Больше всего, конечно, вспоминаю свое детство – это были золотые годы. Учась в восьмом классе школы, я впервые, пусть еще тогда из любопытства, переступил порог храма. Его настоятель, молодой священник, встретил меня так, как будто я ходил туда много лет. И на следующий день (это было зимнее воскресное утро) я уже стоял в алтаре, облаченный в стихарь. С тех пор моя жизнь оказалась связанной с Церковью.
Сначала к моему пономарству родители отнеслись довольно спокойно. Помнится, даже были рады, надеясь, что это может повлиять на меня в положительном направлении. В тот период я был особенно резвый – во многих смыслах этого слова. И потому мама с папой надеялись, что тяга к храму остепенит меня. В принципе так оно и вышло. Но они и подумать не могли, что я пойду учиться в семинарию. И вот тогда они запротестовали, но, увидев, насколько твердо я стоял на своем, дали свое благословение.
Что касается друзей, то с ними проблем вообще не было – они отнеслись к моему решению с пониманием и… большим любопытством. Мое глубокое убеждение заключается в том, что если люди друг другу нужны, их отношения с годами становятся все крепче и солиднее. И специфика образования здесь не играет никакой роли.
Разумеется, я со всей серьезностью готовился к вступительным экзаменам, так как слышал, что отбор ведется с особой тщательностью. Помню, как, уже сидя в автобусе, направляющемся в Москву, продолжал дочитывать учебник по истории Русской Православной Церкви. На самом собеседовании отвечал довольно уверенно, правда, помню, не смог тогда толком дать определение церковного таинства.
Конечно же, я осознанно сделал свой выбор в пользу духовного образования, так как был укоренен в своем желании в дальнейшем стать клириком Православной Церкви. Поэтому день своего зачисления в состав студентов Сретенской духовной семинарии считаю одним из самым радостных в моей жизни.
Если говорить о трудностях пребывания в стенах духовной школы, то они имеют, скорее, бытовой характер. Но также сложно было привыкать к непривычно плотному графику расписания. Порой тяжелы были переселения из кельи в келью – ведь все это сопряжено с определенной психологической встряской: ты отрываешься от людей, к которым прикипел всей душой. Так или иначе, но к распорядку семинарского времени я постарался привыкнуть как можно быстрее, поскольку понимал, что в этом режиме мне жить не один год.
В нашей семинарии созданы великолепные условия для получения качественного и глубокого церковно-богословского образования. А потому мне бы не хотелось делить наших преподавателей на любимых и нелюбимых.
Сессия… С одной стороны нужно в короткие сроки освежить накопленный учебный материал. А с другой стороны – это предвкушение грядущих каникул.
Что мне дала семинария?.. Думаю, помимо образования, – правильное направление духовных и житейских ориентиров. Духовная школа – важнейший этап взросления. Именно здесь я понял: без взросления, без возмужания можно навсегда остаться в состоянии инфантилизма. Чтобы этого не случилось, необходимо научиться делать правильные выводы из ошибок и неудач, научиться их преодолевать и ничего не бояться.
Во главе духовной жизни в семинарии стоит богослужение. Наши семинарские праздники – это, в первую очередь, день Сретения Владимирской иконы Божией Матери (8 сентября) и память священномученика Илариона Верейского (28 декабря).
Кроме того, за пять семинарских лет я осознал огромное значение личной молитвы – то, что со временем становится большим подспорьем в нашей непростой жизни, необходимейшим утешением…
Много пользы приносят и паломнические поездки. Самая яркая из них – наше путешествие (по окончании третьего курса) в Санкт-Петербург. Давно мечтал посетить этот прекрасный город.
Говоря о послушаниях, нужно отметить довольно щадящее отношение к нам руководства Сретенской духовной школы. По крайней мере, за все годы моего обучения в семинарии я не столкнулся со сверхсложными задачами. Наверно, определенную роль играют в этом дежурные помощники. Они также осуществляют контроль – иногда довольно суровый – дисциплины на богослужениях и в повседневной жизни нашего общежительного быта.