Что есть природа?
Современные умники, забыв о Боге-Творце и Промыслителе всяческих, или уж по нравственному своему строю, или по системе своеродных умствований производят все от природы. Спросишь: что ж такое природа? «Да вот, — ответят вам, — все, что видишь». «Что же именно? Я вижу солнце, луну, звезды, это природа, что ли?» — «Нет». — «Я вижу воздух, воду, землю, это ли природа?» — «Нет». — «Опять нет? Ну, я вижу растения, животных, человека, это, что ль, природа?» — «Нет». — «Так что же будет природа? Должно быть, что-нибудь невидимое, неосязаемое, сущее среди всей совокупности вещей». Если сказать, что вся совокупность вещей есть природа, то, поелику ни одна часть сама по себе не представляет природы, самую природу нужно будет признать чем-то всепроникающим, всеобъемлющим, невидимым среди видимого. Таким образом, позитивисты волей-неволей должны допустить созерцание очень отвлеченное и идеальное. Спросишь еще нынешних умников: «Этот цветок отчего таков?» «Природа, — говорят, — так устроила». — «А этот зверек отчего таков?» — «Так уж природа дала». И о чем ни спроси — все природа да природа. Стало быть, природа есть нечто вседействующее, всеустрояющее. А так как она устраивает все, что мы видим по частям, то сама не может быть чем-либо из сущего видимого, а быть раньше всего, всему предшествовать, чтобы все произвесть. Собрав все это воедино, мы должны будем признать, что природа есть нечто невидимое, неосязаемое, всепроникающее, довременное, вечное.