XIХ церемония вручения премий Международного фонда единства православных народов. Фото: Сергей Власов / foto.patriarchia.ru
О церковном единстве
Сегодня мировая православная семья испытывает немалое давление со стороны внешних сил и переживает очень непростое время.
Единство Святых Божиих Церквей, единство православных народов, которое подвергается ныне серьезному испытанию, качественно отличается от того, что понимают под этим словом в политической или общественной жизни. Церковное единство нельзя свести к совпадению интересов или к простому уважению друг к другу. Единство – это одновременно и свойство Церкви, и заповедь Спасителя, открытая нам в Первосвященнической молитве: Отче Святой! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы (Ин. 17: 11). Церковь Божия не может разделиться, как не может разделиться Сам Христос. Но от единства с Церковью могут отпадать ее отдельные члены и даже целые сообщества, что, к сожалению, не раз случалось в истории. Обращение к прошлому свидетельствует, что разделениям в Церкви всегда предшествовало оскудение любви. Сам Господь наш сказал: по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13: 35).
Сохранение церковного единства является заботой каждого из нас, но особенно Предстоятелей Поместных Церквей, на которых возложена ответственность за соблюдение чистоты православной веры, за соблюдение единства Церкви, за укрепление добрых отношений Православных Церквей и православных народов друг с другом. Неслучайно лауреатами премии Фонда единства православных народов неоднократно становились Предстоятели Церквей-Сестер, ибо крест Предстоятельского служения требует полного самоотречения ради народа Божия, готовности, по слову апостола, радоваться с радующимися и плакать с плачущими (ср.: Рим. 12: 15).
Из слова на XIX церемонии
вручения премий Международного фонда
единства православных народов,
Москва, 21 ноября 2019 года
О сегодняшнем давлении на Церковь
Торжественное богослужение в Храме Христа Спасителя в день рождения Святейшего Патриарха Кирилла. Фото: Сергей Власов / foto.patriarchia.ru
То, что мы сегодня видим, – это не инициатива церковных лидеров. Это инициатива внешних по отношению к Церкви сил. Давно уже вынашивалась идея, что Церковь якобы представляет собой так называемую мягкую силу, И некоторых политических противников России почему-то очень беспокоила Русская Церковь, которую они считали «мягкой силой». Кто-то поставил вопрос, не слишком ли близки отношения России с единоверными народами, в первую очередь с греческим народом, с греческими Патриархатами. И мы знаем, что была дана установка поссорить русский православный мир с греческим православным миром.
Внешними силами была дана установка поссорить русский православный мир с греческим православным миром
То, что мы сегодня видим, – это не результат инициативы Поместных Церквей, это результат того, что некоторые Церкви не сумели выдержать давления. Предстоятели Церквей мне говорят прямо: «На нас давят», на что я отвечаю: «Не рассказывайте нам в России про давление внешних сил. В течение XX века это были не тяжелые разговоры с власть имущими. Наши предки прошли через тюрьмы, лагеря, через Бутовский полигон, но Русская Церковь не преклонила колен перед теми, кто это давление оказывал». Конечно, таким образом никто не давит на наши братские Поместные Православные Церкви, но, может быть, жизнь в спокойных условиях создала некое впечатление благополучия, и даже дипломатическое давление, которое было оказано на целый ряд Церквей, в первую очередь греческих, кто-то не сумел выдержать. Проблемы в отношениях Русской Церкви с некоторыми братскими греческими Церквями – это результат внешнего давления. А поскольку случившееся не проистекает из внутренней жизни Церквей, то глубоко убежден, что очень скоро все это прекратится.
Вот реальный яркий пример: какому давлению подвергалась наша Церковь на Украине при бывшем президенте этой страны! Казалось, все силы государственной власти работали на то, чтобы разорвать отношения России и Украины по церковной линии. Но наши братья и сестры на Украине выдержали! Не прогнулись под этим давлением! Ну, а где теперь тот, кто его организовал? Сегодня уже и давления такого нет, и политика вмешательства в жизнь Церкви критикуется. То же самое произойдет и с теми греческими Церквами, которые, находясь в куда более спокойном положении, чем Украинская Церковь, тем не менее поддались на уговоры второразрядных чиновников.
