Антология семинарской жизни
Как я поступал в духовную семинарию

Литература о духовных семинариях, их учащихся и учащих до сих пор остается мало известной даже в православной читающей аудитории. Между тем художественные произведения, мемуарные записки и публицистически очерки, которые, являясь весьма специфическим историческим свидетельством, посвящены внутреннему и внешнему описанию духовных школ, позволяют узнать много интересного об учебном процессе, досуге, быте, фольклоре семинаристов.

Живые, искренние повествования, авторами которых обычно выступают люди, уже умудренные богатым жизненным опытом – прежде всего религиозным (архиереи, священники, преподаватели, выпускники семинарий и др.) дают уникальную возможность исподволь проследить этапы духовного роста, глубже понять причины, побуждающие к беззаветному, жертвенному служению Христу.

Именно поэтому вниманию читателей нашего сайта впервые предлагается «Антология семинарской жизни», в которой будет представлена – в намерено мозаичном порядке – широкая панорама семинаристского житья-бытья XVIII – начала XXI вв.

Протоиерей Николай Агафонов
Протоиерей Николай Агафонов
Мысль поступить в семинарию у меня возникла в армии. Служил я в стратегических ракетных войсках в Белоруссии. Куда ни глянь, за территорией военного городка только лес и болота. Поскольку я в часть прибыл из «учебки» уже в звании сержанта, то был назначен командиром отделения. А времени у ракетчиков хоть отбавляй. Для меня это была просто находка. Я зарывался в армейскую библиотеку и читал, читал, читал. Читал в основном русскую классику. Решил прочесть все, что не охватывала школьная программа. Больше всего меня поразил Достоевский. Его романы, особенно «Братья Карамазовы», «Бесы», стали для меня первыми учебниками богословия. Достоевский по-настоящему пробудил во мне интерес к религии. С этого началось мое богоискательство. Я жаждал как можно больше узнать о православной вере. Но где в армии, да еще в советское время, можно было узнать о религии? О жизни Христа я узнал, прочитав Гегеля. Но больше всего знаний о христианских догматах и Церкви я почерпнул, читая атеистическую литературу. Ее в армейской библиотеке было предостаточно. Заведующий библиотекой как-то мне сказал:

– Товарищ сержант, что это вы так много атеистической литературы читаете? Смотрите, как бы верующим не стали.

Он прямо как в воду глядел. «Словарь атеиста» стал для меня первым учебником христианской догматики. Открываем на букву «В» – «Вознесение», далее рассказывается, что это такое. Я аккуратно выписывал в тетрадку описание этого события и какое значение оно имеет для христиан, а всю нелепую атеистическую критику отбрасывал, как ненужный сор. Таким образом, я узнал практически все главные догматы Церкви. В этом же словаре я наткнулся на слово «семинария», где пояснялось, что в переводе с греческого это означает «рассадник», что это учебное заведение Московской Патриархии, где готовят священников и преподавателей богословия. Здесь же, в словаре, говорилось, что в настоящее время на территории Советского Союза действуют три семинарии: Московская, Ленинградская и Одесская. Для меня это открытие было просто радостным потрясением. Я выпилил из медной пластинки нательный крестик и носил его в нагрудном кармане. Появилась потребность молиться Богу, но поскольку я не знал никаких молитв, то, уходя за ограждение из колючей проволоки в лес, молился Богу примерно так: «Господи, помоги мне, наставь меня на правильный путь», – и что-то в этом роде. У меня появилась мечта учиться в Духовной семинарии для того, чтобы потом посвятить свою жизнь борьбе с безбожием и атеизмом. Но когда я в 1975 году демобилизовался из рядов Советской Армии, меня увлекла другая стезя. Дело в том, что до армии я мечтал быть моряком, а когда вернулся из армии в ноябре, то как раз был объявлен дополнительный набор в Куйбышевский речной техникум на судоводительское отделение. Мой родственник дядя Миша посоветовал поступать сразу на третий курс, и меня это соблазнило. Я успокоил себя мыслью, что, будучи штурманом или даже капитаном, смогу оставаться верующим человеком. Но, проучившись в речном техникуме три месяца, я понял, что сделал ошибку. К изучению навигации и высшей математики у меня совершенно не лежала душа, тянуло к философии, истории и богословию. Я решил бросить техникум, чтобы готовиться к поступлению в семинарию. Посоветовался со своей бабушкой, Чащиной Музой Николаевной, как быть. Моя бабушка была мудрым человеком, она мне сказала: «Не торопись, внучек, я все разузнаю», – и написала о моем желании своей двоюродной сестре, бабе Нине, которая служила псаломщицей в одной из станиц Ростовской области. Оттуда вскоре мне пришла бандероль с журналом Московской Патриархии, где были напечатаны правила поступления в Духовную семинарию и все молитвы, которые надо было учить к экзаменам. Я очень обрадовался и решил ехать в Москву: там устроиться на работу, ходить в церковь и готовиться к экзаменам. Решение ехать именно в Москву созрело вот по какой причине. Как только я вернулся из армии домой, сразу пошел в Казанскую церковь г. Тольятти, чтобы исповедоваться и причаститься. По своей тщеславной наивности я посчитал, что как только приду, священники мне уделят особое внимание, ведь не так часто молодые люди приходят в храм. Действительно, храм заполняли в основном пожилые женщины и несколько стариков. Исповедь проводил пожилой священник. Вначале он что-то говорил народу, призывая его покаяться в своих грехах. Потом к нему стали подходить люди, он каждому покрывал епитрахилью голову и читал над ним разрешительную молитву. Когда я подошел к нему, то хотел исповедовать грехи за всю свою жизнь, но батюшка, не выслушав меня, сразу накинул мне на голову епитрахиль и сказал: «Прощаю и разрешаю…»

