«Руль и православие, какая связь?!» — скажете вы. Прямая, как и во всем остальном нашем существовании. Здесь, на дороге, как и в любом другом месте, где обнаруживает себя социум, в личной или общественной жизни, — передовая, где наша вера бывает или проявлена нами, или отставлена в самый дальний угол подсознания.
Почему я так думаю? Сейчас объясню. Современный греческий проповедник архимандрит Андрей (Конанос) рассказывает: «…мои ученики играли в футбол, и один из них то и дело выкрикивал непристойности. Я сказал этому мальчику: „Думай, что говоришь! Это неприличные слова!“ — „Ну, отче! — ответил он. — Сейчас ведь у нас не Закон Божий! Сейчас футбол!“ — „Ошибаешься“, — сказал я ему тогда. Ты ошибаешься, думая, что Христос не может находиться рядом с тобой на футбольном поле, или игровой площадке, или там, где ты встречаешься с друзьями, на рабочем месте, в спальне, на кухне — где бы ты ни находился. Разве можно представить себе, что Христос в какой-то момент просто отсутствует?»
Знаете, вот я работаю дома за компьютером, и совершенно не грешу весь рабочий день. Каждое утро все уходят по делам: школам и офисам, дома тишь да гладь, я аккуратно расставляю всё на своем рабочем столе, закрываю отвлекающие меня окна в интернет-браузере и пять часов целенаправленно посвящаю творческой, активной, интересной, полезной работе, в которую вкладываюсь на все сто. Меня никто не отвлекает, в переписке с начальником мы обоюдно вежливы и предупредительны, у меня нет никаких форс-мажоров и неприятных ситуаций. Я практически безгрешна! Всё хорошо.
Но стоит мне только каким-то образом соприкоснуться с реальным миром — выйти на улицу, сесть за руль, забрать ребенка с продленки, встретиться с учительницей, ответить на звонок мамы из родительского комитета… — в душе начинается буря. Эмоции перехлестывают через край, душа возмущена, мир в сердце улетучился с первым шагом за дверь, и за 40 минут пребывания вне дома я уже сделала, в среднем, 40 мелких поступков, о которых потом пожалела…
Ну и, конечно же, повторюсь, — одной из самых опасных «передовых» на этой «войне» оказывается вождение автомобиля.
«Опять дети напинали кресла, в карманах дверей куча мусора… дома все выходные убирала, и тут опять грязь, всё по новой, сколько можно! Как всё надоело…» — ропот и уныние, нелюбовь.
«Да что за осёл, кто так ездит! Обогнал справа, перестроился, подрезав меня, и вдруг — ну надо же, сюрприз! — оказывается, он поворачивает налево! Экономщик, время себе сэкономил! Лихач, понимаешь! Создал аварийную ситуацию, ничего не соображает!» — оскорбление, осуждение, ругательство.
«Опять пробка. Ну куда едут среди белого дня все эти бараны! Ёлки-палки, не успеваю! Ну кто мне мешал выйти на 10 минут раньше? Идиотка, как уже всё это надоело! Почему я вообще не могу исправиться, измениться? Сколько можно наступать на одни и те же грабли? Что я за ничтожный, убогий человек!» — уныние, нелюбовь к себе, тупиковое самоуничижение, оскорбления в адрес себя и других.
«Посижу пока в „Фейсбуке“, ленту полистаю. О, смешно пишет! Оставлю комментик. Ой, сигналят, уже зеленый! Фух, пешехода еле заметила, сейчас бы в столб врезалась» — нарушение ПДД: нельзя использовать мобильный телефон во время вождения автомобиля, нарушение заповеди «не искушай Господа Бога твоего», преступная неосмотрительность.
«Муж звонит, как всегда, не вовремя. Что, ты просил прогреть машину, прежде чем ехать? Да, забыла. Да зачем это нужно! Залить жидкость омывателя? Потом залью, сейчас дождя нет. Опасно так ездить? Ну хватит уже перестраховываться, мне и так некогда, не дергай ты меня всё время!» — ропот, грубость, «убивание» словом, непочтение, неуважение.
