Интуиция Родины

Белая Россия. Исход. Художник: Дмитрий Белюкин Белая Россия. Исход. Художник: Дмитрий Белюкин

Не сломила судьба нас, не выгнула,
Хоть пригнула до самой земли…
А за то, что нас Родина выгнала,
Мы по свету ее разнесли.
Алексей Ачаир

В 1920 году Печорский уезд Псковской губернии по условиям Тартусского мирного договора вошел в пределы Эстонии. Доля этнических русских здесь составляла 65% населения. По словам писателя Ивана Шмелева, этот «русский до глубочайших корней» край, включающий Печоры, Городище, Изборск, часть побережья Чудского и Псковского озер, давал эмигрантам первой волны, тоскующим по Отчизне, уникальную возможность подышать родным воздухом и физически ощутить Россию.

Когда в 1935 году русский публицист и философ Иван Ильин через тринадцать лет после изгнания читал в Эстонии лекции, он не упустил возможности приехать на границу с советской Псковщиной. Ильин просунул руку через перегородку и «нарвал русской травки на память». Потом, забравшись на вышку, увидел вдалеке – в 20 верстах – очертания Псковского собора.

«Было туманно, – писал он Шмелеву в знаменитой «Переписке двух Иванов». – Он предстал как видение, я – прошептал: “Верьте и надейтесь”…»

Верили и надеялись на скорое возвращение в разных уголках мира все, кто был вынужден покинуть Россию после смуты 1917 года. Чемоданы в домах русских изгнанников хранились наготове десятилетиями.

Константин Алексеевич Коровин. Портрет кисти В. А. Серова, 1891, из коллекции И. А. Морозова Константин Алексеевич Коровин. Портрет кисти В. А. Серова, 1891, из коллекции И. А. Морозова

Верил и надеялся художник Константин Коровин, прозябающий в «столице Русского Зарубежья» Париже:

«Летит время. В тайне жизни сменяются настроения, а душу не покидает надежда. И пролетают воспоминания ушедшего времени, краса страны родной».

Верил и надеялся писатель Иван Шмелев, который осенью 1936-го отправился по стопам Ильина в Эстонию. В рассказе «Рубеж» Шмелев описал свои впечатления о Печорском уезде:

«Видел Россию-Русь. Она была тут, кругом – в проселках, в буераках, деревеньках, в песнях, в голых полях, в древних стенах Изборска, в часовенках, столбушках у перекрестка дорог, в глазах любопытной детворы… – о, эти глаза узнаешь из тысячи глаз! – в благовесте, в березах, в зорях. Помню, первое ощущение, что я здесь, что это земля – родная, испытал я на ощупь, еще ничего не видя… Я сразу узнал осенний воздух родного захолустья – вспомнил. И стало родное открываться – в лае собаки из темноты, в постуке – где-то там – телеги, в окрике со двора бабьим визгливым голосом: “Да черти, штоль, тебя, окаянного, унесли… Мишка-а?”, в дребезге подкатившего извозчика. И стало так покойно, укладливо, уютно на душе и во всем существе моем, будто всё кончилось и теперь будет настоящее…»

Иван Шмелев Иван Шмелев

А потом он, как и его друг Иван Ильин, отправился «до проволоки колючей». На границе с Россией в мимолетном луче солнца ему также открылся Псковский собор, но только на мгновенье:

«Блеснул оконцем, белизной стен, жестью. И – погас. Странное чувство – ненастоящего, какой-то шутки, которая вот кончится. Так я воспринимаю это заграждение, “предел пути”. Всё кругом дышит знакомым, родным, моим. Мой воздух, древние мои поля, родимые. Рубеж… – сон, наважденье, шутка? И горечь, горечь».

Мой воздух, древние мои поля, родимые. Рубеж… – сон, наважденье, шутка?

Верил и надеялся поэт и писатель Георгий Иванов. Скитаясь по Европе, он тоже нашел Родину в прибалтийской стране, но не в Эстонии, а в Латвии, где бывал в 1930-х годах. В своем эссе «Московский форштадт» он описывает одноименный район Риги, где издавна селились русские купцы и ремесленники:

«Маленький островок, уцелевший от погибшего материка, он в неприкосновенности сохранил черты той России, которой давно не существует».

Верил и надеялся поэт Владислав Ходасевич, рождая незабвенные строки: «А я с собой свою Россию в дорожном уношу мешке». Осиротевшие люди разнесли Россию по всему миру. Георгий Мелихов в книге «Русский Харбин» очень точно подметил: «Бережение своего быта – эта черта была органически присуща российской эмиграции в Манчжурии». И не только в Манчжурии.

Тэффи в рассказе «Летом» упоминала о мадам Яроменко, устроившей под Парижем загородный пансион. Он превратился в «дачу в окрестностях Тамбова», потому что там воцарился русский старосветский быт: «В каком жардене какой виллы услышите вы звонкие слова: “Манька, где крынка? А-а? Под кадушкой?”»

Владислав Ходасевич и Нина Берберова в Сорренто на вилле Максима Горького Владислав Ходасевич и Нина Берберова в Сорренто на вилле Максима Горького

В другом ее рассказе, «Ностальгия», есть такие строки:

«У нас каждая баба знает: если горе большое и надо попричитать – иди в лес, обними березоньку – крепко, двумя руками, – грудью прижмись, и качайся вместе с нею, и голоси голосом; словами, слезами изойди вся вместе с нею, с белою, со своею, с русской березонькой!.. Переведите русскую душу на французский язык… Что? Веселее стало?»

Упомянутый выше Константин Коровин, работая в изгнании над пейзажами Парижа, писал:

«Конечно, хотя я пишу и Париж, пишу красками и нахожусь в Париже, но душой живу больше в Охотине (дача художника под Переславлем-Залесским. – Д.Х.) и вижу, как теперь опали листья сада, пахнет сыростью, землей и осенними листьями, а в бочку кладут рубленую капусту и засаливают грузди, и будто я ем рыжики в сметане. У сарая нахохлились от дождя куры. Дорога грязная, и в воздухе слышен запах дыма от овина и стучат цепи – молотят рожь».

Писатель Гайто Газданов, долгое время работавший таксистом во французской столице, в своих «Ночных дорогах» отмечал, что в Париже открывались десятки русских магазинов и ресторанов, издавались русскоязычные газеты и журналы, регистрировались наши общественные организации. Но он признавался:

«…мне трудно было дышать, как почти всем нам, в этом европейском воздухе, где не было ни ледяной чистоты зимы, ни бесконечных запахов и звуков северной весны, ни огромных пространств моей Родины…»

Как писал видный общественный деятель нашего Зарубежья Владимир Даватц,

«В “русском исходе” ушли со своих насиженных мест миллионы людей, людей совершенно различных общественных положений, занятий, партийных группировок, навыков, вкусов, образования. Люди эти рассеялись по миру, неся с собою всюду элементы старой русской культуры, спасенной от катастрофического шквала. И потому, куда бы они ни заносились, они несли с собой аромат Родины…»

Изгнанные Родиной, они рассеялись по миру, неся с собою всюду элементы спасенной старой русской культуры

По разным подсчетам, после большевистского переворота Россию покинуло от 2 до 3 миллионов человек. Кого-то вышвырнули насильно, кто-то уехал по своей воле, спасаясь от репрессий со стороны новой власти. Это было насильственное расчленение русского народа, потому что «за бортом» оказался целый срез общества – люди самых разных идеологий, взглядов и сословий.

Иван Бунин сокрушался:

«Была Россия, был великий, ломившийся от всякого скарба дом, населенный огромным и во всех смыслах могучим семейством, созданный благословенными трудами многих и многих поколений, освященный Богопочитанием, памятью о прошлом и всем тем, что называется культом и культурою. Что же с ним сделали? Заплатили за свержение домоправителя полным разгромом буквально всего дома и неслыханным братоубийством, всем тем кошмарно-кровавым балаганом, чудовищные последствия которого неисчислимы и, быть может, вовеки непоправимы».

Показательно, что в те времена из их среды не вышло ни одного криминального сообщества. А многотысячная армия боевых офицеров и солдат, обстрелянная на полях сражений Первой мировой и Гражданской войн, в 1920–1930-х могла бы создать на Западе серьезную конкуренцию самым влиятельным национальным мафиям. Но у изгнанников первой волны оказался самый низкий процент преступности среди остальных диаспор, чего не скажешь о так называемых «новых русских», хлынувших «за кордон» в лихих 1990-х.

Иван Бунин Иван Бунин

При этом подавляющее большинство русских изгнанников, оторванных от Родины, не имели средств к существованию, и им приходилось начинать жизнь с нуля. Представители самых разных слоев населения, включая дворянскую элиту, выживали, зарабатывая на хлеб у заводского станка, за рулем такси, грузчиками, посыльными, разнорабочими, дворниками, уборщиками. Кто-то из русских солдат и офицеров уходил служить во французский Иностранный легион, другие вербовались добытчиками на рудники в южноафриканской Родезии, третьи отправлялись на сельскохозяйственные работы в Южную Америку.

Граф Алексей Орлов, офицер Добровольческой армии, оказался с семьей в Швейцарии. Чтобы самому не умереть с голоду и прокормить близких, он устроился санитаром в больницу для бедных, где в число прочих обязанностей входило мытье и чистка уборных. Граф это делал добросовестно, с честью и достоинством, присущими настоящему русскому дворянину. Он совсем не стеснялся такой работы, о чем не раз говорил своему сыну Петру: «Зато мои полы и туалеты были самыми чистыми».

В изгнании оказалась значительная часть российской интеллектуальной элиты, цвет нашей интеллигенции: больше половины философов, литераторов, художников, композиторов и актеров, проживавших в те времена в России. В результате вместо «крестных отцов» мафии Русское Зарубежье подарило миру четырех Нобелевских лауреатов: Ивана Бунина – за достижения в области литературы, Илью Пригожина – в химии, Семена Кузнеца и Василия Леонтьева – в экономике.

