Угроза Украине, угроза мировому Православию

Эксперты о скандальных решениях Константинопольского Патриархата

Мы попросили священнослужителей и экспертов из Киева и Москвы прокомментировать вчерашние скандальные и шокирующие решения Синода Константинопольской Патриархии об отзыве Томоса 1686 года, снятии анафемы с глав неканонических структур на Украине – «Киевского патриархата» и «Украинской автокефальной православной церкви» и т.д.


«Автокефалия поддерживается в основном теми,
кто ходит в храм в лучшем случае раз в год на Пасху»

Кирилл Молчанов, кандидат политических наук, заместитель директора Украинского института анализа и менеджмента политики (Киев):

– Вопрос предоставления Томоса о Поместной Церкви не религиозный, а чисто политический. За ним просматривается давнее желание украинской власти перейти к созданию системы государственной церкви, поставив ее на службу политическому руководству.

Это стало одним из главных пунктов предвыборной программы президента Порошенко. Ввиду тяжелого социального положения дел в Украине предоставить хлеб он не может, поэтому он принял решение организовывать зрелища, апеллируя сугубо к вещам символическим и сакральным. Сама идея автокефалии поддерживается не более чем третьей частью общества, остальным она глубоко безразлична. Но парадокс в том, что наиболее рьяно ее поддерживают как раз те украинцы, которые на службу ходят в лучшем случае раз в год на Пасху. Адепты Томоса даже не скрывают, что для них это политический шаг по разрыву церковной связи между Украиной и Россией. Однако в том, что это может привести к кровавым последствиям и гражданскому противостоянию в виду передела церковного имущества и захвата храмов, они себе отчета не отдают. Руководство страны наоборот пытается использовать эту тему для стравливания верующих групп в общества по принципу «разделяй и властвуй».


«Все это грозит православному миру очень большими потрясениями»

Владислав Петрушко, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доктор церковной истории (Москва)

Владислав Игоревич Петрушко Владислав Игоревич Петрушко
– На мой взгляд, это, с одной стороны, совершенно небратское поведение одной Поместной Церкви по отношению к другой. С другой стороны, это проявление тенденции, которую Константинопольская Патриархия демонстрирует последние сто лет по достижению господства в православном мире и получению статуса Константинопольского Предстоятеля не просто как первого среди равных, но как некоего центра власти внутри православного мира. Я боюсь, что это не просто попытка вторгнуться в юрисдикцию РПЦ, а попытка показать на примере Украины, какую власть Константинопольский Патриарх теперь намерен реализовывать внутри православного мира и других Поместных Церквей, вторгаясь в их юрисдикции, принимая апелляции от подвергнутых прещению и отлученных без учета позиции Церкви, которая подвергла их данному прещению.

Все это, конечно, очень печально. Мы имеем дело не просто с нарушением церковных канонов, а с извращением всей православной экклезиологии. С этим, я уверен, не будет мириться Русская Православная Церковь. Также можно ожидать, что и другие Поместные Церкви воспримут это адекватно и выразят свой протест.

Ведь был нарушен целый комплекс церковных канонов. Мы знаем, что Константинополь в последнее время очень произвольно трактует 28-е правило Халкидонского собора, которое предоставило ему второе место в диптихе после Рима и подчинило близлежащие земли его юрисдикции. Эту юрисдикцию Константинополь теперь расширил на все территории, где нет собственных Поместных Церквей. Также было нарушено и правило, которое определяет крайний срок апелляционных споров в 30 лет. А тут спустя более чем три века вдруг отменяется решение о передаче Киевской митрополии в юрисдикцию Московского Патриархата. И все это делается на фоне крайне произвольного и полного погрешностей доклада, представленного на синаксисе в начале сентября епископом Христупольским Макарием о якобы незаконности передачи Киевской митрополии Московскому Патриархату. Он был совершенно раскритикован нашей «Православной энциклопедией». Было убедительно показано, что это собрание погрешностей и недостоверных фактов, и доклад был сразу дезавуирован, после чего было заявлено, что он будет опубликован в ноябре.

То есть мы видим, что Синод уже принял решение в октябре, а доклад только еще будет в ноябре. Но это просто какая-то насмешка над всем православными миром и каноническим правом. Полный произвол и рейдерство, говоря современным языком. Такое впечатление, что Константинополю уже совершенно не важны ни историческая реальная фактология, ни соответствие православным канонам, а как в басне, «ты виноват лишь тем, что хочется мне кушать».

Он, как мы видим, последовательно реализует свою стратегию на достижение гегемонии в православном мире. При этом его интересы явно совпадают с интересами США, которые все это используют в своей антироссийской политике. Также и Порошенко решает свои задачи повышения рейтинга накануне выборов. В результате выходит вопиющее безобразие: вмешательство в церковные дела вопреки украинской Конституции. С другой стороны, открыто попираются церковные каноны. И США – страна, которая считает себя защитником демократии и религиозных свобод, – самым бессовестным образом попирает свободы совести и принцип невмешательства в дела другого суверенного государства.

Какой-то постмодерн, который мы наблюдаем теперь и в церковной жизни. Печально, что стоящий на краю вечности Патриарх Варфоломей вместо того, чтобы подумать, какой ответ он даст перед Богом, занимается такими вещами, рискуя стяжать славу Герострата. Человек, который уйдет из жизни, смешав все и вся внутри православного сообщества и оставив после себя какие-то тлеющие головешки.

