Пророк Моисей получает скрижали Завета |
Сегодня в мире, особенно на Западе, десять заповедей все больше и больше замалчиваются, как будто их никогда не существовало. Все чаще и чаще к ним относятся как к чему-то ущемляющему свободу и независимость человека, просто мешающему жить.
50 лет назад в Америке из школьных программ и учебников, со стен классов и актовых залов всех школ был убран как текст десяти заповедей, так и всякое упоминание о них. По решению Верховного суда США, этот запрет коснулся и залов судов, всех государственных организаций, на чьих стенах текст десяти заповедей находился более двухсот лет.
Упразднение Божиих заповедей из публичной жизни и внедрение новых гуманистических идей нанесло непоправимый вред не одному поколению американцев. То, о чем невозможно было помыслить полвека назад, сейчас стало обыденным делом и нормой как в общественной, так и в личной жизни граждан. Легализация абортов, разводы, рост преступности и наркомании среди молодежи, наряду с нарушениями американских законов на самом высшем государственном уровне и среди крупнейших финансовых структур – все это стало теперь привычным. То, что раньше вызывало шок у общественности, к примеру эксперименты с клонированием, легализация в отдельных штатах эвтаназии и однополых браков, теперь представляется обществу в качестве прогрессивных «инноваций» ХХI века. И хотя сегодня в США, согласно статистическим опросам, многие все еще помнят Божии заповеди, но относятся к ним как к чему-то второстепенному.
От чего же отказалось американское общество, сняв текст десяти заповедей со стен государственных учреждений? От слова Божиего, которое было для одной части общества поддержкой, а для другой – предупреждением. Как показывает история, отказ от слова Божиего, даже в такой вот форме, приводит многих к отступлению от веры и к вседозволенности.
Согласно Священному Писанию, «закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (Гал. 3: 24). Он был дан обществу для назидания, и в первую очередь, духовно незрелым членам общества – детям, а также гражданам, преступающим закон по той или иной причине. Человек остается духовно поврежденным существом и нуждается в постоянном напоминании об этом его несовершенстве. Именно по этой причине текст десяти заповедей помещали в школах и присутственных местах. Школьник ли, бегающий на переменах по школе, или преступник, которого проводили по коридорам суда, могли собственными глазами прочитать и убедиться, что Бог не поощряет нарушение Божественного закона.
Думается, что идея упразднения текстов Божиего закона пришла в голову, в первую очередь, не школьникам и, уж конечно, не преступникам, а, скорее всего, тем, кто эти законы должен был исполнять и олицетворять по долгу службы. Уж очень эти заповеди прямолинейны и требуют таких же прямолинейных поступков.
Вспоминается американский фильм «Двенадцать разгневанных мужчин» («Twelve angry men») режиссера Сиднея Люмета, вышедший на экраны в конце 50-х годов прошлого столетия. По ходу фильма присяжные должны были вынести вердикт относительно виновности пуэрториканского подростка. (Недавняя картина Никиты Михалкова «12» является современным русским вариантом нашумевшего некогда американского фильма.) В американском оригинале речь шла об относительности человеческих законов пред лицом абсолютной святости Божиих законов и о той мере ответственности, которая возлагается на человека за их исполнение. Подростка спасла личная праведность одного их присяжных и его страх перед Божиим судом. Фильм вызвал серьезный общественный резонанс в Америке 1950-х. Этот фильм был о лицеприятии человеческого суда.
На протяжении многих веков, с момента обретения десяти заповедей Моисеем, израильское общество знало на практике, что исполнение или неисполнение этих правил связано с благословением или проклятием в их жизни и жизни их потомков. Именно этот горький опыт принес веру в неопровержимую святость Божиих заповедей. Когда пророк Илия в критический момент истории израильского общества воззвал к народу: «Долго ли вам хромать на оба колена? Если Господь есть ваш Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте» (3 Цар. 18 21), народ безмолвствовал: никто не задал пророку ни единого вопроса, все знали, о чем шла речь. Израиль был в завете с Богом и знал Его заповеди, но в какой-то момент отступил и от своего Бога, и от Его закона. Это пришло через духовное отступничество царей и лжепророков. И всякий раз, когда царь израильский сокрушал идолов и возвращался к Богу, в стране наступал мир и благоденствие.
