Странная вставка

Памяти режиссёра Леонида Квинихидзе

Леонид Квинихидзе Леонид Квинихидзе Бывает так, что земная жизнь человека завершается полосой неприятностей, неудач и скорбей, понять и объяснить которые с точки зрения житейской логики невозможно. Но смысл и значение их становится понятнее, если мы знаем, что этот человек устремлялся к Богу, искал Его. Потому что Господь, отвечая на обращение к Нему души и желая благодатной вечности для этой души, попускает ей в этой, земной, жизни очищающие и смиряющие испытания и скорби.

Два года назад, 13 марта 2018 года, ушел из жизни Леонид Александрович Квинихидзе, известный российский режиссер, автор прославленных и всенародно любимых фильмов «Соломенная шляпка», «Небесные ласточки», «31 июня», «Мери Поппинс, до свидания». Будучи режиссером, как иногда говорят, «легкого жанра» – оперетты и мюзикла, – он на самом деле к своей работе относился в высшей степени ответственно и серьезно, и сам был человеком глубоким и чутким. Достаточно сказать, что лейтмотивом всех его фильмов неизменно служит тема доброты, чистоты и светлой надежды на лучшее.

Лейтмотивом всех его фильмов неизменно служит тема доброты, чистоты и светлой надежды на лучшее

Уже в начале 1990-х стало понятно, что наше отечественное кино погружается во тьму сурового «правдолюбия», когда пресловутые «свинцовые мерзости жизни» стали едва ли не главным предметом художественного осмысления. Даже термин тогда появился характерный – «чернуха». И Леонид Александрович, оставив кино, попытался реализовать свои идеи и замыслы на театральных подмостках. Он верил в высокое предназначение театра, говорил о создании особенной, возвышающей душу атмосферы спектаклей. Но и здесь, увы, оказалось всё не так просто. Сумерки тогда сгущались по всем фронтам, и в театральной среде всё большее значение приобретал вопрос коммерции, выгоды, угождения «страстям и похотям» человеческим... И вот, один за другим, несколько театров, вначале принимавшие «прославленного режиссера» с радостью, отказывались продлевать с ним контракт. Одесса, Симферополь, Новосибирск, Хабаровск... Думаю, это был один из самых скорбных и трудных периодов в творческой жизни Леонида Александровича, вплоть до самой его кончины. И все же... Как говорил поэт Аполлон Майков, «чем ночь темней, тем ярче звезды. / Чем глубже скорбь, тем ближе Бог». И Леонид Александрович оставался верен себе, своему пониманию высоты предназначения театра, старался вдохновлять и подбадривать актеров и всех тех, кто разделял его видение и принципы в самые трудные периоды и времена.

И вот что ещё важно: он никогда не осуждал и не поносил тех, кто его гнал, а таковых, увы, в последние годы его жизни было немало.

Он никогда не осуждал тех, кто его гнал, а таковых, увы, было немало

Впрочем, «изгнанием» обычно все заканчивалось, а в начале...

С приходом его в наш Крымский музыкальный театр осенью 1999 года коллектив как-то сразу преобразился, появилось «громадье» планов, проектов, надежд... Всё пришло в движение, каждый что-то придумывал, предлагал, стремился добавить свою порцию вдохновения в творческий «общий котел». Очень скоро стали готовиться к главной премьере сезона – мюзиклу «Вестсайдская история», а пока, чтобы поддержать интерес публики, появилась идея собрать большой концерт из множества лучших номеров и реприз, взятых из разных спектаклей и постановок. И действительно, такой концерт, особенно нужный и долгожданный после мрачных 1990-х, появился. Людям хотелось хоть немного отрешиться от суровой «действительности» последних лет, и концерт давал им такую возможность. Это было светлое и радостное представление, люди шли на него охотно, каждый вечер заполняя зал до отказа.

Участвовал в подготовке этого концерта и я, пусть в массовке, но добросовестно старался исполнять свои обязанности. Однако в душе у меня происходили непростые процессы. Я понимал уже, что могу быть актером и даже достичь какого-то успеха в этой профессии, но в то же время я все более осознавал, что всё это «не мое». Что лицедейство само по себе меня не привлекает, что актер – профессия во многом подневольная, и не одно только «доброе, разумное и вечное» приходится ему сеять, что я, наконец, отчетливо хочу служить Богу, быть благовестником Его красоты и правды, хоть и не понимаю ещё, где и как это можно осуществить... Конечно, ни с кем в театре я этими своими размышлениями не делился.

И вот однажды Леонид Александрович вызывает меня в кабинет и говорит:

– Слушай, я вот что хочу. Чтобы ты на этом концерте был... шутом. Дурачился бы, балагурил, потешал публику напропалую. Но в какой-то момент все затихнет, в зале погаснет свет, ты выйдешь на авансцену... в луче софита снимешь свой клоунский колпак, красный поролоновый нос и прочтешь вот это стихотворение.

Многие недоумевали и возмущались: к чему тут эта нелепая вставка в концерте, для чего она нужна?