Игорь Сикорский Игорь Сикорский

В мировой науке прогремели и другие имена наших выдающихся ученых-новаторов. Среди них изобретатель вертолета Игорь Сикорский, создатель современного телевидения Владимир Зворыкин, экономисты Александр Билимович и Сергей Маслов, физик-механик Степан Тимошенко, судостроитель Владимир Юркевич, инженер-строитель Константин Белоусов и многие другие гении мысли.

В изгнании оказались всемирно известные певец Федор Шаляпин, композиторы Сергей Рахманинов и Игорь Стравинский, художники Илья Репин и упомянутый выше Константин Коровин, актеры Михаил Чехов и Иван Мозжухин, мастера балета Анна Павлова, Елизавета Суворова и Вацлав Нижинский, театральные деятели Сергей Дягилев, Василий Воскресенский и Сергей Волконский, философы Иван Ильин, Николай Бердяев, Сергий Булгаков, Николай Лосский, Лев Шестов, Лев Карсавин, Иван Солоневич.

За пределами Родины рассеялась целая плеяда русских литераторов: кроме упомянутых Бунина, Шмелева, Тэффи, Газданова, Ходасевича, Иванова, это Владимир Набоков, Борис Зайцев, Алексей Ремизов, Александр Куприн, Константин Бальмонт, Дмитрий Мережковский и множество других выдающихся прозаиков, поэтов и публицистов. Трудно переоценить, какой вклад русская эмиграция первой волны внесла в мировую науку и культуру.

Многие из русских скитальцев не выдерживали горькой разлуки с Родиной и вернулись, несмотря ни на что. В 1921 году из Константинополя в Новороссийск прибыл пароход «Рашид-паша» с первой партией желающих вернуться в Россию эмигрантов. Из 1500 человек 500 были расстреляны большевиками.

В том же 1921 году в Праге вышел в свет литературный сборник «Смена вех», где русские публицисты искренне призывали собратьев по изгнанию примириться с советской властью и убеждали немедленно возвращаться домой. Трое идеологов издания – Николай Устрялов, Юрий Ключников и Александр Бобрищев-Пушкин – так и сделали. Они приехали в Страну советов, где их впоследствии обвинили в шпионаже и расстреляли. С 1921 по 1931 год в Россию вернулось более 180 000 эмигрантов, и многих из них в результате постигла схожая участь.

С приходом в Европу в конце 1930-х годов коричневой чумы Русское Зарубежье поразило трагическое разделение: одни решительно выступили против Гитлера в рядах союзнических армий и партизан, но нашлись и те, кто с воодушевлением шел в рядах Вермахта освобождать Россию от другой чумы – красной. Примечательно, что идея назвать «Сопротивлением» (фр. Résistance) освободительное движение в оккупированной Франции принадлежит молодым русским эмигрантам Борису Вильде и Анатолию Левицкому, героически погибшим от рук фашистов. А другая наша соотечественница, живущая в Пятой республике, певица Анна Смирнова-Марли написала гимн французского Сопротивления «Песня партизан».

Многие из тех, кто искренне верил в шанс освобождения России от красного режима с помощью Вермахта, горько заблуждались, не ведая, какая страшная участь подготовлена Гитлером для русских людей согласно «Генеральному плану Ост». Для глубоко отчаявшихся людей, насильно оторванных от Родины, это было настоящее искушение патриотизмом.

Георгий Иванов Георгий Иванов

Но прежде, чем их проклинать, следует хотя бы отчасти понять, какая черная бездна отчаяния затянула многих из них. Об этом можно судить по страшным стихам Георгия Иванова, пронизанным мрачной иронией и роковой безысходностью:

Хорошо, что нет Царя.
Хорошо, что нет России.
Хорошо, что Бога нет.
Только желтая заря,
Только звезды ледяные,
Только миллионы лет.

Хорошо – что никого,
Хорошо – что ничего,
Так черно и так мертво,
Что мертвее быть не может
И чернее не бывать,
Что никто нам не поможет
И не надо помогать.

И всё же, несмотря на то, что большевики вместе с Родиной украли у этих людей всё, одного – самого главного – они отнять не смогли – веры в Бога, потому что «Царствие Божие внутри нас есть». Как говорил в одной из своих проповедей настоятель Свято-Никольского кафедрального собора в Вашингтоне протоиерей Димитрий Григорьев, «вера Божия не исчезает с Земли, и Церковь стоит непоколебимо».

Архиепископ Шанхайский Иоанн (Максимович) Архиепископ Шанхайский Иоанн (Максимович)

А другой величайший миссионер Русского Зарубежья архиепископ Шанхайский Иоанн (Максимович) отмечал:

«Очутившиеся за границей русские люди пережили большие душевные потрясения. В душах большинства произошел значительный перелом, ознаменовавшийся массовым возвращением интеллигенции к Церкви. Многие храмы за рубежом наполнены по преимуществу ею. Интеллигенция заинтересовалась вопросами духовной жизни и стала принимать активное участие в церковных делах».

Там, где селились русские изгнанники, в первую очередь обустраивалась домовая церковь, потом возводился храм, так что, наряду с научной и культурной миссией, они несли по миру проповедь Православия. Кроме архиепископа Иоанна Шанхайского среди выдающихся миссионеров Русского Зарубежья просияли имена архиепископов Иоанна (Шаховского) и Феофана (Быстрова), епископа Василия (Родзянко), митрополитов Антония Сурожского, Вениамина (Федченкова), Евлогия (Георгиевского), Анастасия (Грибановского), Антония (Храповицкого), архимандрита Киприана (Керна), протоиерея Александра Шмемана, иерея Александра Ельчанинова, богословов Владимира Лосского, Ивана Андреева и многих других видных деятелей Православной Церкви.

Приходы и монастыри, основанные в самых отдаленных уголках Земли, стали островками Святой Руси. Неслучайно на чужбине при строительстве храмов часто укладывали в фундамент мешочек русской земли вместе с иконой, как было сделано при закладке церкви Александра Невского в Бизерте (Тунис). На сегодняшний день Русской Православной Церкви Заграницей принадлежит более 400 приходов и около 40 монашеских общин, рассыпанных по всему миру.

«Рассеянные по всему свету, мы сохраняем данные нам Богом особенности духа», – писал архиепископ Иоанн (Максимович), но в то же время мудрый пастырь констатировал печальное явление:

«Проживая в новых условиях, среди других народов, многие из русских за истекшие годы успели почти забыть свое Отечество, свой язык и свои обычаи и слиться с массой, среди которой проживают».

Увы, естественным образом со сменой поколений «бережение русского быта» среди потомков белоэмигрантов сошло на нет. Их дети, внуки и правнуки, рожденные на чужбине, обрели другую Родину. Потомок известного дворянского рода, живущий во Франции, граф Андрей Мусин-Пушкин признал:

«Эмиграция была обречена на исчезновение или ассимиляцию. Старики умерли, молодые постепенно растворились в местной среде, превращаясь во французов, американцев, немцев, итальянцев… Иногда кажется, от прошлого остались лишь красивые, звучные фамилии и титулы: графы, князья, Нарышкины, Шереметьевы, Романовы, Мусины-Пушкины…»

Но те старики умирали не просто так. Когда-то писательница Нина Берберова от имени русских эмигрантов первой волны отметила: «Мы не в изгнании, мы в послании». И это послание как никогда актуально звучит сейчас – через сто лет после того, как они вынесли на своих плечах историческую Россию из пылающего дома.

Родина есть нечто от духа и для духа. И тот, кто не живет духом, тот не будет иметь Родины

По-настоящему любить свою Отчизну могут только те, кто эту любовь выстрадал, а нам учиться любить никогда не поздно. Опыт Русского Зарубежья первой волны явственно показывает, что патриотизм и любовь к Родине – категории не политические, а духовные. Как писал Иван Ильин,

«Родина есть нечто от духа и для духа. И тот, кто не живет духом, тот не будет иметь Родины; и она останется для него темною загадкою и странною ненужностью».

А слова писателя Бориса Зайцева, написанные в изгнании в ту далекую эпоху, звучат культурным завещанием тем, кому предстоит строить будущее России:

«Возможно, приближаются новые времена – и в них будет возможно возвращение в свой, отчий дом. Так что вот: блеск культуры духовной в древности, своеобразие, блеск ее и в новое время, величие России в тысячелетнем движении и ощущение – почти мистическое – слитности своей сыновней с отошедшими, с цепью поколений, с грандиозным целым, как бы существом. Сквозь тысячу лет бытия на горестной земле, борьбы, трудов, войн, преступлений – немеркнущее духовное ядро, живое сердце – вот интуиция Родины. Чужбина, беспризорность, беды – пусть. Негеройская жизнь обывателя, но под нею нечто. Думается и так: те, кому дано возвратиться на Родину, не гордыню или заносчивость должны привезти с собой. Любить – не значит превозноситься. Сознавать себя “помнящим родство” – не значит ненавидеть или презирать иной народ, иную культуру, иную расу. Свет Божий просторен, всем хватит места. В имперском своем могуществе Россия объединяла и в прошлом. Должна быть терпима и не исключительна в будущем – исходя именно из всего своего духовного прошлого: от святых ее до великой литературы все говорили о скромности, милосердии, человеколюбии…»

