Произнесена 01.08.1999 г.
|
||
Схиархимандрит Зосима (Сокур) |
По милости Божией Господь сподобил нас праздновать Воскресение Христово. Еще Господь сподобил нас праздновать малую Пасху: быть за святой Божественной литургией, быть участниками высшего небеснаго таинства – святой Божественной литургии. Сегодня Евангелие читали о том, как Христос ходил по водам и как Христос уединялся для молитвы. В Своей жизни Он имел общение с Отцом Небесным, а мы с Богом Вседержителем и со Спасителем нашим имеем общение, с Божией Матерью, со святыми ангелами-хранителями и со всеми угодниками Божиими, к которым и обращаемся в наших святых молитвах. По водам ходил Христос озера Генисаретского. И до сего дня рассказывают, и фотографии я видел: при лунном свете видна эта полоса на воде, где шел Христос.
По зову Господа апостол Петр пошел Ему навстречу также по водам. И вдруг сомнение: "Я же на воде, я же утону". И в тот момент стал он утопать. "Господи, спаси меня!" – вот крик погибающей души, вот вопль, вот возглас. "Маловер, зачем ты усумнился?"
Так и нас Господь зовет, а мы всей душой откликаемся, идем навстречу, как апостол Петр. И вдруг сомнение бес посылает нам: "А правильно ли я выбрал путь? А что я буду там делать, в той церкви, или в монастыре, или где еще? А может быть, там не мой путь, может, мне в миру быть, погибать?" – и прочее. И начинается разлад душевный, начинается погибель, начинаются помыслы, начинается дух противления, начинается злоба уже даже, и человек идет сознательно к погибели. И если вовремя не опомнится человек, которого дьявол искушает, как апостола Петра, маловерием, если не скажет вовремя человек, опомнившись: "Господи! спаси! я погибаю!" – и не обратится к Богу, бывает и погибель для такого человека.
Дай, Господи, нам Петрово обращение к Богу, и вместе с тем глубокую веру, чтобы мы не были маловеры, особенно в духовной жизни. Но и фанатизм – тяжелый грех тоже. Вот золотую середину в духовной жизни дай нам, Господи, срединным царским путем дай, Господи, шествовать по водам жизни нашей, по житейскому морю нашему и достичь Царствия Небесного, где и Спаситель находится, где находится апостол Петр, где находится и преподобный Серафим Саровский, память которого мы в сегодняшний день торжественно празднуем.
|
||
Святой преподобный Серафим, Саровский чудотворец |
Сегодня, праздник всей нашей Русской земли – память особо любимого, дорогого для нас угодника Божиего, преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Кто с детских лет не знает это имя, кто не влюблен был в преподобного Серафима Саровского, кому не мил и не дорог этот образ доброго старца, преподобного Серафима Саровского? Нет почти ни одного дома или квартиры, где бы не находилась его иконочка.
А сколько молитв, сколько воздыханий, сколько просьб при жизни выслушивал преподобный Серафим! И по смерти своей для всего мира является он великой радостью, великим утешением и великим наслаждением.
Преподобный Серафим – он не москаль, не хохол. Он – православный христианин, православный монах, служитель Бога Вышнего в сане иеромонаха. Он не архимандрит был, простой иеромонах, но высотой святости он превзошел и патриархов, и архиереев, и митрополитов. Превзошел смирением своим, кротостью своей, тихостью своей и мирностью сердца своего – тем, чего нам всем так не хватает в жизни. И прежде всего – просто мирности сердца.
Почему мы такие злые, беспокойные, недоверчивые, маловерные? Мирности сердца нет. Корень всех зол в том, что просто мира в сердце нет.
"Стяжи мир в сердце своем", – знаменитые слова преподобного Серафима, – "спасешься сам, и вокруг тебя тысячи спасутся". Вот об этом постоянно размышлять надо, об этом постоянно думать и учиться мирности сердца. Хранить сердце и от гордости, и от тщеславия. Не по наружности показывать свое мнимое фарисейское благочестие, а внутри, в глубине хранить себя в чистоте, как хранил преподобный Серафим.
Хранить от блуда, от всего скверного, плохого свое сердце, постоянно помнить: “Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей”. Именно чистоту сердца мирно хранил преподобный Серафим. Почему все страсти отходили от него, почему светел лик его был, почему приветливым был его голос, почему и глаза светились его пасхальной радостью, почему для него всегда была Пасха Божия – круглый год? Потому что он обладал чистотой сердца. Почему являлась ему видимым образом и Божия Матерь, и Сам Спаситель в храме являлся? От чистоты сердца.
В грязном сердце Бог никогда не явится, злому сердцу никогда Бог не покажет Себя. Только чистые сердцем, только избранники Божии, как преподобный Серафим, могут лицезреть славу Божию.
