– Что вы думаете о новом
поколении “кутюр”?
– Это не “кутюр”.
– Что же это?
– Д... собачье!
(Интервью с Ивом
Сен-Лораном)[1]
1. ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ
В сравнении с XVIII веком, Корпорация D. обрела более совершенные инструменты власти, но почерк ее не изменился. При близком рассмотрении сквозь демократический PR проглядывали старые, отшлифованные в колониях приемы экономического господства. Главный принцип – Divide et impera[4] – безотказно действовал со времен античности.
С запланированной синхронностью на территории СССР разом возникли этнические, религиозные и территориальные конфликты. Не успело общество опомниться, как рассыпался союз государств, существование которого поддержало почти 90% граждан. Получив независимость от самой себя, Россия едва избежала новейшей феодальной раздробленности. Одновременный разгром, раздел или переквалификация научно-исследовательских институтов, идеологическое раздвоение театров, журналов, газет, предпосылки церковного раскола и непрерывная реорганизация спецслужб хорошо дополняют картину демократизации.
Важное место здесь занимало разрешение деятельности[5] различных международных фондов на территории бывшего СССР. Интересы их представительств простирались от способов выращивания дальневосточных водорослей до развития регионального телевидения. Не на шутку озабоченные судьбой медведей Западной Сибири и всхожестью казахстанской конопли, фонды содержали остроумную систему скрытых воздействий которая позволяла:
- Легально получать стратегически важную научную информацию в любой области науки, даже из отдаленных регионов страны, выделяя минимальные средства (гранты в $ 500-1000) молодым ученым. При этом, на полученные сведения фонд всегда мог наложить вето.
- Осуществлять скрытую коррупцию, выделяя максимальные средства (гранты в $ 25000-50000) для руководства регионов или областей и влиять на события в нужном направлении.
- Создавать и финансировать политические партии, благотворительные и некоммерческие организации, оказывающие запланированное давление на общественное мнение. Денежные вливания и система дезинформации, стоящие за такого рода общественными организациями, гарантировали коррекцию их деятельности в нужном ключе и направляли каждое их движение.
Демократический бал правила новая элита, тщательно отобранное правящее меньшинство с «западным мировоззрением и идеалами, имплантированными в души и умы» (Тойнби, с.173). Легитимация любых реформ и нововведений обеспечивалась приглашением на привилегированные должности влиятельных людей или их родственников, например, Егора Гайдара, славному имени которого сограждане обязаны своим доверием экономическим реформам.
Характерно, что вину за “Российский крах” известный в мире специалист по экономике России Жак Сапир, директор Высшей школы общественных наук (Франция), возлагает на ближайшее окружение Ельцина, состоящее из демократов – Гайдара, Чубайса, Федорова, Лившица и прочих, обвиняя их в «глубоком и коренном непонимании самого принципа демократической легитимности» [6].
По его мнению, набор методов, навязанный ими государству, подорвал его намного больше, чем их маниакальное стремление к сокращению бюджета и ослаблению рычагов государственной власти. Описание схемы подавления было бы не полным без упоминания о разрушительных займах (старая колониальная практика) и рекомендациях МВФ, абсурдность которых была очевидна для всей мировой экономической элиты; всемерно поощряемой коррупции чиновников и системе специальных воздействий, развернутых в средствах массовой информации. С начала 90-х годов, в России осуществляется поведенческая революция, изготовленная по западным образцам.
2. СЕКС-ПРОПАГАНДА
Российские информационные каналы переполнены сексуальными стимулами. Как и любое животное, человек проявляет безусловный рефлекс на постоянные сексуальные раздражители. «Многие исследователи отмечают специфические физиологические изменения, возникающие у людей при просмотре порнографических фотографий и фильмов, при чтении или прослушивании текстов соответствующего содержания... – У мужчин при этом возникает эрекция, а у женщин – изменения притока крови к влагалищу или его увлажнение» (41; 348).
Рефлекторная работа секреций вызывает перманентное половое возбуждение. Потребность в половом удовлетворении становится настоятельной. Поиск партнера происходит в местах отдыха и развлечений, которые рекламируют те же информационные каналы.
Специфика и темы секс-пропаганды указывают на внедрение в России идей западной «сексуальной революции». Это не подражательное «западничество», не диффузия, а именно массированное внедрение, КУЛЬТУРИНТЕРВЕНЦИЯ. Об этом говорит и единый стандарт эротических и порнографических тем, волнами перебегающих из газет в журналы и телепередачи, и масштаб явлений, охвативших страну.
Секс-пропаганда правится в СМИ единым духом, единой рукой. Ее приемы видны также отчетливо, как любой банальный PR. Упорное неприятие Закона о цензуре и демагогические высказывания о свободе слова имеют общее происхождение. Свобода слова здесь означает свободу внедрения пропаганды, разрушающей нормы цивилизации, неограниченную свободу уничтожения культуры.
Претензии секс-пропаганды на звание сексуальной революции совершенно необоснованны. С таким же успехом революцией можно было бы назвать эпидемию чумы. В действительности, положения теоретика сексуальной революции В. Райха часто прямо противоположны практике секс-пропаганды. Так, если Райх призывал „поставить на место сексуальной неустроенности, системы публичных домов, порнографической литературы и индустрии секса естественное счастье любви, гарантируемое обществом“, – то секс-пропаганда приносит в Россию именно систему полулегальных публичных домов, массовую порнографическую литературу, индустрию секса, в т.ч. детского, и направляет все свои усилия для дискредитации естественной половой любви.
В начале 90-х, на глазах изумленной публики, обновленные средства массовой информации отбрасывают все табу и возводят железобетонный секс для подростков в ранг суровой жизненной необходимости. Обществу навязываются давно провалившиеся идеи психоаналитиков о непоправимом вреде воздержания в юном возрасте и страшных неизлечимых болезнях, как следствии половой неудовлетворенности. Отсутствие сексуального опыта становится неприличным. Превозносится “опытность”, якобы необходимая для начала полноценной сексуальной жизни с избранником. Между тем, в мире существует совершенно другое понимание проблемы[7]. Последствия тщательно спланированного и хорошо оплаченного назойливого сексуального лже-просветительства в России на фоне всеобщей нищеты обществу еще предстоит оценить.