Я рассказываю обо всем этом, чтобы вы ясно понимали: сегодня на Православную Церковь оказывается давление, в первую очередь для того, чтобы произошел разрыв между православным греческим и славянским миром. И мы должны сделать все, чтобы эти злые замыслы ни в коем случае не подорвали единство Святой, Соборной и Апостольской Православной Церкви. Еще раз благодарю наш епископат за единомыслие, за поддержку Патриарха, который в силу своего положения находится в центре этой борьбы.
Из слова после Литургии
в храме Христа Спасителя,
Москва, 20 ноября 2019 года
О самом важном для священнического служения
Пастырская встреча Святейшего Патриарха Кирилла с рукоположенными Его Святейшеством священнослужителями. Фото: свящ. Игорь Палкин / foto.patriarchia.ru
С чего начинается успех священнического служения? На этот вопрос можно отвечать по-разному. Одни скажут – с уровня богословского образования, другие – с уровня воспитания, которое получил человек, с уровня воцерковленности или же с уровня интеллигентности и так далее. Конечно, каждый из этих уровней очень важен. Но я, может быть, несколько неожиданно сказал бы совсем другое: успех зависит от нашей молитвы. Если священник перестает молиться, то это не признак утомления или выгорания. Это свидетельство внутреннего состояния души. Если священник перестает молиться, то он перестает быть религиозным человеком.
Если священник перестает молиться, это не признак утомления или выгорания. Это свидетельство того, что он перестал быть религиозным человеком
А в чем проявляется религиозность? Не вам говорить о том, что означает слово religare. Это связь, связь с Богом, а как же эта связь осуществляется, если человек не молится? Если нет связи, то нет религии. А если человек нерелигиозный, то что означает его служение в Церкви? Спектакль или просто зарабатывание денег? Если нет личной религиозности, то не может быть никакого пастырского служения, даже если у человека хорошо язык подвешен, память хорошая и проповеди он неплохие говорит. Все эти способности и достижения не меняют главного. Почему? Да потому что вера – это не просто наша связь с Богом. Вера имеет и вертикальное, и горизонтальное измерения, особенно если говорить о христианской общине. Внутренний духовный опыт священника, сила его молитвы влияют не только на его связь с Богом, но и на его отношения с окружающими. Человек, который сам глубоко не верит, не может быть убедительным – его слова становятся пустыми, даже если они очень красивые. Не может человек, не имеющий внутреннего содержания, наполнить свою проповедь тем, что захватит душу людей.
Если нет веры в сердце, то не будет и движения людей к Церкви, к Богу, к священнику. Конечно, личная вера очень важна, а личная вера не может быть без молитвы. Речь не только о том, чтобы правила читать, которые, конечно, надо читать обязательно. Знаете почему? Однажды мне один монах сказал: «Так устаю на послушаниях – с ног валюсь. Начинаю читать правило – засыпаю. Ложусь в кровать, снова начинаю читать, стыдно все-таки, – и снова засыпаю. Тогда зачем вообще мне это правило читать?» Я говорю: «Все равно читай». – «Но у меня мысль не работает!» – «Все равно читай». – «А почему?» – «А потому, что ты подвиг Богу приносишь, маленькую жертву: тебе спать хочется, а ты себя переламываешь. Мысль, может быть, далеко, но ты стоишь».
Когда мы на долгой службе стоим и ноги отваливаются, разве мы пребываем постоянно в молитвенном горении? Конечно, нет! Так что, бросать все и уходить? Нет, потому что даже отваливающиеся ноги, эта тяжесть, это напряжение, этот труд – все это и есть жертва Господу. Мы ее приносим, даже когда голова неспособна соображать и язык не в состоянии артикулировать какие-то слова. Поэтому никогда не надо бояться усталости, которая приходит в связи с молитвой или в связи с церковным послушанием.
Из выступления на встрече
с рукоположенными священнослужителями,
Москва, 19 ноября 2019 года