Да, я утрирую, но, думаю, многим понятно, о чем тут речь.
Для меня истинная вера — не в количестве выстоянных служб и вычитанных молитв. А в том, есть ли у меня в душе мир, или нет. Мир Христов — маленький храм у меня внутри. В который я всегда могу войти, чтобы поклониться Господу Богу в Духе Святом. Тот «Христос в сердце», о Котором мы прочитали столько умных книг и слышали столько умных проповедей. То, что осталось внутри (если мы не добили это уже по дороге из церкви) после воскресного причастия. Тот образ Божий, вглядевшись в который, можно «сверить часы»: а подобающе ли веду я себя сейчас?
Попробую найти эту «точку мира» перед тем, как нажать педаль газа. «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины…» — я люблю эту молитву, я читаю её три раза, я настраиваю свою душу на то, что она связана с другой Душой. «А молитва — прямая связь с Богом, — снова цитирую отца Андрея (Конаноса). — Что бы ты ни делал при этом, она несет в себе Божественную благодать. Когда ты за рулем, разве это не духовное действие? Ведь ты ведешь машину внимательно, со страхом Божиим, а не просто спешишь домой после работы. И такое внимательное отношение разве не говорит о твоем смирении и любви? А где смирение, там и Божия благодать, не правда ли? Всё покрыто благодатью. Всё свято».
«Вчера дети капризничали после храма и елозили ногами по спинке кресла, вот и испачкали. Бедные, тяжело им. Надо вкусные бутерброды с собой брать. А когда будем выходить из машины — напомнить, чтобы всё прибрали за собой».
«Вот чудак, зачем подрезать меня, если всё равно сворачиваешь налево? Бедный, хоть бы он не попал в аварию с такой-то манерой езды. Господи, вразуми, не наказывай, сохрани этого неразумного!»
«Опять пробка. Да, надо было пораньше выйти, ну, что теперь, такая уж я уродилась рассеянная. Зато статью дописала до выхода и успела отослать редактору! Молодец я. Ну, опоздаю, ничего страшного, возможно, так надо, и эта пробка меня спасла от чего-то нехорошего… Да и подумать спокойно, остановить скачущие мысли, помолчать в тишине мне полезно. Застрять в пробке тут, наверное, — самый удобный способ».
«Ленту „Фейсбука“, что ли, полистать? Да нет, опасно. Продумаю пока лучше статью, я её завтра обещала сдать. Или поупражняюсь в пении тропарей вслух, пока никого нет. Надо будет глас 2-й и глас 3-й разучить. А то я только 5-й глас хорошо знаю».
«О, любимый муж звонит. Все-таки какой он у меня заботливый, и всё помнит. В компенсацию моей вечной рассеянности, видимо, Господь так мудро устроил, что мы — такие разные — и столько лет вместе».
А знаете, на самом деле руль моего авто — это место, где я бываю по-настоящему счастлива. Потому что я одна, а я люблю одиночество, мне всегда есть о чем подумать. Потому что можно включить любимую музыку. Потому что можно разговаривать самой с собой или разучивать новые мелодии. Потому что в этом замкнутом пространстве, бывает, я нахожусь «пред Лицем Господа». Потому что здесь я могу подумать о чем-то параллельном обыденности. Потому что можно мчаться.., а какой русский, как известно, не любит быстрой езды. Тем более что сейчас построили Западный скоростной диаметр, и так здорово ехать по нему без остановок, понимая, что преодолеваешь с неведомой доныне скоростью огромные расстояния. Кто бы показал мне меня 10 лет назад и сказал, что от Приморского района до Московского можно доехать за 20 минут?! Как здорово, что мы живем в такое техногенное время. Как много времени это нам экономит! Правда, важно — чтобы экономило для того, что нам действительно полезно.
А осуществлять это «полезное» можно в любой точке времени и пространства.