Губительные последствия увлечения вином были всегда для человека плачевны и не могли не найти отклика в учении святых отцов Церкви, всегда проявляющих пастырскую заботу о нравственном здоровье человека. Это явление было отцами тщательно проанализировано и получило точную оценку в их многочисленных творениях. Квинтэссенцию всех святоотеческих высказываний о пьянстве можно выразить лаконичной и точной формулировкой святителя Василия Великого, сказавшего, что «пьянство – вражда на Бога»[2].
О причинах пьянства
Само по себе желание жить счастливо непредосудительно, поскольку человек создан Богом для вечной блаженной жизни, и это желание и стремление к блаженству заложено в нем изначально. Но человек был создан таким образом, что блаженство вечной жизни обусловлено сокровенной связью с Богом и имеет Бога своим источником. В отрыве от Бога и связи с Ним истинного счастья быть не может, но может быть некая подмена, «суррогатное довольство», которое опирается на исконную потребность в счастье и которое находит человек, не в Боге ищущий пути к радости. Одним из таких суррогатов и стало увлечение вином, которое в силу своих природных свойств доставляет человеку временное веселие.
В силу повреждения человеческой природы путь к Богу для человека стал тернистым. «Отдай кровь и прими дух», – такими словами определяют святые отцы положенный нам путь борьбы с грехом и научения добродетели, посредством которых человек может найти радость в Боге. И потому далеко не каждый желает следовать пути, содержащим в себе такие трудности, и предпочитает более легкими путями находить радость. Но душа, которая, по словам Тертуллиана, по природе христианка, не принимает радости вне Христа, и вскоре наступает духовное опустошение, которое по необходимости надо чем-то заполнять. В итоге человек, не ведущий пути к Богу, вынужден заполнять пустоту души все тем же бесплодным поиском утешений, одним из которых выбирает винопитие. Однако суррогатный источник радости не может принести счастья и становится для человека, в конечном счете, тем «райским плодом», который приносит ему одни беды.
Святые отцы, рассуждая о винопитии, основную причину видят в неверном использовании человеком исконной потребности в радости, которая принимает качественно иную форму сластолюбия. Сластолюбивый не хочет знать меры веселия, происходящего от вина, и безмерность производит во всем его существе чрезвычайное расстройство и порабощает диаволу. «Пьянство, – говорит святитель Василий Великий, – это добровольно накликаемый бес, через сластолюбие вторгающийся в душу»[3]. Наряду со сластолюбием, причиной пьянства становится сопутствующее сластолюбию невоздержание, способствующее образованию худого навыка к винопитию. «Причиною пьянства, как и прочих грехов, бывает злое и невоздержанное сердце, праздность, частые пиршества, компании, усиленные потчевания, общение со злыми и невоздержанными. От частых же повторений порождается страсть и злой обычай»[4].
О дозволенной мере
Однако, учитывая очень низкое качество современных алкогольных напитков, особенно пива, водки и алкогольных коктейлей, производство которых ориентировано на огромный объем потребления, употребление таких напитков даже в целях поддержания здоровья желательно сократить до самых редких случаев. Некоторые святые отцы из соображений духовно-нравственного преуспеяния рекомендуют и вовсе исключить употребление спиртного. «“Не упивайтеся вином”, – говорит апостол. Но как положить меру, с которой начинается упивание? Христианам скорее идет: совсем не пейте, разве только в крайностях. Конечно, не вино укоризненно, а пьянство; но огонь в кровь влагается и малым количеством вина, и прибывшее от того развеселение плотское развевает мысли и расшатывает нравственную крепость. Какая же нужда ввергать себя в такое опасное положение? Особенно когда сознается, что всякую минуту времени надобно искупать, а этим поступком не минуты, а дни отдаются даром врагам, и добро бы даром, а то еще с приплатою? Так, строго судя, винопитие совсем должно быть изгнано из употребления из среды христиан»[6].
Исключение составляет детский и юношеский возраст. По мнению исследователей, «алкоголь чрезвычайно опасен для детей и подростков. Прием алкоголя нарушает процессы созревания нейронов (нервных клеток). Отсюда у подростков будет страдать интеллект, память, мышление, поведение. Явления опьянения развиваются быстро и могут заканчиваться оглушенностью и комой. Организм подростка еще не окрепший, и под воздействием алкоголя быстро развивается целый “букет” заболеваний»[9]. Протоиерей Илия Шугаев в своей книге «Свобода и зависимость» рассказывает о подобном случае воздействия алкоголя на детский организм: «Один научный сотрудник, человек, казалось бы, вполне неглупый, однажды отправился на зимнюю рыбалку со своим девятилетним сыном. Приехали на машине на озеро, сделали лунку, ловят рыбу. Проходит некоторое время, собралось несколько рыбаков, решили “для согрева” выпить по 100 грамм. Показывают отцу на сына: мол, он тоже мерзнет. Ребенок сначала не хотел пить и отговаривался. Но его с аргументом: “Ты что, не мужик, что ли?” – все же уговаривают. Через десять минут парень побледнел, отец насторожился, еще через пять минут ребенок падает в обморок. Отец схватил ребенка и быстро понесся на машине в городскую больницу. Но спасти ребенка так и не удалось»[10]. Поскольку в молодом организме все процессы проходят быстрее, то разрушительное действие алкоголя происходит более интенсивно. По статистике, более половины смертей людей в возрасте от 20 до 40 лет так или иначе связаны с неумеренным употреблением алкоголя.
Святые отцы обращают внимание на разрушительное действие вина на нравственность именно молодых людей, более склонных к худому навыку. «Юным нельзя позволять пить ничего опьяняющего, потому что юные скорее привыкают, и чему научатся в юности, к тому и всю жизнь пристрастны будут. Нельзя позволять им водиться с пьяницами и развращенными»[11]. Преподобный Ефрем Сирин говорит о возбуждающем действии вина на плоть юноши. «Во всякое время бойся вина, юный; потому что вино никогда не щадит тела, возжигает в нем огонь худого пожелания»[12].