Становление личности, усвоение культурных норм и знаний, необходимых для выживания в условиях современной цивилизации, требует едва ли не большего напряжения сил, чем первобытная борьба за жизнь. Болезненный, иногда кровавый обряд инициации примитивного общества, обращающий юношу в мужчину, в нашей культуре выглядит безобидно-ханжеским вручением куска разукрашенного картона.
«Этнологи обнаружили, что чем сложнее культура, тем больше выражены в ней ограничительные установки по отношению к добрачной сексуальной активности» (41; 605).
Подразумевается, что теперь “инициированный” способен обеспечить свое существование, и выступать в новых, желанных для него ролях, одобряемых обществом. Так происходит социализация.
Исследования последствий раннего начала половой жизни, проведенные американскими сексологами, показывают, что влияние ранней половой активности на взгляды и поведение в более зрелом возрасте особенно неблагоприятно сказывается на успеваемости мальчиков белой расы и отношении к посещению занятий у белых девочек” (41; 224).
Следовательно, раннее начало половой жизни отдаляет социализацию, либо вовсе препятствует ее совершению. Сегодняшний среднестатистический российский подросток 12 – 16 лет экономически всецело зависит от родителей. Он не владеет собственностью, не может добывать средства к существованию, его карманные деньги – милость родителей или случайный заработок.
Примитивные общества дают много примеров ранних браков. Однако они демонстрируют и социализацию, происходящую одновременно с заключением брачной церемонии (приобретение ролей, одобряемых обществом). Как правило, к моменту заключения брака будущие супруги обладают некоторым экономическим основанием (приданным, наследством), а также знаниями и трудовыми навыками, необходимыми для поддержания совместной жизни[8].
3. УНИЧТОЖЕНИЕ ТАБУ
Происходящее размывание культурных норм и барьеров – следствие наивной веры подростка в святость печатного слова, с легкостью снимающего все табу. В действительности, ситуация, в которую его вовлекает секс-пропаганда, драматична. Практика зарубежных и отечественных психологов и психиатров свидетельствует о чрезвычайной ранимости, напряженности психики переходного возраста. На него приходится самый высокий уровень личностных расстройств (бред физического недостатка, психопатии, рост уровня тревожности и т.д.) Альфред Адлер указывает на возникновение конфликта из-за противоречий между новыми задачами, перед которыми стоит подросток и чувством неполноценности от осознания сложности их выполнения.
Итак, секс-пропаганда призывает российского подростка окунуться в радости безличного секса, умалчивая о многом. Его призывают к безопасному сексу, но презерватив не обеспечивает ни психологической, ни экономической защиты. Подъезд, чердак, иногда квартира в отсутствие родителей – вот места подросткового секса.
Чаще всего первооткрывателей ждет отвращение и шок. Заманчивые социальные роли, которые подросток надеялся освоить, ему не по росту, они слишком велики и сваливаются на каждом шагу. Зато вместе с физиологическими подробностями всплывают такие роли, о которых он и не подозревал. Его продолжают подбадривать газеты, журналы, телесериалы, передачи и «молодежные» фильмы, внедряющие порнографические стереотипы. Подросток, ставший жертвой секс-пропаганды, ведет беспорядочно-бессмысленную половую жизнь, посещает «тусовки» и входит в девиантную группу, где пробует наркотики.
Американские исследователи (Kolodny et al., 1984) говорят о чувстве несчастья, разочарования, неудовлетворения, которые испытывает до 30% подростков, ведущих половую жизнь. Часть из них страдает половыми расстройствами, другие осознают, что их «использовали» и погружаются в депрессию.
«...Подростки, раньше других проявляющие
сексуальную активность, как правило, начинают употреблять
спиртное и наркотики в следующем после полового контакта
году (особенно это относится к женщинам).
...В 1976 г. у 71% юношей и 52% девушек, употребляющих
разнообразные наркотические средства, была
зарегистрирована сексуальная активность (по сравнению с
10% юношей и 3% девушек, которые не пользовались
наркотиками). Аналогичные различия сохранялись в 1980
г. (41; 226).
Секс-пропаганда прямо связана с практическими задачами сексуальной революции, озабоченной ростом населения и продвижением наркотиков. Чтобы увеличить спрос, потребителя необходимо погрузить в состояние депрессии. Поэтому сексуальные аномалии поощряются, а деторождение упоминается, исключительно, в контексте предохранения и, разумеется, нет речи о личностной половой любви или создании семьи. Этот поворот означал бы нежелательную потерю клиентов.
Приемы секс-пропаганды в течении последних лет постоянно повторяются в целом ряде СМИ:
- Использование порнографии, выдаваемой за эротику или сексуальное просветительство, в качестве стимула, вызывающего безусловный рефлекс.
- Распространение девиантных стереотипов полового поведения (парафилий, гомосексуализма, fast love), как современной сексуальной культурной нормы для модных, «продвинутых» людей.
Информация порнографического характера тщательным образом выверена и дозирована для каждого из секторов рынка. Множество подобных газет и журналов распространяется в Москве и на периферии. В нашу задачу не входит их подсчет и подробный анализ. Издания, предназначенные для общего сектора рынка, имеют разные названия, но почти одинаковую цену, качество печати, мифологию и темы. Их цель – соединив безусловный стимул (порнография, секс) с рядом предметов и тем, участвующих в моделировании поведения, превратить их в условные сексуальные стимулы.
4. ПОДРАЖАНИЕ
Один из основных условных стимулов – мода. Заметим, что вплоть до второй половины ХХ века понятия «молодежная мода» в культуре не существует вообще. Новая мода изобретается исключительно для взрослых мужчин и женщин. Подросткам предназначен укороченный вариант одежды того же фасона (48; 76). Возникший в 60-е годы феномен молодежной моды принято считать порождением молодежных бунтов, тогда как на самом деле именно D-мода и ее promotion в СМИ становятся одним из главных катализаторов западной псевдореволюции и появления новейших субкультур.
