Узнают ли, что мы Его ученики?

Фото: Анатолий Горяинов / Православие.Ru Фото: Анатолий Горяинов / Православие.Ru

«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь меж собою» (Ин. 13, 35). Слова, которые не могут не заставить нас задуматься. О нас самих и о сегодняшнем дне нашей Церкви. Полагаю, что задуматься мы должны серьезно, ответственно и без страха.

Возможно ли сегодня узнать в нас Его учеников – вот по этому признаку, Самим Спасителем обозначенному как главный?

Мой ответ неоднозначен, биполярен. За десять лет в Церкви я встретила столько прекрасных, истинно любящих, самоотверженных людей, сколько не встретила бы, наверное, и за сто лет вне церковной ограды. От церковной бабушки до митрополита, от мальчика-семинариста до престарелого, много битого советской властью протоиерея. Все эти люди помогали мне жить. Оказавшись в Церкви – сначала как прихожанка, затем уже и как работник епархиального отдела, церковный журналист, – я обрела, наконец, для себя ту среду, в которой нуждалась всю предыдущую жизнь. А одна моя знакомая, не будучи человеком воцерковленным, не очень понимая, что есть Православие и Церковь, пришла в епархиальный отдел работать по своей технической специальности. И долго пребывала в радостном недоумении: «Неужели такие люди еще бывают? Я только с ними осознала, сколько во мне злого».

Всё это говорит о том, что завет Христов в сегодняшней Церкви не забыт и не потерян, но – это один полюс, а теперь о другом.

Почему в Церкви сегодня столько людей травмированных, измученных хроническим стрессом, находящихся в сложной, даже критической душевной ситуации? Почему так распространены конфликты, обиды? Почему столько незаживающих ран?

Для начала хотя бы ценить человека и то, что он делает – уже неплохо

Почему мы так часто друг друга не ценим? Ценить – это не то, что любить, верно. Но для начала хотя бы ценить человека и то, что он делает – уже неплохо. Поверьте, здесь нет никакой личной жалобы: меня-то как раз ценят, и благодарность за свою работу я чувствую. Но именно эту печальную ситуацию – когда человека просто не ценят, того, что он делает, как бы и не замечают – я наблюдала не раз и не два. Причина такого отношения к человеку заключается, на мой взгляд, в том, что человек этот, в сане он будь или не в сане, никуда из Церкви не денется. За него не нужно держаться, поэтому его можно не беречь. Вот так же мы подчас относимся к своим близким: как к людям, которые все равно никуда от нас не денутся. Поэтому с ними можно не церемониться, расслабиться, разрядить раздражение и усталость; поэтому их совершенно необязательно благодарить за то, что они для нас делают. Другое дело – друзья: они терпеть не станут. Поэтому с ними мы куда обходительнее. При этом мы всегда готовы заверить себя и других в том, что близких своих мы на самом деле любим, и никакие друзья никогда с ними не сравнятся. Ну да, срываемся, взрываемся, рычим, повизгиваем, но ведь любим же!.. И в Церкви нередко срабатывает тот же стереотип: да люблю я их всех (хор, клир, отдел, приходской актив и т.д.), люблю! Ну, сорвался, ну, завелся на пустом месте, сделал из мухи слона, из мелкого промаха преступление, из легко разрешимой проблемы катаклизм, ну и что такого – рабочий момент. То ли еще в нашей истории бывало!.. Вы слышали про игумена Н-ского монастыря?.. Что я на его фоне?.. Вот и успокойтесь. Всё равно мы все друг друга любим, как Христос нам завещал…

Но любовь не есть голословное утверждение. Любовь есть подвиг ради ближнего. Подвиг состоит в том, чтобы видеть в ближнем – и в первую очередь в младшем, подчиненном, зависимом от тебя! – человека, личность, а не функцию; чтобы всякий раз ставить себя на его место; вникать в его ситуацию…

Но главное даже не это. Это ведь не только для православных, это для всех нормальных людей правило. А христианин должен видеть в ближнем своем, прежде всего, – христианина. Он должен любить, ценить, почитать и беречь его – именно за веру. За то, что он выбрал Христа, выбрал Церковь. Мы ведь живем в языческом окружении! Нас меньшинство. И всегда будет меньшинство, не зря же Христос назвал нас малым стадом. Исходя из этого, нам каждого своего человека беречь надо, как зеницу ока.

