстицию…

В нынешние, демократические времена Бога никто не запрещает, но... мало что изменилось, и те, кто продолжает искать абстрактных справедливости, добра, равенства, истины, свободы в нашем подлунном мире, их не обретают. И так же лгут огромные рекламные щиты. Разве что коррупции при социализме «не было», а сейчас она появилась (но с ней борются!), да гигантская пропагандистская машина социалистических времен испуганно бледнеет перед одним лишь Фэйсбуком или Телеграмом...

Тогда и сейчас

Отец Алексий, подведем итог, пусть субъективный: что это было за время такое – советское?

– Конечно, вывод будет субъективен, и я ни в коем случае не навязываю никому свою точку зрения. Итак: я вырос при социализме, при нем прошли «золотые» годы моей жизни, поэтому, какой бы ни был этот социализм, он для меня этим и хорош. Так же, как будет хорошим нынешнее время для наших внуков. Это будет для них самым хорошим временем, именно потому, что это их детство, отрочество, юность. Вот и вся так называемая психология. Самые плохие качества социализма, на мой взгляд, – это всеобщая ложь и лицемерие, повальное «стукачество», доносительство (в каждой, даже самой маленькой организации, был свой «агент»), а также воинствующий атеизм – противобожие, возведенное в ранг государственной политики (это при том, что один из первых постулатов Конституции СССР был о «свободе совести»).

– А сейчас что за время?

– Хорошее в нынешней жизни – это, конечно, та самая свобода совести, которую, как выяснилось, никому никогда ни у кого нельзя отнять. Сейчас я понимаю, что свободным я не чувствовал себя при социализме только потому, что не познал Бога. Именно Богопознание делает человека личностью, а только личность, как очень метко сказал один пастырь, может быть свободной! Этими словами ни в коем случае не хочу дать почву тем, кто мечтает создать так называемый «православный социализм», в котором при социализме Бог не будет больше запрещен – мартышкин труд!

«Бог», «вера», «Церковь», «спасение» – понятия совершенно иррациональные, и встроить их, «пристегнуть» к неважно какой рациональной концепции социального строя не получится.

– Что плохо сегодня?

– Плохое сегодня, на мой взгляд, – это, прежде всего, подмена свободы вседозволенностью, веры истинной – верой в деньги, самое плохое – это нынешняя религия денег, поклонение златому тельцу. Именно она сделает своих адептов готовыми к принятию антихриста.

Во-вторых, мы сегодня лишаемся двух онтологически важных вещей: любви к чтению книг и любви к простому, повседневному физическому труду. Не ищите виноватых (их сейчас многие ищут, все виноваты, от дворника до президента) – это реальность, данность, в которой нам, еще не утратившим этой любви, приходится жить. Разве в том, что жители Озерца оставляют пустые бутылки и остатки закуси на автобусной остановке, где они привыкли «пировать», или убирающий могилку своих дражайших предков кладет бурьян и всякую ветошь с неё на соседнюю, заброшенную, виноват Путин?

Помню, на заре воцерковления врезались в сознание слова отца Н.: «Не слушайте того, что вам говорят вне Церкви». С тех пор и не слушаю. Поглядите, чем мы живем сегодня: телевидение – да ведь это сотни каналов, из которых многие откровенно порнографические, Интернет – Ютьюб, соцсети… Когда, да и зачем тут читать или трудиться?!

Все это не должно пугать нас, но должно подвигать к трезвению и к отказу от беспечности и праздности.

– Есть то, о чем вы думаете постоянно?

– Смотрю на наш восстанавливаемый храм и пытаюсь представить себе тех, кто его разрушал. Получается плохо, но кое-что удается представить. Выражение их лиц, тон разговора, ругательства, во что они были одеты…

Те люди, которые арестовывали и уводили священнослужителей, увозили святые образа, чтобы их сжечь или потренироваться на них в стрельбе, разоряли внутреннее убранство храма, а потом и почти весь его разрушили, делали это потому, что уже не просто их отцы, а скорее всего, и их деды утратили веру и возможность Богообщения – их руки были «развязаны», власть поддерживала борьбу с «опиумом для народа», а смиренные деревенские жители не могли противостоять этому разорению и разрушению. От старожилов все это слышал. Аналогично беззащитных и в колхоз принуждали «добровольно» вступать: приходят морозным вечером несколько «добрых молодцев» и говорят – давай корову и коня, а то сейчас начнем крышу раскрывать. А крыша из соломы или из дранки – долго ли ее раскрыть, а на дворе зима… Что остается? И отдавали. Во имя светлого будущего.

