Письма к архиепископу Гавриилу

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

Призовите Бога в помощь: Сб. писем / Сост. иерод. Никон (Париманчук). М.: Изд. Сретенского монастыря, 2006. — 800 с.: ил. — (Письма о духовной жизни)Гавриил (Е. И. Городков, 1785-1862), в период переписки ректор Орловской семинарии и архимандрит Успенского монастыря в Орле (1818-1819), епископ Калужский и Боровский (1828-1831), архиепископ Могилевский и Мстиславский (1831-1837), архиепископ Рязанский и Зарайский (1837-1858).

Из книги Святитель Филарет Московский. "Призовите Бога в помощь", изданной в серии «Письма о духовной жизни», выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.


Святитель Гавриил (Городков) - местночтимый святой Рязанской епархии
Святитель Гавриил (Городков) - местночтимый святой Рязанской епархии

Разлука с родными также есть выгода, хотя болезненная: замечено, что в нашем состоянии близость родных более стесняет, нежели облегчает, и вообще, когда Промысл отторгает от частного любления, сие, по намерению его, есть влечение ко всеобщей любви, к которой, ей, надобно поспешать, хотя и не без утомления на пути. Последуйте Промыслу, ведущему в тесноту: он и на широту изведет вас. Примите благодушно трудную доверенность начальства: и оно не забудет Вашего послушания[1]. […]

8 октября 1818 года

Аще гонят вы во граде, бегайте в другой: сия власть дана служителям не города или дома, но служителям мира, которые, куда бы ни пришли, везде у своего места. Требовать себе такого права для нас много. Если все побегут и никто не останется на месте, то бегущим некуда будет и прибежать: сия нелепость указывает на истинную обязанность каждого стоять на своем месте и охранять его.

Вы хотите иметь опыт в другом месте: почему Вы знаете, что (не) попадете в место еще труднейшее? Чего же вы себе просите так решительно?

Сделайте милость, любезный брат, укрепитесь вновь и продолжите подвиг, который Вам вверен. Бывало говорили, что там пространная дверь, где сопротивни мнози[2]. Опасения, при соблюдении осторожности по силам, должно повергнуть в руки Провидения, которого рука еще с Вами в том, что здесь[3] известны и добрые свидетельства о службе Вашей в прежних местах, и нынешние обстоятельства Вашего места. […]

14 января 1821 года

Благословен Христос Господь, Начальник мира, Ходатай благоволения Божия, Обновитель человечества: благословен Он и за сей день, что даже доныне торжественное воспоминание спасительного явления Его знаменуется миром и взаимным соутешением между верующими в Него и служащими Ему. С такой благодарностью получил я от Вашего преосвященства слово утешения и доброжелательства во имя рождшегося Спаса нашего. […]

31 декабря 1828 года

Если единение верующих со Христом и во Христе между собою было высоким предметом Его собственной молитвы и есть основание блаженства, то поистине благословенны торжественные минуты, в коих хотя начаток сего единения, с именем Христа воскресшего в сердце и устах, выражается восклицаниями, объятиями и в отдалении и письменами. В таком общении с Вашим преосвященством, славлю Господа, благодарю Вас, молю Его о преуспеянии в Вас и через Вас Его священнодейственной благодати и себя молитвам Вашим поручаю. […]

28 апреля 1831 года

Просить Вам отставки, мне кажется, рано. Мало ли из нас нездоровых? Взять ли со всех иго Христово и положить на крепких силою волов и ослов? Если Вы служили бы еще в Калуге, то, по моему мнению, надобно служить и в Могилеве[4]. Легче ли Вашего шествовать Павлу в Тобольск и Мелетию в Иркутск?[5] По крайней мере не в холодный климат пойдете Вы с Вашею немощью.

Надобно признаться, что и мне приходит мысль об отставке, как то случилось именно на сих днях, когда я через силу ехал из лавры, получив указ о рукоположении Михаила в Оренбург.

