В Таиландском городе Хуахин около 5 лет назад появился православный приход. Хуахин находится недалеко от Бангкока и является одной из резиденций короля Таиланда. Когда среди сотрудников миссии обсуждался вопрос, в честь кого будет строиться новый храм, было подано предложение от Пхукетского прихода назвать храм в честь Царственных Страстотерпцев.
Николай II, будучи еще Цесаревичем, посещал Сиам во время своего Восточного путешествия, и, таким образом, является единственным православным святым, который ступал по тайской земле. Значимость монархии для народа Таиланда, святость русского монарха и статус города как королевской резиденции стали аргументами в пользу наречения храма в честь Царской Семьи. Еще одним веским аргументом было то, что Пхукетский приход предлагал передать новому храму святыню, связанную с Царской Семьей: нательный крестик и медальон из личных вещей Великой княжны Татьяны Николаевны, выкупленные нашим прихожанином Сергеем Ефремовым на аукционе А. Хаммера. Настоятелем Троицкого храма на Пхукете была написана икона святой княжны Татьяны и передана в дар новому храму в Хуахине, а Сергей Ефремов прислал из России еще один подарок: маленькую икону Покрова Пресвятой Богородицы из Федоровской церкви в Царском Селе – тоже из коллекции А. Хаммера. В этом храме, несмотря на малочисленность общины, стали проводиться интересные ежегодные общественно-церковные встречи и концерты, а также мероприятия с участием чрезвычайного посла Российской Федерации в Таиланде. В этом особом, юбилейном году святой кончины Царственных Страстотерпцев также прошли общецерковные торжества.
На автобусах и личных авто со всего Таиланда приехали паломники, и не менее половины из них – тайцы. Возможно, потому, что туристический сезон давно закончился, и в Таиланде остались только постоянные жители и немногочисленные туристы. Из всех тайцев, присутствовавших на богослужении, выделялась пара немолодых супругов – адмирал королевского флота Таиланда Варонг Сонгчароен и его супруга Ворасулиси (Бхакдикун) Сонгчароен, которая является родственницей святого новомученика Николая Жонсона. Адмирал Варонг с супругой недавно вернулись из России, где участвовали в международной конференции, посвященной памяти Великого князя Михаила Александровича и Николая Жонсона.
Служба торжественная – в алтаре собор священников, в храме поет мужской хор и многолюдно. По завершении Божественной литургии архимандрит Олег говорит проповедь о подвиге Царя и его семьи, о том, как нужно ценить монархическое устройство в Таиланде. По окончании проповеди хор поет гимн Российской Империи «Боже, Царя храни», а также Королевский гимн Таиланда «Sansoen Phra Barami». Отец Олег рассказывает о новомученике Николае. Для большинства прихожан он неизвестен, а присутствие в храме тайских родственников этого святого волнительно и таинственно – хочется непременно познакомиться с ними поближе.
После окончания всех молитв праздник продолжается в более непринужденном формате: во время праздничного обеда хор Свято-Николаевского храма поет песни, выступают учащиеся воскресных школ из Паттайи и острова Самуи.
Чистота любви и веры – в их переписке нам явлен пример семейной святости
Завершила программу презентация книги на тайском языке, изданной специально к празднику. Она составлена из избранных писем и дневниковых записей Императора Николая II и Императрицы Александры. Чистота любви и веры, высокий образ семейных отношений – в их переписке нам явлен пример семейной святости. Особое впечатление от иллюстраций: это фотографии Царской Семьи, искусно расцвеченные известной фотохудожницей Ольгой Ширниной (Klimbim). Книгу представила руководитель проекта Ксения Бычкова, выразившая благодарность всем потрудившимся над данным изданием. На тайском языке презентацию подготовил студент духовного училища на Пхукете Карл Ратчанонт Теойкоксунг. Отец Олег подарил по книге каждому присутствовавшему тайцу.
Размышляя о православной общине в Таиланде, я задалась вопросом: насколько мы и тайцы понимаем сегодняшнее празднование? Как может таец, житель монархического государства, праздновать день убиения дружественного монарха другой страны?
Иеромонах Михей (Пхиаксайявонг), первый священник-лаосец:
Теперь они святые, и мы все (не только русские) любим их
– В этот день мы вспоминаем Царя Николая и его Семью: как они много сделали доброго для Церкви, для людей. Царь и Царица с верою приняли свой крест. Кроме того, что в их руках была государственная власть, они веровали в Бога, они научили и нас веровать в Бога. Сегодняшний день и печальный, и радостный. Когда мы смотрим на их пример святой жизни – это радость, если смотрим на то, как их убивали – это скорбь. Они были отцом и матерью для всей русской земли, а теперь они святые, и мы все (не только русские) любим их.
В Таиланде знают о Николае II – он очень помог Таиланду избежать колонизации со стороны Франции и Англии, его воспринимают как защитника независимости Таиланда. А вот в Лаосе о Царе ничего не знают. Лаос – коммунистическая страна, и к царской власти там относятся отрицательно[1].
Параскева Промтхида Чаксхуракса, прихожанка Свято-Николаевского храма:
– Иногда меня смущает: почему мы отмечаем этот день, как праздник? Но, как я понимаю, все святые становятся святыми только после смерти. Только умерев, покинув этот мир, они входят в рай, чтобы быть с Богом. Поэтому они уже счастливы, и мы должны это праздновать – раз они достигли вечной жизни, где нет ни болезни, ни печали.