Опасность еще и в том, что ситуация может стать патовой, после того как Константинополь легализовал преданного анафеме раскольника Денисенко. В данном случае мы вообще видим какой-то уникальный шаг. Патриарх Варфоломей, который более 20 лет признавал Денисенко раскольником и анафематствованным, вдруг эту анафему снимает. Причем без всяких объяснений. Интересно, какие доводы его вдруг убедили в обратном?! Главное, что не выслушана та сторона, которая это прещение на него налагала, – Русская Православная Церковь, клириком которой был Денисенко до ухода в раскол. В каноническом плане это опять-таки совершено абсурдная, вопиющая и скандальная ситуация. Простите, даже римский папа себе такого не позволяет.

Но, во-первых, кто вступил в общение с раскольником, в соответствии с церковными канонами, сам считается раскольником. Во-вторых, если все-таки Филарет будет поставлен во главе этой самой так называемой «единой церкви», то его попытаются навязать и остальным Поместным Церквям. Если они его примут, Русская Церковь будет вынуждена и с ними прервать общение. Все это грозит православному миру очень большими потрясениями.

В целом, к сожалению, очевидно, что будет внесена еще большая смута, причем не только в украинское общество, но и во все мировое Православие.


Константинополь поощряет грех раскола

Елена Дьяченко, политолог (Киев):

Елена Дьяченко Елена Дьяченко
– Снятие неканоническим способом анафемы с главы так называемого «Киевского патриархата» Филарета Денисенко Синодом Вселенского Патриархата внесет раскол в украинское общество. Таким решением Константинополь показал, что грех раскола не только больше не порицаем, а наоборот, поддерживается и поощряется. Тревожные ожидания и от получения так называемого Томоса: и радикалы, и представители УПЦ КП заявили, что начнут отбирать храмы, монастыри и другую собственность у канонической УПЦ, а представители партий войны в парламенте активно продвигают законопроекты о лишении УПЦ статуса и легализации захватов ее имущества.

Но самое страшное, что может произойти – это даже не передел собственности, а противостояние верующих. Радикалы нагнетают угрозу захвата Киево-Печерской лавры, и верующие со всей страны готовы в любой момент приехать и стать на защиту этой или других святынь. Возможно, именно большие скопления людей возле культовых сооружений и есть цель для инициаторов провокаций. Для власти выгодна такая картинка – тогда провластный кандидат на президентских выборах сможет предложить обществу себя в качестве борца с «агрессором». Неважно, что «агрессором» будут названы прихожане крупнейшей православной конфессии – УПЦ. Для самой же УПЦ вчерашние события ничего не меняют: с ней и ее Предстоятелем, Блаженнейшим митрополитом Онуфрием, останется, уверена, большинство прихожан. Люди готовы к таким испытаниям веры.

На мой взгляд, интересы главы «УПЦ КП» Филарета и власти как инициатора создания Единой поместной церкви сейчас тоже разошлись: для него проект ЕПЦ обернется понижением в статусе в лучшем случае и лишением статуса патриарха и 5 тысяч приходов по всей стране в худшем. Трудно сказать, чтобы добровольно в проект Единой поместной церкви был привлечен и глава «УАПЦ» Макарий, который тоже сейчас не рассматривается в качестве главы ЕПЦ и потеряет от проекта больше, чем имел до него. Это уже раскол внутри раскольников. Мы видим, что Константинополь тоже не спешит с предоставлением Томоса ЕПЦ, выдвигая нереализуемые условия, – например, единство УПЦ, «УПЦ КП» и «УАПЦ», как вчера заявил Филарет. В этой ситуации нивелируется сама идея Томоса: просили независимость, а оказались еще более зависимыми, чем до того. Могу предположить, что и внезапно противопоставивший себя всему мировому православию Фанар находится в непростой ситуации, испытывая мощное давление со стороны Госдепа США. Поэтому снятие анафемы вместо предоставление Томоса вполне могло быть компромиссом и оттягиванием времени Вселенским патриархом.

Похоже, использовать идею Томоса как часть предвыборной кампании не получится и у президента. Вера, армия, церковь были его предвыборными обещаниями в ситуации, когда по актуальной повестке дня – окончанию войны и борьбе с бедностью – ему совершенно нечего сказать. Теперь ему нечего сказать и по этим трем надуманным обещаниям. Не исключаю, что снятие анафемы заменит Томос, как и упрощение визового режима в свое время было представлено в качестве замены провалившимся обещаниям вхождения в ЕС. Хотелось бы надеяться, что ни Томос, ни снятие анафемы не будут использованы как отмашка для захвата храмов канонической УПЦ и не станет стартом межправославного противостояния в Украине.


«Заявить о правах на территории не значит суметь с ними управиться»

Андрей Рогозянский, публицист (Москва):

Андрей Рогозянский Андрей Рогозянский
– Мне кажется, в Фанаре сейчас царит некоторое перевозбуждение, и та пропагандистская пафосная риторика первенства и своих чрезвычайных возможностей подействовала на подписантов коммюнике, членов Синода Вселенского Патриархата. Они захвачены тем, о каких невероятно масштабных темах между собой дискутируют, как свободно проникают в глубины веков, вынося суд над целыми историческими эпохами. Вот этот, прошу прощения, «креатив» и эта вольная историософия говорят о том, что между мировоззрением фанарских мудрецов, интеллектуализмом, камерностью проходящих у них заседаний и реальной религиозной жизнью Украины и проблемами этой страны лежит громадная пропасть.