Денис Халфин

25 декабря 2019 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Я знаю силу молитвы владыки Иоанна Шанхайского» «Я знаю силу молитвы владыки Иоанна Шанхайского»
Прот. Петр Перекрестов
«Я знаю силу молитвы владыки Иоанна Шанхайского» «Я знаю силу молитвы владыки Иоанна Шанхайского»
Протоиерей Петр Перекрестов
Он стоит у Престола Божия и ходатайствует за всех, кто обращается к нему за молитвенной помощью.
«Февральская революция явилась крахом всего!» «Февральская революция явилась крахом всего!»
Сильва Казем-Бек
«Февральская революция явилась крахом всего!» «Февральская революция явилась крахом всего!»
Вдова А.Л. Казем-Бека о России, революции и своем муже
Мы живем с вами в то же самое время, этот «февраль» прямо ощущаешь на себе: «государство всё делает не так», а уж глава государства – это вообще «исчадие ада».
Баронесса фон Дрейер: «Невероятно, я в России!» (+ФОТО) Баронесса фон Дрейер: «Невероятно, я в России!» (+ФОТО) Баронесса фон Дрейер: «Невероятно, я в России!» (+ФОТО) «Невероятно, что со мной все это происходит! Я в России»
Баронесса Ирина фон Дрейер побывала в Сретенском монастыре (+ФОТО)
Последний раз ступавшая по русской земле в 1920 году, еще до исхода Белой Армии из Крыма, баронесса Ирина фон Дрейер вернулась в Москву, где родилась 100 лет назад – 15 декабря 1915 года. 17 декабря она посетила Сретенский монастырь и семинарию.
Комментарии
Андрей 2 января 2020, 13:33
С 1917 года минуло более 100 лет, в генеалогическом лесу сменилось 4, а на иных деревьях и 5 поколений. Пора бы восточным славянам прекратить внутреннюю распрю, а родовым изгнанникам вернуться домой. Иначе погибель, а так глядишь и пообломаем ещё рога дракону, лжепророку и зверю. То есть снова выполним свою земную миссию по удержанию человечества от падения в бездну, быть может в последний уж раз.
Андрей 2 января 2020, 13:07
Знатокам истории стило бы ведать, что и род Каина (первого среди людей убийцы) остался жить вплоть до Всемирного потопа. Очевидной причиной столь удивительному (памятуя хотя об исполинах) явлению были необходимые для всего человечества ремёсла, например: кузнечное, гончарное и другие. Были и иные, важнейшие причины, правда их трудно понять потомкам Адама и Евы в теперешнем, ниже естественном состоянии. В поколениях наших предков середины 19 - начала 20 веков произошло по сути тоже самое: многие из подданных величайшей империи настолько предались порокам, что обезумели и сделались истребляющими друг друга хашарами в лапах старинных и новых недругов - англосаксов, германцев, японцев и прочих.
Вячеслав 2 января 2020, 08:25
И.В.31 декабря 2019, 13:34 Как известно, человеку свойственно ошибаться, так же и была ошибка определенных людей, которую сразу исправили его сопартийцы. Но интервенция не была ошибкой "белых" это была позиция, из за которой и погибло так много русских людей. Выдергивание фактов и чтение "научных" трудов по альтернативной истории не дает знаний по истории настоящей. Всё же рекомендую вам начать изучение истории со школьной программы. Ну или есть такой доступный историк Спицын который недавно учебник для учителей издал.
Андрей 1 января 2020, 13:00
P.S. Помнящим старые обиды советую не забывать и произошедшее с первыми людьми. Ведь изначально у естества человеческого были другие свойства включая дар пророчества, а Адам с Евою жили в раю и обладали полнотой власти над земными животными да всеми 4 стихиями: землёю, водою, воздухом и огнём. Был у первых людей и способ дальнейшего приближения к Идеалу, но желание получить всё и сразу посредством возвеличения одного человека над другим привело и самих Адама с Евою и всех их потомков в теперешнее, ниже естественное состояние. И как тогда ещё среди рая, так и по ныне всякий поддавшийся искушению человек не может не попытаться озлобить другого человека. Делайте свой выбор между добром и злом.
Павел 1 января 2020, 12:52
И.В., против решения Юрьева сразу же выступил Архангельский губернский исполком, и Юрьеву пришлось оправдываться, что он действовал по указанию Совнаркома. Кстати, боевых действий против большевиков на севере интервенты не вели, а своим присутствием сильно дискредитировали белое движение, так что решение Троцкого вполне могло быть военной хитростью, не более того. То, что большевики оказались умнее, смелее и решительнее белых - определило их победу в Гражданской войне, позволило создать страну с лучшей в мире наукой, образованием и промышленностью, победить Гитлера и послать человека в космос. Так что учите историю (и не только) по советским учебникам.
Андрей31 декабря 2019, 14:57
Вообще то публикация о исторической роли первой волны русской эмиграции 20 века, а манера вспоминать в комментариях обиды прадедов лишь свидетельствует о продолжении гражданской войны даже до сего дня.
И.В.31 декабря 2019, 13:34
Вячеслав, если бы помимо советских школьных учебников вы бы читали серьёзные исторические документы, то знали бы, что интервентов пригласили в Россию именно большевики)). 1 марта 1918 года Мурманский совет (исполняющий обязанности председателя — Алексей Юрьев) информировал Совет народных комиссаров о полученном предложении британского контр-адмирала Томаса Кемпа (англ. Thomas Webster Kemp). Предложение сводилось к защите силами британских войск Мурманской железной дороги от германских и (или) бело-финских войск. Лев Троцкий, являвшийся народным комиссаром по иностранным делам, ответил, что такое предложение следует принять. Учите историю.
Вячеслав31 декабря 2019, 07:46
" И.В.30 декабря 2019, 19:05 Вячеслав30 декабря 2019, 08:37 "по России друзья белых ходили, американцы". Вы ничего не перепутали?))" Ничего не путаю)) Смотрите "интервенция во время гражданской войны ". Предлагаю почитать учебник истории для школы, начните с этого. А про чемоданы денег с Троцким, это скорее к эммигрантской прессе. Это к науке История не имеет никакого отношения.
И.В.30 декабря 2019, 20:33
Руслан, Украина29 декабря 2019, 21:25 "И в той провинции, где жили мои предки в 19-ом веке были жесткие карательные операции против местных крестьян". А в той части где жили мои предки в 20 веке, а точнее на Тамбовщине, были на просто карательные акции большевиков против крестьян, был настоящий геноцид. Крестьян не только расстреливали из пулемётов, рубили шашками, сжигали целые деревени, но даже травили ядовитыми газами, как немцы...
И.В.30 декабря 2019, 20:20
Вячеслав30 декабря 2019, 07:28 "Поправочка: не против народа, а против определенных классов". Ага, натравить одну часть народа, на другую. Это и есть БРАТОубийственная война. Поистине, в хитрости и подлости большевикам не было равных. Ещё древние мудрецы Вавилона знали - чтобы погубить народ надо натравить одну часть народа, на другую. И пусть они истребляют друг друга. Основоположник теории классовой борьбы - Маркс - прекрасно знал эту ближневосточную мудрость. А Троцкий и Ленин были прилежными учениками...
И.В.30 декабря 2019, 20:08
Галина30 декабря 2019, 13:18 "А тут под эгидой праведного гнева разжигается пламя классовой вражды." Пламя классовой вражды разжигала только одна партия - партия большевиков. Призыв к классовой ненависти это "фирменный" отличительный знак большевиков (марксистов). Ни одно другое политическое движение не призывало к классовой ненависти. Это исторический факт!
И.В.30 декабря 2019, 20:01
Елена О30 декабря 2019, 17:42 "Интернационал был международной организацией, с международной программой. Трудящиеся всех стран должны были объединиться (с оружием, которое у них оказалось в руках во время войны) против буржуазии." Вы намекаете на то, что братоубийственная война готовилась марксистами не только русским, но и другим христианским народам Европы? Да, это так. Россия должна была послужить лишь топливом, для "пожара мировой революции", в котором и должна была сгореть. И Троцкий и Ленин, как и их предшественник Маркс, не скрывали своей русофобии...
И.В.30 декабря 2019, 19:20
Вячеслав30 декабря 2019, 07:49 "А масштабе периодического голода в РИ нам неизвестны потому, что статистика тогда слаба была" Ага, конечно)). Статистика по части учёта смертности "слаба" была как раз в СССР. Точнее была очень своеобразна. Например умерших от голода в советских концлагерях записывали умершими от воспаления лёгких. Но даже эта лживая советская статистика не в силах скрыть чудовищных масштабов голода 20-х и 30-х годов в СССР. С этим никто из историков даже не спорит. Спорят только о причинах. Глупость ли советского руководства стала причиной голода, или же это был злонамеренный умысел, нацеленный на уничтожение деревни и крестьянства, как "православно-черностенного оплота"...
И.В.30 декабря 2019, 19:05
Вячеслав30 декабря 2019, 08:37 "по России друзья белых ходили, американцы". Вы ничего не перепутали?)) Это как раз Лев Троцкий (он же Лейба Бронштейн) прибыл из Америки, с чемоданом американских денег на подрывную деятельность. Оттуда же, из Америки, большевики получали финансирование задолго до 17-го. Американские банкиры еврейского происхождения финансировали беспорядки 1905 года. Финансирование велось через банкира и дельца Якова Шиффа, это всё очень подробно исследовано. Да и после революции большевики продолжили сотрудничество с американскими миллионерами. Ротшильдам и Хаммеру СССР продавали награбленные в церквях и монастырях древние иконы. Даже часть эрмитажной коллекции продали.
Михаил Чернушенко - Вячеславу, 30 декабря 2019, 07:40 30 декабря 2019, 17:47