Отеческое обличение
Святоотеческая аргументация против винопития исходит из представления о человеке как образе Божием. Человек, будучи сотворен по образу Божию, имеет на земле цель уподобиться Богу и для достижения этой цели должен использовать все силы души и тела, данные ему Богом от рождения. Увлечение вином не только разрушает здоровье, но приводит в крайнее расстройство весь душевно-телесный состав человека, всю совокупность сил, которые по замыслу Божию должны быть направлены на достижение главной цели – единение с Богом. Поэтому пьянство становится деятельным богоборческим началом в человеке и представляет для него крайнюю опасность.
Ум по преимуществу служит в человеке начальному Богопознанию, поэтому неумеренное употребление вина, помрачающее в человеке ум, становится орудием, удаляющим человека от Бога. «Пьянство – начало безбожия, ибо оно омрачает разум, которым обыкновенно наиболее познается Бог»[13]. Помраченный ум уже не способен контролировать и управлять ощущениями, исходящими из сердца человека, и человек становится жертвой разнообразных страстей. «Пьяный человек способен на всякое зло, идет на всякие соблазны. Тот же, кто так его угостил, становится участником и всех его беззаконий, поскольку трезвый таких соблазнов не принял бы. Если в трезвом сияет хоть малая искра разума, то в пьяном она совсем угашается. Трезвого хотя и влечет похоть к беззаконию, но совесть вооружается и противостоит, и так отводит от беззакония, а в пьяном похоть преобладает, а совесть ослабевает»[14].
Пьянство, как никакой другой грех, рождает множество других смертных грехов. В «Цветнике духовном» описывается следующий случай. «Однажды бес сказал египетскому пустынножителю: “Соверши один из грехов: убийство, блуд или пьянство, и после этого я не буду уже искушать тебя”. Пустынник подумал: “Убийство страшно и по земным, и по небесным законам; блуд – стыдно губить чистоту и касаться скверны; упиться же один раз – небольшой грех, протрезвею. Пойду упьюсь и буду жить спокойно”. Взявши рукоделие, пошел в город, продал все и упился. По действию сатаны случилось ему беседовать с прелюбодейной женщиной. Он впал в грех с нею, но пришел муж ее и начал бить пришельца. Пустынник начал с ним драться и, одолев, убил мужа. Таким образом, он совершил все три греха; каких грехов он боялся и гнушался трезвым, смело совершил пьяный и через то погубил многолетние свои труды. Разве только потом истинным покаянием он смог умилостивить Бога, возвращающего кающимся прежние заслуги»[15]. Святитель Тихон Задонский подтверждает достоверность этого случая из «Цветника», говоря о том, что «пьянство бывает виной многих и тяжких грехов. Оно порождает ссоры, драки с последующими кровопролитиями и убийствами, сквернословие, кощунство, хулу, досады и обиды ближним. Оно приучает лгать, льстить, грабить и похищать, чтобы было чем удовлетворить страсть. Оно разжигает гнев и ярость. Оно приводит к тому, что люди валяются в грязи, как свиньи в болоте, – словом, делает человека скотом, словесного – бессловесным, так что не только внутреннее состояние, но и внешний человеческий вид часто изменяет. Поэтому святой Златоуст говорит: “Диавол ничего так не любит, как роскошь и пьянство, поскольку никто так не исполняет его злой воли, как пьяница”»[16].
Нетрезвый образ жизни не только умножает грехи человека, не только расстраивает его здоровье, но приносит множество других бедствий, делая несчастными членов семьи недугующего, отнимая у него доброе имя и делая его бесполезным для общества. «Пьянство бывает причиной не только душевных, но и временных телесных зол, расслабляет тело и приводит к немощи. Поэтому написано: “Против вина не показывай себя храбрым, ибо многих погубило вино” (Сир. 31: 29). Пьянство приводит к убожеству и нищете. “Работник, склонный к пьянству, не обогатится”, – говорит Сирах (Сир. 19: 1). Оно отнимает славу и доброе имя; напротив, к бесславию, презрению и омерзению приводит, ибо никем так не гнушаются люди, как пьяницей. Домашним, родным, друзьям пьяный причиняет скорбь и печаль, а у врагов вызывает насмешку. Пьянство делает своего приверженца неспособным ни к какому делу. В каком бы звании ни был пьяница, он больше принесет бед и напастей, чем пользы обществу»[18]. «Пьяница неприятен для друзей, смешон для врагов, презираем подчиненными, отвратителен для жены, несносен для всех»[19]. Святитель Иоанн Златоуст добавляет, что предавшийся пьянству не только на земле лишается уважения и здоровья, но и на небе теряет все. «Главное зло пьянства в том, что оно делает для пьяницы недоступным небо и не позволяет достичь вечных благ, так что вместе с позором на земле страждущих этим недугом и на небе ожидает тягчайшее наказание»[20].
«Пьяница – живой мертвец»[21]: увлекающийся вином пророчески отождествляется святыми отцами с мертвецом. По статистике, около полумиллиона смертей в России так или иначе связано с болезнями, вызванными употреблением алкоголя.
Обыкновенно подвергшийся несчастью или тяжелой болезни человек испытывает некоторое облегчение и утешение от помощи и соболезнования со стороны других людей. Грех винопития лишает свою жертву и этого утешения. «Пьянство – несчастье, над которым смеются; болезнь, над которою издеваются; произвольное беснование, которое хуже умопомешательства»[22].
Наконец, такое бедственное положение пьющего человека, поверженного в бездну греха и претерпевающего разнообразные несчастья, свидетельствует о его крайнем отчуждении от Бога и пленении в рабство диаволу. «Храм Божий – это те, в ком обитает Дух Божий. Храмом идолов (и диавола) являются те, которые оскверняют себя пьянством и невоздержанием… Кто проводит время в пьянстве… тот подпал жестокой власти диавола»[23].
Путь к исцелению
Ошибочность такой точки зрения заключается в слишком поверхностном взгляде на проблему зависимости от алкоголя и объясняется вполне понятным нежеланием глубже вникать в суть проблемы. Форма алкоголизма, включающая такой элемент, как запой, являет в человеке уже крайнюю стадию развития страсти, тогда как начальные стадии могут оставаться незаметны невнимательному взору.