Мало у кого получится «видеть христианина» в каждом врущем певчем, непослушном послушнике

Да, кто-то, прочитав, скажет: у вас совершенно идеалистический, нереальный подход. А в реальности есть работа, есть служба, есть серьезная ответственность и строгие требования; а исполнители, как правило, крайне несовершенны. Мало у кого тут получится быть сущим ангелом и «видеть христианина» в каждом врущем певчем, неаккуратном алтарнике, нерадивом помощнике, невнимательном новостнике, непослушном послушнике и т.д. Так что не осуждай начальствующих, больших или маленьких…

Я не осуждаю, я как раз могу понять и простить человека, просто не выдержавшего нагрузки, не вынесшего своей собственной ответственности за всех и вся – и в какой-то момент сорвавшегося. Особенно ценю тех из них, кто находит в себе силы нажать на тормоза и даже попросить потом прощения у своего – пусть виноватого – подчиненного. Но как часто эти срывы в гнев бывают вызваны вовсе не ошибками и недостатками ближних, коллег или подчиненных. Разумная и необходимая строгость не имеет ничего общего с раздражительностью, вспыльчивостью, эгоцентричностью и т.д. Весь этот букет заставляет человека искать повода для разрядки. Разрядки того, что скопилось внутри, а это скопившееся в нас – вовсе не от любви. И тут, конечно, нельзя кивать на одних начальников, нужно почаще оглядываться на себя, потому что ответственность за Церковь – да, за Церковь, за то, как исполняются в ней Христовы заповеди – на нас точно такая же, как на них, как ни странно это для многих из нас звучит.

Церковь, по замыслу Божию, есть не система, а семья

Об отношении нашем друг к другу надо помнить, думать и без опасений говорить. Нас отвлекают от этого – по сути, от главного! – наши текущие задачи и проблемы. Их всегда много. В апостольские времена не было всего того, чем занимаются сегодня настоятели, клирики и штатные работники храмов, епархиальные управления и отделы, церковные издательства и т.д.; не было планов, отчетов, бухгалтерских смет, юридических процедур, не было этой большой и многообразной надстройки над базисом. Нас, сегодняшних, эта надстройка от базиса отвлекает, можно сказать, дезориентирует, постоянно создавая свои «рабочие» ситуации, свою систему отношений, не совсем, мягко говоря, апостольскую. Плюс к тому, неизбежная рутина утомляет, а многих просто совершенно выматывает. Но тем внимательнее нам нужно быть, тем глубже жить, тем тверже помнить: Церковь, по замыслу Божию, есть не система, а семья. Семья, в которой, безусловно, есть старшие и младшие, есть та иерархия, без которой и обычная человеческая семья не устоит; но в которой невозможно обезличивание человека, безразличие к его чувствам, к его личной ситуации.

Впрочем, и с чисто рабочей точки зрения все то, что не от любви – повышенный тон, жесткий напор на человека, наказание его стрессом, унижением – наихудший способ решения проблемы. Спокойный братский, сестринский, отеческий тон, доверие к человеку, поддержка его усилий, нормальное обсуждение возникшей проблемы – «Давайте вместе подумаем, почему у нас с вами не получается» – все это дает куда лучший результат. При таком подходе силы объединяются, чье-то неумение или природные недостатки компенсируются, ошибки становятся куда менее вероятными, потому что люди смотрят на ситуацию с разных сторон и уравновешивают друг друга. А когда человек оставлен со своими трудностями наедине, да к тому же истощен затяжным стрессом, и корвалол ему уже не помогает, и никто его не жалеет… Такой человек поневоле становится не очень хорошим работником. И по этой причине еще больше получает, и тут уже – замкнутый круг…

Общее место, все это знают? Теоретически – да, все. А на практике мы, видимо, не очень хорошо умеем выстраивать внутри себя иерархию значений, не всегда отличаем первичное от вторичного, главное от неглавного. Вот слова Христа: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13, 34), – и они суть наше главное (часть нашего главного, если быть точнее). Всё остальное – важно, да, но второстепенно.