Решения Константинопольского синода ожидают строгой оценки, моральной и канонической. Я бы хотел обратить внимание на организационную сторону. То, что затеял Патриарх Варфоломей, не делал никто и никогда. Никому неизвестно, что бывает, когда разом отменяются анафемы и пересматриваются решения 400-летней давности. Когда посторонние люди приходят в другую страну, на незнакомую им почву, и берут на себя руководство процессом создания новой охватной церковной юрисдикции.

Эмоции ещё пока не остыли, все обсуждают содержание заявления Вселенской Патриархии. Но нельзя думать, что 9-11 октября изменился сам мир вокруг, или что это так просто – взять и внести коррективы в историю. С первого взгляда может казаться, что Константинопольский Синод что-то решил, чего-то добился. По сути же, самое важное, что Константинополь назвался груздем и теперь взваливает на себя строительство новой церковной структуры на Украине. Которая наверняка станет для него очень и очень сложным активом.

Не собрав филаретовцев и приходов «УАПЦ» в единую структуру на определённой понятной основе, не добившись устойчивого управления, решения проблем собственности, дисциплины клира и прочего, Константинополь не сможет бесконечно продолжать свою громогласную риторику. То положение, при котором Вселенский Патриарх якобы обладает исключительным пониманием и правами, но при этом реально управляет совсем небольшой юрисдикцией, разбросанной по континентам, – это положение, возможно, давало ему некоторые преимущества как некоего выдающегося теоретика. Самоуверенность, с которой фанариоты рассуждают по поводу «номинально» православной России, в которой якобы паствы патриарха Кирилла на самом деле не так уж и много, является следствием оторванности от жизни. Вселенский Патриархат почти не имеет своей канонической территории, а окормляет диаспоры. Присутствуя везде, он не пребывает нигде; будучи занят всем, по большому счёту, не отвечает ни за что. Костяк константинопольской бюрократии занят тем, что всю свою жизнь проводит различные форумы, заседания, консультации на церковно-дипломатическом уровне и подготавливает документы с богословскими обоснованиями к ним. Заботы и трудности Поместной Церкви ему неведомы. Теперь открывается новый период, в который Константинопольский Патриархат с его 3200 приходами по всему миру пытается поглотить или, по меньшей мере, совершить некую трансформационную миссию по отношению к Украине – большой стране, где на сегодняшний день количество действующих приходов приближается к 20 000.

Понятно, что, безотносительно к правам Константинополя, историческим документам¸ канонам и прочему, такая ситуация выглядит специфично. Откровенно говоря, Константинополю в ней рано радоваться. Украина сейчас на переходе, это не какая-нибудь средняя страна: политическая и управленческая культура в ней сталкивается с рядом острейших проблем и преуспеть здесь представляет собой задачу глубоко не банальную.

Заявить о правах на территории не значит суметь с ними управиться. Через год-другой заявления Константинопольского Синода, оглашенные 11 октября, начнут восприниматься иначе в связи с конкретными результатами, талантами и недостатками конкретных лиц, вовлечённых в процесс. Состоятельность Фанара в переустройстве украинского религиозного поля должна быть подтверждена. Если же строительство новой Киево-Константинопольской митрополии не заладится, пафос «Материнской Церкви» сам собою окажется снижен, обрастёт презрительными коннотациями.

Сейчас мы наблюдаем, как Патриарх Варфоломей с невообразимой помпой приходит в украинские церковные дела и принимает на себя такую исключительную ответственность, не разделенную ни с одной из существующих в стране юрисдикций и ни с одной из влиятельных фигур. Это превращает для него Украину в генеральный экзамен. Любые непредвиденности и негативные следствия моментально станут записывать на его личный счёт. Виновником неудачи станет он лично. Развенчание мнимого всемогущества окажется крайне болезненным. Оно наверняка скажется на его дальнейшем месте и роли в системе Поместных Церквей.  

Последние решения Фанара вносят в украинскую ситуацию дополнительную неопределённость. Они дестабилизируют раскольнические «УПЦ КП» и «УАПЦ», которые до сих пор худо-бедно, но централизованно управлялись, располагали постоянными штатными расписаниями, налаженным финансовым оборотом и т.п. необходимыми атрибутами. Сейчас же, с переформированием в структуру Вселенского Патриархата, для них словно бы разом открывается ярмарка вакансий, амбиций, зачастую экстремальных и эксцентрических. Все кому не лень начнут воспринимать формирование «Единой поместной» в качестве окна возможностей для себя лично. С учётом поляризации мнений в украинском политическом пространстве, разницы программ, взглядов на прошлое, на околовыборные страсти, становление «Единой поместной» обещает быть нескучным. Мы с большой вероятностью увидим столкновение интересов – отображение на церковном поле разделений, характерных для украинского общества в целом. Новая паства Патриарха Варфоломея представит весьма беспокойное приобретение.

Что касается УПЦ, то для УПЦ последние решения Фанара её ущемляют, но, на мой взгляд, не так сильно, как это могло быть. Положение канонического Православия усложнится, ведь раскольников теперь официально признаёт Фанар. Но главную угрозу для УПЦ представляла одномоментная скорая выдача Томоса, например, самозваному «Киевскому патриархату». К этому вёл дело президент Порошенко, и, надо признать, что при некоторых условиях подобный вариант развития событий был возможен. Сейчас же оказывается, что наоборот: дни «УПЦ КП» и «УАПЦ» сочтены, и из них должно что-то получиться в будущем, что возможно (!) впоследствии станет Единой национальной поместной Церковью.

