Нина Сергеевна

Рассказ

Дополнительные занятия в школе. Дмитрий И. Пускин Дополнительные занятия в школе. Дмитрий И. Пускин

Девятый и десятый классы я училась в новой школе. Тяжело привыкала к новому коллективу, а также к педагогическому составу. И с первых дней невзлюбила учительницу физики, Нину Сергеевну.

Ее голубые глаза, не выцветшие к шестидесяти годам, смотрели в будущее без страха и сомнений, словно она четко видела какую-то цель, неведомую нам. И она гнала нас к этой своей цели, не зная усталости. В усталость она вообще не верила, окружающих всегда подозревала в лени, а лень нашла в ее лице непримиримого врага. Зря сказал Шабанов, что он «не успел» сделать уроки. Нина Сергеевна холодно бросила: «У тебя была вся ночь!» – и ничтоже сумняшеся влепила двойку. Бесполезно, а часто даже вредно было клянчить у нее что-то и вообще давить на жалость. Она могла и рассвирепеть, но тоже в своей обычной холодной манере, не повышая голоса и не теряя самообладания.

Все это было прелюдией к моей ненависти. Я окончательно решила, что ненавижу физичку, после того как она объявила войну Колобанову. С Колобановым у меня как-то сразу не сложилось: я заняла его место на первой парте, подсев к доброжелательного вида девочке, и он долго что-то бурчал под нос про наглых новеньких. Был он немного высокомерный и загадочный – и, по-видимому, умный. В середине учебного года в классе прошелестела новость: у Колобанова умерла мама. У меня больно сжалось сердце. Я видела несколько человек в своем окружении, живших без пап, но жизнь без мамы всегда была для меня символом неизбывного горя. Человека без мамы мне было жалко любого: вредного, глупого, толстого, какого угодно. С тех пор я думала о Колобанове как о человеке, который живет на свете без мамы, и я искренне не понимала, как он смеется, обедает на переменах и не забывает надевать шарф. А еще я не понимала, как можно ходить в школу, делать уроки и не плакать.

Не успели мы переварить ужасную новость, как к Колобанову прицепилась Нина Сергеевна. Она без конца вызывала его к доске, мучила перед всем классом, несправедливо занижала оценки и явно требовала с него значительно больше, чем с простых смертных. А как-то раз грозно сказала: «Колобанов, двойками задавлю!»

Как я не кинулась тогда на Нину Сергеевну, сама удивлялась. У меня просто потемнело в глазах. Разве не знает она о его потере? Разве она не понимает, как тяжело ему сейчас ходить в школу, открывать ненавистные учебники и делать тошнотворные уроки? Я вынесла Нине Сергеевне окончательный вердикт: человек без сердца. Я была очень эмоциональной девочкой, и при одном виде Нины Сергеевны или звуке ее голоса во мне ворчала глухая ненависть. Притом надо отметить, что ко мне Нина Сергеевна относилась хорошо, а Колобанов словно не замечал давления физички.

Мы поняли: злой «училке» больно за нас, ей хочется предостеречь нас от ошибок и помочь нам!

В начале десятого класса Нина Сергеевна вдруг собрала девочек нашего класса на перемене для душеспасительных бесед. Это было что-то новенькое. Немного смущенно покашляв, она попросила нас не краситься, не уродовать молодые лица и рассказала историю своей знакомой, которая в юные годы переборщила с косметикой и у нее выпали ресницы и уже никогда больше не выросли. Она говорила, и мы внимательно ее слушали, и вдруг я увидела, что у нее… нет ресниц! Ясные голубые глаза на красивом белом ухоженном лице были совершенно голые, незащищенные! Точнее, их окружали крохотные редкие волоски не более миллиметра в длину, но язык не поворачивался назвать это великолепие ресницами. Я вдруг поняла! Она рассказывала нам о себе. Это ей, а не ее знакомой, жаль нас, глупых девчонок, мечтающих о славе красавиц и не жалеющих ярких красок и самых эффектных сочетаний для достижения привлекательности. А Нина Сергеевна продолжала и рассказала нам притчу-анекдот о красавице, которая вышла замуж за видного человека. И вот молодые остались вдвоем, а новобрачная смывает тушь, помаду, отстегивает грудь… Мы начинаем хихикать. Кто бы мог ожидать от Нины Сергеевны! Но странно: мы вдруг почувствовали, как глупы и наивны, безвкусны и примитивны. А настоящая красавица – перед нами: красавица, потерявшая ресницы при попытке позолотить золото. И еще мы поняли, что ей искренне больно за нас, ей хочется предостеречь нас от глупых ошибок и… помочь нам!

Позже я поняла, что Нина Сергеевна знала о потере Колобанова и пыталась уберечь его от апатии, не могла пройти мимо способного ученика, который стал опускаться. Она поняла его гордый характер и знала, что жалости он бы ей не простил.

Класс у нас был сложный, если не сказать неблагополучный, и многие учителя просто отрабатывали уроки, стараясь не связываться с насмешниками и лентяями. Что там скрывать: наш класс боялись, и только позже я узнала, что педагогический коллектив вздохнул с облегчением после нашего выпускного. Я знаю точно, что сама с подобным классом я бы не справилась. Единственным человеком, который нисколько нас не боялся, была Нина Сергеевна. Потому что любовь изгоняет страх.