Я отошел недовольный и поделился своими сомнениями с рядом стоящей женщиной. Она подошла к батюшке и попросила его исповедовать меня. Тот махнул рукой, мол, чего ему надо, я уже исповедовал его. Но женщина оказалась настырной, и меня подпустили второй раз. В этот раз батюшка выслушал мою исповедь полностью. После причастия я вышел из храма радостный, но в душе оставалось какое-то неудовлетворение. «Наверное, в тольяттинской церкви все священники такие невнимательные, – подумал я, – ничем они мне не помогут». Вот почему у меня появилось желание перебраться в Москву.

Когда мама узнала о моем решении бросить техникум и ехать в Москву, то так огорчилась, что даже всплакнула. Я спросил ее, почему она так расстраивается и почему против моего поступления в семинарию. Она ответила: «Да разве я, Коленька, против твоего поступления в семинарию? Только хочу, чтобы ты вначале светское образование получил, а уж потом поступай куда хочешь». Я стал разъяснять, что не хочу терять драгоценное время и обманывать государство, учась за его счет, если собираюсь идти служить в Церковь. А мама говорит: «Я боюсь, сынок, что ты пойдешь по этому пути, обязательно встретишься с какой-нибудь несправедливостью, разочаруешься и уйдешь из Церкви, а профессии у тебя никакой нет». Я отвечал, что прекрасно понимаю, что люди несовершенны, в том числе и я. Потому иду в Церковь, чтобы самому лучше стать и другим по возможности помочь, и ни в чем разочаровываться не собираюсь. За меня вступилась бабушка: «Отпусти ты его, дочка, не пропадет парень. Может, это его дорога».

В апреле 1976 года я выехал в Москву, завербовавшись на строительство Олимпийского комплекса по своей специальности – отделочника. В кармане у меня было тридцать рублей, а в голове кружились самые радужные надежды.