Святые отцы учат судить о присутствии той или иной страсти в человеке исходя из наличия зависимости. Если, скажем, человек не может длительное время обходиться без своего любимого мороженого, значит, он подвержен страсти чревоугодия. Если не может пару дней не раздражаться при наличии всех к тому условий, следовательно, он подвержен страстям раздражительности и гнева. То же самое рассуждение применимо к употреблению алкогольных напитков. Если человек не может долгое время обходиться без своего любимого пива, не испытывая при этом хотя бы малейшего дискомфорта, значит, он в определенной степени уже алкоголик. А если алкоголик, то необходимо пересмотреть отношение к алкоголю, так как алкоголизм – это страсть, и, как и любая другая страсть, без борьбы будет интенсивно развиваться.
Думается, приведенных рассуждений достаточно, чтобы каждый из читающих эти строки определил в себе наличие (или отсутствие) зависимости от алкоголя.
Так как же бороться с этой страстью? Во-первых, как уже было отмечено, невозможно преодолеть в себе какую-либо страсть, не признав себя больным ею. Человек, не понимающий и не признающий себя алкоголиком, не сможет вылечиться, потому что не захочет этого. Поэтому, первый шаг – это увидеть, признать и захотеть. Во-вторых, так же, как и в отношении других страстей, здесь уместно святоотеческое правило, приведенное выше: «Отдай кровь и приими Дух». То есть для преодоления зависимости необходимо потрудиться и потерпеть.
Святитель Тихон Задонский предлагает следующие средства к преодолению пьянства: «От плохих компаний и пиршеств надо удаляться. Надо помнить, что от этой страсти весьма трудно отстать. И многие от этой самой страсти погибают душой и телом. А привыкшим к этой страсти надо крепко против ее мучительства вооружиться, стоять, не поддаваться, молить и призывать всесильную Божию помощь. Надо приводить на память случающиеся от пьянства беды и сравнивать состояние трезвой жизни с состоянием пьяного. Надо напоминать, что многие умирают пьяными во сне и из этого мира в иной переходят без всякого чувства и потому без покаяния»[26]. Святитель Игнатий (Брянчанинов) указывает на необходимое постоянство для успеха в борьбе. «Каждое сопротивление, оказанное требованию страсти, ослабляет ее; постоянное сопротивление низлагает ее. Каждое увлечение страстью усиливает ее, постоянное увлечение страстью порабощает… увлекающегося ею»[27].
Период борьбы всегда сопровождается обострениями. При воздержании телесном обостряются страсти душевные. Это происходит и при воздержании зависимого от алкоголя. Страсть требует удовлетворения и, не получая желаемого, возбуждает в душе различные иные страсти, такие как раздражительность, гнев и др. В таком случае святые отцы советуют в усиленной молитве обращаться к Богу за помощью. «Ужасна буря страстей: ужаснее она всех наружных бедствий… помрачается разум, закрытый густым облаком помыслов. Во время бури сердечной единственным средством спасения остается усиленная молитва. Подобно апостолу Петру, должно вопиять от всей души ко Господу»[28].
Горячая и слезная молитва близкого человека за недугующего пьянством также может привести его к спасительному исходу. Жена одного служащего, некая Мария Гордеева, рассказала на Троицком подворье архимандриту Крониду следующую повесть о себе. «Мой муж, – говорила она, – после брака не переставал вести нетрезвую жизнь. Все свободное время он проводил в пьяных безумных оргиях. Однажды, находясь в неописуемой скорби, доходящей до отчаяния, я сидела одиноко в своей комнате и решила призвать на помощь преподобного Сергия Радонежского. Я так горячо молилась ему, что слезы лились потоком. Вдруг вижу: вся комната моя осветилась неземным светом. В этом свете идет ко мне дивный старец неописуемой духовной красоты и доброты… Подойдя, он отечески приветливо сказал мне: “Успокойся, раба Божия Мария! Молитва твоя услышана, и твой муж больше нетрезвым к тебе не придет”. Я поклонилась ему в ноги. Он меня благословил и стал невидим. Через несколько минут после этого видения раздался в нашей квартире резкий звонок. Я отворила дверь и увидела мужа. Но он совсем не был таким буйным, каким являлся прежде. Войдя в переднюю, он опустился передо мною на колени, зарыдал и стал просить у меня прощения за свою безумную жизнь и мучения, причиненные мне. После этого он сделался неузнаваемым, совершенно трезвым и достойным. И 35 лет нашей дальнейшей супружеской жизни я прожила с ним в мире и согласии»[29].
Человеку, желающему исцелиться от пристрастия к «зелью», необходимо помнить, что одними медикаментозными средствами, даже совместно с серьезными личными усилиями, но без помощи Божией, невозможно исцелить его болезнь. «Единый Святой Дух может вполне очистить человека от страстей и возвратить ему власть над самим собою, похищенную диаволом»[30]. И эта сила Святого Духа подается в святой Церкви Христовой посредством святых таинств. По это причине успешная борьба с недугом пьянства возможна лишь при условии регулярного участия больного в церковных богослужениях и периодического причащения святых Христовых таин.
Итак, вино, как и все сотворенное Создателем для нашей пользы, есть добро, «ибо всякое творение Божие хорошо, – говорит апостол, – ничто не предосудительно, если принимается с благодарением» (1 Тим. 4: 4). «Виноградная лоза называется растением не диким, потому что вино, принятое вовремя и в меру, делает нас кроткими, служит людям залогом верности и дружбы, бывает причиною веселия, противоядием плачу, средством к истреблению лености. Для больных оно простое пособие и врачующее от разных немощей, для здоровых – подкрепление и средство к соблюдению здоровья»[31].
Как творение Божие вино достойно особого отношения и еще по одной причине, о которой говорит преподобный Исидор Пелусиот: «Не бесчести благословения плодов, не простирай до пресыщения пития, не нарушай соразмерности несоблюдением меры; пия вино, не пропивай ума, но помни, что Дух Божий соделывает начаток его Кровью Христовою»[32] посредством участия вина в таинстве Евхаристии.
Но, если кто не уважает этого дара Божия и относится к нему с потребительским небрежением, того постигает справедливое возмездие. «Кто не уважает правил: “ничего слишком, и всего лучше – мера”, предается излишеству в вине, то оно отомстит ему за оскорбление, разломит и голову, и виски, отымет у человека силу, расслабит все тело, свяжет руки и ноги (о другом чем, более неприличном, нехорошо и сказать), и врагам и друзьям предаст на посмеяние»[33].
Вино само по себе не плохо. Плохо - злоупотребление вином, также как и чем-либо другим. Например, тем же шоколадом (конфетами, тортами...), который тоже везде и всегда на глазах и который при злоупотреблении приводит к сахарному диабету и тоже порабощает душу. Смысл статьи в том, что ко всему необходимо относиться трезво. Соблюдать меру во всём, в том числе и в вине. Если же человек уже поработился и не властен над собой, то, ему, конечно, следует отказаться вовсе от вина, пока он не восстановит свободу своей души.
Спаси Вас Господи!
А человеку, с трудом выражающему свое мнение по какому-либо вопросу мысли "пить плохо" вполне достаточно. Это как кашка для грудничка: что-то более сложное он не переварит.
Алкоголь - способ сбежать от решения проблемы. С этого все алкоголизмы и начинаются. Я так думаю. И если человека не отвели в церковь, чтобы там он смог найти в себе силу проблему решить, тогда это действительно горе.
Бысть неки бражник, и зело много вина пил во вся дни живота своего, а всяким ковшом Господа Бога прославлял, и чясто в нощи Богу молился. И повеле Господь взять бражникову душу, и постави ю у врат святаго рая Божия, а сам ангел и прочь пошел...
Бражник же еще начя у врат рая толкатися. И приде ко вратом Иоанн Богослов, друг Христов, и рече: «Кто у врат рая толкаетца?» — «Аз есть бражник, хощу с вами в раю быти». Отвещав Иоанн Богослов, друг Христов, и рече: «Бражником есть не наследимо Царство Небесное, но уготована им мука вечная, что бражником отнюдь не входимо в рай!» Рече ему бражник: «Кто есть тамо? Зане глас твой слышу, а имени твоего не знаю».— «Аз есть Иоанн Богослов». Рече бражник: «А вы с Лукою написали во Евангели: друг друга любяй. А Бог всех любит, а вы пришельца ненавидите, а вы меня ненавидите, Иоанне Богослове! Либо руки своея отпишись, либо слова отопрись!» 5 Иоанн Богослов рече: «Ты еси наш человек, бражник! Вниди к нам в рай». И отверзе ему врата.
Источник. Изборник (Сборник произведений литературы Древней Руси). – М.: Худож. лит., 1969. – С.594-596, 779-780 (прим.) – Сер. «Библиотека всемирной литературы». Подготовка текста повести «Суд Шемякин» и прим. А.М.Панченко.
«Отрицать винопитие - это не христианство, а гностицизм, который, кстати, перешел и с ислам…
…Надо пить умеренно по стакану красного вина, особенно "Каберне Совиньон", по праздникам или по уикендам, но если употребление превращается в неотразимый навык, надо прекратить…»
Простите, отец Павел, у русских есть пословица: «Со своим уставом (болгарским), в чужой (русский) монастырь не лезут».
К тому же, в России «уикендов» не бывает. И еще. Вы, извиняюсь, доцент по какой части? По алкогольному маркетингу? Россия спивается, а Вы такие рекомендации даете…
С уважением к Вашему священническому сану…
Отрицать винопитие - это не христианство.
----------------------------------------
А его никто и не отрицает, только вот кому-то винопитие в радость, а кому-то в горе. Вот тех, кому в горе намного больше в России. Посмотреть вокруг, так практически сплошное пьянство и наркомания.
Гляньте здесь
http://trezvenie.org/forum/index.php?topic=165.0
посмотрите, сколько людей, у которых горе от такого вот "винопития", и это только капля в море. А сколько их таких горемык по Руси рассыпано, да просто представить не возможно. А все начиналось мило и "культурно", никто же пьяницами не рождается.
Пора бы уже задуматься людям и перестать выставлять "культурное" употребление как медаль на груди. Хвастаться-то нечем. Или неужели эгоизм настолько заволок глаза, что дальше своего "я" ничего не видно?
http://www.pe-bg.com/?cid=3&pid=26445
Надо пить умеренно по стакану красного вина, особенно "Каберне Совиньон", по праздникам или по уикендам, но если употребление превращается в неотразимый навык, надо прекратить. Самое хорошее красное вино, которое я попробовал - австралийское, а на втором месте поставлю калифорнийское.
В Болгарии крестьяне производят для личной консумации большое количество ракии (водки) и вина и пьют обычно вечером, но утром свежие и работают. Они алкохоликами себя не считают, хотя технически они как раз такие.
Спасибо вам за статью, спасибо что обратили внимание на такой больной вопрос (и грех) как пьянство. У каждого автора будут свои сторонники и противники, это уже как закон. Не смотря на какие-то "странные" замечания о вашей статье некоторых трезвенников, она не перестает быть актуальной и вразумляющей, а это самое главное. Для пасомых очень важно что говорят и чему учат их пастыри. Они (пастыри) являются примером жизни во Христе и маяком в сложно мирской жизни (которая, кстати, не становится легче).
Хотелось бы вспомнить слова Святого Иоанна (Кронштадского), которые привел один из участников этого диалога:
"– Пишите, дорогой мой, пишите! Больше, больше пишите! Никого не слушайте, ни на кого не смотрите! Я благословляю вас на это! Вы получите заслугу от Господа, чем больше будете писать! Нет ЗЛА столь великаго и гибельнаго, нет врага сильнейшаго, как народное пьянство."
Будем молится и надеяться, что эта статья не будет последней, а вам, как автору, низкий поклон и большая благодарность. Спаси вас Господи.
пишет:
"Так, ничего не сказано о разумной мере пития ...",
а что разумного можно сказать о мере употребления наркотиков?
