ЧП
Уговорил. А там ЧП. Местный батюшка до этого служил в Приморском крае, и на него пришла бумага, что он якобы какой-то преступник. Он отслужил службу, его и посадили. Да дали ни много ни мало пять лет. А многие люди разочаровались: вдруг он не настоящий священник, раз его посадили? И крещение, которое он совершал, может быть, незаконно. Люди засмущались, и владыка меня-то к ним и направил.
Первое время сложно было. Помню, отслужил первую службу. А один мужик подошел ко мне и говорит:
– Можно, я тебе врежу по морде? Мне так обидно, вы – такие прохвосты. Я верил тому священнику, а вы все, наверное, одинаковые.
– Да подожди ты, я-то ведь не отец N, а отец Анатолий. Ты сегодня не бей, давай завтра!
– Ну, ладно, сегодня не буду, уговорил…
Сейчас у этого Кости четверо детей. Он нормальный парень, и мы с ним друзья. Я русского человека хорошо понимаю. Играть на наших религиозных чувствах не надо.
Сутки–Прозорово–Брейтово
Меня в 1999 году прислали, и вот я в Брейтово уже десять лет. Долгое время здесь ни одного священника на всю округу не было. Недавно только двух батюшек прислали. Первый год мы жили в Сутках – это деревня такая. Покрасили колокольню, привели в порядок храм. Потом в Прозорово переехали. В храме тогда пекарня была. Потихоньку-помаленьку навели порядок. Помню, как-то на собрание руководителей приехал Лисицын[2], губернатор. Его все спрашивают-спрашивают, денег просят.
– А чего ты, батюшка, молчишь?
Я встаю и говорю:
– Дай на крышу денег.
– Сколько?
– 10 тысяч!
– Ну и что ты этими 10 тысячами покроешь?
– Ну, хотя бы 10…
– Посчитай, сколько надо, и тогда скажешь.
Посчитали: надо 50. Он 50 и дал. Приятно. Насчет этого он молодец: сказал – сделал. Спасибо, дорогой: крыша есть, храм отремонтировали.
Потом в Брейтово шесть лет храм строили. И сгорел он за шесть часов…
Сейчас еще один храм строим – в Сить-Покровском. Там пять человек из Чувашии задействованы; доволен ими. Спасибо местным жителям, таким как Николай Латышев – здорово нас поддерживает. Его брат из Москвы немного денежек в столице собирает. Лесхоз, Владимир Анатольевич Кузин, трудится, здорово помогает в возрождении районного храма. Он как-то собрал всех лесозаготовителей: «Ребята, не все же москвичи нам храмы строить будут. Давайте батюшке поможем. Чего ему все бегать-то? Пусть батюшка будет у нас священником, а не строителем». И мне приятно, а то ведь не каждый видит в лице священника – священника, а все требуют: «Чего, батюшка, нам храм не строишь?» А я не строитель, хотя и этим приходится заниматься. Всего семь или восемь храмов мне пришлось открывать: в Пошехонье – в центре города, во Владычном – деревянную церковь с нуля построили, в городе Жуковском Московской области – деревянный храм в центре города.
Хлопоты
Несмотря на сложное время, нашлись люди, расписывают храм. Позавчера хотел ЗИЛ продать, чтобы хватило на роспись. Мужики запретили, говорят: «Батюшка, не продавай, как дрова возить будешь?» Лесозаготовители пришли, чуть в ухо не дали:
– Не тронь машину, будем сами деньги искать.
– Спасибо.
– Пожалуйста.
Уехали. Так приятно тоже ж. Мне неудобно обманщиком быть, люди-то работают.
Бывает, где-то вспылю. Вот сегодня поругал сварщика Ромку, который на Прощеном Ручье[4] работает. Знаю, что он вечером приедет, будет просить прощения. Надо, по делу все чтоб делалось. Потихоньку-помаленьку так вот все и живем.