Для Израиля отступление от Божиих заповедей всегда было вопросом жизни и смерти. И вокруг этого шла ожесточенная духовная борьба. Тот, кто не подчинялся или нарушал заповеди, подвергался остракизму в лучшем случае и смертной казни в худшем. Хотя подчинение заповедям было свободным выбором каждого человека, тем не менее, каждый человек в отдельности понимал, что вопрос подчинения есть вопрос выживания всей нации. В основе подчинения или неподчинения лежало понимание личной ответственности каждого члена общества друг перед другом и Богом.
Первая и наиглавнейшая заповедь «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» говорила о поклонении как части служения Богу Израилеву. И именно эта заповедь испытывала и продолжает испытывать человека более всего в его жизни. Вопрос «Кто есть Бог моей жизни?» является самым насущным вопросом для каждого живущего на планете Земля. Незнание этого не снимает вины с нарушителей первой заповеди. Человек должен искать ответа на этот вопрос. Этот поиск, на каком бы уровне он ни происходил – сознательно или бессознательно, становится основным смыслом жизни человека.
Заповедь «Возлюби Господа Бога твоего», подмененная мирской «заповедью» «Возлюби кого угодно, только не Бога», неизбежно приведет к отвержению второй: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира… и не поклоняйся им и не служи им». А сколько таких кумиров и кумирчиков породил себе человек с момента своего отпадения, кумиров, которые расплодились и размножились по всему лицу земли! Весь небесный Богом сотворенный свод созвездий стараниями невежественных людей стал наполнен знаками зодиака, и бегают, прыгают и ползут по всему миру в обличье людей «овны» и «козероги», «раки» и «скорпионы», «девы» и «водолеи» и прочая живность, о которой даже стыдно говорить, слепо веря и позволяя астрологическим прогнозам нечисти вершить свои судьбы. И вот уже сегодня россияне во всеуслышание заявляют о себе, что он или она «стрелец» или «близнец» или на крайний случай «весы», и объявляют всенародно, что нынешний год – год свиньи или крысы! И люди в это верят! До какого унижения и забвения может дойти человек, забывший Бога. Человек, «венец всего живущего», объявляет себя насекомым, пресмыкающимся, кем угодно, только не тем, кем он был сотворен, – образом и подобием Бога живого.
Задолго до нашего времени пророк Иеремия вопрошал: «Может ли человек сделать себе богов, которые впрочем не боги?!» (Иер. 16: 20). Оказывается, может.
Человек создан для того, чтобы поклоняться и кому-то служить. Он просто не может без этого жить. Если не Бог становится объектом его поклонения, это непременно будет кто-то другой, включая и «себя любимого». Опустевшее святое место обязательно заполнится чем-то несвятым. Ничто не ново в этом мире, будь то во времена Каина, или пророка Иеремии, или наше время.
Какое бы безбожное общество ни строил себе человек, «день покоя и поклонения Богу» обязательно будет присвоен человеком для своей собственной выгоды. Седьмой день, заповеданный Богом («Помни день субботний, чтобы святить его»), вместо того чтобы стать днем поклонения и покоя, теперь становится днем всеобщей торговли во всем мире. Торговля идет во всех больших городах, в магазинах и на рынках, а современные торговые центры приобретают еще и статус развлекательных, становясь местом поклонения чему угодно и кому угодно, только не Богу. Не потому ли непомерная любовь к развлечениям и сопутствующие им купля-продажа привела весь мир сегодня к финансовому кризису? Можно приводить разные научные и ненаучные доводы относительно современного состояния мирового сообщества, но заповедь беспристрастна: «Не можете служить двум господам». Заставить любить Бога так же невозможно, как и святить день субботний, ибо теперь маммона устанавливает человеку дни недели для поклонения. Сегодня закрытый в воскресенье магазин воспринимается как досадное недоразумение и упущенная возможность что-то купить или что-то хорошо продать. Тридцать сребреников по сей день остаются наиболее конвертируемой валютой.