Москва встретила нас, лимитчиков, не очень гостеприимно. Поселили в общежитии временно в комнате для приезжих. Забрали паспорта, пообещав вскоре все устроить. Устройство наше затянулось. В комнате для приезжих – сквозняки. Короче, я простыл и разболелся окончательно. Как помню, проснулся в субботу утром, голову от подушки еле поднял. Озноб бьет, температура тридцать девять. Один в огромном многомиллионном городе. Ни родных, ни знакомых. К тому же всего пятнадцать рублей осталось на жизнь. Тоска на меня напала. Потом говорю себе: «Стоп, что это я раскисаю. Я же не один, со мной Бог, Который меня сюда привел». Вспомнил, как в атеистической литературе насмехались над верующими за то, что они верят в возможность исцеления от мощей святых угодников. Значит, думаю, действительно исцеляются, раз так безбожники злопыхают. Где же, думаю, мне мощи святые найти? Вспомнил тут про преподобного Сергия Радонежского, о котором читал в историческом романе Бородинского «Дмитрий Донской». Решил ехать в Загорск, в Троице-Сергиеву лавру, исцеляться от мощей праведника. Узнал, как добраться до Загорска и, несмотря на свое болезненное состояние, тронулся в путь. Когда приехал на станцию Загорск, думаю, надо спросить кого-нибудь, как пройти в лавру. Но тут одолела меня юношеская стыдливость, мне казалось, что если я буду спрашивать про монастырь, то надо мной будут смеяться: «Такой молодой, и в Бога верит». Пошел сам наугад, вышел к лавре, обрадовался. Зашел в лавру и озадачился: где же здесь гробница с мощами преподобного Сергия Радонежского? Опять стесняюсь подойти спросить. Решил сам искать. Зашел в один большой храм, а там люди подходят к монахам, крест целуют, подошел и я. После того как приложился ко кресту, мне стало намного легче. Пошел дальше на поиски. Зашел в небольшую беленькую церковь, мне внутренний голос говорит: «Здесь лежат мощи преподобного Сергия Радонежского». Покупаю большую свечку и прохожу дальше в полумрак собора. Вижу, стоит гробница под серебряным балдахином, а рядом монах что-то читает. А люди все по очереди подходят к гробнице, крестятся, кланяются и прикладываются. Сначала я постоял, присматриваясь, как они это делают, а потом и сам пошел. Встал на колени перед ракой преподобного, да забыл, для чего сюда пришел. Стал просить преподобного не об исцелении, а о том, чтобы он меня принял в число учащихся семинарии. Приложившись к святой раке, пошел к выходу. Когда я проходил через двери храма, с меня как будто мокрая тяжкая шуба свалилась. Стало так легко, радостно. Болезнь мгновенно куда-то исчезла. Я забыл даже поблагодарить преподобного за исцеление, а почему-то опрометью бросился из лавры и поехал в Москву.

С понедельника все дела мои пошли гладко, как по маслу. Нас поселили в общежитие, при этом мне досталась отдельная комната, выдали деньги и определили трудиться в бригаду плиточников.

Теперь для меня настала другая проблема: как выбрать храм, куда я буду постоянно ходить и где должен буду получить рекомендацию для поступления в семинарию. Нужно заметить, что даже в советское время в Москве было более сорока действующих церквей. Я стал присматриваться к храмам. Примечу какой-нибудь храм, вроде недалеко от метро, но почему-то не могу переступить его порог. Мне все кажется, что старухи меня неприветливо встретят: не туда встал, не то делаешь. В общем, ощущение, что это не мой храм. Так я перебрал несколько храмов, но ни на одном не остановился. Тогда я стал молиться Богу: «Господи, укажи мне мой храм».

Ехал я как-то раз с работы в троллейбусе и, заснув, проспал свою остановку. Выскочил на следующей, а передо мной – маленький уютный храм. Звонят колокола, призывая к службе, и народ идет. Пошел и я вместе с ними. Как зашел, так и понял: вот он, мой храм.

Так стал я прихожанином храма Иоанна Воина, где настоятелем был протоиерей Николай Ведерников.

Мне повезло, отец Николай был прекрасным проповедником. Многие из его проповедей запомнились мне на всю жизнь. В этом же храме я познакомился с замечательной интеллигентной семьей Волгиных, так много давших моему духовному развитию. Анатолий Волгин, замечательный иконописец, трудился в этом храме чтецом, а его очаровательная умная жена Нина Александровна Волгина, искусствовед, также принимала активное участие в церковной жизни столицы. Это было главное мое везение, ради которого, я думаю, Господь благословил мне этот храм. Первой в храме на меня обратила внимание баба Валя. Она стала приглашать меня к себе домой и обучать читать по-церковнославянски, завершил мое обучение Анатолий Волгин (ныне протоиерей). Это были прекрасные, незабываемые времена, которые Господь дарует всем вновь приходящим к Нему. Когда в Москву приехала мама, я чувствовал себя уже очень уверенно в церковной среде и готовился поступать в семинарию на следующий, 1977 год. Но Господь промыслительным образом, через приезд матери, изменил мои планы. Я провел маму по самым замечательным местам Москвы и повез ее в Троице-Сергиеву лавру. Приложившись к преподобному, я стал ждать около выхода маму.