К смирению нужно принуждать себя самого, а не других

Мы склоны впадать в максимализм и рассуждать по принципу: «Если ты действительно верующий, никакие обиды в Церкви тебе не страшны». На самом деле – страшны, и еще как. Человек в Церкви очень уязвим, беззащитен: он ведь не со сжатыми кулаками в нее пришел, не с готовыми к бою локтями, не место под солнцем себе отвоевывать, а – верить, любить, служить. Открытый пришел, с доверием, с очень большими и совершенно оправданными на самом деле ожиданиями. Потому защищаться не готов. Это во-первых. Во-вторых, каждый из нас знает уже на собственном опыте, что вера и возрастание в вере – это тяжелый труд, это, по чьему-то удачному сравнению, бег вверх по эскалатору, едущему вниз. Наша взаимная любовь – это единственная реальная поддержка, которую мы можем друг другу оказать. Без этой поддержки человек изнемогает, и у него возникают серьезные духовные проблемы – проблемы веры. Это мне тоже доводилось наблюдать – когда в неокрепшем еще духовно, но уже серьезно травмированном человеке вера слабела и гасла. И нет, поверьте, ничего хуже, чем пытаться лечить такого человека псевдоблагочестивыми поучениями: «Если ты христианин, ты должен смириться с тем, что к тебе так отнеслись; ты должен помнить, что по грехам своим не того еще достоин». К смирению нужно принуждать себя самого, а не других; а вылечить от нелюбви можно только любовью.

Наконец, нам нужно помнить о дядюшке Баламуте, племяннике его Гнусике и тех их сродниках, имя которым легион. Тем, кто сомневается в полезности книги Клайва Стейплза Льюиса «Письма Баламута» для православного христианина, могу сообщить, что мне ее в свое время дал почитать хорошо известный посетителям этого сайта игумен Нектарий (Морозов). В этой книжке старый бес Баламут подробно инструктирует своего племяша, обучая его искусству расставления ловушек для человеческих душ, и самые опасные ловушки ставятся именно там, где человек делает шаг к Врагу бесов, Богу. Странно было бы предположить, что эта шустрая публика не крутится денно и нощно вокруг людей Церкви, не изобретает для них все новые и новые, отвечающие духу времени ловушки. «За мирянином один бес ходит, за священником десять, за монахом пятьдесят, а за епископом сто» – это тоже, наверное, близко к истине. Бес не сильнее человека, если человек с Богом; но вот тут-то и встает перед нами вопрос, всегда ли, во всем ли мы с Ним.

Здесь, конечно, не только об отношениях меж начальниками и подчиненными нужно говорить, но и об отношениях внутри приходской общины, о том, существует ли эта община в реальности – или люди, годами ходящие в один и тот же храм, остаются друг другу чужими. Неплохо бы здесь напомнить и о лишних строгостях, замечаниях, придирках, одергиваниях, жертвами которых становятся люди в некоторых монастырских и не только монастырских храмах… Но я боюсь уйти в сторону, в чащу несколько иных уже проблем. Мне кажется, что в любой ситуации важно помнить: всё, что сказано Христом, сказано настолько же для нас с вами, насколько для Его непосредственных учеников. И какой будет Его Церковь, насколько она будет соответствовать своему предназначению – зависит от каждого из нас, кем бы этот каждый ни был: священником или мирянином, семинаристом или архиереем, игуменией или ученицей воскресной школы.

«Соль – добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою» (Мк. 9, 50).

