Взятка – наша претензия и укор Господу, являющаяся действенным непослушанием Его воле. Человек, видя преграду своим желаниям, но не задумываясь об их причинах, как заправский шулер достаёт из рукава припрятанного там козырного туза – деньги – и хрясь! – «Твоя карта, Господи (т.е. Твой промысел обо мне), бита!». Евангельский пример – два года прокуратор Феликс ждал взятку за пленённого апостола Павла с христианских общин, зная, что тот не виновен, но ни у кого не возникло мысли давать её (Деян. 24, 26-27). А дело куда уж как благое – освободить Апостола. Словарь определяет мздоимство как получение или требование мзды, мздоимание как взяточничество, лихоимство как требование и взимание процентов с ссуды, вымогание подарков, взяток. Священное Писание определяет мздоимство как внутреннее зло и скверну (Мар. 7, 22-23), достойную страшного: «и огонь пожрёт шатры мздоимства» (Иов. 15, 34). Апостол Павел писал: «не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остаётся… лихоимцем… извергните развращённого из среды вас» (1 Кор. 5, 9-13). Если таково отношение к грешнику, то что будет соблазняющему на такой грех – тому, кто сам приносит мзду? В Писании есть ответ: если в руке конверт, то на шее – мельничный жёрнов.
Очень сомнительным представляется праведность дачи прямой взятки за спасение храма. Лукавый хитёр и способен за самое дорогое, что есть на земле – душу праведника и мученика, – предложить и больше, чем храм. Можно задаться целью и в Церкви начать в глобальных масштабах собирать деньги на взятки, чтобы через государственных функционеров и депутатов без проблем дожить до Апокалипсиса. И уже сейчас мир предлагает свою цену за сотрудничество, и многие религиозные организации и секты не стесняются платить (вспомнить хотя бы злоключения закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»). Но тогда через нас и придёт «мерзость запустения» в церковь, если она не будет построена и выстрадана самим приходом, а подарена (разрешена) за взятку. И что это будет за церковь? И кому нужен духовный отец – взяточник? Понятно, что в Церкви нет места полемике по этому поводу.
Судя по словам отца Всеволода Чаплина, о которых говорится в статье («необходимость борьбы с этим злом»), эта проблема имеет место быть. По себе знаю – искушение сильнейшее: раз! – и ты вроде будешь счастлив навсегда. Не «дал на лапу» – проиграл, терпишь житейские неудачи. И только доверие Богу, зрение своих грехов приводят к пониманию – какое счастье, что всё именно так и сложилось. Опытный духовник или время подскажет, в чём промысл Божий. А приговор всем крещёным участникам мздоимства есть в Евангелии: «Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пёс возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идёт валяться в грязи» (2 Пет. 2, 19-22), «лихоимцы – Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 10), а «кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жёрнов на шею и потопили его во глубине морской» (Матф. 18, 6).
Всем помощи Божией в борьбе с этим искушением.