Два мотива движут модой. Первый – подражание с целью перенять опыт или хороший вкус, второй – страх оказаться вне общества, быть осмеянным (боязнь изоляции) (46; 75, 168). В конце ХIХ века мотивы подражания описывает Тард, но со временем первый мотив выступает вперед, а второй вовсе исчезает из научного обихода. Так, “Международная энциклопедия социальных наук”, изданная в 1968 году, объясняет подражание лишь как обучение, а не страх перед сообществом. Справедливость восстанавливает Э. Ноэль-Нойман, воскрешающая историю и социальные основания законов подражания в книге “Общественное мнение”.
Человек особенно «уязвим, когда над ним смеются, или его презирают, причем на виду у всех, – пишет Нойман, – Сколько идей родилось у людей, чтобы публично обнародовать позор! Провинившегося выставляли на обозрение толпы в невероятно высоком бумажном колпаке, вымазывали смолой и перьями, девушку заставляли шествовать с наголо обритой головой...”(46; 173,175).
Свойство человека болезненно чувствовать неодобрение окружающих (социальный контроль) использует D-мода. В отличие от подлинной моды, обозначающей эталоны привлекательности или социальный статус (тушевание такового), D-мода употребляет коды исключительно эпатажного характера. В ее арсенале – полный набор исторических клейм, закрепляющих удаление (изоляцию) от общества. Так, привилегию бриться наголо издавна имеют рабы, преступники, революционные повстанцы, каторжане, солдаты, монахи. Из обозначения племенного статуса туземная татуировка становится принадлежностью моряков (людей, отлученных от земли) и заключенных (от общества).
С наголо обритой головой, кольцами в носу (пирсинг) или цветными татуировками (тату), с черными лаковыми ногтями, в неимоверных ботинках под пристальными взглядами прохожих подросток беспомощен как никогда. Страх сменяется агрессией.
Новый образ резко противопоставляет его окружающим и присоединяет к группе таких же “оппозиционеров”, созданных рекламой D-моды.
«ОМ», №24, 98 г. Здравствуй ОМ! ...Откуда столько ненависти? Да, я тоже одеваюсь не так, как большинство, и мне нравятся маленькие татуировки и пирсинг на животе. Я слушаю другую музыку, к тому же сама играю в рок-группе. Но это не мешает мне каждый раз выходить на улицу не как на войну. Я очень часто езжу в электричках. Вот ты сидишь в вагоне и ждешь, когда же наконец эта стерва перестанет пялиться на тебя, но вдруг человечный, добрый голос спрашивает: «Извините, вы не подскажете, который час?» Это та, которой еще пять минут назад хотелось вцепиться в рожу. И тогда оказывается, что проблема в тебе самой.
«От наказания в виде всеобщего порицания и неприязни не ускользнет ни один человек, нарушающий обычаи и идущий против взглядов общества... никто не может жить в обществе под гнетом постоянного нерасположения и дурного мнения своих близких и тех, с кем он общается. Это бремя слишком тяжело для человеческого терпения». Дж. Локк (46; 109)
Достаточно понаблюдать за бритоголовым подростком в публичном месте, чтобы ощутить его дискомфорт. Понятие “Социальный контроль” (общественное мнение) опровергает версии о том, что нуждающие в эго-идентификации закомплексованные подростки будто бы сами изобретают модные течения и даже целые субкультуры, противопоставляющие их обществу. Такая мода не возникает стихийно, и не подростки определяют промышленный выпуск товаров, планируя их рекламу и продажи. Изобретая очередную субкультуру или “молодежную” моду, профессионалы из Корпорации „D“ следуют главному принципу: ОДЕЖДА, ПРИЧЕС-КА, ОБЛИК ДОЛЖНЫ ВЫЗЫВАТЬ НАСМЕШКИ, НЕПРИЯЗНЬ, ПРЕЗРЕНИЕ И ОТДЕЛЯТЬ МОЛОДЕЖЬ ОТ ОБЩЕСТВА.
«Ощущение своей изолированности и беспомощности тотчас же начинает угнетать инакомыслящих, доводя их до отчаяния». Алексис де Токвиль (46; 132). Массовое распространение, такого рода, уродливой, эпатажной моды возможно лишь при ее превращении в условный сексуальный стимул.
5. D-МОДА – D-ИДЕНТИФИКАЦИЯ
Старая голливудская система отбора звезд работала интуитивно. Решающее значение имела приятная внешность, совпадающая с амплуа (героиня, герой-любовник), способность к выразительной передаче чувств, обаяние личности. Сексуальная привлекательность была подкладкой других, не менее важных качеств и не выставлялась на передний план. Воздействие искусства происходило за счет сопереживания, многократно усиленного совместными реакциями зрительного зала (эффект регрессивной идентификации[9]). Артисты, имевшие успех у публики, заключали длительные контракты со студиями и становились любимцами нации, полубогами, и даже объектами религиозного культа.
Начиная с 20-х годов история кинематографа свидетельствует о фактах невиданного массового энтузиазма[10]. Эти явления объясняются психологическими законами, действующими в больших группах. Коллективная психика здесь становится примитивным подобием психики животного с повышенным ощущением жизни. При этом, в моменты регрессивной идентификации, большой массе людей легко прививаются разные психические состояния[11].
«Это даже может быть приятным – одна овца среди тысячи себе подобных!» (Юнг, 266).