В 20-е гг. обычным делом в семье было: младшие дети неграмотны, старшие, успевшие в школу до Революции - грамотны. Деды, да и отцы, опять-таки могли быть неграмотны. Моя бабушка родилась в 1906 г. в далекой деревне на Северной Двине, но свои два года школы отучилась, и до конца своей столетней жизни помнила стихи о Вещем Олеге Пушкина. В школе выучила. Идиллии до Революции не было, но работа по построению системы всеобщего образования велась. Революция и Гражданская война, естественно, причинили большой урон. Затем система всеобщего образования была построена уже при Сталине.
Елена О30 декабря 2019, 17:42
Дмитрий29 декабря 2019, 17:35 Ну и что это меняет? Интернационал был международной организацией, с международной программой. Трудящиеся всех стран должны были объединиться (с оружием, которое у них оказалось в руках во время войны) против буржуазии. Но в России Ленину повезло - "элита" сама расчистила дорогу для его партии.
Наталия Ростова - Галине30 декабря 2019, 17:30
Галина, налоговики также имею форму, носят погоны и фуражки. Но они не входят в армейскую структуру. Моя мама была Государственным советником 1-го ранга, что соответствует армейскому званию подполковника. Это если по-русски. А Вы не знали, что даже у нашего священства есть чины? Алтарник. Псаломщик. Иподиакон. Диакон. Протодиакон. Иерей. Протоиерей. Протопресвитер. Про монашеские звания продолжать? Думаю, не стоит...И они тоже своего рода соответствуют армейским чинам. Надеюсь, Вы удовлетворены моим ответом?
Елена О30 декабря 2019, 17:26
Галина, есть звание, а есть чин. Это разные понятия, ну, примерно, как доцент и доктор наук.
Галина30 декабря 2019, 15:05
Наталия Ростова - продолжение30 декабря 2019, 09:21 "Моя мама, подполковник налоговой инспекции..." -в соответствии с Законом РСФСР от 21.03.1991 "О Государственной налоговой службе РСФСР" Положение о классных чинах, утвержденное Указом от 31.12.1991 №340 определяло классные чины: главный государственный советник налоговой службы, государственный советник налоговой службы I ранга ну и т.д. Какой подполковник?
Руслан, Украина30 декабря 2019, 14:50
А вообще в фильме "Государственная граница" хорошо было показано, что как среди белых, так и красных были хорошие и плохие люди. А страны наши сейчас всё больше напоминают скорее РИ, чем СССР. По сути возродилось сословное общество, где у людей из низших сословий нет шансов выбраться из своего трудного положения потому, что социальных лифтов нет, а разрыв между бедными и богатыми просто огромен. Для наших стран это бомба замедленного действия. И это нам ещё аукнется.
Наталия Ростова - Галине30 декабря 2019, 14:41
С прискорбью подтверждаю слова Иоанны...Копья на этом сайте ломаются, а толку никакого. За редким исключением, комментаторы СЛЫШАТ других....Галина, я говорила о России, не об СССР. И если Вы имеете ввиду конкретно меня, то никакой обиды у меня нет. Скорее наоборот. Из богатенькой, избалованной девочки, у которой всё было по тогдашним меркам, а чего не было - быстро доставали...я, Слава Богу, стала взрослеть. И многого добилась сама. Родители хорошо зарабатывали в Якутии. С верхов скатились вниз. Но это научило меня преодолевать трудности, не складывать лапки и двигаться вперёд. И живу я уже много лет в городе, в котором родилась...Всего, Вам наилучшего!
Галина30 декабря 2019, 13:18
Наталия Ростова - 30 декабря 2019, 09:21 "В 92-м..." - СТОП! 92-й это уже не СССР. К 92-му уже много чего поломали. Нищету 90-х не надо приписывать советской власти - это уж демократия. Мы всю жизнь живем в хлебных краях, в которые вы переехали. В 90-е просто голодали - красть, грабить не научены были, работы не было, сбережения пропали. Какое там мясцо- хлеба не было!В комментах каждый свою обиду имеет и высказывает. А надо бы простить и отпустить с миром, так как блаженны милостивии... а иначе - НИКАК! Миротворци блажени, миротворци. А тут под эгидой праведного гнева разжигается пламя классовой вражды.
Наталия Ростова - продолжение30 декабря 2019, 09:21
Моя мама, подполковник налоговой инспекции, три года не могла устроиться на работу, хоть на любую, потому, как в станице очень прогрессировало кумовство. У меня было только одно платье " на выход " и костюм в школу. О полном шкафе шмоток, я могла только мечтать! В общем, что такое нищета, я прекрасно знаю. Но, как я уже тут писала, уехать в Америку, я не смогла. Про Чечню, конечно, не упомянула. Но не надо придираться к моим словам. Те люди, которые вынуждены были уехать из-за вооружённого конфликта, к моему эпосу не имеют никакого отношения. Я имела ввиду другой вид мышления в головах наших сограждан и другие причины отъезда. Я, думаю, Вы всё поняли...
Наталия Ростова - Игорю М.30 декабря 2019, 09:09
В 92-м я, мой младший брат и родители, из Якутии переехали в Краснодарский край, в одну из богатых станиц. У брата обнаружили бронхиальную астму. Я сопротивлялась как могла, но слово родителей - закон. У отчима на руках и на сберкнижке было столько денег, что можно построить несколько приличных домов. Остановились пока на квартире. А дальше...в ней прожили ещё 5 лет. Все деньги при инфляции сгорели! Мама относила в комиссионку всё, что можно было продать, чтоб у нас было это самое трёх-разовое питание, правда почти без мясца (как Вы тут точно подметили), + нужны были деньги на лечение брата. И накладывалось негативное отношение станичников ко всем приезжим. Продолжение следует...
Вячеслав30 декабря 2019, 08:37
"И.В.29 декабря 2019, 20:48 Потому как белые выступали под лозунгом "За единую и неделимую Россию", в то время как большевики охотно раздавали суверенитет националистам. Вот от такой вот вопиющей исторической безграмотности и многие наши сегодняшние беды" Ага, правда по России друзья белых ходили, американцы, чехи, японцы но так то ничего, главное лозунг чтобы был. Вот из за такой аналитической безграмотности и слепой веры в неизвестно что многие наши сегодняшние беды
Вячеслав30 декабря 2019, 07:49
" И.В.29 декабря 2019, 15:06 К слову, Россия в конце 19 - начале 20 в. имела одни из самых высоких темпов экономического развития в мире. Ну а уж по поводу голода в СССР, это кому как ни вам, жителям Украины знать. Таких масштабов как голод 20-х годов, а затем и страшный голод 30-х годов, сопровождавшиеся каннибализмом, в РИ н" Ага, был один завод, стало два, и один принадлежал московскому купцу, а второй английскому, но темп возрос высок, экономика выросла на 100 процентов. А масштабы периодического голода в РИ нам неизвестны потому, что статистика тогда слаба была, и наши друзья его мало освещали, а пристально начали рассматривать и бороться с ним только Советской России.
Вячеслав30 декабря 2019, 07:40
"Михаил Чернушенко - Руслану, Украина29 декабря 2019, 10:05 Всеобщее школьное образование в России было введено еще до начала Мировой войны." Вы это серьёзно? А почему неграмотных так много было?
Вячеслав30 декабря 2019, 07:28
" И.В.28 декабря 2019, 14:42 Цитата: "Лозунг наш — гражданская война. Мы не можем ее „сделать“, но мы ее проповедуем и в этом направлении работаем …возбуждение ненависти к своему правительству, призывы… к совместной их гражданской войне… Лозунг мира теперь нелеп и ошибочен…» ПСС, т. 49, стр. 24−25. Как видим, Ленин отнюдь не скрывал своего желания превратить войну с немцами, в кровавую войну против своего народа." Поправочка: не против народа, а против определенных классов (малой группы людей) живущих за счёт этого народа, и использующих этот народ в собственных интересах. В интересах какого народа была 1 мировая война?
Вячеслав30 декабря 2019, 07:23
"И.В.28 декабря 2019, 18:09 Красный террор начался ДО начала гражданской войны." Вы так уверены, только то что вы пишите было уже позже того, как начали разворачиваться Белые, то бишь те,корые отстранили от кормушки силы. А вот фактик, что ещё в 17 году еще 10 ноября была стычка, в резудьтате которой погибло 6 юнкеров с "белой" стороноы и около 200 солдат с "красной" это когда "красных" из Кремля вытеснили. А вот слова одного из лидеров Белого воинства генерала Корнилова: «Пусть надо сжечь пол-России, залить кровью три четверти России, а всё-таки надо спасать Россию. Всё равно когда-нибудь большевики пропишут неслыханный террор не только офицерам и интеллигенции, но и рабочим, и крестьянам
Вячеслав30 декабря 2019, 07:09
"И.В.28 декабря 2019, 14:19 Вячеслав27 декабря 2019, 21:33 "гражданскую войну, которую развернули бывшие царские генералы". Вячеслав, вы снова лжёте." А вот и нет, учите историю. С чего и кем начата война. Невежество не красит христианина.
Денис30 декабря 2019, 05:41
Вопреки красной пропаганде красная армия была в основном крестьянской, а не рабочей. Вопреки белой пропаганде красная армия была в основном русской, а не еврейской. К чему это я? К тому, что русских крестьян в Российской Империи крестили поголовно, а значит мифов является гражданская война, как война православных и атеистов. Православные воевали с обеих сторон и ещё неизвестно с какой больше с учётом того, что басмачи были мусульманами, поляки католиками, а финны лютеранами. Также очевидно, что праведники, жертвующие собою за други своя были как среди белых, так и среди красных православных. Так разве справедливо, что канонизируют только белых православных?
Денис30 декабря 2019, 05:34
Историки действующих властей, как правило, мажут чёрной краской власти предыдущие. Поэтому доверяю своей прабабушке, которую с одной стороны не приняли в партию из-за верности Христу. С другой стороны помню её рассказ о том, как будучи маленькой сироткой она была вынуждена работать на злую барыню, что била ей смертным боем и забила бы насмерть, если бы немой слуга не вступился. От царских властей вся помощь пара мешков муки в особо тяжёлый год.