Уже 10 лет, как я стала православной христианкой, и я стараюсь больше вникать в Православие, читать Библию – раньше у нас было не так много книг на тайском языке. Сейчас стало больше книг и больше молодых тайцев, которые пришли в Православную Церковь и хотят узнать больше о Православии. У нас в Церкви очень хорошие священники и замечательные прихожане, мои друзья, которые помогают мне познавать мою веру. Обычно мы не говорим об этом, но это видно в глазах – любовь и единомыслие.
Николай Тханабун Кебкланг, студент Духовного училища на Пхукете:
– 17 июля – печальный день для русских. 100 лет назад они потеряли свое любимое государство – Россию. С Царем Николаем II была жестоко убита его Семья. Для кого-то это может быть шокирующим и трагическим событием, и это действительно так. Но трагедия того страшного дня – это радость сегодня. Царь Николай с Семьей стали святыми мучениками для Церкви, и это победа, победа во Христе. Кто наш Бог? Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах (Лк. 6, 22‒23).
Архимандрит Олег (Черепанин), благочинный патриарших приходов в Таиланде:
Родственники святого проживают в Таиланде и сами тайцы
– Сегодня в Хуахине, кроме мученического подвига Царской Семьи, мы вспоминаем и Великого князя Михаила Александровича – многие считают его последним русским царем, хоть он и не был венчан на царство. Он был расстрелян в Перми на месяц раньше семьи Государя Николая II, и вместе с ним претерпел мученическую кончину преданный ему человек, его секретарь, который не оставил Великого князя даже в самые тяжелые времена, несмотря на то что ему грозила смертельная опасность. Он остался верен Великому князю и в добрые времена, и во времена гонений, и во время смерти. Этого человека звали Николай Жонсон. Русская Православная Церковь Заграницей прославила его в лике новомучеников. На аналое лежит его икона. Оказалось, что родственники святого проживают в Таиланде и сами тайцы. Это госпожа Ворасулиси Сонгчароен, супруга адмирала королевского флота Варонга Сонгчароена. Два месяца назад супруги Сонгчароен связались со мной по электронной почте, а потом в одну из суббот пришли в храм, чтобы отслужить панихиду по Николаю Жонсону. Мы не стали служить панихиду, поскольку он причислен к лику святых, и отслужили молебен. Тогда же они сказали, что хотели бы приехать на торжества в Хуахин.
Ворасулиси (Бхакдикун) Сонгчароен, внучатая племянница новомученика Николая Жонсона:
– Мой двоюродный дедушка Николай Николаевич Жонсон, личный секретарь Великого князя Михаила Александровича, был убит вместе с ним в Перми в ночь с 12 на 13 июня 1918 года и впоследствии был прославлен как новомученик. Мы узнали о его трагической смерти не так давно и в его 140-й день рождения попросили отца Олега (Черепанина) провести поминальную службу. Отец Олег любезно объяснил, что мы не должны молиться о его упокоении, потому что он уже святой, а что мы можем сделать, так это просить его благословения. Отец Олег помог мне понять и принять эту трагедию с более духовной точки зрения, даже если нам очень жаль и очень грустно. Теперь они святые, и мы не можем думать о них так, как бы мы думали об обычных людях. Отец Олег помог мне осознать это чувство, принять этот образ мышления, и я очень это ценю. Потому что раньше я просто безнадежно думала: «Какая ужасная трагедия! Почему это произошло?» и т. д. Вместо того, чтобы думать только о трагическом аспекте вопроса, мы все должны учитывать, что это был один из величайших уроков истории, который мы должны усвоить.
Три недели назад я была на мероприятиях, организованных в Перми в память Великого князя Михаила и моего двоюродного дедушки Николая. Крестный ход шел из города к часовне, построенной на холме – на месте, где, как предполагается, Великий князь и его секретарь были убиты. Как мне объяснили, это была процессия покаяния. На мой взгляд, это очень важно, что это было именно шествие покаяния. В нем было так много людей и так много священников – это было религиозное шествие людей, разделяющих чувство покаяния за то, что произошло сто лет назад...
Я три раза ездила в Россию: первый раз пыталась найти могилу моей матери, второй раз – в прошлом году, потому что мой сын хотел увидеть Москву, а в этом году мы отправились в Пермь из-за столетия кончины моего двоюродного дедушки. Итак, мы участвовали в крестном ходе к часовне, где он предположительно был убит, потом была церемония открытия мемориальной доски в здании, где последний раз видели Великого князя, затем мы участвовали в посадке дерева и посетили музей, посвященный истории Великого князя Михаила и Николая Жонсона. Также мы участвовали в международной конференции, на которой подробно обсуждались трагические события столетней давности с разных точек зрения: с исторической, правовой, археологической, социальной и т. д. Обсуждалось и то, что Великого князя Михаила правильнее называть Государем Михаилом II, поскольку фактически он был последним царем России.
Останки Великого князя и моего двоюродного дедушки еще не найдены. Но поиски будут продолжены с использованием самых современных технологий и инструментов. Мы с моим двоюродным братом предоставили образцы ДНК, чтобы, когда будут найдены останки, их смогли идентифицировать. Я была рада возможности внести свой вклад, и я молюсь, чтобы тела Великого князя и моего двоюродного дедушки были найдены, и их смогли достойно похоронить.