В харьковском Свято-Трехсвятительском храме продолжается восстановление уникальных росписей, выполненных в начале XX века петербургским живописцем
Алексеем Соколовым. Реставрацию проводят харьковские мастера, сообщает медиа-группа "Объектив".
Виктор Верховод и Василий Мушик расписывают храмы уже более 10 лет. Все эти годы работают вместе. Они расписывали первую построенную после десятилетий гонений церковь на Слобожанщине - в Богодухове, храм в Валках, харьковские церкви Елены и Константина на Сортировке и Казанской Божьей Матери на Лысой Горе. Уже два года восстанавливают или, как они говорят, обновляют роспись в Трехсвятительском храме, который в народе именуют Гольберговским в честь инициатора строительства церкви Григория Гольберга.
Мастера настаивают: то, что они делают - это не реставрация, а именно обновление. Художники, по их словам, возвращают работам Соколова их первоначальный вид, если необходимо - немного подкрашивая разрушенные места.
В церкви агрессивная для красочного слоя среда: копоть, перепады температуры, влага, - рассказывает Виктор Верховод, - За девяносто лет стены храма стали черными, когда мы их стали отмывать, лики святых буквально светлели.
Виктор признается, что он с товарищами был поражен качеством красок того времени, тем, насколько хорошо они сохранились. "Некоторые изображения не пришлось даже обновлять, - говорит художник. - Например, лик Господа Вседержителя на куполе просто помыли, и все".
Некоторые иконы были, как говорят мастера, записаны при очередном обновлении несколько лет назад. Вот с такие образа пришлось не только помыть, но и постараться привести в соответствие со стилем Соколова, сделать их такими, как они выглядели в 1915 году.
Царские врата в храме |
Мы поднимаемся с мастерами под купол храма. Вблизи четко видна техника Соколова: широкий, экспрессивный мазок. Так писал Репин, говорят художники, сразу видно манеру. Затем, спустившись, подходим к иконостасу. «Здесь рваная линия такая, стилизованная, условная,» - показывает на иконы Мушик. - В чем замечателен этот автор, он нашел и использовал очень тонкую меру и грань между новаторством и традиционным церковным искусством. Жаль только, говорят Василий и Виктор, даже самая лучшая отмывка не может передать всей сочности, насыщенности красок, как это было изначально.
Работы в Гольберговской церкви идут уже около двух лет. Это первый храм, в котором Мушик и Верховод обновляют роспись, а не расписывают его. До этого они начинали работу, как говорится, с нуля. Первым был Покровский храм в Богодухове в 1992 году. Сам собой напрашивается вопрос: неужели художникам, которые обновляют росписи других, знаменитых мастеров, не хочется, чтобы и их имена остались в памяти потомков?
"Конечно, приятно, если тебя будут помнить, - признается Виктор Верховод, - Но на самом деле это не важно. Христианство учит, что добро должно быть бескорыстным. Когда люди творят Божье дело, милосердие, авторство не ставят".