Мы – лишенцы

Вы думаете, это всё в прошлом?

– Не-е-т! Это все тут же, рядом с нами, и люди, пришедшие на смену тем, стали еще безбожнее. В самом начале восстановления храма Наташа написала на северной стене акриловыми красками небольшую надвратную икону, Рублевскую Троицу. Внешние леса еще стояли. Вскоре я заметил что-то, присмотрелся, и что же? Чья-то рука гвоздем процарапала все три Лика.

Закончили очередной этап восстановления, можно из временного больничного переезжать в настоящий, «большой» храм. А больница к тому времени закрыта уже была, только храмик наш там оставался. Переехали. Год к больнице никто не прикасался, еще через год окна (в том числе и в бывшем храме) выбиты, все, что можно было разломать, разломано. Захватчики, враги иноземные, иноверные это сделали? Путин виноват? Больно писать об этом. Но нужно.

Зло и тьма как были, так и остались, они рядом, они – в нас

Зло и тьма как были, так и остались, они рядом, они – в нас. Но и Истина, и Любовь – вчера, и сегодня, и вовеки Та же.

Процесс познания бесконечен, как и наша с вами жизнь. Бесконечно движение вверх, ввысь, к Истине, бесконечно можно и опускаться, падать вниз, во тьму.

На месте взорванного храма Христа Спасителя, помню, был большой открытый плавательный бассейн «Москва» с подогреваемой водой. Зимой от воды шел пар, и с тротуара было видно, как в этом пару плавали люди в купальных костюмах и резиновых шапочках. Да, храм этот, как и многие другие, восстановили, но души наши так скоро не восстановишь. Царскую Семью прославили официально – а прославили ли мы ее в своих сердцах, душах? Молимся ли мы Царственным Страстотерпцам?

Храм в деревне построили – а кому туда ходить, когда к сегодняшнему моменту деревни фактически не стало?

Кого-то «недопрославили»? Да, недопрославили! Бога недопрославили! Ведь ни я, ни вы не знали Его до поры, не могли мы прежде славить Его не только устами, но и всей своей жизнью. Так давайте теперь наверстаем упущенное. Встаньте с дивана – сходите в храм.

Обращение к читателям портала Православие.Ru

Несмотря на кончину батюшки Алексия, на нашу общую скорбь, мы продолжаем восстановление Свято-Троицкого храма и приходской жизни и с благодарностью примем любую помощь. Денежные переводы можно посылать:

  • на карту Сбербанка: 2202 2005 5259 7849 Ольга Михайловна Назарова;
  • или на счет получателя («Сбербанк»): 40817810355861127078 или «Почтой России» по адресу: 172892, Тверская область, Торопецкий район, почтовое отделение (п/о) Выдры, деревня Юханово. Матушка Ольга Михайловна Назарова.

Сообщайте ваши святые имена: будем о вас молиться!

Наши телефоны:

  • +7 (48268) 25-182;
  • +7 (910) 930-20-03;
  • +7 (911) 359-36-11.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Кто мы, русские, и куда идем? Кто мы, русские, и куда идем?
Александр Щипков
Кто мы, русские, и куда идем? Кто мы, русские, и куда идем?
Александр Щипков о церковно-государственных отношениях, Советском Союзе и группе «Ленинград»
В мире в целом сейчас идет поворот к традиции. Но внутри этого глобального поворота есть два направления, и мы находимся сейчас в очень опасной точке.
О «дураке», <br>или Один в поле – воин О «дураке»,
или Один в поле – воин

Людмила Селенская
О «дураке», <br>или Один в поле – воин О «дураке»,
или Один в поле – воин