Из блицкрига проект автокефализации переходит в длительную, рутинную фазу. Объединительный пафос, конечно, будет поддерживаться официально, но на деле больше сил потребует обсуждение спорных организационных моментов.

До тех пор, пока вопрос переформирования раскольничьих структур занимает центральное место, вопросы статуса и будущего УПЦ отойдут на второй план. Даже колеблющаяся часть клира и прихожан не станет спешить вливаться в новосозданное предприятие под чужим контролем и с неясными очертаниями.


Некоторые размышления по поводу решения
Синода Константинопольской Церкви от 11.10.2018

Александр Дворкин, профессор церковной истории, ПСТГУ:

Александр Дворкин Александр Дворкин
– Вчерашнее решение Синода Константинопольской Церкви, возглавленного Вселенским Патриархом Варфоломеем, о снятии анафем с Филарета (Денисенко) и Макария (Малетича) основано на утверждениях Константинополя о своем праве выслушивать апелляции клириков Поместных Православных Церквей по всему миру:

«Принять и рассмотреть ходатайства об апелляции Филарета Денисенко, Макария Малетича и их последователей, оказавшихся в расколе не по догматическим причинам, в соответствии с каноническими прерогативами Константинопольского Патриарха получать такие прошения от иерархов и другого духовенства со всех Автокефальных Церквей».

Наши канонисты и богословы уже достаточно много и убедительно писали о том, что никакие соборы такого права Вселенскому Патриарху не давали. Имеющиеся прецеденты его вмешательства в дела других Поместных Церквей основаны либо на имперской политике Византии (т.е. на воле Императора), либо на ситуации, сложившейся в Оттоманской империи, где волей султана (и вопреки канонам) Патриарх был поставлен начальником над всеми православными христианами. В обоих случаях эти ситуации в сегодняшнем мире никак не применимы. В моем кратком материале я не буду повторять уже ранее сказанные аргументы, но покажу, что Патриарх Варфоломей допускает значительное превышение даже самоприсвоенных полномочий, т.е. действует совершенно самоуправно и антиканонично.

Итак, единственный епископ, за которым наше каноническое право признает некие экстерриториальные функции – это епископ первой имперской столицы – города Рима. Согласно 3, 4 и 5 правилам Сардикийского собора (344 г.) (впоследствии подтвержденных Трулльским собором 691–692 гг.), епископ, не согласный с решением своего церковного суда, имел право в качестве последней апелляционной инстанции обратиться к Римскому папе. Однако, даже в случае поддержки апеллянта, римский епископ не может отменять предыдущего решения. Максимум, что входит в его полномочия, – это предложить созвать новый собор в области, соседней с той, где было принято первое решение. Он может направить на этот новый собор своих легатов, чтобы они донесли до собравшихся его точку зрения. Не больше не меньше.

Это право Римского папы признано всей Церковью, и в случае, если римские епископы вернутся в Православие, они вновь станут высшей апелляционной инстанцией, как то и прописано в канонах.

Вселенский Патриархат претендует на то, что поскольку он является «Новым Римом», то все права и преимущества «Ветхого Рима» распространяются и на него. Но даже в этом случае, если мы примем его аргументацию, все равно одностороннее объявление о снятии анафем с раскольников Филарета и Макария превышает все мыслимые права и привилегии. Никакие каноны не позволяют кому-либо предпринимать подобные действия. 121-е правило Карфагенского собора гласит:

«Да никто из нас не ставит себя епископом над другими епископами и не устанавливает тиранического террора, дабы принудить своих собратьев к послушанию».

А в послании Африканского собора к папе Целестину говорится:

«Ужели кто верует, что Бог наш одному кому-нибудь может вдохнуть правдивость суда, а множеству собравшихся на собор иереев откажет в этом? Да и будет ли сколько-нибудь основателен суд в чужой области, куда необходимые личности свидетелей, то по немощи физической, то по немощи старческой, то по многим другим препятствиям, не в состоянии представиться?»

Такое впечатление, что эти строки напрямую адресованы Патриарху Варфоломею. Итак, очевидно, что, принимая это решение, он нарушил даже собственные неверные и крайне вольные интерпретации церковных канонов, то есть действовал сугубо антиканонически. И это не может быть оправдано ничем.

Аргумент о том, что таким образом он привел к единству пребывающих в расколе братий не работает. У этих братий всегда была возможность вернуться в Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Своим сегодняшним антиканоничным решением Патриарх Варфоломей их этой возможности лишил: «Зачем нам куда-либо возвращаться, если мы и так признанная Церковь?»

2. Своим решением патриарх Варфоломей объявил о восстановлении Денисенко и Малетича в их сане на момент их анафематствования:

«Таким образом, вышеупомянутые были канонически восстановлены до их иерархического или священнического звания, а их верные были восстановлены в общении с Церковью».

Соответственно, согласно этому решению Филарет снова стал митрополитом, а Макарий – священником. Ничего об их принятии «в сущем сане» не говорится, равно как и о действительности проведенных ими рукоположений. Согласно решению, пока этот вопрос остается открытым. Из текста решения Вселенского Патриархата выходит, что Киевская кафедра пока вакантна и переходит под прямое управление самого Патриарха:

«Немедленно восстановить Ставропигию Вселенского Патриарха в Киеве, одну из его многочисленных Ставропигий в Украине, которая существовала там всегда».