Марина Бирюкова

23 октября 2018 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
(Не) хочу в рай (Не) хочу в рай
Архимандрит Андрей (Конанос)
(Не) хочу в рай (Не) хочу в рай
Архимандрит Андрей (Конанос)
Любовь побеждает все страхи, делает нас свободными людьми, и ты уже не боишься ни жизни, ни смерти.
Видеть Бога в лице другого Видеть Бога в лице другого
Митр. Лимасольский Афанасий
Видеть Бога в лице другого Видеть Бога в лице другого
Митрополит Лимасольский Афанасий
Человек, унижающий себя, не может почитать других, он и их будет унижать. Научись уважать себя, свое тело, свое лицо. Не превращай себя в зверя. Спрашивают: грех ли краситься? Это не грех. Но проблема в чем? В том, что этим ты подменяешь себя.
«Духовный настрой заразителен» «Духовный настрой заразителен»
Схиархим. Иоаким (Парр)
«Духовный настрой заразителен» «Духовный настрой заразителен»
Беседа на Русской земле
Схиархимандрит Иоаким (Парр)
Если в течение дня вы заняты тем, чтобы показать Богу, что вы любите Его, и сердце ваше непрестанно беседует с Ним, молясь о том, чтобы остаться с Ним наедине, сделать это вечером вряд ли покажется вам сложным.
Комментарии
Михаил30 октября 2018, 20:47
Проще надо быть, вот что. Из одной Чаши причащаемся, один Бог нас принял, чего ещё надо. Ну а если автор на кого то сердится - дело житейское, пообижается и перестанет. Посыл непонятен, ибо многословен и переусложнен недомолвками.
Вадим К. Катерине29 октября 2018, 10:42
Неправильно судить вместе героическое время с рутинным. Вообще же вся жизнь простых человеков, а не ангелов, построена из срывов. Переживать их на себе конечно трудно, но кто переживет и окрепнет в терпении, тот и становится святым. А для нас, остальных, надежда на исключительное человеколюбие нашего Судии, Который сказал: не судите, чтобы и вам не быть судимыми, ибо каким судом судите, судят и вам.
Катерина 27 октября 2018, 15:31
И если бы речь шла об обороне Сталинграда, тогда да. Срывы понятны. А когда речь идет о выполнении обыденных рутинных рабочих планов... это уж совсем ни в какие ворота, "срывы" эти.
Вадим К. Елене27 октября 2018, 14:42
В том все и дело, что после грехопадения у человека свобода выбора уже неполная. Иначе, что значат известные слова ап. Павла: бедный я человек! ибо что не хочу, то делаю? И из какого тогда рабства нас пришел освободить Христос, если у нас полная свобода? Конечно, свобода осталась и после грехопадения, но она стала относительной. Потому Бог нас и пожалел и не будет судить так строго, как лукавых духов, что мы часто грешим не потому, что сознательно хотим, но потому, что не в силах удержаться, а следовательно не слишком справедливо нас строго судить. Вообще же это очень сложный вопрос - наша свобода и связанная с ней ответственность за сделанные грехи. Человеку он не под силу, но не Богу.
Светлана27 октября 2018, 07:35
Спаси Бог, за статью. Как всегда своевременно.
Елена26 октября 2018, 18:28
Один из моментов, сильно смущающих меня в современных рассуждениях о спасении души - это идея о "срывах". Как будто это что-то стихийное, совсем или почти неконтролируемое. Хотя в то же время мы знаем, что христианство постулирует полную свободу личного выбора - грешить или не грешить. И так называемые "срывы" - более или менее разнузданные проявления агрессии в сторону лиц, наделённых меньшей властью, подчинённых - это на самом деле свободный выбор агрессора, абсолютно контролируемое поведение. Ведь на своё начальство, на более властных и сильных агрессор не нападает. И противодействовать этому надо не только напоминая о заповеди любви, но и с помощью властных запретов и контроля.
Арина25 октября 2018, 22:35