Придя от святой раки, она сказала:

– Коля, я подумала, почему бы тебе не поступать в этом году в семинарию?

Я засмеялся:

– Что ты, мама? То была против, а сейчас говоришь – поступать, да еще в этом году. Я ведь молитву «Отче наш» впервые узнал в этом году, куда уж мне. Дай Бог хотя бы к следующему году быть готовым.

– Ты знаешь, – задумчиво сказала мама, – когда я стояла около святых мощей преподобного Сергия, мне кто-то сказал, чтобы ты поступал в этом году. Вот тебе мое материнское благословение – поступай именно в этом году.

– Хорошо, мама, раз так благословляешь, значит буду поступать, – согласился я.

Мама улетела, а я, сдав в канцелярию семинарии документы, стал усиленно готовиться к вступительным экзаменам.

Когда я подошел к отцу Николаю за рекомендацией для поступления в семинарию, то, уйдя в алтарь, он через несколько минут вынес мне листок бумаги, на котором было написано: «Агафонов Н.В. регулярно в течение года посещал богослужения в праздничные и воскресные дни. Протоиерей Н. Ведерников».

Я думаю: ну и рекомендация! А когда приехал на экзамены в семинарию, совсем пал духом. Столько абитуриентов со всего Советского Союза понаехало! Все ребята подготовленные, не первый год в церкви прислуживают. Иподиаконы архиереев ходят особняком, такие важные. «Господи, куда же я попал, простой рабочий паренек?» А потом подумал: «Что это я заранее расстраиваюсь, не поступлю в этом году – на следующий год буду поступать. Не поступлю в следующем году – снова буду пытаться». От этого решения мне сразу стало легко и весело на душе. Хожу каждый день к преподобному Сергию и молюсь. На собеседовании с ректором, архиепископом Владимиром (Сабоданом, ныне митрополит Киевский), когда он меня спросил, что я люблю читать, то я назвал своим любимым писателем Достоевского. Это очень понравилось владыке-ректору, и он со мной еще минут десять разговаривал о Достоевском.

Ребята спрашивают:

– Что это ты так долго у ректора делал?

Я говорю:

– Обсуждали богословские аспекты в произведениях Достоевского.

Они смеются:

– Ну ты, Агафонов, заливать мастер!

После сдачи экзаменов сидим в семинарской столовой, а у самих от волнения аппетит пропал, знаем, что после обеда списки поступивших вывесят. Мне ребята два пальца показывают.

Я думаю, что это может значить? Неужто двойку получил? Вроде бы не должно, все же экзамены сдал неплохо.

Бежим наверх списки смотреть. Прочитал весь список, но своей фамилии не нашел. Потом другой список просмотрел, где кандидатов отмечают, которых могут в течение года вызвать на место отчисленных семинаристов, и там меня нет. Отошел огорченный. Мне друзья кричат: «Агафонов, ну куда ты смотришь? Вот твоя фамилия. Тебя сразу во второй класс зачислили».

Точно, подхожу и вижу небольшой списочек зачисленных во второй класс. Моя фамилия – там.

Дивны дела Твоя, Господи.

Протоиерей Николай Агафонов

18 марта 2009 г.