Сегодня, как никогда прежде, люди жаждут долголетия, пытаются найти универсальное средство, которое гарантировало бы им долгую счастливую жизнь, забыв о том, что Бог уже позаботился о долготе наших лет. Не потому ли наша планета подвергается всяческого рода болезням и эпидемиям, что люди перестали верить в силу Божиих обетований и исполнять заповеди?
Пятая заповедь гласит: «Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». Согласно этой заповеди, почитание родителей находится в прямой связи с продолжительностью жизни человека на земле. Много ли людей в это верят? Как много родителей сейчас могут похвалиться тем, что дети их почитают, следуют их советам и наставлениям, принимают родительскую власть, как от Бога?
Психологами установлена прямая связь между ослаблением родительского авторитета и разрушением отношений и устоев в обществе. Современная жизнь являет нам практически узаконенный бунт детей против родителей в вопросе выбора образа жизни, вдали от родительских «назойливых» увещеваний. Сколько блудных сынов и дочерей бродят по всему миру в поисках своего счастья, надеясь его найти подальше от родительского крова! Понимают ли эти дети, что, проявляя непослушание и непочтение к родителям, они тем самым навлекают на себя беды и скорби? А много ли детей осознает, что исполнение и неисполнение этой заповеди не зависит от того, какие нам посылаются родители?
В Божием законе не сказано: почитай хороших родителей и пренебрегай плохими. Заповедь четко гласит: «Почитай отца и мать». Мог ли Господь ошибаться? Ведь бывают разные ситуации и обстоятельства: родители детей бросают, перестают о них заботиться, обижают, разводятся, попросту забывают о своем родительском долге. Тем не менее, слово Божие непоколебимо: «Почитай!». И познается эта мудрость тогда, когда непокорные дети, вырастая, сами становятся родителями и пожинают в собственных детях и внуках плоды своего непочтения и непокорности.
На Западе светские психологи и педагоги во всем винят родителей и учат детей в своих бедах возлагать ответственность на папу и маму. Не для того ли это делается, чтобы детям впоследствии было легче оправдать свое нежелание понять и простить «непутевых» родителей?
Проблемных родителей почитать всегда трудно. Зато с непочтением в нынешние времена все обстоит гораздо проще. Пример русского мальчика Павлика Морозова ничто по сравнению с тем, чему учат теперь детей на Западе. Там в школах психологи учат детей доносительству на родителей, а юристы обучают несовершеннолетних, как подавать на родителей в суд. Им сознательно прививается непочтительное отношение к отцу и матери. Основанием для такого отношения стала юридическая формула «недостаточное обеспечение биологическими родителями полноценного воспитания своих детей». Научное словечко «биологические», прочно вошедшее в обиход нынешнего времени, подспудно упраздняет понятие кровного родства и приравнивает его к биологическим видам родства, свойственным животным или растениям. Кровное родство, подсознательно диктующее детям почитание родителей, отступает на задний план. Кому-то явно на руку свести человека на уровень неблагодарных отпрысков, чтобы проклятие Хама, не покрывшего наготы своего отца, передавалось из поколения в поколение и навеки вычеркнуло благословения пятой заповеди из жизни непочтительных детей.
Заповедь о почитании, как и закон всемирного тяготения, работает независимо от того, понимают ее люди или не понимают. Бог сказал и не отменит, потому что именно на кровной жертве Своего Сына заключил родственный завет со всеми людьми, кто верит, принимает и почитает эту жертву. Закон Божий выражает огромную ценность кровных семейных отношений.