Храмы восстанавливаем, воскресная школа у нас на 40 человек. Спасибо Андрею Викторовичу из Москвы: по 5 тысяч рублей каждый месяц присылает в зимний период времени, чтобы содержать учителей. У меня три учителя. Я двоим по 1500 плачу, одной – 1000, и 1000 на кочегарку оставляю. Кочегарка дорогая, надо трех кочегаров содержать.
У нас и биатлон есть. Смотрите, вот грамота по биатлону и место. Лыжи привезли, вон винтовки лежат, пистолеты. Лыжные гонки проводим. На местных лошадках зимой катаемся. Отец Димитрий из Переславля нам «Буран» подарил, так мы с детьми теперь на рыбалку ездим.
Стараемся местные праздники проводить на серьезном уровне: к нам и из московского Большого театра, и из Ярославля приезжают. На Мологские стояния[5] до тысячи человек собираются со всей страны, а кто-то и из-за границы. Большой праздник отмечаем 17 февраля – в годовщину Ситской битвы[6]: до тысячи человек идут у нас тогда крестным ходом; традиционно в этот день приезжают военно-полковые оркестры. И объединяющая роль Церкви во всем этом очень важна.
Так вот немножко-немножко, а все равно возрождение Святой Руси пойдет от села. Село – это хлеб, село – это продукты, неподменные, без этикетки. И кто полюбит землю, тот будет ближе к Богу!
Как жить в селе
Некоторые спрашивают: как прожить в селе? Отвечаю: накопить денег и купить лопату! Если привык широко шагать, штаны порвутся, а ты возьми грядку и начни с малого. Я вот посчитал: на окапывание грядки 35 минут уходит. Утром пошел и посадил лук. Время прошло – выкопал 4 или 5 ведер. Ничего не делал, только посадил, а выросло само! Пошли грибы – я их не сажал, не поливал, не полол. Надо только готовые собирать. У нас рядом «море»[7]. Если не поленишься, встань утром в 4 утра, поставь удочку, а если разрешено, то и сеточку… И тихонечко, помаленечку все равно можно прожить.
Я всем такой пример привожу: родился в селе Сить-Покровском Коля Латышев, молодой красивый парень. Девчонку нашел, женился, двое детей у них. Взял ссуды. Купил «КАМАЗ», выписал делянку законным способом, начал переработку древесины. Все! Сейчас коттедж построил, джип купил, все дети рабочих у него на пилораме работают. Парень храмы строит. Он говорит: «Не тянет меня в город, съездить – да ради Бога, а жить – нет». Значит, все-таки можно в селе выжить! Недавно мужчина приехал, 3,5 тысячи роз посадил! Всем говорят: «Кризис». Да, у него туговато, зато он уверен: «Мои розы принесут и доход, и добро людям».
Сельские праведники
Ну, а главное наше достояние, конечно же, люди. Ясно, что они разные бывают: кто-то верующий, кто-то неверующий. Однажды меня за эти слова отец Павел (Груздев) здорово отругал: «Ты никогда не дели людей на эти ранги, потому что это Бог будет делить, а ты ко всем одинаково относись, верующий он или неверующий. Какое ты имеешь право, а? Черствый или белый… Это же не продукт. Это – человек. Ты его люби, какой он есть!»
Серега «Чекист»
Вот недавно отпевали мы Сергея. Простой парень, работал на автосервисе в Брейтово. Машина сломается – едешь к Сереге «Чекисту» на автосервис. «Чекист» – это прозвище такое, настоящая его фамилия была Румянцев, да только никто об этом и не знал, все его «Чекистом» называли.
– Серега, выручи!
– Да не вопрос.
…
– Серега, выручи!
– Да не вопрос.
Подъезжаешь, на ямку загоняешь машину. Он вылезает такой грязненький:
– Все! Иди гуляй.
Через час придешь:
– Серега, ну что?