Да и сего дня, тщетно силившись преодолеть немощь, я принужден был не быть на молебне по случаю взятия Варшавы. Однако и я еще не решился. А мне череда, кажется, прежде Вас.

Кратко сказать, советую Вам о себе, как можно, следовать указанию Провидения Божия и не избирать себе своего пути без крайней нужды. […]

8 сентября 1831 года

В обличении заблуждений и заблуждающихся терпимость, спокойствие, кротость, снисхождение, осторожность так же нужны, как и ревность.

21 апреля 1832 года

С благоговением смотрю я на обычай, по которому, торжествуя Воскресение Господа нашего Иисуса Христа, пастыри Церкви Его препосылают друг другу во имя Его словеса радости и молитвы. Это одно из торжественных выражений соединения церковного священноначалия в Великом Архиерее, прошедшем небеса. Сим общением, искренне простираемым и приемлемым, радость возвышается, молитва воскрыляется, любовь питается. С таким расположением приняв радостеподательное и благожелательное писание Ваше, молю Господа Воскресшего, да сохранит Вашу в Нем радость исполнену и Вашу жизнь на пользу Церкви многолетну и благоденственну. […]

11 апреля 1836 года

Странна у нас судьба книг. В иных и вредное не преследуется, а в иных строго преследуется то, что хотя и не совсем правильно и неприятно, но не вредно. […]

19 февраля 1846 года

Нередкая в наше время черта, что некоторые люди мнят знать дело, ревновать о пользе, службу приносить Богу[6], а в самом деле угадывают (и то не всегда удачно) мысль, которая теперь в моде и покровительствуется сильными, и служат ей, в надежде, что и она им послужит. Не так созидается истинное благо Святой Церкви. […]

9 мая 1846 года

Сейчас я получил письмо Ваше от 23 дня и не отлагаю ни на час ответа.

Искренне скорблю о нанесенном Вам оскорблении[7]. Происшествие так странно, что одним вероятным изъяснением оного представляется безумие Варлаама. Но как бы то ни было, невольное ли это или произвольное безумие, Вас могла обеспокоить нечаянность приключения, но с окончанием оного беспокойство Ваше должно прекратиться.

По рассуждению древнего философа[8], ударом от осла не должно тревожиться.

Вы, конечно, слышали, что покойного митрополита Новгородского Серафима однажды, при выходе его в передние комнаты для выезда в Св[ятейший] Синод, неизвестный человек, как оказалось раскольник, ударил по голове так, что наклонил его к стене. Владыка перенес удар и остался в покое. Безумец был задержан; не знаю, как с ним поступлено, но то вероятно, что на оскорбленном не осталось никакой тени.

Прощая оскорбителя, Вы исполнили то, что согласно с заповедью, Вашим званием и саном. Ничего лучше нельзя было сделать. […]

25 октября 1857 года


[1] Письмо адресовано владыке, смущенному переводом якобы «в наказание».

[2] См.: 1 Кор. 16, 9.

[3] В С.-Петербурге.

[4] Назначение в Могилев вскоре после польского восстания состоялось по рекомендации митрополита Филарета. Впоследствии жители Могилева называли преосвященного «олицетворенной кротостью», и его уважали даже католики.

[5] Павел (П. А. Морев, 1799-1831), архиепископ Тобольский и Сибирский, и Мелетий (Леонтович, 1784–1840), архиепископ Харьковский, получившие в том году новые назначения.

[6]См.: Ин. 16, 2.

[7] Уход на покой архиепископа Гавриила был вызван нелепым случаем. Некто, как потом выяснилось, умалишенный, подойдя ко владыке, как бы за благословением, сильно ударил святителя по голове, так что последний упал. Этот случай оставил у архиерея тяжелое впечатление. Он ушел на покой и поселился в Ольговом монастыре, проводя время в молитве и делах благотворения.

[8] Сократа. Диоген Лаэртский. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». II,

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×