Уважаемый Антоний, Вы говорите об отношении к обиде. Однако, когда ошпаришься, порежешься - невольно дернешься, ударишься сильно - могут звезды из глаз посыпаться и слезы брызнуть. Это защитная реакция организма с предупреждением, что не стоит лезть дальше. Но бывает, что бутылку или кирпич на голову тебе сбросил кто-то просто развлекаясь или по неосторожности, ты не в силах был предусмотреть. А исход может быть летальным - тоже "реакция" организма. Так и с обидами, обида обиде рознь. Люди иногда не в силах в первый момент справиться с эмоциями, а им отдышаться не дают, продолжают лить, резать, сыпать и у них случается болевой шок. Справиться с обидой не означает не чувствовать ее.
Антоний25 октября 2018, 02:24
Дорогой брат Сергий, Божией Вам помощи во всяком благом деле! Моя точка зрения в этом вопросе сформировалась давно и окончательно: обиды не страшны тем, кто душой и мыслями всегда и всюду с Богом. Мне достаточно помнить, что "обида состоится, или не состоится, не по желанию наносящих ее, но по расположению тех, которые терпят обиду" (Златоуст) и руководствоваться советом Антония Великого: "Благодари того, кто обижает тебя, и Бога будешь иметь другом", чтобы не обижаться. Да и нет у меня на обиды ни времени, ни желания. Потому что ещё так много нужно успеть сделать - для Родины, для родного прихода, для семьи, для опекаемых, для своей научной школы и кафедры, для своей души, в конце концов!
Катерина 25 октября 2018, 00:04
Прочла с интересом. Спасибо, автор. Мне кажется, Вы задели разом несколько проблем, сплетенных в клубок. Быть хорошим человеком (здесь верующим глубоко православным) и быть хорошим профессионалом своего дела не одно и то же. Очень часто эти два качества не совпадают. Теперь представим себе, что получится при соединении этих двух категорий. Когда над одним проектом вынужденно работают прекрасные христиане, так и не ставшие в своей профессиональной деятельности профи, и профи, христиане только формально, по Крещению, но не по духу. А уж отсутствие хороших руководителей, которые, даже не будучи христианами, действуют умело с персоналом вообще.. Это же гремучая взрывоопасная смесь.
Сергий24 октября 2018, 19:12
Антонию. Обиды "не страшны" тем, кого никогда не давили, либо он имел мощную "группу поддержки". Как писала Ю. Друнина: Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне. Человек - это не робот. Больно было и безгрешному Христу, и Ангелы плачут, когда мы согрешаем... Победить обиду вполне возможно и необходимо, но это колоссальный труд! И люди, вместо того, чтоб делать мир лучше, приближать его ко Христу, занимаются созданием обид и борьбой с ними, - разве этого хочет Бог? И ладно уж личные дела, возникает соблазн всем людям, о чём пишет автор, соблазнить человека - тягчайший грех! Мой личный вывод: соблазняющих церковных людей необходимо жестко пресекать, даже иногда силой.
Антоний24 октября 2018, 13:05
«Если ты действительно верующий, никакие обиды в Церкви тебе не страшны» - воистину, так! Весь мой опыт долгих лет церковной жизни от святого Крещения во младенчестве и до сего дня говорит об этом. В Церковь я иду к Богу и не пытаюсь найти в Ней идеального человека. Таких людей нет. Впрочем, какие обиды могут быть в Церкви? На кого? На прихожан? Так ведь это же наш родной приход, наша семья, где мы друг друга уважаем и выручаем! На дорогих батюшек, с которыми проводим в алтаре во время служб лучшие моменты жизни? Ещё абсурднее! На дорогих певчих? Или на Самого Бога?.. Нет-нет, обида - дочь гордыни - состояние противное смирению и совсем не конструктивное. Негоже в него впадать.
Татиана24 октября 2018, 09:46
Спаси Господи,уважаемая Марина. Такие темы надо поднимать время от времени. Несмотря на то, что об этом писано-переписано, сказано-пересказано, думано-передумано каждым нормальным человеком, начиная от подросткового возраста и до самой старости, до смертного одра, мысли каждого человека на эту тему, по этому поводу настолько индивидуальны, настолько своеобразны, подкреплены настолько СВОИМ неповторимым опытом,что всегда есть, чему поучиться, что почерпнуть. Любви не только надо учиться, её надо просить у Господа, ибо только Он есть Любовь, и Путь, и Истина, и Жизнь... Ангела всем Хранителя, помощи Божией, радости и вдохновения.