– Да все нормально, сделал.
– А что было-то?
– Какая тебе разница? Сейчас работает!
– Сколько?
– 150 рублей.
– Я серьезно.
– И я серьезно.
– Ну, перестань, ну не 150 же рублей!
– Батюшка, бери машину и уезжай отсюда, не мешай!
Коротко и понятно. Я думал, он только ко мне так, а он ко всем! Прошло время, и стал он на весь район известен, настолько порядочно Серега относился к своему делу. Люди и не знали, что автосервис – не его и фамилия у него другая:
– Ты где был?
– Да у «Чекиста» ремонтировался.
– А ты-то что делал у «Чекиста»?
– Да просто делать нечего было, зашел к Сереге поговорить.
Оказывается, Серега умел выслушать и понять. Вот и машина давно не ломаная, а все равно: «Давай к Сереге!» Приезжаешь, он чего-нибудь крутит у заднего моста «Жигулей»:
– Чего пришел?
– Серег, да чайку попить
– Иди, ставь, сейчас вылезу.
Мелочь – а приятно.
И вот умер Серега «Чекист» неделю назад, утром. Сердце. Простой районный автослесарь. Знаете, что было? Чужие люди спрашивают: «А что это, какой-то новый русский умер что ли? Или глава района?»
Сколько ни есть водителей – все приехали! Это ж тысячи людей на кладбище. И тогда я понял: на земле нужен Че-ло-век, не слесарь, не губернатор, не генерал, не священник, а просто Человек. А где на человека учат? Не на зоотехника, не на техника хорошего или профессора. Нам везде нужен Человек. Вот такой, как Серега. Чтоб жил честно, стремился делать добро людям. А все эти вшивые вопросики, как «обуть» соседа, все равно боком выйдут. А ты выручи, помоги – всегда это будет здорово.
И не только Серега такой. Сколько к нам мологжан приезжает помолиться! Эти старички и старушки много горя хлебнули, но они – неподдельные люди, настоящие.
Миша Сказкин
Вот у нас Миша Сказкин живет: войну прошел, в пехоте прослужил, а всю жизнь один, никогда семьи не было. У него 9 соток земли, а так как ему уже под 90 и у него нет сил землю обрабатывать, он ее загородил и оставил: там все крапивой и заросло. Пришла бумажка: «Заплатите налог за землю». Он подсчитал, вздохнул, у него слезы потекли:
– Я заплачу, да только приду и покажу кое-что!
И пошел в земельно-кадастровую палату, разорвал рубаху – у него вся грудь прострелена: «Вы чего просите? Ты, баба, кому написала эту бумажку? Я шесть раз ранен, за русскую землю шел в бой в открытую, нисколько не сомневался, что за русскую землю иду воевать, а ты с меня хочешь денег взять. Я заплачу, только не горько ли тебе будет?»
И насколько же горько было его слушать. Вот так шаблонно мы относимся к таким антикварным людям.
А еще у Миши Сказкина самая лучшая и единственная в своем роде стиральная машина. Он живет возле реки Редьмы[8]. Редьма – река узенькая, но очень быстрая. Он взял лом и заколотил посередке реки. Привяжет фуфайку за веревку к лому, она вот так поболтается, а через неделю – белая и отличная. Так он все белье и стирает. И оно у него белое и без порошка.
***
Вот такие у нас люди. И их, слава Богу, очень много. Любят Бога, любят труд, не унывают и живут свято. Есть, конечно, и заезжие, те, что хвастаются жирными кошельками. Но кошелек можно потерять. Может быть понос, может быть паралич. И все. Денег-то и не будет.
Не на деньги надо надеяться и даже не на автостраховку с ремнем безопасности.
Надеяться надо на Бога. И все будет!
Аминь.
С уважением, Андрей! Череповец.
Счастливые жители села Брейтово. У них такой Батюшка!
