Выступление на XII Всемирном русском народном соборе
Когда мы заводим речь о православной русской молодежи, о нашем будущем, прежде всего, мы должны озаботиться тем, какое наследие мы оставим грядущим поколениям наших соотечественников. А для этого нам самим нужно ответить на вопрос: каково то бесценное наследие, которое мы получили от наших великих предков, от святых отцов и подвижников благочестия — наследие, завещанное Самим Христом Спасителем?
Это величайшее наследие, это Божественное сокровище — единство нашей святой Русской Православной Церкви. Его сквозь века, сквозь тесноту и скорби, пронесли великие иерархи и преподобные отцы, благоверные цари и князья, праведные мужи и жены, одним словом, весь благочестивый русский народ. И это единство, сохраненное в прошлом великой ценой, должно быть сохранено и нами для будущих поколений, ибо только в церковном единстве есть надежда для будущего нашей неделимой Святой Руси. Без единства Русской Православной Церкви немыслимо само существование такого понятия как Святая Русь, без него теряет смысл и наше мероприятие — Всемирный русский народный собор, поскольку соборность Русского мира зиждется, при любом изменении политических условий, на церковном единстве. Отказ от него стал бы отказом от православного будущего для наших детей, от возложенной Самим Богом на Русь вселенской провиденциальной миссии, воспринятой от Византии, возвещенной великим старцем Филофеем, а затем и многими другими угодниками Божиими, которых Господь посылал на Русскую землю.
Сегодня нам всем: иерархам, духовенству, богословам, мирянам, церковной молодежи — необходимо приложить все усилия для предотвращения страшной угрозы, нависшей над единством нашей Матери — Русской Православной Церкви. На Украине враждебными каноническому Православию силами поставлена не теоретическая, а практическая задача — уже в текущем году отколоть Украинскую Православную Церковь от Московского Патриархата, оторвать миллионы православных украинцев, русских, молдаван и представителей других народов, населяющих Украину, от вековой общности церковной и цивилизационной судьбы с народом Великой России, окончательно и бесповоротно поссорить наши народы.
Ставится цель, с одной стороны — уничтожить единственно каноническую на Украине Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата и Православие на украинской земле, с другой стороны — нанести сокрушительный удар по Русской Православной Церкви как удерживающей, которая не только во внешнем мире, но даже внутри Вселенского Православия является охранительницей неповрежденных святоотеческих устоев, традиций и канонических норм, лишить ее того благодатного влияния на глобальные процессы, которое она имеет сегодня. Ведь отрыв Украинской Православной Церкви от Московского Патриархата — это раскол Русской Православной Церкви практически пополам. И не только в количественном смысле. Такой раскол пройдет по самой душе народной.
Как можно охарактеризовать то, что происходит сейчас на Украине? Кажется, что никогда еще море человеческой жизни не вздымало так высоко свои взбушевавшиеся волны, стремясь захлестнуть в темноте бездны беззаконий народную душу. Никогда еще враг Неба и Церкви — диавол, «иский, кого поглотити» (1 Пет. 5. 8), не угрожал своими страшными силами единству церковному и не отравлял своим смертным дыханием вселенную, как в наши дни.
В сегодняшнее смутное время расколов и нестроений, когда темными облаками человеконенавистной политики затянуто благодатное солнце церковной жизни на Украине, когда вновь делаются попытки ослабить Церковь через создание искусственной автокефалии, через построение «церкви» без Церкви, через клеветнические статьи в прессе, в пространстве интернета, через призывы к отрицанию вековых традиций, предержащие власти вновь не дают нам покоя со статусом Украинской Православной Церкви Московского Патриархата в православном мире.
У пришедших к власти националистических кругов вызывает аллергию и приступы ненависти само поминовение имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси за богослужением. Христианским ли чувством является подобная ненависть? Что это за «Помicна Церква», в основание которой заложены злоба и нетерпимость? И к кому — к московским Первосвятителям, среди которых святые Патриархи Иов, Гермоген и Тихон!
К чему это стремление? К пагубному для Православия отделению? Таким вопросом задаемся не только мы. Его же задавал в 1918 году митрополит Киевский и Галицкий священномученик Владимир (Богоявленский), когда националистические силы, родственные современным, пытались расколоть единство православного народа Украины с Русской Православной Церковью. Вслушаемся и сегодня в слова свидетеля Христова и великого иерарха:
«Для нас страшно даже слышать, когда говорят об отделении южно-русской Церкви от единой Православной Российской Церкви… Не из Киева ли шли проповедники Православия по всей России? Среди угодников Киево-Печерской лавры разве мы не видим пришедших сюда из различных мест Святой Руси? Разве православные Южной России не трудились по всем местам России, как деятели церковные, ученые и на различных других поприщах и, наоборот, православные Севера России не подвизались ли также на всех поприщах в Южной России? Не совместно ли те и другие созидали единую великую Православную Российскую Церковь? Разве православные Южной России могут упрекнуть православных Северной России, что последние в чем-либо отступили от веры, или исказили учение веры и нравственности? Ни в коем случае… К чему же стремление к отделению? К чему оно приведет? Конечно, только порадует внутренних и внешних врагов. Любовь к своему родному краю не должна в нас заглушать и побеждать любовь ко всей России и к Единой Православной Русской Церкви». Такое впечатление, что эти слова священномученика митрополита Владимира (Богоявленского) произнесены в наши дни.
У православного народа Украины недоумение и справедливый протест вызывает грубое вмешательство во внутренние дела Церкви некоторых видных государственных деятелей, нарушающих Конституцию страны и стремящихся, вопреки воле народа, «объединить» Украинскую Православную Церковь с раскольниками-филаретовцами и другими, а на самом деле — растворить Православие в псевдоцерковных организациях, узаконить беззаконие. Из Украинской Православной Церкви пытаются сделать карманную, политическую Церковь, которая будет поддерживать нагнетаемую на Украине определенными силами антироссийскую истерию.
Учитывая тревожный ход развития событий, нам следует как никогда тесно объединиться и дать отпор врагам Церкви и достойно вести корабль церковный по пути мира среди моря бушующих страстей, клеветы и людской злобы, сохраняя богозаповеданное единство Русской Православной Церкви на всей ее канонической территории. Любая попытка отделения Украинской Православной Церкви от Русской Православной Церкви, кем бы и когда она ни предпринималась, всегда была и будет расколом, причем не в образном, а в прямом, каноническом, смысле слова.
Защитим же православную веру от нашествия иноплеменных, от волков в овечьей шкуре — от лжебратии, от раскольников, навлекших на себя анафему и погибель. Всегда будем помнить слова Священного Писания: «стойте и держите Предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2. 15). Крепко будем держать хоругвь Православия, которую мы обязаны передать целую и невредимую в руки молодого поколения православных христиан. Единство церковное — это то будущее, на основании которого, верю, наша молодежь возродит единство и величие Святой Руси. И к этой миссии мы должны уже сейчас готовить молодые ростки Древа Церковного.