Сегодня мы вспоминаем событие 1903 года – открытие мощей преподобного Серафима в Сарове. Прибыла царская семья на это торжество. Прибыли святители земли Русской, многочисленные монахи, архимандриты, священники. Тысячи, десятки тысяч людей прибыли в Саров в тот день, чтобы совершить прославление преподобного Серафима в лике святых угодников Божиих. Торжественно его святые мощи были подняты из-под спуда земного, где он погребен был, и торжественно омыты, переложены в новую раку – кипарисовый гроб. И совершилось прославление.
В тот день в 1903 году многотысячная толпа молящихся, собор целый воспел: "Ублажаем тя, преподобный отче наш Серафиме, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов". Перед нами сейчас это событие 1903 года. Государь-император с высшими сановниками тогдашнего Русского государства нес на своих плечах нетленные мощи в кипарисовом гробе преподобного Серафима.
Вспоминаешь это торжество и с печалью думаешь: "Какая страшная Голгофа всех этих людей ждет!" Все они будут казнены, все они будут расстреляны, все они прольют мученическую кровь, как преподобный Серафим говорил при жизни: "А кровушки сколько будет на земле Русской – реки, океаны. Все оросится кровью христианской". Предвидел эти дни тяжкие преподобный Серафим.
Есть предание историческое, что особое письмо преподобный Серафим написал последнему государю-императору и сказал: "Когда будет прославление – отдадите ему". И действительно, настоятель отдал простой конвертик, хлебушком заклеенный – не было клея у преподобного Серафима, хлебом заклеивал. Прочитал царь письмо, горько очень заплакал. Все, что сказано было в письме, исполнилось на нем и на детях его. О скорби говорил преподобный Серафим, о крови, о страданиях – вот о чем говорил в своем послании, уже посмертном, преподобный Серафим Саровский последнему царю-мученику нашему Николаю. И те люди, что изображены на картине "Торжества прославления преподобного Серафима", – все они мученики, все они казнены жестоко, пролили кровь свою. Среди них и царь-мученик Николай со своим августейшим семейством, и святители, и священномученик Серафим (его день ангела сегодня празднуем), который особую ревность проявил в прославлении памяти преподобного Серафима Саровского. Всех Господь сподобил дойти до Царствия Небесного через мучения, через страдания, через кровь, очиститься и войти в славу Божию. И мы стоим в храме Божием, и нам Господь, кое-кому, уготовал уже венец мученичества. И нам, кое-кому, придется и страдать, и кровь пролить, и невинные тяжкие страдания – Голгофу пройти, чтобы, через это очистившись от грехов, дойти до Небесного Царствия, до вечности дойти.
Сколько преподобный Серафим перестрадал в жизни, какие болезни тяжкие претерпел, какие искушения претерпел, какие нападки претерпел! И вот читаешь житие, хоть что-нибудь слышно, порча какая-то у него была, "поробили" ему? Как мы сейчас, глупые, маловерные, болтаем языком, верим. Как одна попадья пришла, оглядывается кругом. Говорю: "Что, пороблено тебе?" – "Да, да, боюсь, боюсь, боюсь..." Жена священника называется! Она, как бесноватая, боится. Боже мой, это же люди неверующие. Сохрани, Господь! В житии преподобного Серафима вы что-нибудь о порче встретили, читали где-нибудь? Ну вот, а вы какие? Подумайте. Гадкие, маловерные, дотронься до кого-нибудь, не так посмотри, не так скажи – уже все. Уже поробили, уже заболела, уже рука болит, нога болит... Значит, такова Божия воля, а не порча какая-то. Это бросьте! Выбрасывайте эти колдовские басни все, сатанинские басни из своей головы, они только ведут нас в погибель, в ад ведут. Кроме порчи греховной, никакой больше ни у кого порчи нет!
Так что очищайтесь! Преподобный Серафим и все угоднички Божии, жития их, свидетельствуют вам о чистоте веры, о святости, о светлых помыслах, а не о мрачных, подозрительных. Вот к этой светлости, к чистоте сердца, к мирности сердца, которую стяжал преподобный Серафим Саровский, стремитесь. Выбрасывайте искушения, выбрасывайте помыслы, трудитесь над собой! Многие заражены "баснями" века сего, как апостол Павел говорит, то есть ересями века сего. Долой их из своей жизни, из своего быта, не нужно этого мрака подозрительности! Свет тихой веры, свет той веры, которой закричал апостол Петр: "Господи, спаси, погибаю я!" Вот и нам дай, Господи, такой же крик, такую же веру, такое же спасение, которые обрели апостол Петр, Серафим Саровский и все верующие во Христа Спасителя, Господа нашего.
И еще раз всех умоляю: убирайте из своей жизни эти суеверия, эти терния, которые нам мешают на пути спасения. Эти терния лишают нас радости, эти колдовки-бабки, шептуны, лженаставники, лжепопы нынешнего века, лекари-аптекари – все они мешают. "Тебе пороблено, на тебе порча, на тебе прочее..." – глупости все это. В житии преподобного Серафима ничего вы этого не встретили, а как его Господь испытывал болезнями. Мог бы тоже сказать: "Это ж мне поробили – водянка у меня", или еще что-нибудь. Мы б уж точно так бы и сказали. Половина стоящих здесь сказали бы: «Это ж мне пороблено». А он терпеливо переносил болезнь. И Господь давал ему: исцелялся он от тяжких болезней и вновь продолжал нести свой жизненный крест.