А ее Предстоятель будет избран на Учредительном соборе, утвержден Фанаром и затем получит Томос об автокефалии.

Однако на первом же брифинге после выхода постановления (что было подтверждено его пресс-службой) Филарет Денисенко заявил, что Патриарх Варфоломей признал де факто автокефалию «Киевского патриархата» и что «ставропигия» – это лишь подворье, которое он собирается открыть в Киеве при уже узаконенной им «Украинской православной церкви». Более того, Филарет провозгласил, что он был принят в общение и легализован в сущем сане как патриарх: «Я был патриарх, есть патриарх и останусь патриархом!» Равно как были узаконены и все совершенные им таинства, включая все хиротонии. Ничего такого в постановлении Патриарха Варфоломея не говорится, как широко ни пытайся его толковать.

Эта же идея была повторена в заявлении Петра Порошенко, произнесенном зачем-то посреди летного поля.

Патриарх Варфоломей не может не знать об этих заявлениях. Они явно противоречат тому, что говорится в подписанных им документах. У него есть два выхода: либо немедленно опровергнуть их и настоятельно призвать «интерпретаторов» не искажать содержание Постановления его Синода. Либо промолчать и тем самым показать, что он – лишь безвольный инструмент в руках своих политических хозяев.

3. И в качестве последнего наблюдения. Во время вчерашнего вечернего брифинга Филарет Денисенко дал потрясающе откровенное определение задач и целей создаваемой по стамбульскому указу Украинской церкви: «Мы хотим, чтобы украинская церковь служила украинскому народу, защищала украинское государство от внешних врагов». Ни слова про Христа, ни слова про Царство Божие! Так что же за структуру пытается создать Патриарх Варфоломей?


«Мы были, есть и остаемся
единственной канонической Церковью в Украине»

Митрополит Бориспольский и Броварский Антоний (Паканич), управляющий делами Украинской Православной Церкви:

Митрополит Бориспольский и Броварский Антоний (Паканич) Митрополит Бориспольский и Броварский Антоний (Паканич)
– То, что произошло на Синоде в Стамбуле вчера, шокировало весь православный мир. Похоже на то, что Константинопольский Патриархат сознательно становится на путь раскола мирового Православия. Патриарх Варфоломей проигнорировал призывы Поместных Церквей созвать совещание Предстоятелей с целью выработки общего и соборного решения украинского церковного вопроса и в одностороннем порядке принял очень серьезные, но ошибочные решения. Надеюсь, что мировое Православие даст этому деянию объективную оценку.

Итоговый документ Константинопольского Синода порождает больше вопросов, чем дает ответов. В частности, непонятным остается статус «УПЦ КП» и «УАПЦ». По какой процедуре проходило рассмотрение апелляции Филарета Денисенко? Возникают и многие другие вопросы.

В реальности для нашей Церкви ничего не изменилось. Мы были, есть и остаемся единственной канонической Церковью в Украине. Мы не признаем ставропигии, создание которой провозгласили на Фанаре. Приняв в общение раскольников, Патриарх Варфоломей не делает их каноническими, а сам становится на путь раскола. Раскольники остались раскольниками. Никакой автокефалии и Томоса они не получили. И похоже на то, что они потеряли даже ту независимость, хотя и неканоническую, которую имели и на которой всегда делали акцент.

Хотим обратить внимание нашего духовенства и мирян: раскольники как были безблагодатными, так и остались. А соответственно, сослужить и молиться с ними запрещено.

Наступило время, когда всем нам нужно усилить молитвы, помня, что правда Божия непобедима.