Людмила Селенская
Человек, пострадавший за справедливость, отдавший жизнь за других, – не дурак. И у праведника всегда найдутся последователи, будь их двенадцать или всего один. Увы, авторы фильма «Дурак» предлагают нам иные выводы.
Перестройка: что и как мы «перестраивали» Перестройка: что и как мы «перестраивали»
Игумен Филипп (Симонов)
Перестройка: что и как мы «перестраивали» Перестройка: что и как мы «перестраивали»
Беседа с доктором экономических наук игуменом Филиппом (Симоновым)
Ровно 30 лет назад, 15 октября 1985 г., очередной Пленум ЦК КПСС дал официальный старт новому экономическому курсу, известному как «перестройка»...
Комментарии
Иоанна ***10 мая 2019, 10:46
продолжаю - Алле. "Лев Тихомиров пишет о том, что, потеряв Христа, Европа все свои религиозные стремления и представления о христианском идеале перенесло на общество. "XVIII веку принадлежит первая попытка гармонически слить эти стремления с чисто материальным содержанием жизни. Отсюда кажущаяся оригинальность его. На самом деле основные понятия, на которых XVIII век начал строить новое общество, все составляет отголосок христианства."
Иоанна ***10 мая 2019, 10:41
Алла:"Если в современном безбожии виноват СССР, то как объяснить безбожие Европы? Там не было коммунизма, а с верой ещё хуже, чем у нас. Из развитых стран западного мира только разве США более-менее ещё сохранили христианские традиции, у них много верующих".