А какое прощение! Разбойники избили его, едва живым оставили его. Попались эти разбойники, привели их к нему. Сейчас бы мы все закричали: "Смерть им! Наказать!" "Братия, умоляю, простите их, этих людей, они не знают, что творят", – и дрогнуло сердце этих разбойников, они поняли: перед ними действительно не ложный, а настоящий святой человек. Они пали на колени, каялись, просили прощения. Конечно, были прощены, еще и иноками стали в Саровской обители.
Сейчас, Господь дал, в наши дни пророчества преподобного Серафима исполняются, возрождается Дивеево. Русь поет Пасху среди лета, торжество воскресения преподобного Серафима Саровского, воскресение его мощей святых из небытия. Вновь возвращение уже не в Саров разоренный, а в Дивеево. "В Дивеево поселюсь я, буду с сестрами моими, с сиротами моими жить", – говорил преподобный Серафим. А Дивеево как великая лавра возрождается. Какие соборы, какие колокольни, какие корпуса, цветы какие матушки выращивают, огород какой дивеевский! Господь сподобил меня побывать, посмотреть, помолиться. Действительно место святое. А людей тысячи, сорок автобусов за день, Боже мой! Тут один приедет, не знаешь, что с вами делать, полупустой. А там – сорок, и сколько народу! Как в метро снуют кругом, не поймешь, куда пойти, куда притулиться. Вот так всех зовет преподобный Серафим – чудо совершается.
Конечно, шумно в Дивеево. Я искал не то Дивеево. Я его нашел в простом скиту, в девяноста верстах, в Кутузовке. Там я нашел настоящее Дивеево. Там действительно воспитываются, как матушка игумения Сергия говорила: "Я своих сестер воспитываю в скитах, в малой семье, будущих сестер". Там они вдали от мира, от этих вонючих мужиков, от всей нечисти этой. Там сестры в чистоте воспитываются, дивеевские будущие матушки. Там проходят искус, там проходят тяжкие послушания, испытания, чтобы потом достойной стать монахиней – невестой Христовой. Среди леса дикого обитель стоит. Когда-то около трехсот монахинь было там. Всех казнили безбожники. Напал отряд красноармейцев, повесили монахинь по деревьям кругом, всех повесили. Муку претерпели тяжкую. В запустении был монастырь, но сейчас возрождается, собор восстанавливается среди леса. Гигант белостенный – собор пятиглавый стоит, корпус иноческий. И наши монашечки, русские девочки, живут там. И дети даже – малые девочки там воспитываются, готовятся стать невестами Христовыми, готовятся стать последователями преподобного Серафима Саровского чудотворца.
В Дивееве какие источники прекрасные! Поехали мы на один из источников. Боже мой! Там, как Силоамская купель. Кого там только не увидишь: и больные, и богатые, и здоровые, и бедные, и бродяги, и калеки... Настоящая Силоамская купель. А хлопцы еще же с юмором все... Да целыми ж семьями там пораздеваются – и в воду эту ледяную. Купаются свинопапки, свиномамки и поросятки, все хрюкают там: "Ах-ах!" – визжат, опускаются в эту ледяную воду. А я там на бережку сидел на лавочке, смотрел. Боже, сколько тут нечисти омывается водой преподобного Серафима, сколько грехов, сколько пороков, сколько этой нечистоты человеческой омывается в этой нашей русской Силоамской купели, в источнике преподобного Серафима Саровского чудотворца! Да, действительно, это русская Силоамская купель, и дай, Господи, чтобы эта вода освящала, спасала всех и чтобы эта вода была нам всем Силоамской купелью в жизни нашей, во славу Божию.
Дивеево торжествует! Сегодня Святейший Патриарх, святители собрались. На соборной площади перед мощами служат литургию и ублажают преподобного Серафима Саровского. И в нашем храме старинный образ был поруганный, побитый, покалеченный, пошкрябанный. Восстановили образ святой. И всех встречает ликом своим преподобный Серафим Саровский. Сколько перед ним молитв слышится, сколько перед ним воздыханий, сколько взглядов на этот образ благостных, просящих... И милостивый взгляд преподобного Серафима-старца всех встречает. Из-под густых бровей зорко смотрит преподобный Серафим на всех приходящих в святой храм сей. Со святыми частицами мощей его нетленнаго тела образ святой пред святою неугасимою лампадою.
И дай, Господи, чтобы мы получали благодатную помощь преподобного Серафима, чтобы всем нам был утешителем преподобный Серафим, помощником, наставником и чтобы всех встречал, приходящих в святой храм сей для молитвы, для благодатного общения с Богом и со святыми угодниками Божиими. Слава тебе, Господи, что многих из вас Господь сподобил побывать в Дивеево, сподобил побывать в тех местах, где жил и молился преподобный Серафим, Саровский чудотворец, особый любимец и избранник Божией Матери. Аминь.