Агафонов Н., протоиерей. Отшельник поневоле: Рассказы. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. - С. 581-592
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
антоний27 июня 2012, 21:00
можно брать с него пример
Геннадий Петров24 января 2011, 00:00
Многая лета Вам отец Николай! И вправду, прослеживается помощь Божья на выборе Вашего "пути". Но у меня вопрос относительно выбора своей стези... У меня огромное желание стать священником, учиться в семинарии. Ныне я аспирант педагогического вуза и мне 25 лет... Однажды мне друг сказал вычитанное им, что выбор между монашеством и жизнью в миру должен определить человек сам, но "путь" священничества - определяется Богом. В нашем роду священников не было, только бабушка часто посещала церковь. К вере пришел чудесным образом 5 лет назад. Условия для поступления трудные в том смысле, что объективно оценивая свои знания в области теологии, вряд ли смогу сравниться с поступающими, которые с рождения "жили" в Церкви. Вопрос таков, что нужно ли попытаться поступить в семинарию не смотря ни на какие трудности? Единственный ли это путь узнать волю Бога? Спаси Господи! Раб Божий Геннадий! г. Чебоксары, Чувашия
Иоанн14 января 2010, 21:00
Благословите батюшка! Рассказ Ваш успокаивает душу. Стремлюсь попасть в семинарию. И теперь вера в то, что я поступлю в семинарию укрепилась. В наше столь нелегкое время спасение лежит только в пути к Богу. Жду с нетерпением продолжение Вашего рассказа.
Марина 4 января 2010, 11:00
Благословите, батюшка найти свой храм и духовного отца. Я живу в Тольятти и преподаю в электротехническом техникуме. После Вашего рассказа стало легче на душе. Мучили угрызения, что не могу найти свое место. Спасибо Вам. Раба Божия Марина
Марина 4 января 2010, 11:00
Спасибо, батюшка за Ваш рассказ. На душе становится светло, почему-то появились слезы. У меня два сына и я молюсь Господу, чтобы указал им путь. А после вашего рассказа в душе появилась радость. Спасибо Вам. Раба Божия Марина
Иван Зуев25 декабря 2009, 18:00
Здраствуйте!!! Баттюшка мне 17 лет.Могу ли я поступить в семинарию.С уважением Раб Божий Иоан.Мой e-mail:zis1a@mail.ru Спасибо.
Алексей19 декабря 2009, 02:00
Очень хороший, назидательный рассказ
Яков Бучанский и Ирпенский 13 ноября 2009, 02:00
Замечательное повествование , брат . Спасибо .
Антон27 октября 2009, 13:00
Спаси Господи всех! Спасибо за рассказ!
Гизитдинов Роман 5 июня 2009, 22:00
И я рад был прочитать подобный рассказ! Я так же желаю продолжения рассказа, об учебе Коленьки! Спаси Вас Господь!
Виктория 3 июня 2009, 12:00
Спасибо, пастырь добрый :))
Бухарова Ирина27 марта 2009, 09:00
Батюшка, моя семья очень любит Ваши книги... Пожалуйста, продолжайте свое творчество. Над Вашими рассказами и смеешься и плачешь... ОЧЕНЬ ЖДЕМ
Евгений26 марта 2009, 22:00
слезы, у меня тоже потекли слезы, казажется вся суета и фальш вышли через них. вот где истина! не в суе, но в Господе истина! как было бы хорошо, если бы это теперь никогда не выходило из моей головы
Анатолий26 марта 2009, 11:00
Очень хороший рассказ. Отрезвляюще и в то же время умилительно действует на душу. А в конце рассказа появились слёзы. Спаси Вас Господи дорогой о. Николай! Дай Вам Бог здоровья на "многая лета"!
Владимир21 марта 2009, 23:00
Слава Тебе ГОСПОДИ !
Петр20 марта 2009, 16:00
Спаси Господи, о.Николай. Моя благодарность редакции сайта. Очень своевременное было чтение.
Наталья Яковлева20 марта 2009, 14:00
Дорогой батюшка, вашим рассказом Господь ответил на мой вопрос! Спасибо Вам, спасибо Господу!
Вячеслав20 марта 2009, 12:00
Батюшка, после вашего рассказа так тепло и отрадно на душе. Опять и опять убеждаешься как Господь Бог милостив к нам, в суете то жизни, это понимание притупляется, а после вашего рассказа вспоминаются и случаи из своей жизни, которые есть, думаю, у каждого верующего человека.
р. Б. Александр20 марта 2009, 11:00
Дивны дела Твоя, Господи.
Татьяна20 марта 2009, 06:00
Спасибо, за такой приятный рассказ! Он очень поучителен и укрепляет нашу веру в Господа! От такого жизненного рассказа становиться хорошее настроение!
Владимир19 марта 2009, 20:00