Согласно статистическим данным, сегодня по всему миру очень высок процент разводов и разрушенных семей. По прогнозам специалистов, большинство браков, заключенных, к примеру, израильтянами в этом году, будет расторгнуто. Причины этого, согласно официальным опросам, таковы: не сошлись характерами, не хватает денег, чтобы вести совместное хозяйство. Однако глубинная причина в другом: эгоизм вырос настолько, что сдерживающие факторы со стороны общества перестают действовать. А ведь речь идет о стране, где, согласно религиозной традиции, мужчина должен быть женат, а каждой девушке положено выйти замуж. И все же времена изменились, и Израиль во многом ориентирован на Европу и Америку, где процент гражданских браков и разводов выше. Тенденция к разводам во всем мире будет увеличиваться пропорционально росту эгоизма, хотя параллельно с этим будет расти и осознание необходимости создать и сохранить свою семью.
Эгоизм… Как только человек перестает почитать и бояться Бога, он начинает почитать и любить лишь самого себя. Причины разводов приводятся разные, но сводятся они к одному: молодые супружеские пары не могут, не умеют, не научены брать ответственность за себя и свою семью. У молодежи из разведенных семей нет навыка семейной жизни до вступления в брачные отношения. Они попросту не знают, как строить семейные отношения. Мало супружеских пар осознанно желают рождения детей как благословенного знака продолжения рода. Сейчас все реже и реже можно услышать от молодых родителей о рождении сына как о рождении наследника и продолжателя рода. Само понятие «род» стирается и приобретает абстрактный характер, родовые связи слабеют и все меньше интересуют людей.
Эксперты Детского фонда ООН после многомесячного исследования в трех десятках европейских стран пришли к весьма тревожным выводам. Многие дети оценивают отношения в семье пессимистично. В Литве, например, по данным ученых, родители общаются с детьми всего семь минут в сутки. Вот что пишут эксперты по этому поводу: «Родителям кажется, что, обеспечив детей материальными благами, они могут сделать их счастливыми. Однако жизнь неумолимо доказывает обратное. Ставя во главу угла не преходящие ценности и минутные прихоти, а заботу о собственных детях, мы сможем выиграть самое главное – будущее». Дети же, не найдя в семье семью, будут всегда бояться строить свою собственную.
В Писании нигде не сказано, что конфликтов в семье не будет. С момента грехопадения человека семейные проблемы были одним из источников его страданий. Думали ли Адам и Ева о разводе? Да это не приходило им в голову! Они должны были исполнить то, что заповедал им Бог, их Творец и Создатель. За свое непослушание они должны были заплатить терпеливым перенесением житейских тягот и жизненных скорбей. Именно приняв эти тяжелые условия, они взяли на себя ответственность стать мужем и женой, отцом и матерью. В преодолении конфликтов они учились побеждать греховную поврежденность своей души.
Современный безбожный мир поверил, что брак и семья себя изжили и наконец-то наступают благодатные времена, когда можно зажить свободно, как хочешь и с кем хочешь. И это происходит по всему миру: общество снимает с себя ответственность за разрушенные браки, однако, когда речь заходит о детях, во всем обвиняются родители как не справившиеся с «великой» задачей – воспитанием счастливых, законопослушных граждан этого самого общества.
На фоне всеобщих разводов заповедь «Не прелюбодействуй» теперь кажется такой незначительной, что она стала некой лазейкой для оправдания неудавшегося брака. Псевдопсихологами пишутся серьезные книги, в которых научно пытаются доказать, что «в силу многих физиологических особенностей мужчины и женщины» невозможно прожить всю жизнь с одним человеком, и потому прелюбодеяние как некая неотвратимость может помочь мужу и жене возродить угасающие брачные отношения. Всерьез предлагается измена как способ вернуть своего мужа или жену в лоно семьи. Их рекомендации «Если муж или жена вам изменяют, заведите себе любовника или любовницу» мало кого делают счастливыми и вряд ли помогут возродить чувство первой любви у супругов.
А для одиноких акт прелюбодеяния – «отбить» у кого-то чужую жену, мужа или просто друга или подружку – стал чуть ли не делом чести. Заповедь о прелюбодеянии, переплетающаяся с заповедью «Не желай дома ближнего твоего, ни жены…», запрещает завидовать счастью другого человека, однако именно ее превратные объяснения толкают многих на предательство самых близких им людей. На эту тему написано много книг и снято много трагических и смешных фильмов. Интерес к этой теме понятен: вопрос верности и предательства всегда был и есть в центре интимных отношений мужчины и женщины.
Прелюбодеяние во все века в сознании людей ассоциировалось с запретной любовью. Теперь оно становится предметом романтических историй, где слово «запретная» постепенно исчезает и остается просто «любовь». Нет большей хулы на имя Господне, чем когда прелюбодеяние объявляется любовью с большой буквы. Бог, Который есть Любовь, несколько тысяч лет назад заповедал «Не прелюбодействуй» и Своей заповеди не отменил и не отменит. Если Он заповедал мужчине «не ложится с мужчиной, как с женщиной, ибо это мерзость» в Его глазах, то так оно и будет. И никакие оправдания этой «нетрадиционной» любви не заставят Бога изменить Свое мнение.
Сегодня в освободившемся от христианской морали Западе не только признаются так называемые гражданские браки гомосексуалистов и лесбиянок, но им даже позволено венчаться в церкви и брать детей на воспитание. Суррогатные браки, порождающие лже-семьи, попросту глумятся над Божией заповедью о таинстве брака и чадородия. Ментальность Содома и Гоморры не нова, последствия же их образа жизни все еще можно найти на дне Мертвого моря. Всякий, отказавшийся от мудрости Божиего слова, обязательно придет к кризису в своей жизни, то есть подвергнется суду.
Важность восьмой заповеди Божией актуальна во всем мире, и особенно это относится к нашей стране. Многие из нас жили во времена Советской власти, где вместо заповеди «Не кради» почиталась другая заповедь. Если кто не крал, то считалось, что у него что-то с головой не в порядке. Хотя вроде официально все было наказуемо, но условия в стране были такие, что мало кто мог позволить себе не воровать. Много ли мы знали людей в своей жизни, которые никогда не брали ничего чужого, которые не выносили что-то через проходную завода, которые не обвешивали в магазинах, которые не приписывали и не дописывали себе чего-то лишнего? Вряд ли кто-то, кто подворовывал, задумывался о том, что «мерзость пред Господом – неодинаковые гири, и неверные весы – не добро» (Притч. 20: 23).
Вспоминается история одной уверовавшей женщины, которая к шестидесяти годам наконец поняла, что брать чужое, хотя бы оно было и государственное, нехорошо. Она с великим раскаянием рассказывала о том, как директор фабрики, где она работала главбухом, как-то не выдержал и со слезами на глазах закричал на нее: «Все носишь и носишь с работы сумками, ты хоть трубу фабричную оставь!». Восьмая заповедь Божия «Не кради» через муки, слезы и слова начальствующего хоть через десяток лет, но возымела действие в сердце неукротимой нарушительницы Божественного закона.
Все 80 лет в стране люди тащили, что только и где только плохо лежало, как говорят украинцы, «до сэбэ». А взятки? Маленькие начальники брали мало, большие начальники брали много, но взятки брали практически все. Тут не спасала никакая коммунистическая мораль. Разве не знали эти люди в глубине свого сердца, что подкуп за деньги извращает истину и принуждает человека поступаться своей совестью?
Неудивительно, что через 80 лет вся система начала рушиться. Благодарение Богу, что это была крепкая страна, чтобы устоять несколько десятков лет. Но распространялись ли заповеди Божии на Советский Союз, который публично отрекся от Бога и стал на путь богоборчества? Что послужило причиной падения советского режима, и кто его разрушил? Было ли это заслугой одного или нескольких правителей? Нет. Ясно, что свалить такую мощную страну, оснащенную самым мощным ядерным оружием, практически без единого выстрела не под силу человеку. И что же? Перестали ли воровать в России после падения Советского Союза? Кто будет сейчас оплакивать фабричную трубу, когда воруют и продают целые заводы, фабрики, памятники архитектуры, земли, когда федеральные деньги, отпущенные на оказание помощи населению, исчезают в неизвестном направлении? И все, как говорится в народе, как с гуся вода.
«Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего». Вопрос лжи и клеветы – вопрос давнишний, и начался он не сегодня и не вчера, а в Эдемском саду и своего апогея достиг в вопросе римского прокуратора Понтия Пилата: «Что есть истина?». С тех пор суды человеческие и Божии суды, поставленные для того, чтобы провести черту между правдой и ложью, честностью и клеветой, настолько же удалены друг от друга, как небо и земля. Чтобы понять, чем заканчивались суды человеческие в бывшем Советском Союзе, достаточно почитать книгу Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ».
Сейчас, в эпоху интернета, века усиливающегося потока всевозможных знаний, в мировом шуме и грохоте средств массовой информации голос подлинной веры с трудом можно отличить от громких голосов лжеучений и всякого рода поверий. Однако это именно тот голос, который жаждут услышать многие люди. В Писании псалмопевец, предвидя такие времена, вопрошает: «Когда разрушены основания, что сделает праведник?» (Пс. 10: 3). Продолжает жить праведно. Это то, на что должен решиться каждый честный человек. А для этого много не надо: знать и следовать Божиим заповедям любви. Тот, кто разрушает основание своей веры, рано или поздно придет к разрушениям в своей жизни, либо в жизни своих детей, либо в жизни внуков или правнуков. Мы познаем это на собственном опыте.
Сегодня говорят, что детей не надо учить закону Божиему, потому что он вселяет в них страх: мол, вырастут – сами разберутся что к чему. Не разберутся. В вере надо наставлять. Примером этому был Сам Господь. А кто мы такие, чтобы спорить с Самим Господом Богом?
Для чего Господь дал людям десять заповедей и закон? Не потому ли, что любит нас и желает нам бесконечного добра? Те, кто в это не верит, спорит или игнорирует Божии законы любви, живет по своим человеческим заповедям и законам. Что из этого получается, каждый более или менее честный человек может рассказать на примерах собственной жизни.
Вот результаты исследования, проведенного в США компаниями «Harris Interactive» и «Opinion Dynamics». Факты говорят сами за себя: 42% американцев считают, что Бог – мужчина, 48% полагают, что у него есть тело, из них 9% убеждены, что тело Бога точно такое же, как и у человека. Половина опрошенных считают, что Создатель внимательно следит за делами земными, но не вмешивается в них, а 29% верят, что Бог управляет всем на земле с помощью Своей небесной канцелярии. 92% американцев считают себя верующими, 85% верят в рай и ад, 78% – в ангелов, 24% – в ведьм, а 82% верят в чудеса. Оказывается, ни развитие науки и техники, ни великие достижения искусства и философии никак не влияют на представления человека о том, что мы называем «духовностью». Расширяя свои знания о мире, люди по-прежнему могут лишь гадать о том, что скрыто от них в высшей духовной реальности. Как писал Эйнштейн, «квантовая механика говорит о многом, но не приближает нас к разгадке тайны Творца».
Но все ли из этих опрошенных знают и исполняют Божии заповеди?
Сейчас многие в России, как в притче о блудном сыне, поворачиваются к Богу. Люди устали жить по человеческим законам, однако они мало что знают о Божиих. В Священном Писании говорится: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притч. 22: 6); учи «сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая (Втор. 6: 7). Оно призывает отца учить и наставлять своих детей в Божиих истинах. Родителям свойственно учить детей тому, во что они верят. Могут ли сейчас современные родители сказать, что они каждый день наставляют детей в Божиих истинах?