Ещё Всеволод пишет: "... по моим оценкам, для взрослого здорового мужчины это МАКСИМУМ 24-32 г алкоголя в день, т.е. два бокала сухого вина.",
взрослый - это с какого возраста - например вес 85кг, 46-й размер ноги - это взрослый? Ему правда 15 лет, но что для него Ваши 32 г. алкоголя? Да, и о возрасте - с 18-ти или как в некоторых странах 21-го?
И о здоровье - половина моих знакомых считают, что здоров, как бык, а половина считают, что я не здоров. Так мне после этого, как?, только 12-16г алкоголя в день можно? А если я наберу вес, эдак под 150кг, можно мне дозу увеличить раза в два? А если я якут - какая моя доза?, а при царе батюшке к якутам под страхом смертной казни было запрещено завозить алкоголь, почему?, Всеволод? Разобраться, причём очень хорошо, в этом страшном вопросе надо, а только потом статьи писать и предложения давать.
(Не употребляю, СЛАВА БОГУ, алкоголь (по убеждению) 26 лет).
С ходу: излагать какие-то основные вопросы православия и при этом не пользоваться трудами и соответственно не упомянуть в библиографии Свтт.Иоанна Златоуста, Василия Великого, Антония Великого это ведь, невозможно. Так же касаясь вопросов трезвости/пьянства в нашей стране, невозможно не пользоваться трудами академика Ф.Г.Углова, В.Г.Жданова и иных борцов за отрезвление нашего народа. Автор же не пользуется и не упоминает. Умышленно или по невежеству? Есть даже книга у академика Ф.Г.Углова - "Правда и ложь о разрешенных наркотиках", обратите внимание - "... разрешенных ...", что обсуждаем, братья и сестры, допустимые дозы наркотиков, условия их приёма, с кем, ради чего и т.п.?
На сегодняшний день, когда страна практически потеряла себя и погибает в пьянстве и наркомании...думаю что воздержание от алкоголя, и вина в том числе, будет как раз к месту ...ради ближнего своего. Ведь сказано нам "Возлюби Господа Бога твоего... и БЛИЖНЕГО как самого себя". Вот и давайте стремиться к последнему.
"Впереди планеты всей", говорите? Да, точно, по количеству выпитой отравы, количеству убийств и самоубийств, абортов, сирот при "живых" родителях и "живых трупах" - алкоголиках…
А то что, не видите проблемы, так это именно Ваша проблема. Чтобы увидеть, надо самому протрезветь (хотя бы в виде эксперимента) минимум на полгода и внимательно посмотреть вокруг себя.
Кстати, за все 25 лет, ни разу не воспользовался алкоголем как лекарством, и праздников немало отметил без этого зелья. За тот же период не встречал НИ ОДНОГО алкоголика-пьяницу, который бы признавал себя таковым: ВСЕ - "умеренно-культурно-традиционно" потребляющие! ВСЕ! Поэтому, Ваш, Юрий, вывод о "здоровье" нации, мягко говоря, не соответствует действительности.
И еще, меня, признаться, мало волнует отношение Бога к китайцам, а вот, к той части Русского народа, которая спилась и спивается (не осознавая этого) - волнует и очень, ибо "...пьяницы Царствие Божие не наследуют..."
"А где еще в мире за отсутствием денег можно расплатиться "поллитрой"?"
За последние 25 лет НИ РАЗУ не расплатился "поллитрой", хотя большую часть из этих лет живу в деревне. Поначалу, конечно, понимания не было, а потом... даже зауважали. Объяснял очень просто: "Не хочу никого убивать". А за примерами никуда не надо было ходить - тут же, рядышком.
Да, "у нас "поллитру" всегда возьмут" - так не давайте, и все дела!
Да, для подавляющего большинства нашего народа алкоголь стал частью "жизни", но что это принесло?
И атомную бомбу и ракеты наш народ создал когда ТАКОГО всеобщего "праздника", как сейчас, даже представить было невозможно.
"Поллитру" используют в виде лекарства и "разменной монеты" уже спившаяся, деградирующая часть населения, которую нужно пожалеть и найти средства для ее излечения.Говорить, что наша нация здорова , мне кажется, можно говорить с большой натяжкой.
Ирине.Можно еще помолиться Святому мученику Вонифатию.Можно попросить помолиться за страждущих на форуме Иоанно-Предтеченского братства "Трезвение" http://trezvenie.org/forum/index.php?topic=121.15
20:05
Ну и бред Вы пишите - национальная черта. Это с каких времен же? Бог с нами не будет, если будем продолжать пить. Давайте вспомним какие ужасные гонения недавно были попущены и что стало со страной.
...если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; (Лк 14:26) Для тех кто не понял сдесь говориться и о национальных особенностях, привычках. Хотя к нашей стране эта особенность совсем недавно стала приписываться. Недавно в метро видел рекламу книг "Мифы о России" вроде так называются. Там развенчивается миф об исторической привязке пьянства к России. Очень интересно почитать. Хотя помню тут на Православии.ру, что-то было похожее, но найти не смог.
В древней Палестине вино являлось продуктом питания. В современной России оно таковым не является. В качестве лекарства мы его тоже не принимаем. Значит принимаем в качестве допинга, для потакания прихотям своего тела. Не правильнее было бы посвятить это время молитве, если мы считаем себя христианами?
А если это национальная черта, которую невозможно изжить? С каким удовольствием люди смотрят фильмы: "Особенности национальной...и т.д.", потому что себя узнают. В древнерусской литературе есть "Повесть о бражнике"(17в) - замечательное произведение! Первоначально оно было задумано как обличение пьянства, но постепенно переписчики изменили трактовку: смех вытеснил дидактику и бражник благополучно уселся в раю на лучшее место. И всякая борьба с пьянством в нашей стране выглядит смешно - это чистый популизм.
Но несмотря на все это Россия будет могучей, как и была всегда, потому что Бог все-таки с нами, а не с китайцами...
Пьянство оправдываете? Нечем пьяницам гордиться! Водка всем вредит, без исключения. Бесовская вода-то, ведь.А великими русскими трезвенниками можно гордиться- Ф.Ушаков, царь Николай 2....
Вопрос распространения и потребления алкоголя в нашей стране очень злободневный, и такие материалы заставляют еще раз задуматься над судьбами России и нашей Православной церкви!
...И на это указывает бурное обсуждение вашего труда.
Братия и сестры прошу вас не спешить с "навешиванием ярлыков", а просто попытайтесь сопоставить все со Христом!
Христос посреди нас!
Отче Димитрие,
Вы видите, что в недрах русского Православия созрела готовая секта виноборцев? "
Ну какая секта-то? Это мнение отдельных людей, трезвость не противоречит правилам Православной Церкви. Кто как обосновывает свою трезвость - это личное дело каждого, в любом случае воздержание от алкоголя, в том числе и вина не противоречит православной вере.
В русской земле другой обычай и другой закон. И если имеем питье пьянственное, то не можем воздерживаться и пьем до пьянства. А что повелевают святые отцы пить по чаше или по две или по три то этого и слышать не хотим или не ведаем меры чаш этих. Обычно такова наша мера: как будем пьяные, что себя перестаем узнавать и помнить или напьемся до блевания, то перестаем пить. И ради этого обычая и погибельного нрава и грехолюбного навыка не подобает нам иметь во обители питья, от которого бывает пьянство, чтобы не впасть в конечную погибель…"
Из Краткой редакции Устава прп. Иосифа Волоцкого: "Сказание от Божественных Писаний, яко не подобает в обители бытии питию, от него же пияньство бывает. Слово 9".
Уважаемый Всеволод!
Почему бы вам не предъявить такие обвинения к премудрому Соломону, который сравниваетВИНО аж! со змеей и аспидом несущ ущими отнюдь не увеселение, а смертоносный яд?
Так же можно предъявить подобное обвинение нашим Священномученникам, Иоанну Кроншдтатскому и многим другим Святым.
Они отнюдь не подбирали выражения по вашему вкусу:
/Только ВИНО, одно вино превратило этого семьянина в зверя!///
/ВИНОПИТИЕ совсем должно быть изгнано из употребления из среды христиан///
/призывайте и образованных и простых, и богатых и бедных, и старых и молодых, чтобы не соблазняли и не развращали друг друга, а, напротив, спасали и отводили друг друга от пьянства и вообще от АЛКОГОЛЬНОГО ЯДА отравительного.///
Почему бы вам Всеволод не предъявить претензии ИМ, не помахать перед ними апостольскими правилами, не объявить сектантами и еретиками??
Уважаемый Всеволод!
Я же в своих постах нигде не призывала отнять у кого либо, включая вас - алкоголь. Даже слово "вино" не произнесла.
Вы видите, ТО, что страстно желаете увидеть?! Такое бывает и даже массово...
Пейте сколько хотите, умеренно, культурно и показывая пример своим детям! Это ваше дело, МОИМ не навязывайте, а?
Я же считаю, что сейчас идет ИМЕННО навязывание, потому, что куда не ступи, везде УЖЕ вбитая в головы христиан, мысль:
пить плохо - но пить необходимо, ибо вино дар Божий!
И это в ситуации алкогольной катастрофы! - которая и в страшном сне не снилась ни одному из святых!!!
Всем всех благ и Божией помощи во всем!
А батюшке отцу Димитрию, мудрости и больших успехов в деле отрезвления страждущих!
Интересно братие, а вы-то вперед не судите и осуждаете, и врагов ищете!
"Виноборчество" у нас на Руси разве что во сне можно увидеть, когда прилавки забиты тысячами наименований ядовито-алкогольных изделий для изведения русского народа!
Не ищите врагов, а задумайтесь над судьбой своей страны братья и сестры!
Вы видите, что в недрах русского Православия созрела готовая секта виноборцев?
Мне кажется "слабость" вашей статьи, отмеченная Елизаветой кроется вот в этой формулировке:
"Или вы выступаете против учения Священного Писания о том, что вино дар Божий?"
О каком Даре говорится? О даре "крепить" вино спиртом и выпускать "под видом вина" разные наркотические суррокаты? А ведь нынешнее "вино", это совершенно не ветхозаветный продукт! Как правило это "скороспелый суррогат" винодельной промышленности с обязательным добавлением этилового спирта!
Разве мог тот же св И Златоуст представить тот "страшный алкогольный потоп" захлестнувший нашу страну! И посоветовал бы он "чуть-чуть для здоровья"?
Не звучат ли эти строки соблазном ближнему: "пей, но не упивайся" уже НЕДЕЙСТВУЕТ в нашей ПОРАБОЩЕННОЙ алкоголем стране!
Я тоже считаю, что обращение к советам св Отцов древности должно быть внемательным, если вы хотите добра России!
Не лучше ли в данной катострофической ситуации вспомноить слова премудрого Соломона:
"Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно:
впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид;"
(Книга Притчей Соломоновых, гл 23)
Только призыв к православным людям о возможном абсолютном воздержании от алкоголя может принести плоды отрезвления нации! Иначе мы, как жена Лота, окаменеем "алкогольной окаменелостью" на пути в Царство Божее!
///пьянством кличут в народе, в медицине названо алкоголизмом/// - Это совсем не так.
Все таки, позволю себе очередное дерзновение. Очень неплохо было бы при написании статьи на столь серьезные вопросы просмотреть спец.литературу хотя бы по-диагонали, а не довольствоваться тем что говорят в народе...
Тем более в нашем, родном, алкоголезированном до крайности, народе... Большинство самозабвенно пьянствуют, называя это в меру. И вполне возможно они не допились бы до алкоголизма, если бы имели трезвый взгляд на так называемое культурное употребление.
На этапе КУ - уже надо бороться со страстью!
А из вашего текста получается, что пей до алкоголизма. Заметил, что приобрел его болезненную тягу - тогда борись
как со страстью!
Меня расстраивает такой подход...
///Советую вам еще раз внимательно прочесть статью. ///
Что же. Честно перечитала.
Отдельно цитаты из Св. отцов хорошо смотрятся.
А в целом осталось прежнее ощущение (даже усилилось) от общей идеи:
Пить плохо, даже в некоторых случаях очень плохо, но все равно пей - ибо вино дар Божий!
Спасибо, что откликнулись. С уважением, наилучшими пожеланиями и Божией помощи в деле трезвения и отрезвления страждущих.