Подготовили Юрий Пущаев и Антон Поспелов

12 октября 2018 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Русская Зарубежная Церковь заявила о прекращении евхаристического общения с Константинопольским Патриархатом Русская Зарубежная Церковь заявила о прекращении евхаристического общения с Константинопольским Патриархатом Русская Зарубежная Церковь заявила о прекращении евхаристического общения с Константинопольским Патриархатом Русская Зарубежная Церковь прекратила евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом
Предстоятелей Поместных Православных Церквей РПЦЗ просит собраться вместе, чтобы достичь канонического решения назревших вопросов.
Митрополит Волоколамский Иларион: Константинопольский Патриархат утратил право именоваться координирующим центром для Православной Церкви Митрополит Волоколамский Иларион: Константинопольский Патриархат утратил право именоваться координирующим центром для Православной Церкви Митрополит Волоколамский Иларион: Константинопольский Патриархат утратил право именоваться координирующим центром для Православной Церкви Митрополит Волоколамский Иларион: Константинопольский Патриархат утратил право именоваться координирующим центром для Православной Церкви
«Путь к возвращению из раскола всегда открыт, и этот путь лежит через покаяние», — сказал председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, говоря в интервью аналитической телепрограмме «Большая игра» о путях выхода из ситуации, сложившейся в связи антиканоническими действиями Константинопольского Патриархата
Патриарх Сербский: Константинопольский Патриарх принял решение, на которое не имеет права Патриарх Сербский: Константинопольский Патриарх принял решение, на которое не имеет права Патриарх Сербский: Константинопольский Патриарх принял решение, на которое не имеет права Патриарх Сербский: Константинопольский Патриарх принял решение, на которое не имеет права
Святейший Патриарх Сербский Ириней прокомментировал представителям СМИ решение Константинопольской Патриархии о признании раскольников в Украине, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ со ссылкой на издание «Ромфея».
«Украина – каноническая территория Русской Церкви» «Украина – каноническая территория Русской Церкви»
Протопресвитер Феодор Зисис
«Украина – каноническая территория Русской Церкви» Протопресвитер Феодор Зисис: «Украина – каноническая территория Русской Церкви»
Протопресвитер Феодор Зисис
Что же, теперь Константинополь может самовольно вторгаться на канонические территории Автокефальных Церквей под предлогом того, что они в далеком прошлом входили в его юрисдикцию?
Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с посягательством Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Церкви Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с посягательством Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Церкви Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с посягательством Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Церкви Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с посягательством Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Церкви
Заявление принято на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 15 октября 2018 года в Минске.
Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 15 октября 2018 года Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 15 октября 2018 года Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 15 октября 2018 года Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 15 октября 2018 года
15 октября 2018 года в Минске состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви.
Священный Синод Русской Православной Церкви признал невозможным дальнейшее пребывание в евхаристическом общении с Константинопольским Патриархатом Священный Синод Русской Православной Церкви признал невозможным дальнейшее пребывание в евхаристическом общении с Константинопольским Патриархатом Священный Синод Русской Православной Церкви признал невозможным дальнейшее пребывание в евхаристическом общении с Константинопольским Патриархатом Священный Синод Русской Православной Церкви признал невозможным дальнейшее пребывание в евхаристическом общении с Константинопольским Патриархатом
На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшемся 15 октября 2018 года в Минске, было принято Заявление Священного Синода в связи с посягательством Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Православной Церкви.
Каждому из нас придётся делать свой выбор Каждому из нас придётся делать свой выбор
Митрополит Горловский и Славянский Митрофан (Никитин)
Каждому из нас придётся делать свой выбор Каждому из нас придётся делать свой выбор
Митрополит Горловский и Славянский Митрофан (Никитин)
О том, как решения Фанара отразятся на жизни простых украинцев, кем теперь будет Филарет и как воспринимают православных священников по обе стороны линии фронта на Донбассе, — в интервью с митрополитом Горловским и Славянским Митрофаном.
Святейший Патриарх Кирилл возглавил первое в истории заседание Священного Синода Русской Православной Церкви в Минске Святейший Патриарх Кирилл возглавил первое в истории заседание Священного Синода Русской Православной Церкви в Минске Святейший Патриарх Кирилл возглавил первое в истории заседание Священного Синода Русской Православной Церкви в Минске Святейший Патриарх Кирилл возглавил первое в истории заседание Священного Синода Русской Православной Церкви в Минске
15 октября 2018 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, которое проходит в Минском епархиальном управлении.
Комментарии
Вадим К. (продолжение)18 октября 2018, 13:05
Прошло несколько лет, императоры, которые поддерживали ересь сменились другими. Вместе с ними сошла в историческое небытие и ересь. Тот монах Церковью прославлен и ему дано почетное имя Исповедник, а преследовавшие его ею анафематствуются каждый год в день Торжества Православия. Потому что Бог не может дать торжествовать неправде вечно, как и тому, чтобы правда была людьми века сего попрана и забыта. Вот о чем нам кажется нужно теперь особенно задумываться.
Вадим К.18 октября 2018, 12:59
Если кто не знает, был такой простой, без сана монах Максим. Он восстал против ереси, которую породили в К-поле и которую успели навязать практически во всех Патриархатах. Монаха пытались уговорить оставить, нет, не свои убеждения, а только свой отказ причащаться с принявшими ересь. Ему говорили: мы тебя почитаем и ты говоришь и учишь правильно, но смотри, зачем тебе идти против всей Церкви, ведь ты один? А он ответил: Церковь это не императоры и патриархи и не великолепные храмы и населенные монастыри, но Церковь там, где истина, если ее исповедует даже и один человек. Монаха сослали, изувечили, он умер в безвестности и как бы отлученным от Церкви.
Игорь18 октября 2018, 06:04
Вот и повод для 8 собора....
Анна С.В.17 октября 2018, 18:48
Многие возмущаются, как так нельзя было разрывать евхаристическое общение с Константинополем, не правильно сделали, и т.д.Мы секта и мы в изоляции. Хорошо, а как надо было сделать? Промолчать?Или может надо было тоже признать раскольников и радостно с ними причащаться? Мир во всём мире и не важно, что попрана Истина. По-моему и так слишком долго уговаривали одуматься Константинополь, и всеправославный собор просили собрать.Что нам ответили братья? Правильно :"собор не хотим собирать" ," это ваше личные дела сами разбирайтесь", или молчание.Вот и разобрались.
Вадим К. Яне Панфилове17 октября 2018, 12:20
Можно Вас уверить, что наш Синод избрал самый мягкий вариант из тех возможных, которые находятся еще в поле канонов Церкви, а они не просто так написаны и не неизвестно кем и нет ни у кого права их нарушать, как и не реагировать на их попрание. Молчание в данном случае будет соучастием в деле разрушения устоев Церкви. Нас больше должно заботить не то, останемся ли мы с украинцами (кстати, кто Вам сказал, что они с нами все в ссоре?) или с греками, но то, как нам в сложившихся обстоятельствах остаться со Христом. Если кто-то, называясь братом, не желает больше слушать Его законы, но хочет угождать князьям мира сего, мы должны с ними разойтись, точнее остаться на Его путях и не идти с ними.
Яна Панфилова16 октября 2018, 15:51
Очень грустно. Не могу понять Константинополь но и не могу принять решение Синода РПЦ. Получается раскол станет еще сильнее и народ станет более разрозненным. Теряем украинцев, как братьев, теперь еще и греков потеряем..Вообще ни о чем другом думать больше не могу сегодня ((((
Вадим К.16 октября 2018, 09:45
Алексей, Господне изречение тем и отличается от изречения даже самого мудрого человека, что оно действует в самых разных жизненных ситуациях и соответственно проявляет в каждом свой смысл, который не противоречат один другому. У многих святых отцов довелось читать, что просьба "не введи нас во искушение" означает признание своей немощи и то, что нам не следует самим вдаваться в испытания. Господь и о чаше потому молился, чтобы она если можно Его миновала, чтобы дать нам пример. А у нас многие как будто жаждут встряски или чистки, забыв недавний 70-летний опыт подобного испытания, каково оно было. Бояться его верующему не следует, но и желать его не то, чему учит нас Евангелие и свв. отцы.
Александр15 октября 2018, 21:26
Когда возникает спор и к его разрешению приглашается третья сторона, спор может быть исчерпан только при условии, что обе конфликтующие стороны готовы принять неудобное для себя решение.
Вадим К. Elene15 октября 2018, 16:20
Есть ли управа на патр. Варфоломея? Есть, и конечно первая у Господа. Если же говорить об управе на земле, то это может быть только собор всех поместных православных церквей, как высшая инстанция, возможно, что еще и собор самой Константинопольской Церкви. Как мы понимаем, в данный момент это весьма номинальная управа. Конечно, грядущий раскол очень плох, но Церковь и его переживет, как пережила в свое время отпадение Рима. Она стоит и будет стоять, а грехи Константинополя должен исправлять прежде всего сам Константинополь собственным волевым усилием. Мы, Русская Церковь, проживем и без него, если так будет продолжаться. Главное не отсоединиться нам от Христа.
Алексий15 октября 2018, 15:57
Вадим К.15 октября 2018, 11:44, я не говорил, что "нужна встряска", я говорил о попущении встряски. Насчёт упомянутых Вами слов Господней молитвы -- так имеется немало толкований, например вот тут они собраны: http://www.pravoslavie.ru/7091.html

