― Ваше Преосвященство, стала ли Пасха, на Ваш взгляд, за последние годы особо почитаемым праздником у саратовцев?
― Я не стал бы так ставить вопрос, потому что в России большинство жителей всегда отмечали Пасху, даже в советские годы, когда Церковь была ограждена от прихожан множеством искусственных рамок. Несмотря на запреты, люди посещали церковные службы. Но и те, кто не ходил в храм, отмечали праздник дома. Это происходило даже в семьях самых убежденных коммунистов. Люди из числа тех, кто занимал в то время руководящие посты, мне иногда с гордостью говорят: «А у меня дома перед Пасхой всегда пекли куличи, красили яйца». Так что Пасха всегда праздновалась широко ― пусть на бытовом уровне, как народная традиция. Сегодня же все больше людей приходит в храмы и отмечает Воскресение Христово в соответствии с тем смыслом, который в этом торжестве изначально заложен.
― Согласно социологическим исследованиям, те, кто называет себя верующими, в Светлое Христово Воскресение либо устраивают застолье ― 57%, либо посещают кладбище ― 34%, 20% идут на пасхальную службу. Прокомментируйте, пожалуйста, эти цифры.
― Сегодня наблюдается резкое социальное и имущественное расслоение в обществе, и среди обывателей очень популярным стал тезис: «Богатые ― плохие, а бедные ― хорошие». Насколько он верен и справедлив?
― Он неправильный по сути. Нельзя давать огульные характеристики целым слоям населения. Но этот тезис показывает, что в обществе сегодня существует социальное напряжение. Американская мечта о том, что чистильщик обуви может постепенно сколотить состояние и стать миллионером, в русской действительности не «работает». В современной России было не так: слишком быстро у нас появились богатые. Нескольким сотням человек удалось приватизировать целые отрасли производства, которые на протяжении всего ХХ века создавались каторжным трудом нескольких поколений. И вот в этом кроется основная проблема. В настоящий момент общество пытается решить ее отчасти за счет идеи социально ответственного бизнеса. Церковь же говорит о том, что, если благосостояние достигнуто легально, в нем нет ничего плохого, но учит относиться к нему так: «когда богатство умножается, не прилагайте [к нему] сердца» (Пс. 61; 11).
― Сообщения об осквернении храмов, убийстве детей или беззащитных стариков перестали быть редкостью. Почему в людях поселилась такая жестокость и чувство безнаказанности?
― Не нужно забывать, что за последние 20 лет в
стране не просто произошли изменения ―
экономические, политические, но был уничтожен привычный
для людей уклад жизни. Не все выдержали такое испытание.
Появилось много людей «сломавшихся»…
Больше всего о человеке, его внутреннем мире, знает
Церковь, и о том, что в современных людях происходят
негативные процессы, она часто предупреждает общество. Но,
как правило, от предостережений отмахиваются, а через
некоторое время спохватываются и задаются вопросом:
«А почему происходит то, или другое»? А
объяснение очень простое: личность, перестающая жить
духовной жизнью, быстро деградирует, в ней проявляются
животные инстинкты. Чтобы быть человеком, необходимо
ежедневно трудиться над собой, своим сердцем, со многим в
себе бороться.
Сейчас повсюду ― с экранов телевизоров, с газетных
страниц, уличных растяжек ― звучат лозунги
«Бери от жизни все», «Наслаждайся,
отрывайся!». И мы недооцениваем той силы, которую
эта пропаганда сегодня имеет в обществе. Забыты
нравственные законы, потеряны идеалы порядочности,
ответственности, любви к семье, отечеству, чувство долга.
Идеалом, в лучшем случае, становятся физиологические
потребности ― быть здоровым, красиво одетым,
успешным, богатым. Безусловно, люди всегда об этом
заботились, и Церковь не отрицает важности каких-то благ,
но не они должны быть главными в жизни.
Кроме того, сыграло свою роль и разрушение системы
образования. При всей уродливости ее в советское время,
она ставила перед собой определенные задачи, худо-бедно
выполнявшиеся. Но ее сломали, а новую так и не создали. Я
сам являюсь ректором духовной семинарии, общаюсь с другими
руководителями вузов. Все мы сталкиваемся с ужасающим
снижением образовательного уровня абитуриентов. Окончив
школу, они не всегда умеют грамотно выражать свои мысли,
почти не читают. И это становится повсеместным явлением, к
сожалению.
― Споры о том, нужен ли в школах предмет «Основы православной культуры», не стихают до сих пор. Между тем некоторые православные священники считают ― нужно запретить на занятиях по биологии изучать теорию о происхождении человека Дарвина. Как вы считаете, должна ли Церковь вмешиваться в дела светского образования?