Алла, любое безбожие легче всего объяснить... отступлением от Бога. Европа отпала от Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви в 11 веке, религиозные традиции протестантов (США) только условно можно назвать христианскими. Революция в России тоже созрела на постепенном, но неуклонном богоотступничестве русского народа, атеизм СССР - это следствие, а не причина.
Иоанна ***10 мая 2019, 10:32
Батюшка, сериал про обезьянку Джуди (собственно - о приключениях небольшой группы американских биологов, работавших в Африке) назывался "Дактари". Сериал показывали в рамках передачи "В мире животных", то есть по одной серии (минут 30) в неделю. И раз в неделю, по пятницам - "В гостях у сказки", прекрасные фильмы-сказки. Короче, неделя ожидания, а потом -настоящий праздник. "Четыре танкиста и собака", "Капитан Тенкеш" (польский и венгерский сериалы) - это в дни каникул. В этом плане тогдашние дети были неизбалованными. НО! Ввиду такой неизбалованности мы больше читали книг и больше играли на улице, посещали музеи и т.д. Это - бесспорно хорошо. Но без Бога ничего хорошего построить нельзя.
Михаил27 февраля 2019, 08:55
Быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается. Постепенно воцерковляется народ, больше людей ходят в храмы (по моим наблюдениям). Это не всегда можно промониторить человеческим оком, то что в душах людей делается. Но Россия воспрянет, изживем мы демократов, как изжили красную заразу. Просто не все сразу.
Татьяна16 августа 2018, 22:18
Братья и сестры! Сегодня, 16 августа 2018 г, о. Алексий Новиков преставился о Господе. Просим ваших молитв о новопреставленном протоиерее Алексии. Упокой, Господи, его душу!
Анна Резе20 июля 2018, 08:52
Здравствуйте,люди добрые. Тяжелое ощущение после статьи. Опять только очернение всего строя,образа жизни, взаимоотношений. Вот это прочитают мои внуки и души у них заболеют. Перед ними бабушки две,родные,любящие тот строй,ту Родину (она та же и сейчас)добрые из той жизни,с играми и песнями из той жизни и они подумают, что мы тоже полностью лживы? Что любовь,нежность,самопожертвование -цинично-притворное?Люди добрые,откуда же тогда это в нас,в советских людях? То,что бандиты не убили,враги народа не растоптали,"низкие пенсии" не унизили? Побойтесь Бога! Жили мы хорошо и в детстве,в школе,в семье,в училище,замужем,на работе,среди друзей,среди соседей и слава Богу за это. Не пачкайте свой дом.
священник Алексий Новиков23 июня 2018, 20:21
Александру Д.(23 июня 2018, 07:13):Дорогой Александр,рад,что у нас,православных,сохраняется чувство юмора)).Конечно,какой-то строй быть должен,и если этим строем по милости Божией вновь станет социализм,то буду очень рад и благодарен Богу,но православным не может быть ни один строй,а не только социализм.Передо мной лежит книга Николая Сомина"Православный социализм,как русская идея",а в соседней деревне живет АлександрМолотков,один из упомянутых вами философов,адептов правсоца,о нем недавно фильм сняли.Так что я в теме,и хоть и субъективен,но останусь при своем. Как можно радеть о православном социализме, но при это не причащаться? Наверное,не только строй,ноиЦерковь,наихвзгляд,пора обновить
Александр Д.23 июня 2018, 07:13
Дорогой батюшка,о православном социализме вы действительно написали не с ужасом, а с насмешкой,но какой то общественный строй должен быть, и современные православные философы не могут не думать о том,а каким же он должен быть хотя бы в идеале,и вариант православного социализма очень даже убедителен.О православном футболе я написал потому что живу в Москве рядом с Арбатом и у меня под окнами в настоящий момент происходит "мондиаль", даже по ночам, а наше священноначалие с экранов телевизора говорит,что мы должны молиться за наших спортсменов, и спортивные победы украшают нашу жизнь,а я то наивно думал,что они скажут,что за такое буйное нарушение петровского поста мы дадим ответ.
священник Алексий Новиков22 июня 2018, 15:46
АлександруД.22июня2018,07:37: Саша, перечитал свои слова о православном социализме и никакого ужаса в них не увидел.Православным не может быть ни социализм,ни капитализм, ни другой строй, ни тем более футбол.Православие нельзя пристегнуть к строю,потому что оно само и есть строй,наш "рулевой"- Христос!
Всем помощникам:сердечная наша благодарность! О всех помощниках, приславших имена, вынимаю частички.Пока есть возможность вынуть частичку за каждое имя, давайте ей пользоваться!Благодарю всех, кто оставил комментарии, всех кто не остался равнодушным.Матушка всем кланяется и благодарит за молитвы, химиотерапию пока прервали, нет показаний!Благодарим!Благодарим!Благодарим!
Светлана22 июня 2018, 11:14
Сергию 21 июня 2018, 09:58 Согласна с комментатором и благодарю Сергия, что он точно сформулировал, если можно так сказать, качество воцерковления соотечественников.
Александр Д.22 июня 2018, 07:37
Прочитал рассуждения уважаемого протоиерея с удовольствием,со всем согласен, но одно непонятно,почему он в таком ужасе от православного социализма.Ведь какой то общественный строй должен быть, и если не православный социализм то получается православный капитализм с православным футболом,а это куда страшнее.
