Редактор крупнейшего греческого
религиозного портала «Ромфеа» Эмилий
Полигенис приезжал в Россию для того, чтобы стать
непосредственным свидетелем визита
Константинопольского Патриарха Варфоломея. Сегодня он
делится с порталом Православие.Ru
своими впечатлениями от увиденного, а также
рассказывает о современном положении в Греции.
Эмилиос Полигенис
***
– Эмилий, как греческая пресса отражала официальный визит Патриарха Варфоломея в Россию?
– Для начала необходимо сказать, что, безусловно, визит был историческим. Собственно этим и объясняется, что задолго до него в греческой печати много писали о предстоящем событии. Ведь последний визит Константинопольского патриарха в Россию состоялся 17 лет назад.
Конечно, я не могу сказать, что были на сто процентов освещены все аспекты этого визита, но в целом о нем активно информировали греческие СМИ.
Греческая печать основное внимание уделяла материалам о сослужении двух Патриархов. Надо заметить, что в торжественных выступлениях обоих Предстоятелей содержалось очень много полезной информации, которая свидетельствовала о православном единстве. Я бы даже сказал, что многие в Греции были удивлены подобным настроем. Самое важное – к этому событию был проявлен неподдельный интерес.
– Какие надежды связывал греческий мир с этим визитом?
– Дело в том, что в Греции существовало ложное представление о том, что Московский и Константинопольской Патриархаты – некие противники. Якобы Московский Патриархат славится тенденциями к экспансии, хочет подмять под себя Константинопольский. Но я полагаю, что такие представления в большей степени распространены среди некоторых представителей церковно-административных кругов, а простой верующий народ не делит Православие – он видит, что это единая Церковь.
Я думаю, что греки, скептически относившиеся к этому визиту, после того, как он состоялся, поменяли свое мнение в лучшую сторону.
– А ваши личные впечатления от увиденного?
– Если говорить о моих личных впечатлениях, то меня больше всего поразило то, как принимали Патриарха Варфоломея. Я впервые в жизни видел, чтобы человеку оказывали такой прием, такое гостеприимство.
Мне показалось, что я видел двух братьев, встретившихся после многолетней разлуки. Они так тепло приветствовали друг друга, такие теплые были слова, посвященные единству Церквей. Какие-то прошлые недоразумения ушли в сторону, и Предстоятели согласились вместе работать над открытием новой страницы в истории.
Большое впечатление на меня также произвела поездка на Валаам. У меня было такое чувство, что я увидел гору Афон в России. Даже лес так же пах, о чем я рассказал игумену. На что он мне ответил: «Это и есть северный Афон».
Гостеприимство, оказываемое Патриарху, было поистине авраамовым. Патриарх Варфоломей постоянно говорил, что он чувствовал себя как дома.
– Хотелось бы спросить Вас о современном положении в Греции. Мы знаем, что сейчас произошло в Греции. Я имею в виду все то, что связано с экономическим кризисом…
– Да, Греция сейчас переживает тяжелые времена и тем самым платит за ошибки прошлого. Церковь оказывает поддержку греческому народу, Священный Синод Элладской Церкви заявил о своей полной готовности помогать.
– Что конкретно делает Церковь?
– Церковь предоставляет нуждающимся питание и готова помогать материально.
– Мы слышали, что некоторые архиереи даже отказались от своей зарплаты.
– Да, митрополиты Месогейский Николай, Анфим Александропольский и недавно вышедший на покой митрополит из Центральной Африки Александрийского Патриархата. Правда, некоторые греческие архиереи почему-то обвинили их в популизме. Но, по моему мнению, если они это сделали из любви к народу, из любви к Отечеству, этот символический жест имел большое значение (хотя это и небольшая сумма). Как говорят в Греции: «Не важен размер помощи, важен сам жест».
– Существует ли среди греков осознание того, что экономические трудности, постигшие сейчас греческую нацию, являются следствием духовного кризиса? Звучит ли такая оценка?