Elena15 октября 2018, 12:35, проблема-то не в Варфоломее, он, по сути, -- лишь выразитель и свадебный генерал атаки на мировое православие. Но управа на него есть, например -- непризнание его методов всем мировым православием. К сожалению, во всей этой грязной ситуации замешана ещё и политика, а всё, к чему прикасается политика, становится неприятным на запах и специфичным по консистенции. Мягко выражаясь.
Elena15 октября 2018, 12:35
Больше всего мне непонятно, неужели на Варфоломея нет никакой управы???
Вадим К.15 октября 2018, 11:44
Говоря, что нам нужна встряска от Господа, мы не знаем, что говорим, и здесь легкомыслие. Зачем тогда и молимся: не введи нас во искушение? Зачем и преп. Лаврентий говорил: молитесь, чтобы Господь дал еще время? Забыли мы, что и ап. Петр был смел и вроде готов был и на смерть, пока не увидел, нет, еще не саму Голгофу, а только ее начало. Разве мы будем стойче этого рыбака, который масло на сыр не намазывал и на кресле не спал и которому Господь сказал: ты - скала? Ожидать встряску надо, но с болью в сердце, потому что будет большое страдание и обнаружатся не только волки, но будут и те овцы, которых они увлекут и таких будет немало. Наших братьев, которых нам не жалко?
Алексий15 октября 2018, 08:32
Катерина 14 октября 2018, 10:06, а ведь Вы правы: при всём ужасе событий, они "работают" на благо. Я всегда говорил и говорю: в мирное время все -- друзья, все -- чуть ли не браться, но лишь война высвечивает, кто -- овцы, а кто -- волки. Подобные встряски, попускаемые Господом -- это ведь встряски, в результате которых с Тела Церкви опадает шелуха.
Алексий15 октября 2018, 08:17
Иоанна_14 октября 2018, 09:27, а также Сергей: действительно, я был слишком резок, благодарю за вразумление и прошу прощения.
Катерина 14 октября 2018, 10:06
Патриарха Варфоломея пресса католическая называет "главным экуменическим Патриархом" и, кстати уже собирается нести цитата "свет Истины (какой именно...?) вместе с нашими братьями по Вере (мы не можем быть братьями по Вере, в связи с различными соборными решениями) другим, непросвященным (читала в зимнем интервью с одним руководящим кардиналом). Т.е. теперь в связи с последними событиями, все эти экуменистические заседания по крайней мере если не полностью замрут, то... хотя бы заморозятся? Патриарх В главное лицо во всех из них.
Иоанна_14 октября 2018, 09:27
Алексей, призывать всех православных, адекватных и прочих - это прерогатива священноначалия. Если патриарх Варфоломей хотя бы 1 раз причастится с Михаилом Денисенко, я уверена, всё, о чём пишет Сергей, и будет сделано. Антиправославное состояние души и есть безапелляционно указывать брату своему и ставить своё мнение выше его мнения, по крайней мере в вопросах, которые однозначного решения не имеют.
Людмила ис14 октября 2018, 00:15
Преп.Лаврентий Черниговский:"«Приходит время, когда и недействующие храмы (закрытые) будут ремонтировать, оборудовать не только снаружи, но и внутри. Купола будут золотить как храмов, так и колоколен. А когда закончат все уже, наступит время, когда воцарится антихрист. Молитесь, чтобы Господь продолжил нам еще это время для укрепления, потому что страшное ожидает нас время. И видите, как все коварно готовится? Все храмы будут в величайшем благолепии, как никогда, а ходить в те храмы нельзя будет..."
Юрий13 октября 2018, 23:23
…"итак, всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают"... Вроде понятно написано. Они же и распяли. Теперь опять говорят. Даже пишут - указы, решения, томосы раздают... А мы и забыли, к чему это идет - должен же воцариться некто на троне. Наверное, это ступенька очередная...
Виталий13 октября 2018, 22:02
Не понимаю радости людей , поддерживающих раскольников . "Церковь" их уже даже не "украинская" , скорее "фанариотская" . Кто анафему снял , тот в ней и хозяин . Судя по по приведённым отрывкам из решения Константинопольского Синода , Варфоломей может трактовать его , как ему заблагорассудиться .
Александр13 октября 2018, 20:40
Если это испытание для нас, то примем как милость Божию.
Анна С.В.13 октября 2018, 19:08
"Хотим обратить внимание нашего духовенства и мирян: раскольники как были безблагодатными, так и остались. А соответственно, сослужить и молиться с ними запрещено.- Митрополит Антоний." Спасибо.
Я не знаю какое решение примут Архиереи на заседании Синода,могу только предположить что Русская Церковь будет вынуждена прекратить Евхаристическое общение с Константинопольской Церковью ...
Вадим К.13 октября 2018, 16:30
Алексий, можно только согласиться с Вами, в Церкви неприемлем дух кавалерийских атак, мир нужно хранить до последнего и действовать в духе кротости, очень боясь ему навредить. Зло будет еще умножаться, но как сказал наш последний царь, его победит не ответное зло, а добро. У нас есть каноны, есть тысячелетний опыт Церкви, как их применять в данных ситуациях. Будем теперь сугубо молиться за наших архиереев, чтобы они право правили слово истины, ведь от них сейчас действительно много зависит. Беспокойство только вызывает, почему не обсуждается другое беззаконное деяние Константинополя, разрешающее второй брак даже уже сущим в сане.
Eugen13 октября 2018, 15:26
Варфоломей решил, и давно этим занимается, сослужить Богу и маммоне. Что касается совершающегося с Украиной, то кровь людская на нём. И ещё. Не помню, чьё это изречение: Фанар - школа интриг и подлости. И Варфоломей достойный воспитанник его.
Алексий13 октября 2018, 14:00
Сергей 13 октября 2018, 09:09, вы демонстрируете не решимость, а кликушество, рубку с плеча и антиправославное состояние души. Как хорошо, что все вопросы касательно анафем и проч. решаются не подобными вам людьми, а воистину любвеобильными и умудрёнными опытом.
Решения РПЦ и УПЦ и так решительны, тверды и понятны; если вы не понимаете ничего, кроме слов "анафема" да "лишение церковного общения" -- это ваши личные проблемы.