Спасибо отец Николай. Огромная польза и удовольствие от Ваших произведений. Владимир раб Божий
Ирина19 марта 2009, 19:00
Замечательный рассказ, спаси Вас Господь, о.Николай! Как это важно и нужно особенно для молодых, мечтающих и желающих посвятить свою жизнь служению Богу и Святой Его Церкви! Обязательно дам прочитать сыну! Все в руках Божиих, а нам - смиряться и молиться!
Александр Стремоухов19 марта 2009, 18:00
Благославите батюшка. Читал рассказ со слезами умиления. Спаси Вас Господи.
Виктор19 марта 2009, 16:00
Вдохновлённый Богом и Святыми рассказ!Простой на первый взгляд-а сколько правильного и умного в нём!
Димитрий19 марта 2009, 15:00
Мне бы дай Бог поступить в семинарию!!!!!Прошу Святых молитв о мне и даровании детей Димитрию и Марии,Спаси Вас Господь Иисус Христос и Покров Пресвятой Богородицы будет со всеми Вами!!!!
Александр19 марта 2009, 15:00
Великолепная идея создать раздел «Антология семинарской жизни», здесь можно познакомиться с опытом наших «старших товарищей» шедших и идущих по духовной стези. Увидеть внутренним взором и ощутить всем своим существом ту невидимую, но крепкую духовную связь поколений, посвятивших свою жизнь служению своему народу и Христу.
священник Игорь Семенов19 марта 2009, 15:00
Спаси, Господи, отче - вспоминаю свой путь ко Христу - тоже с чтения атеистической литературы в библиотеке училища
Иван19 марта 2009, 14:00
Интересный рассказ. Для нашего поколения часто бывает полезным чтение таких воспоминаний. Действует очень ободряюще.
Сергий19 марта 2009, 14:00
Многая лета Вам О. Николай, спаси Господи ! Небесные Молитвенники помогают и сейчас нам. У жены р.Б. Натальи большая проблема на работе, ее хотят уволить из щколы за то, что не делает "откаты" в районный отдел образования. Молитвами небесного заступника Св.Князя Александра Невского нечистики отступили. Большое спасибо за чудо Вам О. Николай, описанное в рассказе. Р.Б. Сергий (Санкт-Петербург)
Ксения19 марта 2009, 13:00
Рассказ очень понравился! Хотелось бы продолжения!
р.Б. Нина19 марта 2009, 13:00
ОГРОМНОЕ спасибо за все ваши книги. Пишите побольше!! Божьей Вам милости!
Наталия и Анна19 марта 2009, 12:00
Дорогой отец Николай, спаси Вас Господи за такой увлекательный рассказ, по которому можно снять замечательный художественный фильм. Предыдущие статьи других авторов на сайте были о внутренней жизни семинарии и о ее буднях. Ваш же рассказ затронул самое главное - первые шаги молодого человека до порога семинарии. Всегда интересно читать о том, кто и как пришел к Богу, всегда присутствует сокровенный таинственный и неповторимый момент познания человеком Бога. Тонкий, добрый юмор в Вашем рассказе поднял нам настроение. За что мы Вам очень благодарны. С глубоким уважением к Вам, рабы Божьи Наталия и Анна. Многая Вам лета, отец Николай!!!
Светлана 19 марта 2009, 11:00
Спаси Вас Господи за рассказ! Очень интересно, искренне, светло. Многое очень близко. Например, когда я захотела воцерковиться, тоже сначала думала: молодых там мало, меня должны ценить. Так что очень верно про тщеславную наивность. Дело-то не в возрасте. А еще близко описание, как отец Николай искал свой храм. Я тоже искала храм и батюшку, нашла тоже по молитве. И как хорошо, что люди приходят к Богу, ищут пути к нему, несмотря ни на что, ведь в наше время тоже препятствий немало, но стоит решиться, молиться, верить - и Господь поможет во всем...
Леонид19 марта 2009, 10:00
Да, нам бы сейчас в нашей семинарии сразу на второй курс). Хороший священник.
Павел19 марта 2009, 10:00
Мне очень нравятся рассказы батюшки. В планах прочесть его книгу "Иоанн Дамаскин". Батюшка! Дорогой наш! Пишите ещё, Вы и Ваше творчество нам очень нужны!
Марина19 марта 2009, 00:00
Спаси Вас Бог, о.Николай! Здоровья, терпения и дальнейших творческих успехов на радость всем нам, Вашим читателям!
Ольга18 марта 2009, 21:00
Спасибо большое за Ваш рассказ, отрадно после него на душе. Легче.
Геннадий Анатольевич КАЛЯБИН18 марта 2009, 21:00
Прекрасный и жизненно правдивый рассказ, как и многие другие рассказы о. Николая. Большое спасибо! Раб Божий Геннадий
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке