Восстановление классических гимназий способно поднять уровень школ

Беседа с заведующим кафедрой древних языков и древнехристианской письменности богословского факультета ПСТГУ Юрием Анатольевичем Шичалиным

Который год государство, система образования и родители школьников не могут найти общей позиции по стратегическому для страны вопросу. А в результате страдают школьники, уровень знаний которых зачастую оставдяет желать лучшего. У России есть хороший опыт классического гимназического образования, обращение к которому может в значительной степени повлиять на ситуацию. О том, какую роль играют гимназии, рассказывает доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой древних языков и древнехристианской письменности богословского факультета ПСТГУ, директор греко-латинского кабинета Юрий Анатольевич Шичалин.

 

– Что такое классическое гимназическое образование и соответствуют ли современные гимназии этому стандарту?

– Я много писал по этому поводу (некоторые материалы по этой теме можно найти на сайте греко-латинского кабинета www.mgl.ru). Чтобы самым кратким образом представить существо проблемы, можно сказать следующее. Система среднего образования должна давать общее и специальное образование. Самые разные спецшколы дают специальное образование, а общее образование дают обычные школы и классические гимназии. Обычные школы дают общее образование для детей, у которых нет ярко выраженных и рано проявляющихся талантов к той или иной группе дисциплин, например, к математике и физике, или к истории, литературе, языкам; дети, рано проявившие то или иное особенное дарование, должны учиться в специальной школе (именно к такого рода учебным заведениям и относятся школы с гуманитарным уклоном, которые и называются теперь гимназиями); а дети, универсально одаренные, с энтузиазмом и легкостью вбирающие знания из области точных, естественных и гуманитарных наук, должны учиться в классических гимназиях, где все их способности получают полноценное развитие: рациональное начало получит развитие благодаря математике и естественным дисциплинам, социальное – благодаря языкам, истории, литературе. Но полноценного общего образования нет без духовной составляющей, поэтому в классических гимназиях дореволюционной России и в ряде православных гимназий сегодня обязательным элементом является комплекс дисциплин, обычно объединяемых общим названием Закон Божий, который и дает учащимся ясное представление о духовной основе их образовательной программы. В классической гимназии при греко-латинском кабинете Закон Божий преподается по одному часу в неделю в течение всех одиннадцати лет. В ходе этих занятий дети знакомятся с основами литургики, догматики, истории Православной Церкви, с церковнославянским языком; помимо этого в течение шести лет дети занимаются церковным пением, а в старших классах читают по-гречески тексты из Ветхого и Нового Завета, тексты отцов Церкви и богослужебные тексты.

– Какие основные блоки дисциплин в классической гимназии?

– Еще раз отмечу, что классическая гимназия – это не специальная школа с гуманитарным уклоном, а общеобразовательная школа, готовящая на любое отделение университета. Поэтому в классической гимназии важное место занимают математика, физика, биология, география – все то, что позволяет ученику, получающему общее образование, уверенно ориентироваться в этих областях знания.

Гимназисты изучают два или три новых языка: третий – по желанию и по выбору (в нашей школе помимо английского, французского и немецкого преподают новогреческий). Изучение языков подкрепляется участием детей в международных образовательных программах, в связи с которыми мы принимали учащихся из Европы и посылали наших детей в школы партнеров из Германии, Греции, Дании. Как уже было сказано, наши гимназисты также изучают церковнославянский в курсе Закона Божия. Серьезное внимание уделяется литературе и истории, занятия которыми поддерживаются регулярными спектаклями, походами по Москве, поездками по городам России, а также Греции и Италии.

– Почему обязательными предметами классической гимназии являются древнегреческий и латынь?

– В их пользу и против них есть много стандартных доводов: например, против древних языков обычным аргументом служит то, что они – «мертвые» и потому бесполезны в практической жизни, а в пользу латыни обычно говорят, что она развивает логическое мышление. Но логическое мышление развивает и математика, а «мертвыми» греческий и латынь оказываются только для того, у кого крайне узкий интеллектуальный горизонт, свойственный обычно нетребовательному исполнителю, который очень редко задается вопросом «почему».

Но стоит сознательному ученику задаться этим вопросом, как он понимает, что без древнегреческого и латыни ему не обойтись. Первые вопросы возникают уже в связи с происхождением, названием и составом нашего алфавита. Затем хочется узнать, откуда пришли названия основных изучаемых в школе дисциплин: «математика», «арифметика», «геометрия», «физика», «география», «биология», «история», «литература», «риторика», «физкультура»? Что означают термины «лингвистика», «грамматика», «синтаксис», «орфография»? Что означают сами эти слова «школа» и «дисциплина», а также «директор», «педагог», «класс», и пр., и пр.? Без древних языков нельзя понять не только отдельные слова, происходящие из греческого и латыни (хотя и их слишком много, чтобы сколько-нибудь внимательный ученик не обратил на них внимания при изучении русского языка или, например, английского, в котором 80% латинских корней), но и происхождение и историю развития наук, ставших основными школьными предметами: большинство из них возникло в Греции в VI–IV веке.

Наконец, мы не поймем, почему из поколения в поколение европейцы (а теперь и японцы, китайцы и прочие восточные народы) переводят Гомера и Платона, тексты Ветхого и Нового Завета и отцов Церкви. Не поймем, почему те же отцы Церкви получали великолепное «языческое» образование и заботливо сохраняли европейскую образованность, в своих основных чертах сформировавшуюся уже к IV веку до Р.Х. Почему в монастырях переписывали классических авторов, благодаря чему тексты классиков и дошли до наших дней. Почему на Западе стремились перевести все греческое наследие на латинский язык, а в России ученые и богословы считали знание латыни обязательным.

А учителя объяснят этим вдумчивым ученикам, что из 30 веков существования европейской культуры самым распространенным в течение 25 веков был греческий, а вторым – латинский, который живет уже 23 века и сейчас в Европе переживает расцвет именно как разговорный язык (недавно, например, мы получили из Брюсселя Дневник Европейского сообщества на латинском языке, где к своему удивлению обнаружили упоминание о нашей гимназии). Объяснят, что полноценное общение предполагает уважение к собеседнику, которое выражается и в том, что мы знакомимся с тем языком, на котором он говорит. Объяснят, что наши самые важные собеседники, великие учителя и святители Церкви, небесные покровители нашего гимназического храма свт. Василий Великий, свт. Григорий Богослов и свт. Иоанн Златоуст, говорили как раз на греческом; что европейская наука, включая богословие, усвоив греческие научные дисциплины и создав соответствующую терминологию, предпочитала латынь…

Именно классические гимназии позволяют формировать не только хороших исполнителей (так называемых «технарей»), а действительно свободно и самостоятельно мыслящих людей. Тех, которые в силу широкого кругозора лишены агрессии и многих вредных предрассудков (в том числе атеистических), которые прекрасно понимают, что никакое творчество немыслимо без следования в русле сознательно избираемой традиции, и которым дается возможность правильно эту традицию выбрать. Главная беда современной ситуации в нашем образовании – засилье как раз «технарских» подходов, унаследованных от советской эпохи, сознательно и последовательно отказавшейся от классического образования.

– Какую пользу могут принести сегодня гимназии?

– В каждой стране классические гимназии, где они есть, являются замечательным и единственным в своем роде инструментом отбора самых способных детей и их добротного воспитания и образования. Этим инструментом искусно пользуются во всех цивилизованных странах: при всей демократизации образования в Европе и Америке никто не отказывается от своих традиционно сильных классических школ, и с их помощью производится отбор и формирование политической, административной, дипломатической и ученой элиты. Но наши чиновники, занимающиеся образованием, до сих пор не понимают ни того, что такое классическое образование, ни того, зачем нам в России нужно восстановить развитую сеть классических гимназий.

А именно восстановление классических гимназий, этого краеугольного камня всякой осмысленной системы среднего образования в любой развитой стране, является важнейшей задачей, от решения которой зависит успех или неуспех всех прочих предпринимаемых попыток принципиально поднять уровень наших средних и высших школ.

Между тем, именно классические гимназии, обучение в которых было условием поступления в университет, обеспечили не только расцвет науки и культуры царской России в конце XIX – начале XX века, но и научную и образовательную базу для коммунистического режима. Но сегодня мне известен только один чиновник высокого ранга, который не только продемонстрировал понимание этого вопроса, но и сделал практический шаг, способствующий восстановлению у нас классического образования. Я имею в виду нынешнего министра юстиции А. В. Коновалова, который еще в качестве полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе создал в Нижнем Новгороде на базе лингвистического университета славяно-греко-латинский кабинет для развития классических штудий и подготовки и переподготовки гимназических преподавателей. В открытии кабинета принял участие архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, создавший в Нижегородской епархии восемь гимназий, которые должны постепенно освоить классическую программу.

– Какой процент гимназий должен быть в общей массе общеобразовательных учебных заведений, чтобы подготовить по-настоящему хороших абитуриентов для вузов?

– Некое на сей день фантастическое соотношение школ разного типа могло бы быть таким: 10% от общего числа школ – классические гимназии, теснейшим образом связанные с университетами; 20% специальных школ, связанных с политехникумами; 70% общеобразовательных школ, творчески использующих методики как гимназий, так и спецшкол для подъема и совершенствования общего среднего образования в стране. Я говорю о фантастическом соотношении потому, что классических гимназий в России единицы, а специализированных школ менее 10%.

– Для классических гимназий необходимы преподаватели. Где их взять?

– Я возглавляю кафедру древних языков и древнехристианской письменности богословского факультета ПСТГУ. Наши выпускники получают специальность теолога и дополнительный сертификат по древним языкам и древнехристианской письменности. На мой взгляд, это сочетание программ богословского и классического образования позволяет сформировать специалистов редчайшего и при этом важнейшего, на мой взгляд, профиля. Выпускники нашего отделения в принципе могут быть идеальными преподавателями классических гимназий.

Кафедра была создана относительно недавно. Каковы предпосылки ее появления?

– Кафедра и отделение древних языков и древнехристианской письменности (ДЯ и ДХП) на богословском факультете ПСТГУ была создана в 2004 году; но еще в 2001 году был проведен набор в группу, которая занималась по специальной программе, предполагавшей серьезную подготовку в древних языках и чтении авторов; помимо первого выпуска группы 2001 года кафедра провела еще два выпуска. В настоящее время у нас есть студенты на всех пяти курсах. Ректор Свято-Тихоновского протоиерей Владимир Воробьев, предложил мне работать в институте еще до создания отделения, что было связано с изменением программы по древним языками в духовных школах. Дело в том, что в духовных семинариях была очень скромная программа по древним языкам: греческому языку уделялось всего одно занятие в неделю в течение года, так что студенты едва успевали научиться читать по-гречески, а знакомство с греческими текстами в подлиннике сводилось к заучиванию нескольких молитв и началу Евангелия от Иоанна. По инициативе архиепископа Верейского Евгения, ректора Московской духовной академии и семинарии, на заседании ректоров духовных школ весной 2001 года было принято решение отвести на изучение древних языков больше времени. Руководство Свято-Тихоновского института также считало необходимым усилить преподавание двух первых языков Церкви. Не нужно объяснять важность знания греческого и латыни для богословов и историков Церкви: без владения этими языками все наши рассуждения о верности святоотеческой традиции будут в лучшем случае благими пожеланиями, и в наших интерпретациях мы будем слепо зависеть от западных богословов, не отменявших изучение древних языков и продолжающих исправно издавать святоотеческие тексты. Но тем не менее приходилось и приходится по сей день объяснять необходимость серьезного преподавания греческого и латыни, выделение на них большего количества часов, и т. д. Поэтому очень важно, что старейшая духовная школа России, Московская духовная академия, и одно из молодых православных учебных заведений, ПСТБИ, сделали первые шаги по восстановлению полноценного духового образования.