Дай Вам Бог здоровья, а любви у Вас хватает на всех.
Я и есть тот самый священник, о котором говорится в начале статьи. К сожалению, был такой эпизод в моей жизни. Но кстати, отец Анатолий прав, употребив слово "якобы", так-как все это было подстроено моей бывшей женой и её отцом (он у неё был начальником милиции) из-за нашего развода с ней! И 5 лет сидеть мне не пришлось, был в СИЗО 6 месяцев, разобрались и отпустили!
В данный момент я принял монашество (2 года назад), продолжаю служить!
Отцу Анатолию поклон, и тем кто помнит меня, поддерживал и верил в мою невиновность!
Божей помощи Вам, отец Анатолий, в Ваших делах. Здоровья и многолетия Вам и Вашим близким.
С уважением, Алексей Николаевич, Москва 31.01.2011г.
Пишу и плачу. Вот бы поговорить с Вами, так не хватает такого общения.Все спешат. А в Ваших глазах увидела доброту и любовь к людям. Низкий Вам поклон!
С уважением и благодарностью
Овчинников С.А. Красный Холм.
Дай Вам Бог, отец Анатолий, не знать устали в Ваших делах!
С уважением, Александр
Помоги Вам Господи, батюшка!
Марина
Написал свои строки так, как думаю и как представляю, и как знаю, - полагая, что Вам интересны не только восторженные отзывы и восклицания. По возрасту примерно Ваш ровесник. Из статьи увидел также, что Вам и Вашей супруге многое пришлось перенести и многое пройти и выдержать. Это очень похвально для Вашей четы и поучительно уже для многих других людей – переносить трудности и не унывать; уповать и веровать.
Последнее. «Самую лучшую и единственную в своем роде стиральную машину» Михаила Сказкина можно усовершенствовать следующим образом: Заколачивается в дно «Редьмы» по соседству с первым и второй лом, также привязывается к нему веревка, посредством обеих закрепляется фуфайка: раскрывно - встречно напору воды.
И вот результат: время стирки вместо недели уменьшается до 1 дня (фронтальный напор много быстрее удаляет частицы загрязнений); разительно меньше подгнивают нити материала от нахождения в воде, и стиральная машина одновременно может заменить и... удочку (сеть). – Какая-нибудь щука, да заплывет в складки или в рукава и да застрянет там напрочь. – Можно принять сие предложение как шутку, а можно проверить и на деле.
***
Помощи Божией Вам в святом служении, здоровья и многолетия Вам и Вашим близким.
Далее. - По случаю в земельно-кадастровой палате. Цитата: «И насколько же горько было его слушать. Вот так шаблонно мы относимся к таким антикварным людям». – Возможно, шаблонность надо переадресовать в Гос. Думу, а не к рядовому инспектору палаты, который наверняка действовал согласно принятых нормативных документов. Возможно, и сам ветеран заблаговременно не позаботился и не оформил все свои права и льготы. Но это только часть строк по описанному случаю, другие (которые просятся к написанию) опущу.
Цитата: «Вот такие у нас люди. И их, слава Богу, очень много. Любят Бога, любят труд, не унывают и живут свято». -Вас лично и всех жителей села можно поздравить. Ибо информация из множества других сел и деревень России - совсем другая: людей на селе становится – «по пальцам пересчитать», многие из мужчин (теперь добавились и женщины) пьянствуют, работы нет в деревне, сельские храмы почти пусты во время служб - местные не идут, а только дачники, да приезжающие на машинах жители из соседних городов - и видны на богослужениях. – Я это не придумал, об этом постоянно читаю и в печати и на интернет страницах.
Цитата: «Некоторые спрашивают: как прожить в селе? Отвечаю: накопить денег и купить лопату!»