Поведенческая революция 50-х годов сознательно использовала психологию масс для прививания нужных идей и чувств. Теперь продюсеры планомерно выстраивали сексуальный ореол звезды. Как правило, он состоял из участия в фильмах с шокирующими сексуальными сценами, частых публикаций о любовных скандалах и связях, пикантных фотографий «ню» и т.д. В конечном итоге это приводило к трансформации актера в безусловный сексуальный стимул. Как в греческом мифе, где все к чему прикасался царь Мидас, обращалось в золото, предметы, попадавшие в ауру секс-звезды, становились сексуальными стимулами. Для того, чтобы публика подхватила любое новшество, достаточно было связать его с именем секс-бомбы. Искусство стало воздействовать на рефлексы.
Талантливая актриса, «героиня самоубийства и героина» – Мэрилин Монро[12] (США) стала одним из первых секс-символов, целенаправленно возведенных научным маркетингом в ранг сексуального раздражителя толпы. Напряженность сексуальной гипнотической ауры, изливающейся с экрана на зрителей американского придорожного кинотеатра точно зафиксирована поэтом:
Изнемогают, хотят машины.
Невыносимо… (А. Вознесенский, 1963)
Сотни тысяч женщин копировали прическу, макияж, одежду, движения, смех и высказывания кумира, ставшие условными стимулами. Сотни тысяч мужчин выбирали в партнерши мечту, составленную из кинематографического набора сексуальных сигналов.
В дальнейшем, D-маркетинг еще более упростил свои задачи. Оказалось, что для признания публики совсем не обязательно обладать какими-то талантами. Для того, чтобы зажглась новая звезда, ее имя должно постоянно звучать в СМИ рядом с набором элементарных безусловных стимулов. Известной манекенщице, женщине-подростку Твигги достаточно было смело обнажить ноги, надев «мини», чтобы рromotion сделал ее популярность сверхъестественной.
Неверно было бы думать, что звезды экрана, моды и поп-музыки подражают подростковой моде, желая понравиться зрителю. Напротив, важным условием подписания контракта или предоставления средств для съемок является трансляция D-моды, будь это мини, или обривание головы, татуирование или выступление в D-макияже.
Наблюдается замечательный феномен. Соединяясь с D-звездой, обладающей качеством Безусловного стимула, асексуальные и уродливые знаки моды приобретают сексуальный характер. При этом D-мода, скопированная подростками с кумиров, для большинства окружающих сексуальным стимулом не является и в их глазах выглядит нелепо, так как мифотворческие информационные потоки направлены лишь в определенный целевой сектор (12-25 лет). Внедряемый сегодня образ маргинала – бритоголовое или перигид-рольное татуированное существо с кольцами в носу, ушах, на пупке и ягодицах, со слабо различимыми признаками пола и кошмарным макияжем. Каждый из этих знаков – сексуальный сигнал-стимул для окружающих, вопиющий о желании нравиться, быть значительным.
Обратим внимание на использование западными, а теперь и отечественными рок-звездами элементов субкультурного имиджа. Здесь полный набор клейм D-моды: бритые головы, разноцветно окрашенные волосы, свалянные в сложный колтун дреды, панковские гребешки, цветные татуировки, ассиметричная челка и пр. Аксессуары D-моды не покидают экраны и страницы. Море рекламной информации о поп-музыке и ее исполнителях, российских и зарубежных, обрекает современного подростка на эго-идентификацию с рок-зведами.
Еще более пристальное внимание обратим на отчетливо и шумно демонстрируемую звездами делинквентность (непристойная брань и жесты, эксгибиционизм, хулиганские выходки). Уже Эриксон (Erikson 1964) замечает, как «чрезмерная идентификация» с суператлетами, рок-музыкантами или представителями Контркультуры (революционные лидеры, «бритоголовые», делинквентные[13] личности), вырывает «расцветающую идентичность» из ее социального окружения, тем самым подавляя личность (66; 235).
Ритуальные рекламные восхваления, частые интервью, слухи о крупных гонорарах и успехе у поклонников, призы музыкальных конкурсов, оплаченных и устроенных Корпорацией D в соединении с сексуальными сигналами – весь этот комплекс D-маркетинга внушает доверие и принимается подростком за чистую монету. Рекламный обман запускает потребность быть значимым – (самоуважение, признание, статус, престиж по Маслоу). Реакция – подражать, быть модным, крутым, продвинутым. Подросток уверен, что подражая кумиру, он широкими шагами идет к жизненному успеху, благосостоянию, любви и признанию окружающих. Им движет первый мотив подражания – надежда перенять удачный опыт и хороший вкус. Обманутый рекламой, он оказывается вне общества.
D-мода и ее главные носители – D-звезды – их поведение, высказывания, становятся объектами эго-идентификации. Перенимая девиантность, подростки оказываются в изоляции и втягиваются в оппозицию «Мы» и «Они».
Promotion D-моды:
COOL” №52, 1997 г. Сейчас ни один мало-мальски модный персонаж не может обойтись без татуировки на какой-нибудь части тела... Все звезды делают татуировки. Или почти все. В любом случае каждый уважающий себя рокер считает своим долгом нарисовать на теле что-нибудь этакое, в духе исполняемой им музыки (вспомните Aerosmith, Red Hot Chilli Peppers, Mеtallica, из наших – Кинчева, Дельфина, «Ногу свело!)
“Версия” №27(51) 1999 г. В Серебряном бору прошел фестиваль “Стань радугой”...Были люди профессиональные, были любители. Было солидного состава жюри – радиоведущая Ксения Стриж, экстравагантный художник Никас Сафронов, сексолог Сергей Агарков... Зрителям почти все равно кто выиграет. Зрителей больше волнует, правда ли, что все это – по голому телу. А можно поближе взглянуть?
6. КАК ДЕЛАЕТСЯ D-МОДА.