– Как решалась проблема с подбором «дефицитных» кадров для кафедры?

– Специалистов по древним языкам, получившим приличное образование в области классической филологии, очень немного, поскольку в России после революции только две кафедры в Москве и Ленинграде выпускали филологов-классиков. Именно на выпускников кафедры классической филологии Московского университета легла главная нагрузка в преподавании греческого и латыни в Свято-Тихоновском институте, где еще до образования кафедры и отделения ДЯ и ДХП работали филологи-классики Андрей Викторович Вдовиченко, Лидия Павловна Горбунова, Наталья Алексеевна Кулькова, Екатерина Павловна Ореханова, Наталья Андреевна Старостина. Некоторое время на кафедре работал иерей Михаил Асмус. Последние несколько лет курсы латинского языка и авторов ведет почтеннейший Николай Алексеевич Федоров. Латинских авторов и курсы по истории языка для наших студентов читают нынешний заведующий кафедрой классической филологии Алексей Иванович Солопов и доцент кафедры Ольга Михайловна Савельева; новогреческим языком занимается Татьяна Игоревна Самойленко.

Но сейчас на кафедре работают уже и наши выпускники. При этом очень важно, что кафедра также связана с ученым советом МГУ по классической, византийской и новогреческой филологии: два сотрудника кафедры защитили здесь кандидатские диссертации, сейчас к защите в этом совете подготовили свои работы еще две наши аспирантки.

– Министерство образования каким-то образом изучает опыт современных гимназий?

– У меня пока нет сведений о самом элементарном интересе Министерства к этому опыту. Между тем наша гимназия существует 17 лет, дает хорошие результаты и накопила достаточный опыт, которым мы делимся со всеми интересующимися школами и педагогами, в том числе из других городов, в частности, мы сотрудничаем и с коллегами из Нижнего Новгорода, бывали и в тамошних школах, и в духовной семинарии. Ваш покорный слуга выступал на открытии славяно-греко-латинского кабинета, с которым мы также сотрудничаем. По изданным греко-латинским кабинетом учебникам, словарям, пособиям, фундаментальным переводным трудам по истории философии, педагогики, литературы занимаются по всей России. К сожалению, – преимущественно в высших учебных заведениях, а не в классических гимназиях, для которых предназначена немалая часть наших изданий.

– О каких удачных примерах реализации классического гимназического и университетского образования можно говорить сегодня?

– Я уже говорил о том, что сегодня некоторые выпускники отделения начали преподавать у нас же, но и выпускники гимназии также возвращаются к нам. Это воспроизводство кадров на сей день – самая важная задача, которая стоит перед уже существующими учебными заведениями, занимающимися по классической программе. Но не следует забывать и о том, что часть выпускников кафедры древних языков защищают свои дипломы на других кафедрах богословского факультета, и их умение читать оригинальные тексты повышает уровень их работ. Что касается специально нашей классической гимназии при греко-латинском кабинете, то наши выпускники поступают на самые разные факультеты Московского университета (биологический, ВМК, географический, исторический, физический, филологический, химический, экономический, юридический), а также учатся в МАИ, МАРХИ, МГИМО, 1-м медицинском, РГГУ и других.

C Юрием Шичалиным беседовал Игорь Зыбин

17 июня 2010 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Елена 7 июля 2010, 19:15
В Санкт-Петербурге - классическая гимназия N 610 на Малом проспекте Петроградской стороны.
Однако Закон Божий и церковнославянский там не изучают.
Екатерина 5 июля 2010, 10:56
Где находится гимназия, как её найти (адрес)?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×