В 2018 году Издательский совет Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Кирилла учредил конкурс на лучшее не публиковавшееся ранее художественное произведение по теме «Новомученики и исповедники Церкви Русской». На прошедших в конце января 2019 года Рождественских чтениях были объявлены имена авторов, чьи работы были признаны жюри лучшими. Об итогах конкурса и о перспективах развития новой издательской инициативы Русской Православной Церкви Екатерина Иванова (Федорчук) поговорила с одним из организаторов этого литературного состязания — доктором исторических наук, писателем и публицистом Дмитрием Михайловичем Володихиным.
— Какова цель прошедшего конкурса и кто был инициатором этого издательского проекта?
— Конкурс был объявлен Издательским советом Русской Православной Церкви и проводился в соработничестве с издательством «Никея». Изначально он был задуман как конкурс на неопубликованную рукопись и в течение ближайших пяти лет будет проводиться именно в таком формате, причем темы будут меняться. Хотя в следующем году будет та же самая тема — о новомучениках, поскольку мы полагаем, что многие авторы просто не рассчитали своих сил и не смогли сдать работы вовремя.
Тематика гонений ХХ века, на мой взгляд, настолько естественна для Русской Православной Церкви, что даже не приходится говорить о том, почему именно она была избрана. Опыт новомучеников и исповедников, которые просияли в нашей стране в недавнем прошлом, сравним с опытом мучеников древних, страдавших в Римской империи. Но в России всё то, что в Римской империи происходило на протяжении трех с половиной веков, уместилось в каких-то несколько десятилетий. Какое огромное количество людей пострадало за это время! Сколькие избрали для себя пребывание со Христом ценой жизни, причем осознанно! Эти жертвы абсолютно не напрасны, поскольку Церковь приобрела бесценный духовный опыт и молитвенников на Небесах.
— Почему Издательский совет решил поощрить именно художественную форму осмысления опыта новомучеников? Ведь издается много документальной литературы на эту тему, хорошо работают краеведческие секции. Опубликованы протоколы судебных заседаний — можно прочитать их и узнать, как все было на самом деле, безо всякого вымысла…
— Во-первых, архивные и краеведческие исследования и без такого рода поддержки издаются в огромном количестве, а вот художественных произведений на эту тему не хватает. Писатели еще отстают от историков в осмыслении того, что произошло с Церковью в XX веке, и их в какой-то степени необходимо подталкивать к нему. Во-вторых, в нашей традиции писатель — это чрезвычайно важная фигура. Он может пробудить в обществе сопереживание новомученикам, его слово может встроить их духовный опыт в души миллионов людей. Для этого нужно создать яркие образы героев, с которыми читатель сроднится. Роль художественного слова в этом деле до такой степени важна, что никакие документальные исследования заменить его не могут.
Более того, сейчас говорить о подвиге новомучеников стало еще более важным делом, чем раньше, потому что в последние пять-семь лет мы можем наблюдать в нашем обществе так называемый красный ренессанс. Очень часто сталкиваешься с тем, что журналист, публикуя что-то о большевистской, сталинской эпохе, пытается затушевать то горе, которое принесла советская власть в среду верующих, сделать вид, как будто ничего не было, как будто опыт, полученный вследствие смертей тысяч христиан, в том числе более тысячи канонизированных новомучеников и исповедников, — это нечто недостойное массовой памяти.
— Очень трудно сделать героем романа канонизированного святого или даже просто человека праведной жизни. Святой — это не герой романа, а герой жития, это принципиально разные жанры, хотя в обоих рассказывается история жизни. Герой романа — это грешник. Роман как литературная форма предполагает, что персонаж совершает некие ошибки, на этом выстраивается драматургия произведения. Видите ли Вы здесь некую проблему?
— Проблема есть, но не совсем та, о которой Вы говорите. Понимаете, все на свете грешны: и царь, и псарь, и святой, и пономарь. Канонизируется отнюдь не всё в жизни подвижника. Итог его жизни определило стремление к Богу, но он был обычным человеком из плоти и крови. Проблема в другом: писатель должен очень хорошо, детально знать жизнь и духовный подвиг того человека, о котором он собирается писать. В случае с новомучениками такого материала часто не хватает. А иногда не хватает не столько материала, сколько совести и душевных сил, чтобы как следует поработать с документами и другими источниками. Кроме того, писателей время от времени тянет к тому, чтобы приписать святому поступки, которых тот не совершал, порой даже выходящие за пределы христианских нравственных принципов. Это недопустимо, так относиться к фактической основе нельзя. Всё это означает, что хороший роман о новомученике предполагает очень много работы, очень много веры и, конечно, живую и чуткую совесть православного писателя. В этой сфере халтура есть нечто немыслимо позорное для автора и вредоносное для Церкви. Полагаю, что создание художественного произведения о святом предполагает объем труда, который в два-три раза превышает объем работы над романом на какую-либо другую тему. С другой стороны, глаза боятся, а руки делают. Новомученики шли ради Христа на подвиг, так неужели не найдется достаточно писателей, которые ради Христа, как следует напишут о них книги?..
— Расскажите немного о тех работах, которые поступили на конкурс.
— Было заявлено несколько десятков работ, поэтому экспертам, которые анализировали пришедшие тексты, было из чего выбирать. Нам удалось отобрать три рукописи, которые сочетали в себе христианский подход и знание жизни портретируемых персонажей. Это роман Владимира Чуприны из Казахстана «Воин», повесть Татьяны Лашук из Беларуси «Крест в их ладонях» и Ваш роман «Трибунал». Окончательный выбор был достаточно трудным. В финале мы руководствовались не соображениями художественной ценности текста, поскольку в число финалистов попало три объективно лучших произведения, в художественном уровне которых сомневаться не приходится. Нужно было принять в расчет интересы издателя, ведь для нас было важно не только найти великолепное художественное произведение, но и издать его. Произведение-победитель должно было по объему, по стилю, по увлекательности соответствовать запросам массовой аудитории — не эстетской, не монашеской, а аудитории светской, но тянущейся к Церкви. Это ведь своего рода духовное просвещение художественным словом. Учтя интересы и Церкви, и читателя, и издателя, мы смогли определить победителя.
— Чего Вы ожидаете от тех авторов, которые представят свои работы на конкурс в следующем году, и что бы посоветовали писателям, которые хотят работать с этой сложной темой?
— Могу сказать, что сейчас несколько известных литераторов — Наталья Иртенина, Игорь Прососов, Вячеслав Бондаренко — взялись писать романы на конкурс о новомучениках. Однако мы приветствуем участие и начинающих писателей — всех, кто готов этим всерьез заниматься. А совет писателя писателю — дело почти никчемное, поэтому я дам совет как христианин другим христианам. Молитесь, просите Бога и святых, о которых пишете, о помощи. Надейтесь на то, что она в ваших трудах к вам придет. Это лучшее, что можно сделать, взявшись за подобного рода роман.
Газета «Православная вера» № 03 (623)