Как важный компонент поведенческой революции D-мода проводит линию релятивного и рекреативного секса. Находка последнего времени – Уродливое в сочетании с Непристойным. Мнение прессы об эпатаже публики модельером, как основном способе привлечь внимание к собственной персоне, достаточно поверхностно. Тонкая психическая линия воздействия такова: Непристойность, выстреливающая Безусловным стимулом, придает Уродливому характер сексуальности. Образ D-моды воспринимается как стимул-шок. Уродливое становится сексуальным, а сексуальное – отвратительным. Желаемое достигнуто. Практика легко доступной сексуальности в соединении с ее уродливым образом ведет к стойкому физическому отвращению к сексу вообще. Модель поведения здесь выстроена по классическим канонам бихевиоризма, где оперантное научение происходит, когда безусловный сексуальный рефлекс получает отрицательное подкрепление (отвращение). Так продолжается славное дело сексуальной революции, обеспокоенной «перенаселенностью планеты». Более ранний стиль D-моды – «унисекс» – выполнял те же задачи гораздо менее успешно, всего лишь, нивелируя естественную сексуальность, маскируя особенно ярко выраженные в юности, различные роли полов.
В 1995 году многие из известных всему миру домов высокой моды скупил финансист Бернар Арно. Его собственностью стали мировые марки „Диор“, „Живанши“, „Лакруа“ и пр. На место главных дизайнеров он поставил молодых британских модельеров (что само по себе явилось скандалом), которые совершенно недвусмысленно начали влиять на политику мировой моды.
Коллекции „английской мафии“ впечатляли смесью непристойности, асексуальности, крови, ужаса и отвращения. Например, дебютные модели МакКуина дополнялись макетами костей и оленьими рогами, одно из его оригинальных платьиц сплошь было покрыто живой саранчой, а на лондонской Неделе моды в коллекции под названием „Изнасилование на холмах Шотландии“, манекенщицы дефилировали в разодранных и окровавленных кружевах.
«Из коллекции МакКуина почти ничего не продано – но денег на рекламу потрачено чудовищно много. Согласно Дональду Потару, директору дома „Jean-Paul Gaultier” одежда стоит $1 млн., но только на соответствующую рекламу в прессе тратится $ 25 млн. Такой трюк позволяет продавать широкому потребителю множество упрощенных товаров с этикеткой той же фирмы»(«Птюч, №7, 1998).
Таким образом, девиантность и асексуальность, заданные Корпорацией D, влияют на миллионы потребителей. Часто продвижение предмета моды, уже являющегося условным сексуальным стимулом, сопровождается стимулированием потребностей более высокого уровня. Приведем некоторые способы стимулирования:
- Связь предмета с сексом (безусловный сексуальный стимул обращает предмет в условный сексуальный стимул). Стимулируется потребность в половой жизни.
- Связь предмета с важными, значительными персонами, звездами, представителями высших слоев общества стимулирует потребность в самоуважении и вызывает желание идентифицироваться, стать значительным (первый мотив по Тарду – подражание с целью перенять опыт или хороший вкус).
- Приписывание предмет у волшебных, мистических свойств, воздействующих на благоприятное течение жизни и позволяющих избегнуть всевозможных несчастий, стимулирует потребность в безопасности, защищенности.
- Сведения о широкой распространенности предмета (второй мотив подражания – страх оказаться вне общества, быть осмеянным) стимулируют потребность в присоединении, принадлежности.
- Сведения о злоупотреблении предметом вызывают чувство превосходства и подвигают к «правильному» употреблению. Стимулируется потребность в самоуважении, компетентность.
- Связь предмета с необычными, захватывающими ощущениями, эмоциями; приобретением нового, более высокого знания (качества, свойства), стимулирует потребности самоактуализации реализации потенциала.
- Частое упоминание о предмете в средствах информации делает его узнаваемым, вызывает доверие, легитимизирует.
Имена русских проводников D-моды знакомы нам по публичным акциям, сопровождающим личный promotion D-модельера на богемных тусовках, преподносимых промоутерами как „светская жизнь“. Гранты, выделяемые зарубежными организациями, призы и премии, выдаваемые ее авторам за границей легитимизируют D-моду, позволяя находить опору на местной почве. Ее аксессуары, повторенные в десятках цветных журналов, и на миллионах экранов, рекламируют популярные артисты и внедряют раскрученные дизайнеры. Можно лишь догадываться, какого рода удовлетворение творчеством, помимо стабильного заработка, испытывают работники D-маркетинга.
7. ОТВРАЩЕНИЕ
Отвращение к жизни, порочный круг негативизм – депрессия – негативизм – важная часть Поведенческой революции. Можно сказать, что Корпорация D., овладевшая новыми приемами подавления и господства, впервые в истории, взяла на себя научно осознанную миссию судьбы, рока.
В «Дивном новом мире» Хаксли младенцев отвращали от книг и цветов, при помощи отрицательного подкрепления электрошоком. Этот сложный способ требовал дополнительного помещения, обученного персонала, реквизита. Реальность опять превзошла вымысел. Сегодня внушающее воздействие телевидения почти без затрат выполняет те же задачи: «Они вырастут, неся в себе то, что психологи когда-то называли инстинктивным отвращением… Рефлекс, привитый на всю жизнь» О. Хаксли (65; 143).
Бивис и Батт-Хэд – подлинные кретины, глупее которых невозможно представить. Чувством превосходства над ними может наслаждаться даже последний двоечник. Зрительская аудитория – дети и подростки – с удовольствием пользуются их непристойным жаргоном, копируют блеющий смех и пересказывают сюжеты. Сленг становится средством вербальной коммуникации, объединяющим группы. Игра в девиантность ведет к девиантности. Исследования социальных психологов (Майерс, 32; 522) говорят о прямой связи между девиантностью на телеэкране и девиантным поведением подростка в жизни.
Какую бы прекрасную идею не взялись осуществлять Бивис и Батхед (они на этом специализируются), будьте уверены – все будет испакощено, извращено и изгажено в лучшем виде. Редкая серия обходится без кучки. Все, что у психически здорового человека вызывает интерес, любовь, привязанность, придает вкус жизни – осмеивается, густо поливается помоями и замазывается фекалиями. Теперь самый прекрасный образ будет вызывать ассоциацию с кучкой. Таким образом, ТЕЛЕВИДЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ СПОСОБ ВИДЕНИЯ МИРА.