Согласно данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), поведенного в 2003 году, треть россиян (33%) не может вспомнить или не знает ни одной из десяти заповедей Божиих. При этом количество православных верующих составляет четвертую часть (27%) населения, а среди неверующих и колеблющихся свыше половины (57–61%) считает себя православными. Что же касается десяти заповедей, россиянам наиболее известны заповеди «Не убий» (56% опрошенных) и «Не укради» (52%), а также «Не прелюбодействуй» (25%). Реже вспоминаются заповеди «Почитай родителей» (13%), «Не лги» («Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего») (10%), «Не сотвори себе кумира» (8%) и «Не желай дома ближнего твоего» (7%). Наименее известны заповеди «Я, Господь, Бог твой, Бог един» («Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим») (2%), «Не произноси имя Господа твоего всуе» (3%), «Помни день субботний, чтобы святить его» (2%). Интересен факт, что женщины осведомлены о заповедях Божиих лучше, чем мужчины. Не смогли назвать ни одной заповеди 40% мужчин и 28% женщин, а из числа опрошенных людей среднего и пожилого возраста процент осведомленности намного выше, чем у молодежи. Люди в возрасте от 18 до 24 лет не смогли вспомнить ни одной заповеди (34%).
Заповедь «Почитай родителей» опрошенные в возрасте 60 лет и старше (19%) помнят лучше, чем опрошенные 30–40 лет (12%). Чем выше уровень образования опрошенных, тем больше заповедей они знают. Не знают заповеди 27% людей с высшим или незаконченным высшим образованием и 43% – с образованием ниже среднего.
Налицо дефицит духовного образования современного российского общества. Что делать? Просвещать людей и учить их духовным истинам.
Несколько лет назад в одной из телевизионных программ «Сделай шаг» собравшиеся разговаривали о Боге, о жизни, о вере. Мнения разделились, многие из присутствующих, по их словам – не верующих в Бога, тем не менее свидетельствовали о Божией помощи в их жизни. После долгих дебатов сошлись на том, что без помощи свыше человеку жить очень нелегко. Ведущий программы, который причислял себя к числу неверующих, подытожил эту встречу следующими словами: «Верующим все-таки живется гораздо легче на земле: им помогает Бог; а нам, неверующим, приходится делать все самим». Получается, что истину перекроить на свой лад нельзя, а уж тем более Божии заповеди. Ведь Господь Своей славы не отдает никому.
Как понимать если Бог говорит: помни день субботний,чтобы святить его, а православный мир -воскресенье почитает, соблюдаем ли мы тогда Закон Божий?
Почитать родителей - это не обязательно быть рядом с ними всегда, в жизни случается и разлука, главное помнить о них и заботиться, даже на расстоянии.
Не совсем согласна с автором, что во всем виноват Запад.
Статья очень понравилась, спасибо.
По вопросу наивности: Так и нужно быть наивным как ребенок исполняя заповеди Господа. Помните слова Иисуса Христа - «Истинно говорю вам, – говорит Господь, – если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». Бог - есть Все для нас, смешно пытаться быть равным ему, рассуждать о правильности или неправильности его закона применительно к конкретному случаю. Мы малые дети пред ним, поэтому и нужно просто верить и исполнять. Не подумайте, что критикую, у меня самого не всегда получается неотступно следовать им, но нужно стараться, хотя бы шаг за шагом избавляться от старых грешных привычек, делать доброе и думать о Боге. Жизнь - суета страшная, человеческие отношения сложная подчас штука, но это все не оправдание перед Богом. И осудит Он нас несмотря на все наши оправдания в сложности бытия, и будет прав.
Спасибо за статью. Действительно, в вопросе соблюдения заповедей Божьих нельзя идти на компромис. Ты или следуешь Закону или нет.
Господи помилуй мя грешного!
Если вы ещё раз прочитаете эту статью, то можете убедиться к чему ведёт не знание как Закона Божьего, так и заповедей Божьих. Всё это ведёт не только к тому, что изложенно в статье, но также к явлению, которое называют "дедовщина в школе".Дети в школе как морально уничтожают лично отдельных детей.
Православные у нас по большей части только по факту крещения, да и воцерковление ничего не гарантирует.
Оксана, эта ссылка для вас. Почитайте. http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=2&s=58&id=9051
Не обижайтесь.