– Я не думаю, что кто-то думает подобным образом – причину, в основном, видят в политике. Считается, что мы платим за ошибки предшествующих правителей.
У государства, как и у каждого человека, удаляющегося от Бога, остается окошко, через которое проникает лукавый и начинает делать все, что хочет. «Если ягненок убегает от стада, то его пожирает волк», – гласит греческая поговорка.
– Вы, как редактор крупного религиозного портала, можете оценить, насколько большое внимание вызывают в Греции новости из России?
– Я говорил об этом и раньше: греческому народу интересно все, что касается жизни православного мира, в особенности жизни Русской Церкви, которая переживает возрождение. Я лично видел это величие, ощущал этот жертвенный дух в вашей Церкви. Говорю об этом по собственным наблюдениям. Я бы хотел увидеть что-то подобное и в Греции. Этот дух присутствует и у нас, но не в такой степени.
– Как раз хотел спросить, можете ли Вы сравнить отношения Церкви и государства в Греции и России?
– Конечно, в России положение лучше. Здесь голос Патриарха – это сила. Государство слышит и прислушивается к нему.
Как Вы наверное знаете из греческой печати, в Греции сейчас наблюдается довольно сильное противостояние между Церковью и государством. В этом отношении архиепископ Иероним сейчас выполняет роль примирителя. Это касается вопроса преподавания религии в школе, налогообложения церковного имущества. Сейчас закрываются церковные лицеи в Греции. Это очень печально.
– В чем государство обвиняет Церковь, чем Церковь сейчас не устраивает государство в Греции? Какие вопросы можно назвать самыми болезненными?
– Во-первых, в условиях кризиса государство предъявляет Церкви претензии в вопросе повышения налогообложения. Кстати говоря, на Кипре сейчас происходит то же самое.
– Другими словами, государство дает понять, что Церковь «слишком богата».
– Как не раз уже заявляли представители Церкви, у нас вокруг церковного богатства сложились мифы, не отражающие реального положения вещей. Характерный пример: у Церкви в собственности большие участки земли, но проблема в том, что государство не дает пользоваться этими участками, не дает сдавать их в аренду.
В России, напротив, государство постепенно возвращает имущество: это произвело большое впечатление на Фессалоникийского митрополита Амфимия – даже в одной из своих проповедей он упомянул об этом, сказав, что в России государство идет на сближение с Церковью.
– Существует ли опасность, что если государство будет муссировать эту тему, обвинять Церковь в некой экономической мощи, то это может привести к тому, что греческая молодежь будет тоже заражена подобными идеями? Во время недавних демонстраций в Греции, и вообще за последние несколько лет, было видно, что в них активное участие принимает молодежь. Причем значительная часть греческой молодежи втянута в анархические, коммунистические течения, антицерковные по своей природе. Видите ли Вы в этом опасность, что молодежь, тем самым, будет еще больше оторвана от Церкви?
– Я думаю, проблема в том, что сейчас в большей степени у молодежи нет примеров для подражания. Нет таких людей.
Я не буду приводить конкретные имена, но некто написал, что «если хочешь уничтожить Грецию, то направь свой удар на веру и на традицию». Полагаю, что некие темные силы сейчас как раз работают в этом направлении, пытаясь разрушить и веру, и Церковь, а впоследствии – страну.
– Сейчас Греция опять взяла огромные деньги у Евросоюза. Вы не боитесь, что этот шаг таит в себе серьезную опасность. Что кто-то за это попросит что-то взамен. И возможно, попросят у греков в качестве платы как раз их традицию. Приходят на ум слова Вергилия: «Бойтесь данайцев, дары приносящих»…
– Конечно, существует такая опасность. Вы, наверное, сами видели в СМИ, что даже до убийства дошло в одном из банков в Афинах. Узнав о том, что Греция берет заем, народ просто восстал. Но сейчас уже поздно.