Занудный учитель дает задание посадить зерно кукурузы и объясняет, что растение надо поливать, кормить и разговаривать с ним. Сметливые ребята мочатся на него и подкармливают консервами, пока тучами не залетали мухи. Кукуруза не растет и на призывы: «Ну ты, придурок, типа, расти!». За непослушание ее затаптывают.
Ассоциативная связь: Растения – экскременты – отвращение.
Бивис и Батхед приносят полуживую птичку в ветлечебницу. Сестра с «буферами» говорит, что птица не выживет. Но гуманисты тащат ее домой. Здесь Бивис под музыку Чайковского достает из кармана горстку извивающихся червей, долго и тщательно разжевывает и выплевывает их в клювик птичке. Нетрадиционный подход дает положительный результат. Птица с напутствием: «Ну ты, типа, будь мужчиной!» подкинута вверх. Кретины удаляются, а птичка падает на землю, переворачивается кверху лапками, кое-как ползет вслед.
Ассоциативная связь: Чайковский – черви – рвотный рефлекс.
Бивис и Батт-Хэд затесались на просмотр «интимного фильма для девочек». Пока речь идет о половом акте, они в восторге. Известие о тошноте, беременности, и опускании живота по вечерам портят им настроение. Роды вызывают отвращение и ужас. Они бегут. Глупый учитель предлагает им досмотреть дома: «Вы еще не видели счастья кормления, которое испытывает мать». «Опускается по вечерам, – ворчат кретины, – по нашему пусть лучше поднимается и стоит по утрам!»
Ассоциативная связь: Деторождение – блевота – бежать.
Бивис и Батт-Хэд занимаются изобретательством.
Чесалка для задницы из вешалки не находит покупателя. Следующее изобретение – Ловушка для мухи. «Что любят мухи? Всякое г-о!», – соображают вслух кретины. Пока Батт-Хэд тащит в дом помойку, Бивис накладывает конкретную кучку.
Теперь, польстившуюся муху следует опрыскать. Конечно, опрысканными без чувств лежат Бивис и Батт-Хэд. Муха жужжит и летает по комнате. Очнувшийся Бивис запускает в нее опрыскивателем. В разбитое окно на подготовленную кучку устремляются стаи мух.
Ассоциативная связь: Изобретения – дерьмо – отвращение.
Социальные психологи из США, длительное время активно изучавшие воздействие телевидения, говорят о его впечатляюще значительной роли в формировании сознания подростка (Майерс 32; 525). Функции D-маркетинга, проводимые сериалом «Бивис и Батт-Хэд»: привить подростку чувство отвращения к основным ценностям жизни на уровне рефлекса (провидец Хаксли!), препятствовать социализации, подтолкнуть к девиантности и спровоцировать депрессию.
Образы кретинов сами по себе – ключи к такой депрессии. Изображениям Бивиса и Батт-Хэда в бытовой среде специально придаются качества еще более депрессивные для восприятия. Как Отвратительные старцы и Гнусные калеки, Бивис и Батт-Хэд, отпечатанные на майке или куртке, транслируют в культурно-бытовое пространство двойной заряд несчастья и омерзения.
У людей, предрасположенных к депрессии, подобное воздействие незаметно включает известный механизм депрессия – негативное мышление – депрессия. Грусть переходит в тоску и подавленность. Усиливается негативное самовосприятие и самообвинения, которые питают депрессию (по Д. Майерсу).
8. КУЛЬТУРИНТЕРВЕНЦИЯ
«Ход развития искусства определяется ходом развития общественной жизни», – эта аксиома выведена французским историком и политиком Гизо в 1820 году. Понятие «лидер мнений» (концепция Лазарсфельда– Мертона) [14] в его широком, значимом для всего общества смысле, дает ясное понимание этого процесса.
К какому бы переломному периоду истории мы не обратились, взгляд на искусство покажет расстановку и состояние сил на социальной арене. Официальная принадлежность искусства отживающего класса не вызовет сомнений. Привычно славословящее, оно лишено глубоких мыслей и сильных чувств. Живое, страстное искусство, проникнутое идеями братства, освобождения и счастья принадлежит классу, стремящемуся к власти. Оно горячо агитирует и привлекает сторонников, верит в будущее, завоевывает массы и побеждает. Это искусство создано лидерами мнений и несет новую мифологию – опору новой идеологии.
Разрушение мифологии и ее замещение происходит под воздействием идей, выдвигаемых новыми лидерами мнений. Они распространяются, формируя мнения, пока не заменят устаревшее мышление. Ход общественной жизни, определяемый «в последнем итоге его экономическим развитием» [15] осуществляется при активном воздействии лидеров мнений (художников, писателей, философов, публицистов и пр.).
Принимая инакомыслящих, лидеров мнений, преследуемых в России тоталитаризмом, предоставляя им средства и возможность высказываться, Запад способствует разрушению советской мифологии, выступая в роли высшего нравственного судьи. Часть деятелей искусства, науки, политики, вначале бескорыстно, а затем по договору с нанимателем, становятся пропагандистами западной идеологии, усвоив ее поверхностную, привлекательную часть. Экономическая и идеологическая экспансия, определившая дальнейший ход общественной жизни в бывшем СССР, предопределяет развитие искусства. Исторически неизбежная смена мифологии в России 80-х становится парадом западной социальной инженерии.
Искусство, с его неизменной внушающей силой, расцвечивает шесть тем. Деидеологизация очищает дорогу тотальному D-маркетингу. «Местные профессионалы», давно приученные к конформизму, советской бюрократией выстраивают новую мифологию: «Интердевочка», «Маленькая Вера», «Лимита» вкупе с желтой прессой открывают экспансию. Так происходит вторжение.