― Она никогда в него не вмешивалась. И я не знаю священников, требующих запретить изучать теорию Дарвина. Отдельные люди могут свои пожелания высказывать, ведь мы живем в демократическом государстве, и насколько я знаю, известный судебный процесс в Петербурге был инициирован частными лицами. Если же вести речь о дисциплине «Основы православной культуры», то она, бесспорно, нужна в школе. По социологическим опросам, более 60% жителей страны считают так же, это показательная цифра. Сопротивление возникает в среде людей, всю жизнь занимавшихся преподаванием научного атеизма. Они не могут в один момент перестроить свое сознание и до сих пор продолжают борьбу, начатую еще в юности. Но общество ушло далеко вперед. Вопрос ― надо ли преподавать «Основы православной культуры ― давно перезрел. Постепенно, с приходом во власть нового поколения людей, не отягченных предрассудками, острота проблемы будет снята.
― Как Вы относитесь к отмене отсрочки от службы в армии для духовенства?
― Я сам до принятия сана служил в армии. Став священником, убедил нескольких молодых людей и их родителей в том, что не стоит уклоняться от призыва, и благословил на службу. И никто не был обижен, все благополучно вернулись домой. Но вопрос о призыве священнослужителей ― сложный. Им по канонам Церкви нельзя держать в руках оружие. Кроме того, у нас очень трудная ситуация с кадрами. После 70 лет борьбы государства с Церковью приходится восстанавливать ее структуру слишком быстрыми темпами, и духовенства не хватает.
― С другой стороны, если священников все же не будут призывать, не вызовет ли такая привилегия недовольства среди остальных призывников, которые с нынешнего года лишились льгот?
― Я не понимаю в принципе, почему эти отсрочки были отменены. С одной стороны, власть говорит о необходимости улучшения демографии и, в тоже время, отправляет служить мужчин, у которых в семье ждут пополнения или уже растет маленький ребенок. Честно говоря, не вижу в таких действиях логики.
― Среди православных верующих стал массовым явлением отказ от паспортов и так называемых ИНН. Что это ― суеверие или действительно оскорбление религиозных чувств людей?
― Не стал бы называть это массовым явлением. В Саратове таких людей насчитывается несколько десятков. Среди них есть те, кто причисляет себя к членам Церкви, и те, кто организует антицерковные псевдоправославные сообщества. Истории подобные явления хорошо известны: в народе во все времена присутствовали некие антигосударственные течения. И до революции некоторые старообрядческие согласия отказывались от паспортов Российской Империи. Причина же того, что некоторые люди сегодня начинают борьбу с паспортами, страховыми карточками и тому подобными вещами ― незнание христианства, основ веры, мистико-оккультный подход к действительности. Поэтому и возникают поверья типа: «раз мне присвоили ИНН, то я стал жертвой антихриста»… Во «внешних» вещах, не представляющих никакой опасности, начинают видеть предвестие конца света. Со всем этим лучше всего борется время. Но необходимо и просвещение, которое Церковь считает одной из главных своих задач.
― Долгое годы среди горожан бытует также поверье о «чистых» и «нечистых» храмах (к примеру, считается, что к старейшему в Саратове Троицкому собору «налипло» слишком много негативной энергии, а самым «чистым» считается Духосошественский собор). Откуда появился этот пласт «народной мудрости?
― Все эти нелепости идут из среды так называемых
целителей, «ясновидящих», экстрасенсов. Они
всячески пытаются создать иллюзию, что имеют отношение к
жизни Церкви, кто-то даже заявляет о ее благословении на
свою деятельность. Все это обман. С какими целями они
запускают эти невообразимые, чудовищные, бессмысленные
слухи о храмах, трудно сказать. Но если учесть, какое
количество оккультной информации обрушивается на нас по
тому же телевидению, можно понять, почему
оккультно-магический жаргон стал для наших современников
привычным. Потом они приходят в храм, и требуют от Церкви
того, чему их научили экстрасенсы. Отсюда и все суеверия:
например, в семи храмах поставить определенное число
свечей, взять крещенскую воду в семи церквах…
Многие сегодня подходят к церковным таинствам с
утилитарно-прагматической точки зрения, пытаются выстроить
отношения с Богом по принципу: «Ты ― мне, я
― тебе». А ведь христианство ― это
задача на всю жизнь, Церковь учит труду над собой. Но
человеку кажется: это тяжело, долго… Куда проще
выполнить механические, бессмысленные действия.
Ситуация с Троицким собором меня в первое время даже
обескураживала. Это самый древний храм в городе, в нем
находится главная саратовская святыня, образ Спаса
Нерукотворного. Эту икону из Троице-Сергиевой лавры
принесли сюда стрельцы как благословение строящемуся
городу. Троицкий собор ― духовный символ Саратова,
его воплощенная история. Поэтому такие определения, как
«темный, нечистый» в отношении Троицкого
собора нельзя назвать иначе, чем бесовщиной, клеветой на
святыню.
У Церкви в подобных ситуациях есть только один
«инструмент» воздействия ― убеждение
словом. Мы его используем по мере сил, и тот, кто хочет
слышать ― слышит. В Священном Писании Сам Господь
предлагает человеку: «Избери жизнь» (Втор. 30,
19). А уж что изберет каждый из нас, зависит только от
нашей свободной воли.
Беседовала Елена Горшкова