И он неспешно, нараспев, чеканя каждое слово, прочитал первые две строфы стихотворения Бориса Пастернака «Рассвет»:

Ты значил всё в моей судьбе.
Потом пришла война, разруха,
И долго-долго о Тебе
Ни слуху не было, ни духу.

И через много-много лет
Твой голос вновь меня встревожил.
Всю ночь читал я Твой Завет
И как от обморока ожил…

Я тогда не знал, что это за стихотворение, кем и когда оно написано, но было ясно, что речь идет о Великой войне, о покаянии, о человеке, который возрождается к иной, высшей жизни после ужасов бесчеловечия и разгула смерти. Такой, прямо евангельский, получался сюжет. И действительно, этот номер вошел в концерт, и Леонид Александрович потом как-то сказал мне:

– Я не знаю, как ты это сделал, кто тебе помог, но ты сделал именно то, что я хотел.

И это было особенно радостно слышать – потому что многие недоумевали и даже возмущались: к чему тут эта нелепая вставка в концерте, для чего она нужна?! Но и тогда, и сейчас, много лет спустя, мне кажется, я понимаю, для чего Леониду Александровичу нужна была эта «странная» вставка.

Просто он хотел напомнить себе и другим, что за ночью, какой бы темной она ни была, обязательно наступит Рассвет. Только бы мы не забывали об этом, только бы старались быть достойными грядущего Света.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Уберечь жемчужину (+ВИДЕО) Уберечь жемчужину (+ВИДЕО)
Юрий Соломин
Уберечь жемчужину (+ВИДЕО) Уберечь жемчужину (+ВИДЕО)
Беседа с народным артистом СССР Юрием Мефодиевичем Соломиным
Когда я смотрю «переиначенные» пьесы классических авторов, то думаю: за что их так «мордуют»? Если вы хотите сделать шоу на модную тему – напишите свое, новое. Оставьте в покое классиков!
Новопреставленный Николай Караченцов: уникальный художник и боец Новопреставленный Николай Караченцов: уникальный художник и боец
Диакон Павел Сержантов
Новопреставленный Николай Караченцов: уникальный художник и боец Новопреставленный Николай Караченцов: уникальный художник и боец
Диакон Павел Сержантов
Караченцов бился за возможность остаться собой, вернуться к своему делу. Он – боец, а не жертва обстоятельств. Была у него и такая коренная для мужчины черта – чувство ответственности.
Не гнушаться своим Не гнушаться своим
Памяти Народного артиста Алексея Петренко
Не гнушаться своим Не гнушаться своим
Памяти Народного артиста Алексея Петренко
Епископ Геннадий (Гоголев)
Он был глубоко укоренен в русской классической традиции. Питался и жил ею. Благодаря Петренко и таким, как он, истинные духовные смыслы русской культуры стали достоянием современной публики.
Комментарии
Анжела15 ноября 2023, 14:01
"Мэрри Поппинс, до свидания" - в детстве не нравился этот фильм, а сейчас совсем воспринимается как отвратительный.В этом фильме нет ни любви, ни доброты, ничему хорошему не учит. Фильм вроде бы создан советским режиссёром, но откровенно враждебный по отношению к человеку, как-будто силы зла режиссёру диктовали. Очень странно и непонятно. Просто зашла посмотреть, что за режиссёр. Нельзя сказать, что бессмысленный фильм, но очень злой.
Екатерина17 марта 2020, 20:07
Потрясающе!!! Спасибо, что поделились! И - Упокой Господи душу усопшего раба Твоего Леонида, прости ему грехи его вольные и невольные и даруй Царствие Небесное!
Нина Петровна15 марта 2020, 00:02
Царствие Небесное рабу Твоему Леониду, а Вам батюшка большое спасибо, что сами не забыли такое событие и нам о нем рассказали. Читая это, я представила Вас на сцене, читающим это стихотворение, и мороз по коже пробежал. И приятно на душе от того, что и Леониду Александровичу тоже тогда понравилась Ваша работа!!!
раба Божия тамара13 марта 2020, 18:16
Упокой, Господи, душу раба Твоего Леонида в селениях праведных, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, а жизнь бесконечная… Аминь!
Андрей13 марта 2020, 17:10
Царство небесное и Вечная память Леониду Александровичу
Елена Цыганова13 марта 2020, 12:41
О да! Прекрасно помню этот мутный поток погружающих зрителя в уныние и отчаяние фильмов и спектаклей. И какая была тоска и ностальгия по светлому, доброму, проникнутому любовью к человеку советскому кино. Спасибо тем, кто не вовлекся во все это, не следовал конъюнктуре, как герой этого рассказа! Они вселяли надежду!
Наталья13 марта 2020, 11:00
Спасибо за воспоминания о светлом человеке и художнике,оставившим сияние в своих добрых фильмах!Светлая память!Он пример мужества незаметного в повседневной жизни!
Владислав13 марта 2020, 00:39
Царство Небесное Леониду Квинихидзе. Отличный режиссер. Ещё можно было упомянуть среди его шедевров фильм "Друг", 1987 года, с музыкой Розенбаума. Вот где до глубины души пробирает. Добрый и душераздирающий. Очень известный фильм вообще.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×