В начале прошлого века со стороны нашего духовенства слышались такие речи:
Священномученик Владимир (Богоявленский): «Когда наступает эпидемия, тогда все прилагают усилия для того, чтобы устранить опасность и не дать ей распространиться. Но о бедствии пьянства, к сожалению, приходится сказать словами пророка Иеремии “Ты бьешь их, но они не чувствуют, ты исправляешь их, но они не исправляются” (Иер. 5: 3)… В ядовитых испарениях алкоголя отравляются все лучшие силы нашего народа. Не скрытно и не втихомолку действует эта зараза, но свободно и открыто совершает она свое разрушительное дело и похищает ежегодно гораздо более жертв, чем какая-нибудь повальная чума и холера!"
Современник писал о владыке: «Он видел, что алкоголизм вырос в страшное мировое международное зло и на борьбу с собою должен вызвать все живые охранительные силы каждой страны… Он ясно сознавал, что алкоголизм лежит главным камнем преткновения для русского народа на пути к его великому будущему… печальник народный не мог спокойно взирать на то, как по необозримому пространству Русской земли колышется пьяное море, играя своими зелеными отравляющими волнами и поглощая в своей бурной пучине и нашу государственность, и наше религиозное и национальное чувство… »
Священномученик Андроник (Никольский):
«Нам-то, кому вверено духовное руководительство народом к вечной жизни, нам-то тем более и надлежит выйти на деятельную, бодрую и воодушевленную борьбу за благо народа, за спасение его души от гибели в пороке зеленого пьянства… Нам вверена душа народная. Мы и должны ее вести по путям правым и спасительным. Поэтому и борьба с проклятым и самим народом проклинаемым пьянством должна быть делом прежде всего духовенства, как носителя пред народом Божиим света Евангелия Христова. На это и призываю всех вас, отцы и братие.
Идите же и от лица святой Церкви всех и всякого призывайте бодрствовать и трезвиться, призывайте и образованных и простых, и богатых и бедных, и старых и молодых, чтобы не соблазняли и не развращали друг друга, а, напротив, спасали и отводили друг друга от пьянства и вообще от алкогольного яда отравительного. Во услышание всех властно проповедуйте слово церковное устами святого апостола Павла: “пьяницы Царствия Божия не наследуют” (1 Кор. 6: 10).
Сим решительным словом заграждайте уста всем, кто стал бы оправдывать или защищать пьянство и вино. Ибо упивающийся, хотя бы и мало, затемняет свой разум, унижает и свою душу, и тогда, конечно, далек бывает и для Господа Бога.
Вот такие вот слова:
- заграждайте уста всем, кто стал бы оправдывать или защищать пьянство и вино.
- Когда наступает эпидемия, тогда все прилагают усилия для того, чтобы устранить опасность и не дать ей распространиться....
Почему бы священику Выдумкину не взять пример со священномученников , сейчас ситуация с пьянством и алкоголизмом гораздо катострофичнее чем в их времена?...
А мы аплодируем статье в итоге своей восхваляющую винопитие?
Ув. елена, что касается меня лично...вы правы я плохой христианин...
"Истинная свобода как раз состоит в отказе от употребления вина!"
Извините, не так: истинная свобода состоит в отказе от ГРЕХА. Кроме этой фразы, С КАЖДЫМ ВАШИМ СЛОВОМ я согласен.
Если кто отказывается от вина ради подвига, или по причине заботы о ближнем -- Господь такого да благословит, и, по совершении, да наградит.
А утверждающие "алкоголь - яд" как раз попадают под апостольское правило. Златоуст таких называет не больше не меньше как еретиками.
Да любое употребляемое вещество в избыточном количестве - яд, даже водой можно насмерть опиться. Дело всё в разумных пределах, которые, к сожалению, у нас позабыты.
ТРЕЗВАЯ пропаганда воздержания от алкоголя, в нашем бедственном положении, необходима -- но я вижу, как под лозунгом трезвения ведётся пропананда СТРАСТНАЯ, борьба не с грехом винопития, а с вином. Ничем хорошим такое безобразие увенчаться не может, это лекарство, которое вреднее болезни.
Так что, статья о. Димитрия хороша, хотя поверхностна; но видите, как она раздражает некоторых - отнюдь не пьяниц.
__________________________________
Уважаемый Александр Качалов - у меня абсолютно нет никаких сомнений в этом! Алкоголизм - страшная болезь,пронизывающая и поражающая всего человека польностью и его физический и духовный уровень,,,
Но по по священнику Выдумкину выходит, что алкоголизм - страсть, которую можно победить как обыкновенную страсть, такую как чревоугодие, раздражение и пр...
Я с этим не могу согласиться! Пьянство Это да - греховная страсть, о последствиях которой однозначно предупреждается в Священом Писании!
И бороться с ним можно и нужно уже на этой ступени приобретенного стремления христианина к опьянению сознания! - не допиваясь до алкоголизма!
А по священнику Выдумкину выходит, что вполне возможно допиться до Алкоголизма и потом уже начинать бороться с приобретенным страшным недугом !?! Это-то в стране где идет эпидемия страшной "чумы"!?
Мне очень не понравилась эта его мысль и эта страшная путаница ((
Тем более, что подавляющее большинство алкоголиков погибают так и не признав себя таковыми.((
Уважаемый Всеволод, вы заблуждаетесь и вводите в заблуждение других: "ни воры, ни лихоимцы, ни ПЬЯНИЦЫ, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют" (1Кор. 6:10) Но нигде в Писании не сказано, что гнушающиеся Царства Божия не наследуют.
О гнушении написано в 51 и 53 Апостольских правилах:
«Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и ВИНА, не ради подвига воздержания, но по причине ГНУШЕНИЯ, забыв, что все добро зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом, хуля, клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен из священного чина, и отвержен от Церкве. Такожде и мирянин». Но тем же, кто по христианскому побуждению, ради упражнения в ДОБРОДЕТЕЛИ, воздерживается всегда от мяса и вина, эти правила предоставляют полную СВОБОДУ. Такое воздержание похваляет и апостол Павел: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не [делать] ничего [такого], отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает.» (Рим.14:21)
Не думаю, что кто-либо на себя возьмет смелость быть судией: "вот Вы не пьете вина, Вы - гнушальщик!"
