Александр Стефанопулос – греческий журналист, проживающий в Нью-Йорке, который с 1985 года занимается церковной и вообще религиозной тематикой, освещая ее на страницах созданного им агентства «Greek American News Agency».
14 сентября 2018 года, после антиканонического вмешательства Константинопольского Патриархата на территорию Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, состоялось Внеочередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, на котором было принято решение о «прекращении молитвенного поминовения Патриарха Константинопольского Варфоломея за богослужением»[1].
Прокомментировать свершающиеся на наших глазах скорбные события г-н Стефанопулос попросил митрополита Кифиры Серафима. Портал Православие.Ru публикует полный текст ответа Высокопреосвященнейшего Владыки греческому журналисту:
Я глубоко расстроен, дорогой господин Александр Стефанопулос, из-за прекращения церковного общения Патриархии России с Вселенской Патриархией. К этому прискорбному и плачевному результату привело упорство Вселенской Патриархии в предоставлении автокефалии раскольникам Украины, которые отсечены от нашей Святой Православной Церкви, то есть от всех Православных Патриархатов и Поместных Автокефальных Православных Церквей, и представляют собой ничтожное меньшинство украинского народа.
До последнего времени Вселенская Патриархия признавала лишь каноническую Украинскую Православную Церковь под омофором митрополита[2] Онуфрия, а сейчас, по своим собственным причинам, предоставляет автокефалию украинским раскольникам и пренебрегает канонической Православной Архиепископией Украины, которую только и признают вместе с Московской Патриархией иные Поместные Православные Церкви.
Раскольники, как известно, – не Церковь, и общение с ними входит в противоречие с запрещающими подобное Божественными и священными канонами (апостольскими и принятыми на Вселенских Соборах). Так к чему же эти упорство и настойчивость Вселенского Патриарха Варфоломея по признанию раскольников в качестве Автокефальной Церкви и по провоцированию расколов и разделений в Единой, Святой, Соборной и Апостольской Христовой Церкви? Разве недостаточно уже брожения, бурь и волнений, которые были вызваны и вызываются теперь постановлениями так называемого «Святого и Великого Собора» на Крите (в июне 2016 г.)[3], а также наименование «Церквями» вероисповеданий и сообществ инославных? Разве этот, так называемый «Святой и Великий Собор» не был превзойден последним постановлением Патриаршего Константинопольского Синода, которое при определенных условиях разрешает второй брак клирикам[4]? Разве в окончательном тексте постановления этого Синода «Таинство брака и препятствия к нему» в 4 параграфе среди препятствий к браку не написано буквально: «Священство само по себе не является препятствием к браку, но, согласно действующей канонической традиции (канон 3 Трулльского Собора), после хиротонии заключение брака запрещается» клирикам?
Мы обращаемся, г-н Стефанопулос, с жарким призывом и сердечной просьбой от краев нашей Родины-Греции, митрополии Кифиры и Антикифиры к Первопрестольному Патриарху нашей Православной Церкви, чтобы он «дал задний ход» во избежание новых расколов и разделений во Всесвятом Теле Христа, в Святейшей Православной нашей Церкви.
Вместо совместных молитв, которые он организует в последнее время с папой Римским и представителями и главами инославных исповеданий и сообществ, а также с представителями иных религий, которые не только совершенно бесполезны, но и искушают Православную Христоименитую полноту, не надлежит ли ему проповедовать покаяние и возвращение всего православного христианского мира к «единожды переданной святыми вере», к учению Господа нашего Иисуса Христа, святых апостолов, преподобных и богоносных отец Святых Вселенских Соборов Церкви и в целом к Православному Преданию? Вот что я должен был ответить Вам кратко, г-н Стефанопулос, в связи с вопросом, который Вы мне задали. Я также от всего сердца желаю разума и во всем бодрствования всем начальствующим нашей Святой Церкви к сдерживанию и преодолению наступающего духовного кризиса, а также к преодолению болезненных последствий для единства святейшей православной паствы Христа. Потому что всем известны слова святителя Иоанна Златоуста, что «раскол не смывается даже мученической кровью».
ОБ АВТОРЕ
Митрополит Кифирский Серафим (Стергиулис) родился в 1950 г. В 1978 г. закончил магистратуру Богословского факультета Фессалоникийского университета по специализации «Систематическое богословие». В 1979–2005 гг. служил иерокириксом (официальным проповедником) Эгинской митрополии. В 2005 г. избран и хиротонисан во епископа, назначен митрополитом Кифиры.
...А речь идет об отношениях верующих в Православной Церкви. О том, что Церковь Христова дробится и дробится, а Господь сказал "Едины будьте". ... Ведь режет все это по живому сердцу и трепещущей душе."
Конечно же Церковь Христова дробиться не должна.
Как не должны быть разделены братские народы.
Когда ведется следствие (например - убийство) - первым задается вопрос - кому это выгодно?
То же самое здесь - кому выгодно "взорвать" сложившуюся годами систему взаимоотношений?
Кому выгодно во внутрицерковных взаимоотношениях состояние необъявленной войны?
Все это - чистой воды политика. Причем - политика - весьма грязная.
И к Вере отношения не имеющая.
...А речь идет об отношениях верующих в Православной Церкви. О том, что Церковь Христова дробится и дробится, а Господь сказал "Едины будьте". И в каком вопросе "Просто Православные поддерживают Русскую Православную Церковь"? В вопросе раздела имущества после развала СССР? Ведь украинский вопрос на данный момент именно в этом и состоит. Думать надо, р.б. Евгений, а не вежливо укорять".
Уважаемая Галина, ни в коем случае я не хотел Вас укорять!
Просто, наверное, не удачно выразил свою мысль.
Я хотел сказать, что сегодня в системе РПЦ сложились традиционные отношения (в том числе - по вопросу имущества).
Не вижу смысла эту систему менять.
Вы, к сожалению, свою точку зрения вообще не высказали. А речь идет об отношениях верующих в Православной Церкви. О том, что Церковь Христова дробится и дробится, а Господь сказал "Едины будьте". Ну это в общих словах. И в каком вопросе "Просто Православные поддерживают Русскую Православную Церковь"? В вопросе раздела имущества после развала СССР? Ведь украинский вопрос на данный момент именно в этом и состоит. Думать надо, р.б. Евгений, а не вежливо укорять. Кровно связанной с Украиной русской и православной горько все это осознавать. Ведь режет все это по живому сердцу и трепещущей душе. Извините за высокопарный слог.
р.Б. Евгению
А что Вы знаете об этом вопросе? И в чем заключается вопрос, по Вашему мнению"?
Немного не понял вопроса, уважаемая Галина.
Мне кажется - я достаточно определенно высказал свою точку зрения.
А что Вы знаете об этом вопросе? И в чем заключается вопрос, по Вашему мнению?
На все воля Божья, будем ждать, как этот вопрос разрешит Господь
Народ безмолвствует? Неужто всем безразлично"?
Вовсе - нет, уважаемая Галина.
Просто Православные поддерживают Русскую Православную Церковь.
В том числе - и в этом вопросе.
У народа сердце болит, душа скорбит. Народ вникает в историю события - читает, слушает... Народ МОЛИТСЯ, кому как дано, по мере духовного возрастания. Народ верит в праведный Суд Божий. Мы со Христом, а значит не от мира сего, поэтому не выходим с лозунгами на площади.