Всех же адекватных православных призываю не терять голову, молиться, положиться на Бога и не соваться поперёд батек (то есть наших архиереев) в пекло. Наше дело -- молитва.
Вадим К.13 октября 2018, 12:46
Если на Украине теперь прольется кровь, то патр. Варфоломей окажется не Геростратом, а (следует вещи называть точными именами) Иудой или Каиафой, предавшим Христа на поругание язычникам и смерть, потому что Церковь от плоти Его и от крови.
Наталия13 октября 2018, 11:59
Очень много мнений и разговоров вокруг проблемы, которая будет решаться только Господом. Поэтому стоит теперь помолчать. А Константинопольская Церковь стала рушиться с того момента, когда в храме св. Софии, в алтаре, был убит один из престолонаследников Империи, а столетия спустя, они стали договариваться с католиками о защите от турок, и кончилась Церковь Константинопольская, началась стамбульская. И никто этого не заметил. Поэтому пожинаем плоды своей духовной слепоты, потому что хотим мира во что бы то ни стало, а в духовной жизни часто мир -это договор с врагом рода человеческого. Усмирить Украину может только Бог,она на это долго напрашивалась.
13 октября 2018, 11:54
Господь поругаем не бывает! И никто не сможет разорвать Тело Его, которое есть Церковь православная и врата ада, никогда не одолеют Её!!!
Сергей13 октября 2018, 09:09
Анафему Патриарху Варфоломею и всем кто подписал решение, как раскольнику. Без решительных, твердых и понятных решений РПЦ, УПЦ начнется брожение и шатание. Созываться и собираться потом, может для принятия покаяния и снятия анафемы. Все Поместные Церкви которые промолчат о греховности деяний Варфоломея и иже с ним, прекратить Церковное общение. Те Афонские монастыри которые признают Филарета (Денисенко), не посещать и прекратить Церковное общение. Только твердость и решимость даст уверенность и силы противостоять злу.
Андрей Васютин13 октября 2018, 07:09
Очень странно смотреть как кто то, находящийся в мусульманской стране, влияет на судьбу православных...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×