Руслан, Украина29 декабря 2019, 21:25
И.В, у меня большая часть родных из РФ. И в той провинции, где жили мои предки в 19-ом веке были жесткие карательные операции против местных крестьян, которые не хотели быть крепостными и подчиняться феодалам. И кстати, жители той провинции во время революции поддержали красных, прекрасно помня, как "мирные" имперцы расправлялись с непокорными крестьянами. Так что не надо рассказывать про мирную империю. Когда нужно было физически уничтожить непокорных людей в РИ это спокойно делали не хуже, чем при СССР. Только разница в том, что советы не кричат, что они были очень православными.
И.В.29 декабря 2019, 20:48
Денис29 декабря 2019, 09:11 "После революции под властью белых остались Финляндия и Прибалтика, Польша и Молдавия (Бессарабия)". Денис, вы бы хоть немного историю подучили. Ни одна их перечисленных вами территорий не находилась после революции "под властью белых"! Там были созданы национально-буржуазные государства, зачастую враждебные белым армиям. Потому как белые выступали под лозунгом "За единую и неделимую Россию", в то время как большевики охотно раздавали суверенитет националистам. Вот от такой вот вопиющей исторической безграмотности и многие наши сегодняшние беды...
Андрей29 декабря 2019, 20:44
Есть ли смысл ещё комментировать на предмет красных, белых и прочих, когда любой завоеватель стремится преобразовать интервенцию в гражданскую войну? В греческом эпосе это описывают как камень, брошенный героем во всходы от посеянных зубов дракона, у азиатов есть слово хошар, а европейцы говорят о коллаборационизме. Лесть, подкуп, шантаж, террор на временно оккупированных территориях или иные способы погнать брата на брата не меняют сути - пролившие кровь единоплеменников будут верными псами, а их презренные потомки постепенно вымрут или ассимилируются. Эта старая история проста и страшна, но вечная участь человека важнее земного возмездия. Пусть сами выбирают где им теперь жить и спасаться.
И.В.29 декабря 2019, 20:27
Денис29 декабря 2019, 09:20 "Честно канонизировать либо героев всех сторон гражданской войны, либо никого." Канонизируют не героев, канонизируют святых. В данном случае новомучеников, за веру от безбожников умученных. И уж как было, так было: белые крестные ходы из пулемётов не расстреливали, священников на царских вратах не вешали, епископов в проруби не топили. В отличии от красных. Из песни слова не выкинишь...
Дмитрий29 декабря 2019, 17:35
Павел, а что это меняет? Это разве не слова Ленина? Что он мечтал превратить войну с немцами в войну гражданскую это всем известно. Что он желал порожения России в войне - тоже. Ну и кто он после этого, как не предатель?
И.В.29 декабря 2019, 15:06
Руслан, Украина28 декабря 2019, 20:25 "И.В, настоящая Россия это та, где большинство были безграмотны, бедны и бесправны? Где голод был обычным явлением..." Руслан, вы прям по советскому учебнику для средней школы шпарите)). Впрочем, вам на Украине и сейчас примерно так же историю "немытой России" преподают. Попробуйте почитать что-нибудь помимо этих русофобских агиток. К слову, Россия в конце 19 - начале 20 в. имела одни из самых высоких темпов экономического развития в мире. Ну а уж по поводу голода в СССР, это кому как ни вам, жителям Украины знать. Таких масштабов как голод 20-х годов, а затем и страшный голод 30-х годов, сопровождавшиеся каннибализмом, в РИ никогда не было...
Юрий29 декабря 2019, 13:30
Руслану. Продолжение. Про социальные лифты больше всего удивило. А. Е. Махотин. Антон Ефимович не только родился задолго до отмены крепостного права (в 1785 г.), он и скончался до его отмены - в 1851 г. Скончался генералом и кавалером нескольких российских орденов. Николай Иванович Евдокимов. Его отец был крестьянином-рекрутом из Уфимской губернии, начал службу в 1784 г. На момент отмены крепостного права Н. И. Евдокимов был не просто дворянином, а титулованным. Титул графа был пожалован ему ещё в 1859 г. Екатеринбургское Алексеевское реальное училище.В начале ХХ в. число детей дворян и чиновников снижалось (к 1917 г. до 14%), крестьян – возрастало (до 33%). Любите, изучайте историю России!
Юрий29 декабря 2019, 13:22
Руслану. Продолжение. Дворяне и чиновники купались в роскоши? Это те дворяне и чиновники, которые строили школы и больницы для народа? Эти те дворяне, которые тянули офицерскую лямку, защищая нашу страну от врагов? Это те чиновники, которые боролись за русское дело на окраинах Империи? Дворянство и чиновничество было крайне неоднородно! Были князья Юсуповы, а были и "рыцари 13-го числа", живущие от жалования до жалования, богаче которых мог быть любой купец 3-й гильдии. Медицина. Число больниц за 1890-1916 гг. увеличилось в 4 раза (с 2,1 до 8,5 тыс.). В области медицины внедряются новые принципы: – Медицина становится бесплатной. – Создаётся система скорой помощи.
Юрий29 декабря 2019, 13:17
Руслан, то что Вы написали, это не настоящая Россия. Это глупые сказки ненавистников России. В 1916 г. министр народного просвещения оценивал количество грамотных в 56%. К 1920 г. в Пермской губернии среди молодёжи от 8 до 15 лет грамотность больше половины (63,3% в сёлах, 80,2% в посёлках, 82,2% в городах). Где они учились? В царских школах! Никакого бесправия в Империи не было. Права и свободы были обеспечены как сейчас. Голод? Единственный смертный голод в РИ в конце 19 века при Александре Третьем (1891-92гг.) унёс жизни 200-400 тыс. человек (потому что на него наложилась эпидемия холеры), три смертных голода в СССР стоили жизни 12-14 млн. человек.
Михаил Чернушенко - Руслану, Украина29 декабря 2019, 10:05
Всеобщее школьное образование в России было введено еще до начала Мировой войны. Революция разрушила систему образования, и Советская власть потом повторно вводила всеобщее образование. Социальных лифтов было немало, и уж точно не меньше, чем, скажем, в Великобритании. Насчет нищеты и голода в ту эпоху - а почитайте Джека Лондона! Изучите, почему шотландцы и ирландцы разбегались по всему свету в поисках лучшей доли. А итальянцы? А уж про смертельный массовый голод в Африке, Индии что говорить? А это, вообще-то, подданные Англии и Франции были. Так что не ищите карикатур, ищите подлинного ведения.
Денис29 декабря 2019, 09:20
Нет гражданских войн, когда с одной стороны сплошь герои, а с другой сплошь злодеи. Во время гражданских войн сын идёт на отца, а брат на брата. Попытки разделить русский народ вековой давности на "святых белых" и "красных дьяволят" вызывают раздражение своей лживостью. Честно канонизировать либо героев всех сторон гражданской войны, либо никого.
Денис29 декабря 2019, 09:11
После революции под властью белых остались Финляндия и Прибалтика, Польша и Молдавия (Бессарабия). Соответственно у тех из белых, кто действительно любил Российскую Империю, была целая россыпь её осколков для жизни без власти ненавистных большевиков. Да и якобы большая православность, выбравших Париж и прочее дальнее зарубежье того времени, вызывает сомнения. Так горстка португальцев создала поныне крупнейшую по числу католиков Бразилию. Какая страна стала православной усилиями белых эмигрантов? Половина евреев через две тысячи лет рассеяния вернулась на историческую Родину, а какова доля вернувшихся в постсоветскую Россию среди потомков белых эмигрантов?
Игорь М.29 декабря 2019, 08:10
Наталия Ростова26 декабря 2019, 15:52 Я писала про Россию... И именно тех россиян, которые в погоне за призрачным счастьем, комфортом и колбасой, я считаю детьми, которые не любили свою Родину-Мать. Войны не было. Гонений не было. Была нищета. Не выдержали, уехали.. Как это "войны не было"? А Чечня? А бесконечные теракты? Я бы не стал судить людей, не выдержавших психологического прессинга и уехавших. А вот нищеты никакой не было - россияне называют нищетой то, что на Западе считается недостатком средств. Это не нищета, когда питание три раза да с мясцом, квартира отдельная, откуда никто не гонит, и одежда без дырок, которой полон шкаф. Но уехавших "от нищеты" - таки меньшинство.
ЕВ29 декабря 2019, 06:42
Продолжение цитаты из книги "О встрече"митр.Антония Сурожского: "..Но он мне несколько вещей привил. Он человек был очень мужественный, твердый, бесстрашный перед жизнью; помню, как-то я вернулся с летнего отдыха, и он меня встретил и сказал: “Я о тебе беспокоился этим летом “. Я полушутливо ему ответил: “Ты что, боялся, как бы я не сломал ногу или не разбился?” Он ответил: “Нет. Это было бы всё равно. Я боялся, как бы ты не потерял честь”. И потом прибавил: “Ты запомни: жив ты или мертв — это должно быть совершенно безразлично тебе, как это должно быть безразлично и другим; единственное, что имеет значение, это ради чего ты живешь и для чего ты готов умереть”."
ЕВ29 декабря 2019, 06:40
Цитата из книги "О встрече" митрополита Антония Сурожского: "Мой отец жил в стороне от нас; он занял своеобразную позицию: когда мы оказались в эмиграции, он решил, что его сословие, его социальная группа несет тяжелую ответственность за всё, что случилось в России, и что он не имеет права пользоваться преимуществами, которые дало ему его воспитание, образование, его сословие. И поэтому он не стал искать никакой работы, где мог бы использовать знание восточных языков, свое университетское образование, западные языки, и стал чернорабочим. И в течение довольно короткого времени он подорвал свои силы, затем работал в конторе и умер пятидесяти трех лет (2 мая 1937 года). Но он мне несколько веще