Елена21 июня 2018, 11:01
Дорогой батюшка Алексий! Так хочется Вас поддержать, как-то утешить, видя Вашу боль за опустевшую деревню и непутевых ее жителей. Нам и самим бы поехать в деревню, да только здоровье не позволяет. По сути, мы все являемся в душе крестьянами - ведь до индустриализации их было больше 80 процентов населения РСФСР (а с республиками и того больше), и мы хорошо помним рассказы бабушек и дедушек о житье бытье на земле, а некоторые счастливчики, может, еще и пожили в детстве на каникулах в деревне. Семечко в нас есть, дай Бог, прорастет. По молитвам исповедников и новомученников, даст Бог, наполнятся деревенские храмы. По Вашему напоминанию будем "вставать с дивана" и славить Бога! Храни Вас Бог!
Сергий21 июня 2018, 09:58
Но идёт ли сам процесс восстановления душ - быстро ли, медленно ли? Приходя в храм, не надо забывать, что за 25 лет уже половина населения страны приходила, молилась, причащалась... и уходила. Официальные 5% - это текучка, это на данный момент. Мы скоро опять получим "постправославное" поколение, как в 1900-х у М. Горького. Благодать может не только освятить, но и обжечь. И тут ответит не каждый за себя, но каждый за всех и все за каждого, потому что слишком много соблазнов было и есть. Нужно как-то посерьёзнее и поконкретнее что ли... относиться к жизни, к своим поступкам и словам... Бог долго терпит, но какие потом ужасные удары бывают!
р.Б.Вероника21 июня 2018, 09:42
Спаси Господи, о.Алексий и Петр за интересные темы, волнующую многих православных христиан.Действительно, почему в нашем детстве мы были счастливы? Неужели, только от восприятия мира чистой детской душой? Ведь советское государство подменило духовные ценности и было безбожным...
Душа по природе христианка, именно поэтому, спустя годы, через страдания и ошибки многие пришли в пустые храмы. Кто- то только на пути ко Христу.Однако нужно время, чтобы восстановить изуродованные души... К сожалению, есть и другая сила,не терпящая возрождения православной России. Именно она разрушает государство через политиков, правительство, СМИ...Русь Святая! Храни веру православную! В ней же твое утверждение!
Татьяна21 июня 2018, 06:43
В подавляющем большинстве случаев человек обращается к Богу только тогда, когда ему очень-очень плохо. Вот как русский человек отдалился от Бога, можно судить по тому, что сейчас происходит. Социальная жизнь, жадные и жестокие руководители, беспредел в СМИ - все это лишь отражение нашей духовной жизни. Но рычаг очень тяжёл, ведь начинать надо с себя, а не с поучений другим. Дай нам Господи сил не оставлять попытки найти Тебя.
Антоний20 июня 2018, 22:07
P.S. Прочитав статью, я вновь, в который раз задумался о том, сколь быстро летит время. Казалось бы ещё недавно бурлила наша задорная юность, полная светлых надежд. И вот посыпались юбилеи дорогих коллег по кафедре. 80 лет одному, 70 другому... Конечно, душой мы не стареем, лишь становимся опытнее и твёрже в вере Христовой. Но все же могу дать один совет молодым читателям нашего любимого сайта - радуйтесь своей молодости, пока она с вами. Эти годы - лучшие.
Антоний20 июня 2018, 21:54
Что ещё дала мне моя Родина - СССР? Авиацию! В моей семье три последних поколения - авиаторы. Дедушки и бабушки, родители, тети и дяди - связали свою жизнь с небом. Сегодня я мечтаю о том дне, когда небо нашей Родины снова станет нашим, принадлежащим отечественным самолётам, спроектированным и построенным в России российскими специалистами из российских комплектующих.
Антоний20 июня 2018, 21:45
Что мне дала моя Родина - СССР? Во-первых, совесть - советскую, со знаком качества. Такую, которая не позволит никогда ни копейки присвоить. Во-вторых - энтузиазм, который помогает трудиться на благо Родины со всем усердием. Во-третьих, образование. Посвятив свою жизнь высшей школе, знаю: тогда занимались делом, полезным Отчизне, сейчас - писаниной. В-четвертых, воспитание - такое, при котором и мысли не возникает о всякой мерзости вроде пьянства или блуда. И, самое главное - моя Родина дала мне моих родителей и дедов, отстоявших Русь в годы Великой Отечественной и возродивших ее; сохранивших и передавших мне веру Православную, которую храню от святого крещения, принятого во младенчестве.
Марина Анатольевна20 июня 2018, 21:28
Не смогу сейчас процитировать точно, но смысл слов апостола Павла: не "талдычить" задняя (т.е. прошлое), а простираться в передняя (т.е. Царство Божие). Прошлое прошло, слава Богу, а вот какое наступит будущее лично для тебя - только это и должно быть заботой христианина. Из того, что написано в статье, для меня ценны слова о том, что уже деды разрушителей храмов не знали живого Бога. Приятно узнать, что ты не одинок в своих взглядах.
Алла20 июня 2018, 18:07