Людмила Селенская

4 сентября 2018 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Марина Мещеряк (Кузьменко) 7 октября 2019, 11:47
Мне повезло встретить такого человека - преподаватель алгебры и геометрии Осадчива Нина Сергеевна. ЧЕЛОВЕК и УЧИТЕЛЬ от Бога.
М. С. 8 сентября 2018, 22:22
Хоть мой первый комментарий не отобразился, попробую ещё: мне кажется, у нас на учителей возложено гораздо больше ответственности, чем нужно. Учительница из статьи слишком рьяно стала переживать за судьбу осиротевшего ученика, но, насколько я поняла, он ведь не в детдоме оказался, а продолжил жить в семье с отцом, бабушкой или какими-нибудь родственниками-опекунами. Возможно, взрослые члены его семьи иначе смотрят на его учёбу, считают, что оценки не главное, или планируют для него в будущем гуманитарный вуз, где физика не нужна (мы не знаем о его оценках по другим предметам). Так что учительницу осуждать не хочу, но и восхищаться ею я бы тоже не стала.
Irina Zakharova 7 сентября 2018, 00:30
A u nas v klasse byla matematichka, kotoruyu my vse uzasno boyalis*: xromaya, v parike, ona krichala na nas, razmaxivaya svoey palkoy, kogda my proyavliali neuserdie ili chego-to ne ponimali...No tak nas vydressirovala, chto 22 vypisknika iz 36 (vypusk 1979 goda, 16ya sredniaya shkola goroda Kojtla-Yarve, 10 klass "A") posle shkoly srazu postupili v instituty y universitety, a pochti vse ostal*vye, na sleduyuschiy god. Y my vse beskonechno blagodarny nashey dorogoy Zav*yalovoy Liubov* Mixaylovne, vspominaya ee s yumorom y teplotoy.
Ольга Бойко 6 сентября 2018, 19:38
Благодарю за статью
Светлана 6 сентября 2018, 11:15
Иоанна_ 5 сентября 2018, 18:37 Увы. А мне повезло! У нас была подобная учительница. Она и колы только так ставила (потом, правда, на 4-ки исправляла), и другие были у неё методы воздействия старой школы. Но! Её весь! класс любил. Много лет спустя она рассказала, что никогда никого не выделяла, все ученики для неё были одинаковые. Кстати, ни разу не взяла ни подарка, ни даже простой шоколадки. Как мы её тогда уговаривали, но она осталась верной своим принципам. Низкий поклон дорогой Галине Васильевне! И слава Богу за всё!
Иоанна_ 5 сентября 2018, 18:37
Светлана: /Павел, кому не дано, тот не поймет. С уважением.// Как это мило!.. Мне тоже не дано понять, как может любовь выражаться таким инквизиторским способом.
Светлана 5 сентября 2018, 11:48
Павел 4 сентября 2018, 02:03 Павел, кому не дано, тот не поймет. И перефразирую Вашу фразу. НЕ надо думать о том, какое впечатление ты вызываешь у других людей, если с совестью все в порядке. Поэтому Нина Сергеевна об этом совершенно не заботилась.
С уважением, С.
Павел 4 сентября 2018, 02:03
А я вот совершенно не понял идеи автора. Прекрасно понимаю, что есть те, кто так своеобразно выражает свою любовь, но это, поверьте, не по мне. У нашего класса таких учителей не было. Я понимаю, что я спецшкольник, но какой-то совершенно не тот уровень у этой Нины Сергеевны. Рассказ заставляет меня вспомнить не о понимании других людей и не о самокритике, а о "двоемыслии". Если уж мне кажется, что человек зол - то пусть так до поры до времени и будет (хорошо, что автор об этом своем чувстве к Нине Сергеевне написала), но двуличию тут не место. Надо думать и о том, какое впечатление ты вызываешь у других людей, Нина Сергеевна об этом совершенно не заботилась.
Анна 3 сентября 2018, 13:55
Слезы на глазах от рассказа.
Светлана 3 сентября 2018, 11:13
Благодарю за рассказ о мудрой учительнице! Было бы любопытно узнать о дальнейшей судьбе Колобанова.
не серега 3 сентября 2018, 10:36
когда тебе 60, ты видишь больше важного и понимаешь сиюминутность того, из-за чего беспокоятся 9-классницы, но каково суметь понятно объяснить им свои мысли!
Наблюдал один случай, когда это кажется удалось, но кто сможет так сказать как та престарелая учительница:
- девочки, ну не соревнуйтесь вы у кого клипсы больше и у кого больше проколов! Так вы только испортите свою красоту, лучше в зеркало разглядывайте целое лицо, а не отдельное украшение. Вы прекрасны своей юностью, каждая по-своему. Не верите: посмотрите друг на друга и посмотрите на меня!

Столько самокритики и самоиронии редкость. Умение не унизить, не показать свое превосходство -- очень нужно, но редко мы их применяем.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×