ирина24 октября 2018, 08:20
Спаси Господи автора за полезную статью,надо будет обсудить ее с нашими прихожанами.все мы несовершенны,любви мало.стараемся,не разъединяться,помогать друг другу,хоть словом.но до Христовой любви далеко....доброты мало в каждом,стыдно признаться.помоги нам Господи
Арина24 октября 2018, 02:53
К заповеди "да любите друг друга" мануал прилагается "во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними". Рыбакам среди язычников 2000лет назад было, видимо, проще с аксиомой- люби и делай для других как для себя - без обременений в виде "необходимых и достаточных". Сейчас зачем-то нужно личность отделить от функции, себя поставить, в него вникнуть...всю конструкцию увенчать подвигом. Длинное вступление, множество условий, которые предлагается соблюсти. Некогда любить. А если еще и личность не приглянулась, и взаимности от нее не дождешься...Баламут давно отдыхает. По-моему, иногда действительно надо проще быть, особенно по отношению к себе, и делать, что можешь.
Светлана24 октября 2018, 00:18
Личная глубочайшая благодарность Марине. Как часто за двадцать лет работы в качестве церковнослужителя (есть такой термин для обозначения канцелярских, издательских работников, сотрудников трапезной и т.п.), возникали именно эти мысли, так точно, ясно и аргументированно оформленные и высказанные ею!
Дай, Господи, чтобы все мы УСЛЫШАЛИ Твои слова о взаимной любви Твоих учеников.
И тогда нам станет легче и светлее идти к Тебе, а язычники, которые действительно нас окружают, даже не зная, что они язычники, захотят хотя бы вглядеться в мир христианства.
Татьяна23 октября 2018, 21:20
Все правильно.как всегда пишет Марина,но хотелось бы более конкретно обозначить проблему.Когда мы бежим за любимым человеком,часто вокруг ничего не замечая,падая,налетая на людей,которые бегут под углом к нам и некогда поругаться-ведь Он пропадает из виду,а это просто беда!И вот идущие рядом с нами могут помочь,подхватить в случае падения,взять за руку-ведь нам по пути, дорогие мои! Я вас нечаянно толкну,вы меня плечом заденете-главное,не терять Того,к кому мы все стремимся.От Него идет Свет Истины и Любви,прощайте.не обижайтесь,дайте руку тому,кто только еще начинает путь.
natalja23 октября 2018, 20:47
Любви нет , а потому что есть зависть. Завистливые люди любить не умеют, даже те кто считают себя христианами и десятилетиями ходят в храм. Нам хотя бы терпеть друг-друга, а уж о любви и речи нет.
Василиса23 октября 2018, 20:01
"К смирению нужно принуждать себя самого, а не других; а вылечить от нелюбви можно только любовью". Как верно!Сама столкнулась с этим длительным обесцениванием в храме, от которого действительно, вера гаснет... Марина, а что делать? И если храм один в поселке?
Сергий23 октября 2018, 19:29
Мы очень привязаны к комфорту, приучены к нему как алкоголик к стакану. Среди людей старших поколений было распространено довольно верное мнение, что человек привязанный к собственному покою - это трус, потенциальный предатель, на которого нельзя положиться. Люди сейчас реально запуганы жизненными проблемами и всякое проявление любви рассматривают как какую-то потерю жизненных сил, которые могли бы пригодиться самому. Но это значит, что источник этих "жизненных сил" явно не Божественный, а скорее наоборот... В Церкви к этому добавляется безответственность - есть Бог, Который и так поможет, если надо, зачем же я буду напрягаться?..
Андрей Юрьевич23 октября 2018, 17:38
Любви между нами мало, потому что сами себя не любим. Не умеем себя любить, вот и окружающие страдают. Как себя любим, так и в Бога веруем.