Я не наивный человек. Человек эгоистичный может остаться одиноким, так как не способен любить никого, кроме себя. А родители по своей сути - любят своих детей и внуков. В следствие этого они не могут быть эгоистами. Тем более если они - ПРАВОСЛАВНЫЕ. Поэтому заповеди нужно учить и понимать с детства.
Расскажу один случай, может и не по теме, но все-таки... А вдруг кому-то послужит на пользу.
В Рождественскую ночь на службе стояла рядом с одной женщиной с ребенком лет где-то четырех. И женщина девочке говорит: "Отстоим службу - Господь венец тебе даст". И вот после службы девочка спрашивает у мамы: "Мама, а где венец?". А венец - не здесь, а на Небе.
Вот с этого, на мой взгляд, и начинаются заповеди.
Приятно было с Вами пообщаться. Спасибо. Я искренне написала.
Спасибо за статью!
А абсолютная влась над кем-то предполагает и огромную ответственность, только все ли хотят нести ответственность за эту власть?
Преподавание Закона Божьего в школах НЕОБХОДИМО. Школа - не обучающий робот, просто впихивать учебную информацию - преступление для учителя. Духовное воспитание необходимо, и если в советские времена были октябрята, пионеры, комсомольцы, была активная общественная работа: трудовые дела, помощь малышам и престарелым, шефство над отстающими, худсамодеятельность, то теперь в стратегии воспитания - полнейший вакуум, который сейчас с "успехом" заполняют "Дом-2" и "Ранетки". Только уроки Православия и Закона Божьего могут спасти ситуацию, т.к. именно они способны сформировать духовный стержень у учащихся. А там уже они осознанно станут подходить к выполнению Заповедей Божиих. И это должно стать государственной стратегией воспитания молодежи, если государство заинтересовано в своем процветании. А автору - спасибо за статью.
Походы в магазин, к родственникам и друзьям, как говорят наши батюшки, можно делать в седьмой день недели. Они (батюшки) нам объясняли смысл этой заповеди - если ты по каким-либо причинам не можешь попасть в храм в течение недели, то в воскресенье (в выходной день) литургию ты сможешь постоять. Уделить Господу 2-3 часа может КАЖДЫЙ. А потом, после литургии, можешь заниматься своими делами. Потому что выше Литургии нет ни на Небе, ни на земле. У нас женщина в храме, уже старенькая, сидя дома по немощи своей молится вместе с батюшками. Знает всю литургию. И батюшки знают, что она молится вместе с ними дома. Люди, у кого есть возможность, пришли в храм, а кто не может - молится дома.
А по поводу родителей и детей скажу одно. Родители, благословляя детей на брак, знают, что муж и жена становятся одним целым. Поэтому эгоизма здесь быть не может.
Простите, если я Вас чем-то обидела. Но учиться надо. И на ошибках тоже.
Хотя о заповеди про родителей есть оговорки. Почему-то не рассматривается вопрос о самих родителях. Нередки случаи, когда именно родители из эгоизма разрушают брак своих детей - ведь удобно иметь ребенка под рукой, особенно девочку. Дети будут заботиться о родителях, а вовсе не о чужих людях (муже, жене). Эгоизм свойственен всем людям, а не только детям.
Разве виноваты дети, если родители родили только одного ребенка (а ребенок по каким-то причинам уехал) и родители остались одни, и жалуются на плохих детей? Разве виноваты дети, что родители попросту не умеют, не могут их правильно воспитать, а зачастую и не желают?
/родители общаются с детьми всего семь минут в сутки/ - кто живет в городах, не может ребенок находиться с родителями.
/Думали ли Адам и Ева о разводе?/ Долго смеялась, может автор знает, кто о чем думал?
Выступление против магазинов двояко. Зачастую только выходной день дает возможность купить одежду, продукты, подарки, побывать в гостях, сходить с ребенком куда-то, а супругам - возможность полноценно общаться.
Одна ниточка тянет за собой все остальное - нарушаем одну заповедь, и все ползет по швам.