Руслан, Украина28 декабря 2019, 20:25
И.В, настоящая Россия это та, где большинство были безграмотны, бедны и бесправны? Где голод был обычным явлением, где пока люди умирали в нищете все эти дворяне и чиновники на глазах народа купались в роскоши. Социальных лифтов не было вообще. Медицина была в ужасном состоянии, беднякам образование было недоступно. Кому такая страна будет нравится, кроме тех, кто зажиточен? Для кого она кроме богачей и чиновников будет интересна? В РИ был быстрый рост населения, земли крестьянам не хватало, Ленин предлагал решить вопрос с землёй. Но власти РИ понадеялись на авось. Не повезло. Что хотели, то и получили. Куча голодных, нищих и пассионарных молодых мужчин удержать не вышло.
Павел28 декабря 2019, 19:03
И.В., когда цитируете кого-либо, не выкидывайте из цитат слова по своему усмотрению. Вот цитата полностью: "Лозунг наш - гражданская война. Все это чистейшие софизмы, будто сей лозунг неподходящий и т. д. и т. п. Мы не можем ее «сделать», но мы ее проповедуем и в этом направлении работаем. В каждой стране - в первую голову борьба с шовинизмом данной страны, возбуждение ненависти к своему правительству, призывы (повторные, настойчивые, многократные, неустанные) К СОЛИДАРНОСТИ РАБОЧИХ ВОЮЮЩИХ СТРАН, К СОВМЕСТНОЙ ИХ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ ПРОТИВ БУРЖУАЗИИ". И с каких это пор "документальным доказательством" считаются записи, не имеющие никакой юридической силы, письма, не более того?
И.В.28 декабря 2019, 18:09
Красный террор начался ДО начала гражданской войны. "1 марта 1918 в Екатеринодар вступили большевики. В тот же день была арестована группа лиц мирного населения, преимущественно интеллигенции, и все задержанные в числе 83-х лиц были зарублены и расстреляны без всякого суда и следствия. Трупы были зарыты в трех ямах тут же в городе. Ряд свидетелей, а равно врачи, осматривавшие затем убитых, удостоверили случаи зарытия недобитых, недорубленных жертв. В числе убитых опознаны дети 14-16-летнего возраста и старики свыше 65 лет. Над жертвами издевались, отрезали им пальцы рук и ног, половые органы и обезображивали лица."
И.В.28 декабря 2019, 14:42
А вот и документальное доказательство того, что именно Ленин развязал гражданскую войну. Цитата: "Лозунг наш — гражданская война. Мы не можем ее „сделать“, но мы ее проповедуем и в этом направлении работаем …возбуждение ненависти к своему правительству, призывы… к совместной их гражданской войне… Лозунг мира теперь нелеп и ошибочен…» ПСС, т. 49, стр. 24−25. Как видим, Ленин отнюдь не скрывал своего желания превратить войну с немцами, в кровавую войну против своего народа. Судя по его трудам он прямо таки страстно мечтал о гражданской войне! Это был совершенно одержимый, бесноватый персонаж. И его "работы" это полностью подтверждают.
И.В.28 декабря 2019, 14:19
Вячеслав27 декабря 2019, 21:33 "гражданскую войну, которую развернули бывшие царские генералы". Вячеслав, вы снова лжёте. Гражданскую войну развязали большевики под руководством Ленина. Ленин сам открыто об этом говорил. В самом начале Первой Мировой войны Ленин планировал превратить войну с немцами в войну гражданскую. Т.е. войну с внешним врагом Ленин мечтал превратить в войну с собственным народом. И этому есть документальное подтверждение - в собрании сочинений Ленина.
Вячеслав27 декабря 2019, 21:33
"И.В.25 декабря 2019, 17:00 . Обманули народ в 1917-ом году. Да так обманули, что за эту свою легковерность народ такой кровью умылся, какой не было никогда в русской истории." Опять ложь, вспомним бессмысленную бойню с 14 года, или карательные экспедиции против голодающих крестьян. Или гражданскую войну, которую развернули бывшие царские генералы, совместно с Чехословацким корпусом.
Вячеслав27 декабря 2019, 21:29
Александр В27 декабря 2019, 13:49 "Сегодняшние либералы – их духовные наследники." Опять вижу ничем не подкрепленные лозунги. Нынешние либералы суть буржуазия-торгаши, а коммунисты с буржуазией боролись. Нынешние либералы ничего не создали, а коммунисты сделали страну из аграрной промышленной. Нынешние либералы выступают за веру в Бога, правда за свою, без обязательств, а коммунисты просто не верили .
Михаил Чернушенко - Иоанне_27 декабря 2019, 21:11
И Авелю, и Каину Русь уподобилась в Революцию. И надо БЛАГОДАРИТЬ БОГА, что Он дал нашим хлебнувшим каинского духа отцам и дедам пройти долгим путём страданий и от внутреннего режима, и от страшной войны с беспощадным внешним врагом. Это страшное перенапряжение сил было наказанием ОТ БОГА, и надо БЛАГОДАРИТЬ ОТЦОВ И ДЕДОВ, что они прошли этот путь со смиренным терпением. Только так они смогли смыть с народа каинскую печать, и только после этого нашему народу стали отверзаться двери покаяния. До этого и речи не могло быть о покаянии, как не было покаяния у Раскольникова, пока он не пожил на каторге. Ну а уж входить или нет в отверстые двери покаяния - это решает каждый. Но путь отверст!
Михаил Чернушенко - Иоанне_27 декабря 2019, 20:50
Да, Велиар и Христос несовместимы, ибо Велиар не от истины. Речь о противоречиях, где истина есть и там, и там. К примеру, в триадологии и христологии уму не так-то просто дорасти до усвоения догматических истин. Так и в проблеме Иова Многострадального, на чей день памяти не случайно рождён последний Император. Да, страдание и смерть - это следствие греха. Но с другой стороны - бывает безгрешное страдание. В Революцию - это святая Русь пострадала от козней глобального финансового интернационала? Или это все виды смердяковщины проели и русские элиты, и князей Церкви, ничего не сказавших в защиту Царя, и простой народ, с охотой втыкавший штык не только в землю, но и в собратий? Авель или Каин?
Иоанна_ 27 декабря 2019, 15:48
Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей - если рассуждать на таком уровне, тогда можно было бы с вами согласиться, Михаил Чернушенко. Но там, где речь идёт о столкновении добра и зла - там "двух несовместимых истин" не бывает, там одна истина, а другая ложь. Как раз вера православная и учит нас, что у добра и зла ничего общего быть НЕ МОЖЕТ.
Галина27 декабря 2019, 14:33
Михаил Чернушенко26 декабря 2019, 21:31 "Постичь противоречивую историю России можно только в вере. Иначе постижение будет НЕВЕРНЫМ" - Как Вы неопровержимо правы. И точны. спасибо за столь верное определение.
Александр В27 декабря 2019, 13:49
Кто стремился уничтожить духовную основу русского народа, подсовывая ему эрзац в виде "светлых идей коммунизма"? (Пришедшего, кстати, с Запада). Кто уничтожал Православие, взывая храмы и расстреливая священников? Только за одно это никакого примирения и принятия большевистской идеологий быть не может. Сегодняшние либералы – их духовные наследники.
Пётр27 декабря 2019, 11:22
Спасибо за интереснейший материал! Да, русские люди в белой эмиграции оказались между молотом и наковальней. И для самых решительных из них гражданская война так и оставалась незаконченной. А для тех, кто упрекает белых в симпатиях к немцам напомню, что как раз большевики и пришли к власти с помощью национального предательства. Когда началась Первая Мировая война и Россия сражалась с немцами, Ленин объявил первостепенной задачей превратить войну с внешним врагом, в войну гражданскую. Чем и занимались большевистские агитаторы, агитируя не воевать, дезертировать, не исполнять приказы командиров. Вот где настоящие предатели!
Юлия27 декабря 2019, 08:21
Спасибо Вам за статью!
Михаил Чернушенко26 декабря 2019, 21:31
Вера - это такая добродетель, которая позволяет потрудившемуся уму остановиться и зря не биться перед таким вроде бы непреодолимым противоречием, когда два несовместимых положения оба истинны. Вера позволяет душе не перегореть, расти и не отказываться ни от той, ни от другой истины. И в какой-то момент душа взрослеет и видит, что прежде несовместимое совмещается в Боге. Постичь противоречивую историю России можно только в вере. Иначе постижение будет НЕВЕРНЫМ.
Наталия Ростова - продолжение26 декабря 2019, 17:05
Вспомнилось тут мне в дополнение...Батюшка один рассказывал. Что раньше, (честно, не знаю, как сейчас), но граждане, желающие переехать на ПМЖ в государство Израиль, должны в анкете, в графе "Вероисповедание" писать, либо "Иудей", либо "Атеист". Иначе путь в Землю Обетованную был закрыт. То есть, по сути эти люди не только от Родины отрекались, но ещё и от своего Бога...А ведь многие были крещены в Православии..Выводы напрашиваются сами собой...
Елена26 декабря 2019, 16:38
Вячеслав26 декабря 2019, 10: "С малыми детьми в голую степь за корову? Хватит питаться легендами, если вас в голую степь выселить, то вы на 3 сутки ноги протянете". Да так и было! И умирали целыми семьями. Моя бабушка выжила единственная из 4 детей прадеда. Именно так! Раскулаченные за 2 коровы и крепкое хозяйство. А в избу высланного прадеда заселился пьяница-председатель. А прадед с женой и малышами высланы были в Казахстан, в степь. Умерли бы все, если бы не помощь других ссыльных. Прадед, собственно, там в ссылке и умер позже. А вы, если не желаете не только осудить, но даже ПРИЗНАТЬ преступления большевиков, сами становитесь их пособниками. Хорошая иллюстрация бессовесности коммунистов.
Наталия Ростова26 декабря 2019, 15:52