Кстати, в Типиконе говорится и о мере пития. Ваша же мера умозрительна и всеобщей рекомендацией быть не может.
В Священном Писании и Предании есть как хвала вину - как Божиего творения - это безусловно и незыблемо, так и предостережения от его неумеренного употребления; причем граница умеренного и неумеренного пития неуловима.
Что выбрать каждому? Я уверен, что истинная свобода состоит в том, чтобы не принять общепринятое, вбитое в мозги еще советскими обычаями, мифами, мерзкой рекламой. Ведь когда нас убеждают, что согласно Священному Писанию, под страхом обвинения в гнушении, мы чуть ли не обязаны употреблять вино, нас пытаются лишить Богом данной нам свободы выбора.
Истинная свобода как раз состоит в отказе от употребления вина! Это и есть путь Христа: «Царство Мое не от мира сего». (Ин. 18:36).
Из личного опыта - на моих глазах в коммунальной квартире соседский сын, адекватный парень 18-ти лет, долго пытался перевоспитать свою еще не окончательно потерянную мать, запойную алкоголичку. Потом, видимо от нежелания после работы вести дома с ней, как всегда пьяной (она даже не работала по причине своей болезни, он их обоих содержал) войну, стал приходить поздно, часто "под пивом", сидеть с друзьями и все тем же пивом на скамеечке под окнами. Через полгода пиво сменилось водкой, через год его выгнали с работы и он пил уже вместе с ней и ее "собратьями по недугу", через 2 - загремел в ЛТП, перед уходом в который еще и притащил в дом ораву наркоманов, "чтобы напоследок все попробовать". Вернется из ЛТП человеком без будущего. И что это - болезнь или страсть? Если б его с той же генетикой да в нормальной семье воспитывали, без вечно пьяной матери и ее "друзей", стал бы он в 20 лет алкоголиком? Я не доктор, но уверен - не стал бы.
А если "надергать цитат" из Священного Писания - легкое дело, так почему не Вы-то статью написали?
Эта статья, с моей точки зрения, местами спорная, но служит благой цели и уж масла-то в огонь точно не подливает.
Всем известно, что зло есть отсутствие добра. И эта статья - добро, а осуждение автора, есть осуждение ближнего...
Считаю, что народ православный тоже виноват-не протестует против пьянства, героина! Даже общественного православного канала нету-слабо скинуться по рублю и пожертвовать тому-же Спасу. Сидят все дома и ждут чуда!
Речь о том , имеет ли христианин моральное право, "культурно" употреблять вино, соблазняя своим поведением ближнего. В России сейчас алкогольная катастрофа, речь идет о вымирании нации и по-христиански ли употреблять алкоголь, ради потакания своим прихотям, забывая о близких людях, находящихся в беде?
Мы используем вино в Евхаристии, разве этого мало?
Пьянство - грех. Считать вино ядом - грех. Какой из грехов лучше?..
А к веселию от таких финалов не очень доверительное отношение. Примеров вокруг очень много особенно в глубинке не знаю как в столице. Стараюсь избегать такие мероприятия и вообще коробит от корпоративов в компаниях когда вызывает одобрение если ты переберешь а если ты на следующий день опаздаешь на работу то вокруг будут одобрительно посмеиваться и говорить ну как дела что перебрал? Работал в фирме Форатек. Просто на ветер выкинутые деньги и время.Люди не умеют отдыхать.Печальные фото корпоратива пьяные лица мужчин и женщин.Какие то конкурсы на раздевание.И все потом прикалываются.Это взляд со стороны. Простите.
Так, ничего не сказано о разумной мере пития; по моим оценкам, для взрослого здорового мужчины это МАКСИМУМ 24-32 г алкоголя в день, т.е. два бокала сухого вина. Справедливо замечание, что изобилующие ныне суррогаты приносят гораздо более вреда, чем пользы, а количество употребляемых "слабоалкогольных напитков" превосходит все разумные пределы.
К глубокому моему огорчению, эта умеренная и здравая позиция раздражает сторонников известного профессора антиалкогольных наук - что видно по комментариям к статье. Одумайтесь! пьянство - смертный грех, но и ересь, как гнушение вином - смертный грех.
Всё писание постоянно напоминает о том, что злоупотребление вином погибельно, однако тут же оговаривает, что "вино полезно для жизни человека, если будешь пить его умеренно" (Сир 31:31).
-Батюшка! - говорил отцу Иоанну Кронштадтскому один писатель, - я всегда, а в настоящее время особенно настойчиво ратую против пьянства и спаивающих народ водкой. Но находятся люди, которые негодуют на это, говорят, что я пристрастен, что я преувеличиваю, что пьянство…
Глаза пастыря засверкали, он взял его за руку и вдохновенно произнес:
– Пишите, дорогой мой, пишите! Больше, больше пишите! Никого не слушайте, ни на кого не смотрите! Я благословляю вас на это! Вы получите заслугу от Господа, чем больше будете писать! Нет ЗЛА столь великаго и гибельнаго, нет врага сильнейшаго, как народное пьянство. Хорошо делает ваш редактор, что возстал против этот врага Церкви, нравственности, семьи и народа от мала до велика. Ах, знаете ли, я видел добраго хорошаго семьянина, который спился и с ножом бросался на жену, чуть не зарезал ея, а жена такая кроткая, добрая. Только вино, одно вино превратило этого семьянина в зверя! И сколько подобных примеров! Пьянство не только есть непотребство, оно рождает массу других пороков и преступлений; оно развращает целыя деревни, села, города! …[3]
Наконец традиции начинают восстанавливаться. Я рад.
Разве мы должны искать другой радости, кроме общения с Богом? А использовать вино, как лекарство в век развития фармацевтики - это самообман.
Но не это главное. Эка невидаль надергать цитат из Св, Писания и Предания...
Ощущение от статьи очень (мягко говоря) не хорошее: как-будто в твой горящий дом плеснули масла !