Удивительные явления наблюдаются в русском искусстве с начала 90-х. На фоне всеобщего паралича культуры возникают деятели, бойко продолжающие ее дело. Они снимают фильмы, пишут книги, ставят спектакли. Они часто мелькают на светских вечеринках, в иллюстрированных журналах и на телеэкранах. Их искусство, вначале поражавшее новизной аномии, быстро примелькалось благодаря однообразию чувств и тем. Оно не пользуется спросом, не вызывает интереса у публики. Однако, каждое подобное произведение по-прежнему вызывает шум в СМИ, а художник продолжает выступать в роли человека, которому есть что сказать. Если не публика, то кто оплачивает это искусство?
Профессиональный уровень вполне позволяет ему выполнять обычную миссию всякого искусства – трансляцию чувств и идей. Но каких! Порнографические стимулы и секс-аномалии, отвращение и страх, девиации, депрессия и пр. Этот набор D-маркетинга хорошо знаком по «альтернативной» эстраде и желтой прессе. Как ни досадно, в этом участвуют и люди талантливые. Особенно оказались востребованы имена «детей», своей известностью легитимизирующие любые, самые отвратительные проявления нового «искусства» – Тодоровский, Бондарчук, Евстигнеев, Гельман, Кончаловский, Орбакайте и пр.
Первоначальное ослепление, вызванное PR-ом западного искусства перешло в стойкий конформизм, и малоинтересная, но хорошо оплачиваемая работа, предоставляемая Корпорацией D., воспринимается приглашенными профессионалами как неизбежное зло. Роль передаточного звена играет продюсер. Не следует удивляться нецензурным словам, непристойностям и секс-девиациям закрепившимся на сцене, экране, в литературе. Средства на производство фильмов, клипов и раскрутку исполнителей или авторов поступают только на условиях включения в конечный продукт искусства элементов контркультуры.
Таким образом, шесть тем, моделирующих поведение потребителя наркотиков, появившись, уже не исчезают из новейшей российской культуры. Работает беззатратная экономика, где часть средств вырученных от продажи товара сразу поступает на рекламу и моделирование поведения потребителя средствами искусства и СМИ.
Одни и те же персонажи курсируют по кино– и телестудиям, театрам, редакциям журналов и клубам. Их круг замкнут. (Та же практика ограничения доступа существовала и в искусстве нацистской Германии). Сценарий становления однообразен. Певец (музыкант, режиссер, художник и пр.) едет в Англию или США учиться. По возвращении бреется наголо, обретает тату, пирсинг или грим чудовища, рассуждает о буддизме и космических влияниях; становится членом какого-либо течения (феминизм, зеленые и пр.); публично демонстрирует сумасшествие – матерится, поет дурным голосом, выказывает склонность к эксгибиционизму; снимает мрачные, безобразные, вызывающие тошноту клипы и такие же фильмы.
Потребитель производимого культурного продукта – простой человек или подросток, обманутый рекламой. Молва, созданная средствами массовой информации и воздействие секс-стимулов заставляют его поверить в талант Лагутенко и гений Шуры. Между тем, хитро-невнятные тексты с явственной нецензурщиной и набором образов, вызывающих смертную тоску, зомбирующие рефрены и кошмарный видеоряд второго плана имеют научное название[16] и вполне определенную цель – вынуть из человека душу, лишить смысла жизнь, толкнуть к разрушению и гибели. Давно известно, что «искусство во всех своих формах было и остается распространеннейшим и излюбленнейшим средством воздействия на чувства людей, а через них – на их поведение и социальную жизнь» (П. Сорокин) [17]. На какие чувства воздействует мировое искусство конца второго тысячелетия?
Общее его направление явно прослеживалось по фильмам, демонстрируемым на ХХI Московском кинофестивале, где плохо подготовленные зрители рвались к выходу. Перечислим некоторые кульминационные моменты международного кинопоказа (авторство здесь не имеет никакого значения). Итак: «Тото который жил дважды» (Италия) – коллективная мужская мастурбация в туалете, гомосексуальные акты и совокупления с овцой и курицей; «Счастье» (США) – гомосексуальный акт с совращенным подростком; «Затемнение» (Греция) – длительная и подробная оргия извращенцев; „Романс“ (Франция) – женская мастурбация, fast love и оральный секс крупным планом; «Человечность» (Франция) – три одновременных половых акта в разнообразных позах и крупным планом и т.д.
Таким образом, отвечая на вопрос о воздействии современного искусства, следует признать безоговорочное торжество необихевиоризма. Демонстрируя Безусловный сексуальный стимул, искусство прочно связывает его с местом (туалет), партнером (курица) и способом (гомосексуальный акт, мастурбация), явно не подходящими для отправления половых потребностей в современной культурной норме. После сеанса киногипноза эти неподходящие компоненты, на некоторое время (а для иных, наиболее внушаемых, навсегда) становятся Условными сексуальными стимулами и воздействуют на их дальнейшее поведение и социальную жизнь, в уже известном нам духе сексуальной революции (релятивный и рекреативный секс).
О степени экспансии D-культуры, протяженности ее географического ореола, а также коррумпированности деятелей искусства говорит количество призов МКФ в соотношении с тематикой фильмов, их получающих. Так, например, испанский фильм «Все о моей матери» (1999) режиссера Педро Альмодовара, повествующий о жизни героини, связанной с трансвеститом и лесбиянками (одна из которых подвержена наркомании) получил: Большой приз Бразилии, «Сезар» (Франция), приз Донателло (Италия), приз Каннского фес-тиваля за режиссуру, приз Германии как лучший неанглоязычный фильм, три европейские награды «Феликс», 7 призов Гойи (Испания) приз Британской киноакадемии, «Оскар», «Золотой глобус» (США).
9. ИНФОРМАЦИЯ-УБИЙЦА
Весьма любопытно смотрятся на фоне нового искусства данные об интенсивности самоубийств в России:
«В 1991-1995 годах интенсивность самоубийств в России возросла в 1,6 раза. Теперь в среднем по стране кончают с собой 40-42 человека на 100 тысяч в год. А в отдельных регионах – 120-180. По критериям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), критическим уровнем считается 20».
