Скачать
(MP3 файл. Продолжительность
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
«Человек, не имеющий богатств, чувствует себя более спокойным», – сказал философ-стоик Сенека. Он был очень обеспеченным человеком; так, занимая должность консула-суффекта, обладал состоянием в размере 300 млн. сестерциев – это огромная сумма. Но все свое богатство Сенека, уходя на покой от общественных дел, передал Риму – своему отечеству. Известно, что учение Сенеки настолько сильно было приближено к христианству. Его, например, переписывал отец Иоанн (Крестьянкин); некоторые же отцы даже считали Сенеку тайным христианином и приписывают ему переписку с апостолом Палом, который также не одобрял особую любовь людей к деньгам: А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу, ибо корень всех зол есть сребролюбие (1 Тим. 6: 9–10).
Сегодня слышанное нами евангельское чтение о том, что трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие (Лк. 18: 24), остро ранит наши сердца, с детства воспитанные в желании и якобы в необходимости стяжать и приумножать свое имущество, и задевает наш ум тем же вопросом, который мы также слышали сегодня: «Кто же может спастись?» (Лк. 18: 26), если человек живет в этой среде – в среде стяжателей и сребролюбцев. Выходит, что спастись может только человек бедный, нищий, давший обет нестяжательства? Если это так, то зачем создавать семью, рожать и воспитывать детей? Зачем стремиться к повышению, к расширению должностных обязанностей и полномочий? Неужели неугодно Господу Богу материальное благополучие и жизненный успех?
Никто из святых отцов не ответит нам на этот вопрос, вопрос огромный, вопрос, который нельзя задавать Господу от лица всех людей – различных по своему духовному устроению, непохожих друг на друга в своих грехах и в своих добродетелях. У каждого человека свои критерии богатства и бедности, но надо знать нам, что «богат не тот, кто имеет многое, но тот, кто не нуждается во многом. И беден не тот, кто ничего не имеет, но тот, кто желает многого. Это должно считать мерой бедности и богатства» (святитель Иоанн Златоуст).
Поэтому если у нас сознание обращено исключительно в сторону стяжания и преумножения богатства, стяжания материального благополучия через попрание добродетелей и заповедей Христовых, обеспечение себя комфортом с забвением и презрением нужд ближних и упование, что богатство – вот самый важный и значимый источник нашего благополучия и средство от несчастий, – то сложно будет войти нам в Царство Небесное.
И Церковь Православная лишь предупреждает нас, желающих материального благополучия и улучшения своего материального положения, быть особенно внимательными к себе и к тем изменениям в нашей душе, которые будут проходить при стяжании богатства.
Ведь ложная надежда и безумное упование на значимость в нашей жизни земного благополучия вытеснит из нашей души веру в Промысл Божий, убьет веру в Чудо Божие, обречет на постоянный страх лишения богатства и вызовет жажду его преумножить. Люди, собирающие богатства, часто считают, что оно поможет им в тяжелую минуту, но нельзя богатому надеяться, что его имение поможет ему наследовать Царство Небесное. Богатство «делает грубым и неблагодарным сердце», – говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский. Примером этому является и некто из начальствующих, спрашивающий Христа: «Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?». Грубость его сердца выражается в обращении «Учитель благий», на что Христос ему отвечает: никто не благ, как только один Бог (Лк. 18: 18–19). «Ты, – говорит Он, – назвал Меня “благим”. К чему же еще прибавил: “учитель”? Кажется, ты принимаешь Меня за одного из многих. Если же так, то Я не благ: ибо из людей собственно никто не благ; благ только один Бог. Поэтому, если хочешь называть Меня благим, называй Меня благим как Бога, а не приходи ко Мне как просто к человеку. Если же ты считаешь Меня одним из обыкновенных людей, то не называй Меня благим».
Подобная косность ума и сознания, ограниченность и недалекость являются последствием неправильного отношения к богатству. «Пристрастившиеся к деньгам неизбежно бывают и завистливы, склонны к клятвам, вероломны, дерзки, злоречивы, исполнены всех зол, хищны и бесстыдны, наглы и неблагодарны» (святитель Иоанн Златоуст).
Как для того чтобы навьюченный разной поклажей верблюд прошел через низкие и тесные иерусалимские ворота, называемые «игольи уши», ему надо было встать на колени, и погонщики снимали с него всю поклажу, так люди, приобретшие богатство трудами неправедными, при приближении к осознанию тщетности временной земной жизни сталкиваются со скорбями и опустошением душевным, и благо им бывает, если они смирятся и встанут на колени, чтобы с осознанием своей неправды войти в Вечную Жизнь.
Если услышим стук Христа в двери нашего сердца, то должны будем «отложить богатство свое, как тяжелую ношу, препятствующую вести истинную жизнь во Христе, а потом взять крест на плечи и последовать за Господом. Ибо невозможно, чтобы кто-нибудь понес то и другое – и богатство, и крест» (преподобный Симеон Новый Богослов).
Господь говорит определенно и строго: невозможное человекам возможно Богу (Лк. 18: 27), то есть человек, разочаровавшийся в силе своего богатства, осознавший бессмысленность своей жизни – жизни стяжателя, не должен унывать и отчаиваться: Господь Сам известными только Ему путями приведет одумавшегося человека к Своему Царствию.
Преподобный Антоний Великий однажды помолился и сказал: «Господи! Отчего одни бедны, другие богаты?» Долго он так размышлял, и был ему глас: «Антоний! Внимай себе и не подвергай исследованию судьбы Божии, потому что это – душевредно». Всегда будут богатые и бедные, богатый и бедный встречаются друг с другом: того и другого создал Господь (Притч. 22: 2). Но мы с вами, дорогие братия и сестры, будем помнить, несмотря на свой достаток, что, когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца (Пс. 61: 11) и что «безумен, кто в богатстве забудет друга» (святитель Григорий Богослов).