Патриарший визит в Донскую митрополию. Фото: Олег Варов / foto.patriarchia.ru
О сеятелях слова Божия
Сеятель – не только Господь. Сеятель – это каждый, кто несет слово Божие. И возникает очень важный вопрос: как же должен вести себя сеятель? Должен ли он задаваться вопросом, на какую почву падет слово? Если на камень – то зачем благовествовать? А если на обочину дороги – так зачем время тратить? А если в тернии – то результатов ноль… Можно себе представить, что было бы со словом Божиим, если бы каждый проповедник вначале оценивал слушающих, а уж только потом принимал решение, проповедовать или нет. Скорее всего, слово Божие не распространилось бы по лицу земли.
Проповедник никогда не должен ставить перед собой вопрос, а нужно ли проповедовать
Поэтому никогда не нужно задавать вопросы о том, кто тебя слушает, поймет ли он тебя или не поймет, примет или не примет, изменит свою жизнь или не изменит. От этого сам процесс сеяния не зависит. Конечно, нужно, чтобы зерно, то есть слова проповедника, было качественным. Это очень важно для того, чтобы зерно, упав даже на не самую благоприятную почву, могло прорасти. Важно, чтобы почва была хорошая, но совершенно очевидно, что сеятель не выбирает почву, потому что слово обращается ко всем. Кто-то уйдет сегодня из храма окрыленный, освященный молитвой, радостный; кто-то даже скажет: «Многое в моей жизни нужно изменить, ведь я соприкоснулся с такой Божественной красотой и радостью»; а кто-то выйдет безразличным или даже недоуменным. Вот это и есть и камень, и придорожье, и тернии, но слово Божие, в том числе провозглашенное в храме, распространяется на всех. И проповедник никогда не должен ставить перед собой вопрос, а нужно ли в данном случае проповедовать, не падет ли Божие слово, мною передаваемое, на камень или на обочину дороги, не затеряется ли в высокой траве.
Из проповеди после Литургии
в кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы
г. Ростова-на-Дону, 27 октября 2019 г.
О важности церковного пения
Открытие II Международного съезда регентов и певчих Русской Православной Церкви. Фото: Сергей Фарковец / foto.patriarchia.ru
Продолжая дело Чеснокова, Бортнянского, Кастальского, Архангельского и других видных сочинителей церковной музыки, мы призваны помнить и о том, что пение, раскрывающее красоту и духовный смысл богослужения, несет в себе мощный миссионерский потенциал. Не секрет, что музыка обладает огромной силой эмоционального воздействия на человека. Пение в храме влияет на эстетическое чувство и может оказать большое воздействие на душу слушающего человека. Церковное пение – это поистине наше богатство, которое нам нужно беречь и преумножать. А потому служение и регентов, и певчих очень важно и нуждается в системном подходе. И здесь я хотел бы остановиться на нескольких вопросах устроения певческого дела, насущность которых подтверждают и та переписка, которая ко мне поступает, и иные сигналы из разных епархий нашей Церкви.
С сожалением констатирую: хотя пение – важная и неотъемлемая часть богослужения, именно эта часть нередко оказывается на периферии внимания как правящих архиереев, так и священников, поставленных во главе приходов. Вопросы храмового строительства, духовного образования, воспитания молодежи – все это, безусловно, важно, но необходимо заботиться и о том, чтобы строй церковной службы находился в наших храмах на достойном уровне, ведь сердцевина христианской жизни – это прежде всего Божественная литургия. Только в таком случае можно говорить о правильном устроении жизни прихода.
<…>
Отношение к певчим со стороны настоятелей должно исходить из понимания важности этой формы служения. Достойная заработная плата, уважение к труду людей, потративших многие годы для получения музыкального образования, – вот основные принципы, которые необходимо полагать в основу отношения к певчим и регентам на приходе. Конечно, в разных храмах – разные возможности, в том числе материальные, но в крупных многоштатных городских приходах, где богослужения совершаются ежедневно, финансовая поддержка хора должна быть нормой.
Другое дело – небольшие сельские приходы, которые не могут позволить себе содержать регента и певчих. Но здесь правящим архиереям вместе с настоятелями следует озаботиться привлечением хотя бы одного-двух певчих, имеющих соответствующее образование и навыки, с тем чтобы церковное пение поддерживалось на достойном уровне. Даже на слабом приходе нужен как минимум один и как максимум три человека, которые могли бы профессионально петь на клиросе. Тогда и самый слабый хор станет со временем достаточно благозвучным и будет вносить достойный вклад в совершение богослужения.
Регент несет важнейшее служение, и необходимо относиться к нему как к полноценному церковнослужителю
Возможно, стоит подумать над тем, чтобы в епархиях и митрополиях организовывались краткосрочные курсы для тех, кто готов был бы нести певческое служение в сельских приходах. В небольших городах целесообразно создавать один хор при финансово стабильном приходе, а содержание регента возложить на все или несколько храмов благочиния. Такой хор может стать местом обучения певчих и регентов без специального образования для других приходских, в том числе сельских, храмов, а в праздничные дни при служении на приходе, где отмечается храмовый или другой чтимый праздник, этот хор может петь на соборных богослужениях.
Только тогда можно говорить о возможности развития певческой традиции и института регентства, когда отношение к регенту будет как к полноценному церковнослужителю, а не как к наемному работнику.
Ведь это наш собрат или наша сестра, который вместе со священником несет важнейшее служение и без которого практически невозможно совершение Литургии так, чтобы эта служба открывала сердца людей.
Из выступления на II Международном съезде
регентов и певчих Русской Православной Церкви,
Москва, 24 октября 2019 г.