Игорю М. Внимательно прочитайте мой первый коммент. Вот уже не первый раз говорю и ,наверное, буду ещё повторять - пожалуйста, внимательно читайте комментарии своих оппонентов! Я писала про Россию. Не про бывшие союзные республики, а про Россию. И именно тех россиян, которые в погоне за призрачным счастьем, комфортом и колбасой, я считаю детьми, которые не любили свою Родину-Мать. Войны не было. Гонений не было. Была нищета. Не выдержали, уехали..Что касается жителей, бывших союзных республик, то упрекнуть их я не имею права. У меня есть друзья из бывших союзных республик (разных национальностей), которые натерпелись в своей жизни всяких страданий...
Вячеслав26 декабря 2019, 13:07
Дмитрий26 декабря 2019, 12:37 Если бы жили в то время, то поняли бы о чем говорит НН. Была массированная пропаганда западного образа жизни. К которой подключились и СМИ, а печатному слову народ привык доверять. Говорили руководители высокого ранга, кинорежиссеры, артисты любимые народом, то что мы плохо живем, что так жить нельзя. Не сталкивался наш народ с такой изощренной ложью ещё.Или сталкивался, но ввиду спокойной жизни расслабился. Подумал, что раз у нас и самолёты и жильё и еда и образование есть, то оно никуда не денется, оно как бы всегда было. И к этому появятся 40сортов колбасы, штаны на любой вкус и вообще будет СВОБОДА и Рай, как в ФРГ или США. От бездуховности никто не устал.
Дмитрий26 декабря 2019, 12:37
НН25 декабря 2019, 14:49 "Дмитрий, Народ не вышл защищать социализм потому,что его нагло обманули,наобещав,что все завоевания социализма останутся,а жить все будут как богачи в Америке." НН, как и все адепты СССР, вы постоянно сами себе противоречите:). То вы утверждаете что советские люди получали "лучшее в мире образование, были самыми читающими и т.п. А теперь вы выставляете советских людей в виде каких-то слабоумных папуасов, которых купили за чупа-чупсы и Кока-Кола:). Тут одно из двух. Либо все росказни про "лучшее в мире образование" это миф, а на деле была умственная и нравственная деградация. Либо народ действительно устал от совковой беспросветности, нищеты и духовной пустоты.
Павел К.26 декабря 2019, 10:47
Самое бесплодное занятие рассуждать на тему : "а если бы империя не рухнула ...а если бы СССР не развалился .." Господь сохранил остаток верных людей ( а иначе превратились бы в содом и гоморру )внутри России и снаружи . Не делиться нам надо , а помнить , что СЕЙЧАС созидается Богом Церковь и ее ограда -государство наше . Многое достигнуто , многое еще только проясняется . Главное работать по этим двум направлениям направлениям , а там посмотрим .
Вячеслав26 декабря 2019, 10:19
И.В.25 декабря 2019, 16:12 Это так большевики русский народ лечили? А большевики и были частью русского народа, и лечили они свой народ от безграмотности и болезней. И в тюрьмах не миллионы гноили, а посмотрите статистику, миллионы это было в воображениях эммигранта солженицина и ему подобных. С малыми детьми в голую степь за корову? Хватит питаться легендами, если вас в голую степь выселить, то вы на 3 сутки ноги протянете, а тем более с детьми. И не освоете степь, а просто умрете, без скота, зерна и инструментов. А это власти было не нужно. А что-то про миллионы смертей не наблюдалось в то время, разве что в эммигрантской прессе. Тяжело правде в глаза смотреть, но надо.
Юрий26 декабря 2019, 09:44
Элита, элита... Да большинство эмигрантов 1-й волны ни к какой элите не принадлежали. Да, были среди эмигрировавших бывшие министры (Сазонов, например), но главная масса изгнанников - это чины Белых армий и их семьи. А какая основа Белых армий? Офицерство (часто - военного времени), казачество, да учащаяся молодёжь.
Игорь М.26 декабря 2019, 07:48
Наталия Ростова 25 декабря 2019, 09:52 У эмигрантов "первой волны" и тех, кто покинул Родину в 1990-х, есть существенное отличие. У первых - это любовь к России, которую они пронесли до конца жизни, несмотря на тяготы и страдания. У вторых - превалировали комфорт, успешность, " 150 сортов колбасы " и нелюбовь к Родине. Вот так, всех уехавших за границу после распада СССР записали в колбасники и ненавистники. Не знаю, что там "пронесли" эмигранты первой волны, особенно те, кто сочувствовал Гитлеру. Зато прекрасно знаю, что в 1990х годах русские люди уезжали из республик бывшего СССР не от ненависти к Родине, а от унижений от "бывших братьев". Таких случаев сотни тысяч. Не стОит всех судить.
александр26 декабря 2019, 00:00
Читайте Ивана Бунина о тех днях окаянніх,поможет хоть немного понять то,что происходило тогда и может повториться сегодня
александр25 декабря 2019, 23:17
Вечная память боровшимся с красной чумой...Но почему же люди до сих пор как слепіе котята почитают "владимира ильича",ходят с портретами сталина,восстанавливают памятники дзержинскому?!Что с єтим делать?
НН25 декабря 2019, 21:33
Иоанна, вышло много воспоминаний русских эмигрантов.Почитайте.Кстати,среди них немало таких,котор признали, что СССР дал русскому народу несравнимо больше прав,образование,медицину,чем это было в царской России.С этим глупо спорить.Надо быть просто адекватным человеком-и тогда всё встаёт на свои места.Оголтелая антисоветчина никого не красит,посмотрите на себя со стороны(на украинскую десоветизацию).Она и у нас была, только государственники поняли во время,что добром это не кончится,нажали на тормоза.А по некоторым направлениям возвращаются к опыту СССР. И.В, А сколько ещё видных деятелей науки и техники Вы назовёте? Не густо,правда? Из народа сколько чел пробилось к знаниям, культуре и тд?
НН25 декабря 2019, 18:50
И.В.:/Учите историю... И вы узнаете, как с лёгкой руки русофоба Ленина, и его интернациональной банды/-, Историю мало учить, надо ещё уметь анализировать и помнить, в каких условиях того времени принимались те или иные решения. А когда некоторые ВИКИпешные историки не могут сопоставить факты и учитывать внешние факторы опять-таки того времени, то и получаются абракадабры.Стыдно уже должно быть за подобные "перлы". О литературных вкусах не спорят, но если сравнить, сколько, кто и для кого писали замечательные русские писатели до 1917г и сколько народа могло их читать, то бесспорно в советское время несопоставимо больше писали, переводили для народа! и читали простые люди. Классиков в тч.
И.В.25 декабря 2019, 17:19
НН25 декабря 2019, 12:12 "Дворяне...не нашли себе применения за границей,тк ни учёными,ни специалистами(за редким исключением)не были". Ну да, конечно. Вот например дворянин Сикорский, вышвырнутый из России большевиками, стал в США основоположником вертолетостроения. Но даже не в этом. Дело в том, что ОСНОВНУЮ часть русской эмиграции составляли отнюдь не дворяне. Это советские мифы. Основную часть эмигрантов составляли простые люди - крестьяне, солдаты, разночинцы и казаки. Многие из которых впоследствии основали вполне успешные сельхоз общины в Аргентине, Боливии, Парагвае и много где ещё. Это те труженики, которых России так не хватало в 20 веке, не хватает и сейчас...
И.В.25 декабря 2019, 17:00
НН25 декабря 2019, 14:49 "Народ не вышл защищать социализм потому,что его нагло обманули". Ну-да, ну-да,"обманули". Обманули народ в 1917-ом году. Да так обманули, что за эту свою легковерность народ такой кровью умылся, какой не было никогда в русской истории.
И.В.25 декабря 2019, 16:12
Вячеслав25 декабря 2019, 07:43 "Вроде как они и не стреляли в русский народ, а лечиди от чумы его. Так понимать?" А когда большевики в русский народ стреляли, они от чего его лечили? А когда в лагерях и тюрьмах миллионы русских людей гноили? А когда крестьян, за лишнюю корову лишали всего имущества и высылали в голую степь с малыми детьми, на верную голодную смерть? Это так большевики русский народ лечили?
И.В.25 декабря 2019, 16:04
р.Б.Сергий25 декабря 2019, 09:29 "А сколько десятков миллионов человек,(а не от 2 до 3) осталось за пределами России после 1991г. во вновь образованных "независимых государствах"? Кто в этом виноват и кто должен ответить за это ?" Сергий, кто виноват, спрашиваете? Учите историю. Там есть ответ на ваш вопрос. Особо тщательно изучите раздел истории именуемый "национальная политика большевиков". И вы узнаете, как с лёгкой руки русофоба Ленина, и его интернациональной банды, исконные русские земли в одночасье стали частью национальных республик. Да и сам раздел СССР в 1991 г. проводился исключительно членами Коммунистической партии. Неужели вы этого не знали?
И.В.25 декабря 2019, 15:32
НН25 декабря 2019, 12:12 "о тех 25миллионах человек,котор не собирались никуда эмигрировать,а стали эмигрантами по неволе,вследствие разрушения СССР." А если точнее, то стали эмигрантами они вследствии национальной политики большевиков. Которые щедрой рукой нарезали и раздавали исконно русские земли национальным меньшинствам. Так громадная территория Южного Урала, издавна заселённая русскими, вдруг стала частью Казахстана. А Украина получила "в дар" Новороссию (нынешний Донбасс), Харьковщину и много чего ещё. О таком "подарке украинские националисты и мечтать не смели! Свою русофобию Ильич не скрывал, и проявлял её в том числе и в территориальном переустройстве исторической России...
Иоанна_ 25 декабря 2019, 15:19
НН /...тк ни учёными,ни специалистами(за редким исключением)не были, работать не умели.// Великая княгиня Мария Павловна, например, вышивала блузки и шали, и они пользовались огромным спросом! Кто знает толк в рукоделии - тот представляет, что такое расшить вручную хотя бы одну блузку! Сколько можно воспроизводить устаревшие советские выдумки по любому поводу??
Елена О25 декабря 2019, 15:18