- Не все так просто, хотя понимаю, что написана вводная - отчасти образно. Но большинству горожан (вздумавшим переместиться на ПМЖ в деревню, да еще и с детьми) – очень проблематично адаптироваться, прижиться, прокормиться и просто жить в современной деревне по многим причинам, в т.ч., и по тем, которые будут озвучены в конце этого коммента. Кстати, "само собой" почти ничего не растет на грядках,.. если только – сорняк. - Надо правильно посадить – растить – ухаживать, если хочешь получить…несколько ведер урожая, взамен пакетика семян. - Проверено на садовом участке.
Цитата: «И тогда я понял: на земле нужен Че-ло-век, не слесарь, не губернатор, не генерал, не священник, а просто Человек.». – Хотел бы уточнить, как это представляется пишущему эти строки, - Нужен на земле и слесарь и губернатор и генерал и священник, но если они одновременно и лю-ди – че-ло-ве-ки! по своему внутреннему духовно-душевному устройству, то это и есть вожделенная мечта и реальное богатство для общества, государства и семьи… Но реалии говорят о другом – жили, живут и будут жить под этим небом… разные люди: и такие как… Серега «Чекист» и такие как… «не Серега». Ничего с этим не поделаешь, и ничего в этом не переделаешь по-крупному и по-революционному. – Согласен, таких Серег надо ценить и по возможности на них равняться, но это золотой и редкий фонд человечества.
…Почувствовал по прочтении обеих частей статьи - тесную связь стиля написания этого текста со стилем письма-рассказа о.Павла (Груздева). - Достаточно прочесть, хоть сборник старца-архимандрита «Родные мои». Немудрено, что есть связь. - Господь сподобил и осчастливил о.Анатолия – долгими годами личного знакомства с легендарным батюшкой и его духовными наставлениями, помощью.
Публикация ярко и колоритно описывает многочисленные моменты связанные со спецификой служения на сельском приходе, но есть в тексте (на взгляд автора данных строк) и спорные (или неоднозначные, непроясненные или даже неверные) пассажи. – Не ради дискуссии со священником, а в рамках разрешенного комментария к статье, попытаюсь пояснить только что сказанное.
Цитата: «Я русского человека хорошо понимаю. Играть на наших религиозных чувствах не надо.»
- Это к кому такой словесный посыл? – К тому священнику, который был посажен за решетку?.. Но Вы же сами написали слово «якобы»… - «что он якобы какой-то преступник»… А если не к нему, то к кому?.. И потом… - русский человек и сам порой себя хорошо не понимает. А тот, кто может его понять или мог его понять – их единицы.
Вопрос к редакции сайта и о.Анатолию, если он конечно читает интернет :) В селе ведь очень трудно живётся, наверняка нужны средства, особенно летом. М.б., опубликуете реквизиты храма?
А для человека верующего - такой человек, священник и любящий духовник, то это м.б. и есть самое большое счастье! Он любит Бога, служит Ему, стоит у Престола за литургией. Большего служения нет на земле. И, в то же время, он - такой-же человек, как и ты: живущий, ищущий, ошибающийся, строющий свои отношения с Богом, молящийся. Хочется просто быть на этих службах, слушать слова, делиться мыслями (они, зачастую, сходятся после литургии), причащаться вместе. Духовное единение, по Слову Божию, самое действенное: "Где двое или трое собраны во Имя Мое, там и Я посреди их". Как говаривал один старенький архимандрит: "Молитвой испрашивается ВСЕ". Двоих единодушных достаточно, чтобы решить любое затруднение. Главное - "единым сердцем и едиными усты", с равнодушным или скептиком, ведь, как можно что-нибудь делать?
Самое печальное, когда эти службы не получаются по каким-то причинам. Больше всего не хочется мешать этому счастью (еще же люди есть), но - содействовать.
Прошу прощения - сумбурно несколько, но искренне.
Если возможно, прошу Вас поклонитесь от нас отцу Павлу (Груздеву), когда будете на его могилке.
Спасибо Вам. Низкий поклон.
Храни Господь!