Из писем о духовной жизни
Дело нашего спасения
В деле нашего спасения извольте различать две стороны: устроение спасения Господом Спасителем, или домостроительство спасения, и потом приложение сего ко спасению каждого, или содевание спасения каждым. В первом все от Господа Спасителя, а во втором и наше участие есть, и столь важное, что оно есть условие спасения. Тут уместно кроме нашего личного действования и содействие других, и не только уместно, но и неизбежно, ибо мы яко христиане — едино тело… состоим в необходимой связи и взаимодействии. Вот тут и учители, помощники, ходатаи, помощь и ходатайство бывает действенно для нас. И однако же это никак не следует считать чем-либо умаляющим силу первого Божеского учительства, помоществования и ходатайства. А, напротив, иметь это протоком и проводником к нам его первого. Отсюда — «все упование на Тя…» изъявляется в этом второстепенном зависимом отношении — все упование — после Бога…
Тоже и «молитвами Богородицы и святых…» Если Бог благоизволил, чтобы мы призывали святых в молитвах, чтобы они молили о нас, то этим самым изъявил, что будет слышать их молитвы о нас. Потому ничего противного Ему нет в словах «молитвами святых…», это значит: Ты благоизволил, чтобы мы просили святых молиться за нас. Вот молимся, их убо молитвами спаси нас.
Вы согласились, что молиться святым — дело понятное. Но молитва без упования что за молитва? Извольте же протянуть свое согласие и на это. И решить, что упование на них, в своей мере, дело понятное.
Относительно Божией Матери извольте утвердиться вот в какой мысли. Устроение спасения чрез воплощение — Единого Бога дело. Твари тут не имели места. Но Божией Матери дана часть и в этом, ибо от Нее естество человеческое взято Богочеловеком. Это участие существенное, внутреннее. Потому Она — высшая есть всех…