И.В. всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Нина Берберова: — Как вы работали над книгой? Кроме архива, чем еще пользовались? — Архивы были такие, что прямо умереть. Когда я их открыла, то совершенно онемела. Что я там нашла? Вы знаете, что А.Ф.Керенский, М.И.Терещенко и другие министры были масонами, кроме П.Н.Милюкова? И они от французского масонства шли. «Гранд Ореан» — «Великий Восток» французский их благословил на открытие лож и на процветание масонства в России. Они дали масонскую клятву, которая по уставу превышает все остальные — клятву мужа и жены, клятву родине. Они дали клятву — никогда не бросать Францию. И потому Керенский не заключил мира.
НН25 декабря 2019, 14:49
Дмитрий, Народ не вышл защищать социализм потому,что его нагло обманули,наобещав,что все завоевания социализма останутся,а жить все будут как богачи в Америке. И после того,как "идеей" социализма Н.С.Хрущёв провозгласил грубо говоря "догнать и перегнать Америку"-социализм потерял свою значимость внутри страны, прежде всего у не живших при капитализме,в царской России. И это было грубейшкй ошибкой,мягко говоря. Идея построения СПРАВЕДЛИВОГО общества-это двигало и держало СССР. Потому так быстро восстановился СССР после войны,что люди считали себя хозяевами страны,в отличие от дореволюционной России,где 2-3% населения не работая,жили в своё удовольствие,процветая на костях бесправного народа.
Галина25 декабря 2019, 13:50
Да уж. Было раз-кулачивание, раз-казачивание, теперь вот раз-совечивание. Как известно история повторяется. И кому это надо? И почему это происходит? "…Господь в прямом образе поведения – Помощник; а лукавый политик – помощник сам себе, – Господь к нему, как к преумному, на помощь не приходит" Игнатий Брянчанинов
И.В.25 декабря 2019, 13:19
Вячеслав, чем кончил Есенин в "прекрасном" СССР всем известно. А точнее совсем не известно. До сих пор идут споры - толи сам повесился, толи сотрудники ОГПУ помогли... Ну да не суть. А вот сравнивать плагиатора Алексея Толстого с русским писателем и вынужденным эмигрантом Буниным, например, это даже не смешно. Труба пониже и дым пожиже, как говорит русская поговорка. Ах да, Иван Ефремов! Это тот самый, который считал библейских пророков "психически ненормальными", а христианство - "порождением тёмной стороны человеческой психики"? Да, достойный предмет для восторгов воинствующих атеистов коммунистического пошиба. Только зачем вы пишите о нём на православном ресурсе?
НН25 декабря 2019, 12:12
Наталия Ростова:/У эмигрантов"первой волны"и тех,кто покинул Родину в 1990-х,есть существенное отличие./- Скорее всего, р.Б.Сергей пишет о тех 25миллионах человек,котор не собирались никуда эмигрировать,а стали эмигрантами по неволе,вследствие разрушения СССР.А эмигранты 90-ых-не только любители 150 сортов колбасы-эти уехали-да и ладно; прискорбно,что уехали люди,выученные советской властью, высококвалифицированные специалисты и учёные,не нашедшие применения знаниям и умениям в новой РФ. Дворяне скучали и тосковали не только по положению и капиталам,но и по берёзкам,и многие не нашли себе применения за границей,тк ни учёными,ни специалистами(за редким исключением)не были, работать не умели.
Вячеслав25 декабря 2019, 11:34
И.В.25 декабря 2019, 02:54 выжженная калёным железом на территории коммунистического СССР. Прекрасно помню как в 80-е читали самиздатовские перепечатки Ильина, Бориса Зайцева, Шмелёва. И это было настоящее открытие настоящей, православной России, совершенно неизвестной советскому человеку, воспитанному на интернационализме и атеизме... Понятно, т.е. к примеру Алексей Толстой, Сергей Есенин, Твардовский это уже не то, это уже не Россия, это уже проклятый совок. И куда там советскому ученому Ивану Ефремову со своими фантазиями угнаться за великим Иваном Шмелёвым.
Евгений25 декабря 2019, 11:29
Это удивительно только на первый взгляд. Много написано про то, насколько в предреволюционное время элита была далека от Веры нашей по сути, соблюдая, в лучшем случае, внешнюю обрядовость. Живя на всём готовом, часто в разврате, много возмечтали, что и предсказывал Апостол, стали облаками, ветром носимыми. А когда попали в страны своей мечты, оставив не по своей воле всё готовое на родине, очухались. Многие пришли в себя. Отсюда и тоска по берёзкам, которая органически включает в себя и тоску по утраченному положению тоже. Так что идеализировать эти переживания тоже не стоит.
Дмитрий25 декабря 2019, 10:40
Игорь М.25 декабря 2019, 08:50 "Меня всегда удивляет один момент -- до революции подавляющее большинство российской элиты..." А меня всегда удивляет другой момент, когда в 1991 г. разваливался СССР, никто из "счастливых советских граждан" не вышел на улицы спасать социализм. Зато теперь то тут, то там объявляются персонажи ностальгирующие по советской эпохе. А может не по социализму они тоскуют, а по тёплым местам у партийно-номенклатурной кормушки, которых они лишились?
Наталия Ростова25 декабря 2019, 10:09
Нет, Игорь М - Вы не правы. Эта тоска, ощущение, действительно на духовном уровне. Я беседовала, давно правда, с одним человеком, который подростком с родителями вынужден был покинуть Родину в конце 20-х..У него в детстве было всё, о чём может мечтать ребёнок тех лет. Будущее должно было быть прекрасным...А он рассказывал, как его мать плакала по ночам в изгнании, и в разговорах с отцом говорила, что согласна жить как их прислуга, только в Подмосковье, только в России...Нет, это не сожаление об утраченном статусе. Тут другое - на интуитивном уровне. Тут, как сожаление о потерянном Рае, но не как о месте комфорта телесного, а как о месте комфорта душевного...
Наталия Ростова25 декабря 2019, 09:57
Единственное что можно добавить в оправдание некоторых людей, уехавших из России в 90-е, так это непризнание их таланта и невозможность заниматься наукой и творчеством. Я имею ввиду, тех учёных, которые остались не у дел, после закрытия почти всех НИИ. Таких людей я по крайней мере могу понять. Они создали ряд открытий и впоследствии даже смогли вернуться назад...
Наталия Ростова25 декабря 2019, 09:52
У эмигрантов "первой волны" и тех, кто покинул Родину в 1990-х, есть существенное отличие. У первых - это любовь к России, которую они пронесли до конца жизни, несмотря на тяготы и страдания. У вторых - превалировали комфорт, успешность, " 150 сортов колбасы " и нелюбовь к Родине. Мне одноклассник предлагал в 93-м оформить фиктивный брак и с его родителями уехать в Америку...Дал время на размышление...Не смогла и не жалею об этом. Мне, кажется, у меня сердце б разорвалось от тоски по России. Я до сих пор в снах вижу Якутию, которую с родителями покинула 27 лет назад. Так это регион России, хоть и далеко. А совсем покинуть Родину....Бедные люди...Как же мне их всех жалко...
р.Б.Сергий25 декабря 2019, 09:29
"По разным подсчетам, после большевистского переворота Россию покинуло от 2 до 3 миллионов человек. " ------------------------------------------------------------------------------------------- А сколько десятков миллионов человек,(а не от 2 до 3) осталось за пределами России после 1991г. во вновь образованных "независимых государствах"? Кто в этом виноват и кто должен ответить за это ?
Игорь М.25 декабря 2019, 08:50
Меня всегда удивляет один момент -- до революции подавляющее большинство российской элиты большую половину жизни проводили за границей, и в России дети аристократов сначала учили французский, а потом уже русский. Даже Император был известным англоманом. И только после революции, в изгнании на том самом Западе, где они с таким удовольствием жили раньше, у них проявилась такая тоска по "родным берёзкам". А может не по берёзкам, а по утраченному социальному положению ?
Вячеслав25 декабря 2019, 07:43
"но нашлись и те, кто с воодушевлением шел в рядах Вермахта освобождать Россию от другой чумы – красной" Это как понимать? Вроде бы и немножко ошиблись, в Вермахт служить пошли, но ведь цель то какая-Великая, освободить Россию от красной чумы. Вроде как они и не стреляли в русский народ, а лечиди от чумы его. Так понимать?
Анна25 декабря 2019, 06:43
А я не разделяю этого восхищения, умиления и сочуствия эмиграции. Натворили дел и слиняли, вот и все. Сами породили большевиков, не с неба же они упали, и не из преисподней вылезли. Это как надо довести терпеливых русских людей! И все эти "ананасы в шампанском" рядом с кабальными трудом рабочих и крестьян. Почему же не остались? Не разделили судьбу Родины как их оставшиеся соотечественники? В парижском пансионе конечно приятнее о России тосковать чем на лесоповале. Родину они разнесли по миру... Ну-ну, разнесли, не соберёшь.
Денис25 декабря 2019, 04:18
Впечатление от статьи "слишком хорошо - это тоже плохо". Будь элита Российской Империи хороша, то разве предала бы царя? Без Февральской революции не было бы и Октябрьской... Да и мне лично моя православная прабабушка рассказывала, как её - маленькую сиротку барыня била смертным боем и забила бы насмерть, если бы немой слуга не вступился.
И.В.25 декабря 2019, 02:54
Всё промыслительно. И благодаря этим изгнанникам и сохранилась та, настоящая Россия, выхолощенная и выжженная калёным железом на территории коммунистического СССР. Прекрасно помню как в 80-е читали самиздатовские перепечатки Ильина, Бориса Зайцева, Шмелёва. И это было настоящее открытие настоящей, православной России, совершенно неизвестной советскому человеку, воспитанному на интернационализме и атеизме...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×