Если в современном безбожии виноват СССР, то как объяснить безбожие Европы? Там не было коммунизма, а с верой ещё хуже, чем у нас. Из развитых стран западного мира только разве США более-менее ещё сохранили христианские традиции, у них много верующих. Но у них там однополые "браки" разрешены. Латинская Америка сравнительно религиозна, но её и не отнесешь к развитым. Тенденция такая - чем богаче христианская страна, тем ниже религиозность жителей. Значит развитие в принципе идет неправильно.
Ярослав20 июня 2018, 17:28
Наталье Ростовой. Свободу путают с вседозволенностью, потому что забыли про ответственность. Свобода подразумевает ответственность: делай что хочешь, но за то что получится, будешь отвечать сам. Свободной может быть только личность, потому что только личность может нести ответственность. Вы слишком широко мыслите, говоря о России. Конечно, приятнее смотреть футбол, чем поститься, молиться и каяться в грехах своих. Но Господь с Вас спросит, как с часового на посту, только за Ваш участок фронта. За то, что Вам было дано и что вы с этим сделали. Каждый несет ответственность только за то, что от него зависит.
р.Б.Алла20 июня 2018, 16:51
2.Не было пропаганды"свободной любви"и насилия,которые хлынули на экраны телеэкранов,в виде периодических изданий и "вагончиков"с показом "Эммануэль"и подобных видео.Не было страшного(на мой взгляд)разграничения на богатых и бедных.Одно было плохо-храмы в основном,были разрушены,не было духовного просвещения ни детей,ни взрослых!А сейчас Россию разделили между собой олигархи,которые вовремя оказались у"кормушки"при Ельцине.Образование и медицину развалили,сейчас повышают пенсионный возраст,ссылаясь на то,что во всех странах он уже повышен.
р.Б.Алла20 июня 2018, 16:38
1.При СССР было гарантированно бесплатное образование и высшее в том числе,образование было одним из лучших.Было бесплатное медицинское обслуживание.Врачи (в большинстве своем)знали свое дело и лечили людей,не как сейчас,имея купленные в переходе метро дипломы(за небольшим исключением).Плановая экономика имеет большие преимущества перед теперешней-не знаю даже.как ее назвать.После полученного высшего или технического образования,была гарантирована работа,а сейчас столько молодежи не знает,куда устроиться по специальности.Пенсионный фонд пополнялся,не было з/п в конвертах,с которой не идут отчисления вПФР.
Павел20 июня 2018, 12:19
3. Добрые русские мужики с широкой русской душой в позднем СССР (какой я и застал только) были какие-то трогательно грустные, тихие. Что-то даже молитвенное было, не вру.
4. Но то уже - прошлое. "Советское". Со всем его уродством и проступающей сквозь это уродство красотой. Просто так прошлое не живёт. Его приводят на память для того, чтобы сейчас сориентироваться правильно. А вот сейчас дела - действительно хуже. Люди стали как бы более деловыми, "экшена" больше стало, - но исчезла тихость и глубина. Этой умной грусти русского мужика более не видно. Всё стильсэлфи, всё глянец, всё улыбка. В моде именно суетность, чтобы "не грузиться". Ну а коли "грузишься" - то делай это профессионально.
Павел20 июня 2018, 12:11
2. "Пятилетками в три года" и "коммунизмом" люди, в массе своей в конце 70-х - начале 80-х не жили, у меня такое впечатление по своему посёлку в Тверской области. Многие говорят, что жили деньгой, и я видел таких у нас. Всё обсуждали размер зарплаты свой и чужой, те же участки, баньки, холодильники, автомобили, шкафы-стенки... Но и они, "деньгиалисты" - тоже не главное явление. В Литве, например, это фон просто определяющий. У нас всё же русский человек ЖИЛ СВОЕЙ ДУШОЙ. Когда молодость перебурлит, то сядет русский на завалинку, на скамеечку, за удочку на речке - и пытает вечные вопросы. Отсюда и "голос Америки", отсюда - пьянство, отсюда - утыкнутость в уныние русское.
Павел20 июня 2018, 12:04
1. "Пятилетки в три года, соцобязательства, съезды КПСС, газопровод «Уренгой – Помары – Ужгород», строительство Байкало-Амурской магистрали, посевная, уборочная… – этим жили все от мала до велика." - Я, 1972 года рождения, с 4-х по 14-летний возраст изрядно наглядевшийся советского телевиденья (действительно очень приличного по сравнению с сейчашним, без порнухи и чернухи, с научно-популярными фильмами и классическим русским языком дикторов) - помню, что никто не жил "пятилетками в три года". Даже совхозные трудяги-"ударники", за ту же зарплату (или незначительную прибавку)трудившиеся лучше других были не особо так в почёте, от заидеологизированных школьных линеек меня просто тошнило.
Наталия Ростова20 июня 2018, 10:38
Здравствуйте, батюшка! Знаете что меня больше всего, если не пугает, в нынешней России, то по-крайней мере, держит в напряжении, как часового на посту? Это либерализм. Сегодня, либерализм является, по мнению большинства, самой прогрессивной политической идеологией. Статистику не веду, но уверена, что большинство у нас в стране живёт по принципу - " Люби себя, чихай на всех и в жизни ждёт тебя успех! " И есть большая нелюбовь к своей Родине. Что меня действительно вдохновило и дало надежду, на то, что не всё так плохо как кажется, так это всеобщее ликование по поводу победы нашей сборной по футболу. Хоть здесь мы все объединились!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×