Господь к нам как любящий отец, волю дал, спасает нас и сохраняет, нам бы радоваться вечной жизни, славить Бога и ни о чем не беспокоиться, Он всё управит, как надо. А мы всё боремся, улучшаем, переделываем, нагнетаем. Вместо того, чтобы раскрывать свои таланты, капаемся в своих грехах, выдергиваем с самого дна души, препарируем, нагнетаем, преувеличиваем, совсем изгваздались, противно на себя в зеркало смотреть. Мечтаем очиститься, а только больше себя ненавидим.
Вместо того, чтобы на Литургии просить перед Чашей дара Любви, стоим в очереди на исповедь.
евгений23 октября 2018, 16:10
Спаси,Господь,уважаемого автора,за поднятую тему. За возможность задуматься об истинной природе Церкви Христовой. Ждем,дорогая Марина,дальнейших Ваших размышлений на эту тему,самую,по моему мнению,важную в нашей жизни,как Христиан.++++++++++++++++++++++++++++
Людмила23 октября 2018, 15:56
Удивительно бывает в этой жизни... Для меня последнее время стало пронзительным откровением то, что живем мы в мире людей вполне языческого вероисповедания, всего лишь прикрытого христианскими внешними обрядами. А по сути нет главного - любви. "По тому узнают, что вы Мои ученики, что вы будете иметь любовь между собою" - последнее время это не выходит у меня из головы. И тут, представляете, Марина - ваша статья. Вот каково мне было её прочесть?.. Не могу не отозваться - обязательно должен приходить к человеку отклик от близких по духу)
Наталия23 октября 2018, 15:53
Сергей, очень верно написали, в точку! Тоже так думаю.)
23 октября 2018, 13:29
Как приятно читать свои мысли изложенные на листе !!!
ivan men23 октября 2018, 13:20
Поминаемый ныне Амвросий Оптинский писал: "Всем вам желаю мирного жития, понеже взаимный мир повсюду оскудевает, а бестолковое немирствие возрастает: все виним друг друга и истязуем заповеди от ближнего, по-видимому, за благословные и благовидные причины, забывая, что каждый от своих дел или прославится, или постыдится. Воистину трудно и сообразить настоящие обстоятельства и дела наши, и поступки, и стремления, и требования друг от друга. Забываем евангельское указание, а действуем по одному почти самолюбию, упорно отстаивая свои действия, не заботясь о их законности и незаконности."
Светлана23 октября 2018, 11:23
Спасибо! Прекрасная статья! Глас в пустыне, как приятно слышать, что наконец кто-то поднимет эту тему! Верно все подмечено))) Дай Бог, чтобы статью прочитали и восприняли как руководство к действию.
Наталия23 октября 2018, 09:43
"А христианин должен видеть в ближнем своем,прежде всего,–христианина.Он должен любить,ценить, почитать и беречь его–именно за веру. За то,что он выбрал Христа,выбрал Церковь.Мы ведь живем в языческом окружении!Нас меньшинство."
Не могу согласиться. Христос дал заповедь любить любого ближнего, как самого себя, а не исключительно единоверцев.Так недолго и в гордыню скатиться, мол, надо любить лишь христиан. И какими язычниками мы окружены? Лично я не знаю ни одного. Мы,в основном, окружены крещеными людьми, у которых "Бог в душе".И призваны быть для них той самой свечой, которую, зажегши, не ставят под кровать, и чей свет светит миру. И для язычников (где их только автор нашла?),кстати,тоже.
Сергей23 октября 2018, 09:18
А можно сказать прямо? Мы не можем изменить себя. Ну не получается и всё тут! Христос нас притянул к себе, а с уподоблением у нас проблема.Говорим правильные слова, но не меняемся. Надеемся, что нам зачтутся посты,молитвы,службы,Таинства? А если нет? А если состояние души и сердца - единственный критерий? Мучение..."Друг друга тяготы носите.." Себя понести - уже проблема. А тут ещё и другие "наваливаются". И вот тут.... приоткрывается дверь, в которую можно войти.Если тебе так тяжело даётся жизнь, то и ближний твой такой же страдалец. Может пожалеть его? Он ведь тоже мучается, от невозможности стать другим. Здесь разгадка. Принимая ближнего, ты сам меняешься. Самому легче жить становиться.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×