Типичный кандидат в самоубийцы «…человек молодого, трудоспособного возраста…с невысоким образовательным цензом. Дезадаптированный в социальной и сексуально-супружеской сферах, с наличием невротических расстройств или депрессий. Атеист[18].» (В.Г.Остроглазов 88;1). Характерно, что мощный поток враждебной, блокирующей нормальный половой рефлекс, навязывающей девиантность и депрессию, убийственной для психики информации, под видом развлечений и нового искусства обрушивается именно на этот сектор рынка.
Как мы уже знаем из предыдущей главы цели разнообразного и развлекательного секса – далеко не безобидны. Это не только разрядка опасной для правящей элиты сексуальной напряженности в экономически угнетенном обществе, но и уменьшение численности населения за счет снижения рождаемости, и за счет дезадаптации индивидов, не сумевших приспособиться к повсеместно декларируемому как норма, нарушению биологических и социальных законов. Добавим сюда невидимые, с каждым днем набирающие темп эпидемии СПИДа, венерических заболеваний, смертность среди подростков употребляющих наркотики и мы осознаем, какие потери в этой тайной и одновременно абсолютно открытой информационной войне нового типа ожидают нас в ближайшее время.
Среди самоубийц все чаще оказываются дети:
«Интенсивность самоубийств среди 10-19 –летних в России возросла почти вдвое. Например, в 1990 году покончили с собой 1831 человек, а в 1997 году – уже 2824» (По данным В.Г.Остроглазова, руководителя отдела острых психосоматических расстройств НИИ Склифософского, 88;1).
В 1998 году необъяснимое тройное самоубийство девочек из Балашихи потрясло Москву. Между тем, его причины, косвенным образом были раскрыты в прессе. Так, в статье «Непрерывный суицид» [19] приводились цитаты из шлягеров «звездных» рок-групп: «Умереть молодым…», «Загнать себе в рот пистолетное дуло…», «..Мы живем для того, чтобы завтра сдохнуть» влияние которых автор связывал с самоубийством. Другая газета обнародовала подробности очевидцев: Они «Петлюру» вечно слушали…«Ты к нему пришла в зеленом, мать тебе открыла в черном». Жених там умер, вместо свадебного наряда – траурный… В тот вечер, когда все случилось, очень громко крутили песню Яны «Одинокий голубь на карнизе за окном». Много раз ставили песню «Пусть говорят, что ты некрасива». На полную мощность – я еще думала: с ума что ли, сошли, сколько же можно одно и то же… Потом музыка замолчала, и все… («Новая газета» №7, февраль 1999).
Еще в начале века, в статье о воспитании детей В.М. Бехтерев обращал особое внимание на впечатлительность и необычайную внушаемость, благодаря которой ребенку легко прививается как дурное, так и хорошее. В пример приводился случай с 14-летней девочкой, которая совершила самоубийство под впечатлением сцен из романа, где героиня покончила с собой открыв газовую горелку. “Глубокое, ничем не оправдываемое и крайне вредное для здоровья пугание детей старшими, а также всякое попущение легко прививающимся в возрасте первого детства дурным инстинктам и неустранение их своевременными воспитательными усилиями не может не способствовать развитию навязчивых состояний, неуравновешенности, приводящей детей к развитию душевных недугов», – писал Бехтерев. (т.II, с.153; Избранные труды С-Птб., 1999.)
Имея представление о депрессивном воздействии новой музыки и о законах, по которым привнесенная таким образом в сознание подростка депрессия развивается в дальнейшем, (порочный круг депрессия – негативизм –депрессия) мы можем ясно представить себе неотвратимый ход событий. Следуя призыву кассеты: СДЕЛАЙ ЕЩЕ ГРОМЧЕ! – дети приближали катастрофу буквально на глазах у ничего не подозревающих взрослых.
Глубину распространения информационного яда показывает анкетирование, проведенное в двух параллельных 8-х классах школы №2 г. Балашихи, 17.02.99, немногим более недели спустя после трагедии происшедшей 8 февраля. Как видно из таб. 4 – 64% подростков слушает рэп, рок, рейв и, так называемую, альтернативную музыку, а 60% причисляет себя к постоянным зрителям МТВ, т.е. практически полностью вовлечены в орбиту D-маркетинга. Перечислим последствия убийственной информационной экспансии, несущей в себе поведенческую революцию, которая неминуемо постигнет нас в ближайшее десятилетие, если не предпринять срочных мер.
Результаты анкетирования[20] учащихся 8-х. классов школы № 2 г. Балашихи от 17 02 99. (Таб. 4)
класс |
Любишь ли ты слушать музыку? |
Как часто смотришь МТВ? |
Какую музыку предпочитаешь? |
всего |
|||||
часто |
иногда |
часто |
иногда |
никогда |
класс. |
эстр. |
альтерн. |
||
8 «Б» |
5 |
20 |
14 |
7 |
4 |
4 |
7 |
14 |
25 |
8 «Г» |
5 |
23 |
18 |
10 |
- |
4 |
4 |
20 |
28 |
всего |
|||||||||
в %% |
19 |
62 |
60 |
32 |
7 |
15 |
20 |
64 |
100 |
Дальнейшее следование «свободе слова и плюрализму мнений», т.е. отсутствие элементарной цензуры, обеспечивающей психологическую, и физиологическую безопасность членов общества от депрессивного воздействия убийственной музыки, и столь же убийственного искусства несет:
- Разрушение института социализации детей и подростков, уничтожение культурной преемственности и рост преступности.
- Блокирование естественного полового рефлекса средствами искусства и СМИ; приобщение населения к «релятивному и рекреативному» сексу; распространение женского и мужского гомосексуализма (как и в развитых странах нас ожидает 5 – 10%), а также вал детской проституции и порнографии.
- Психические травмы как следствие сексуальной неудовлетворенности и психологического дискомфорта, в дальнейшем – частая смена партнеров, потребление наркотиков, рост самоубийств.
- Частичное разрушение института семьи (здесь прослеживается прямая связь с пунктом №1) и как следствие – дальнейшее снижение рождаемости и перманентная демографическая катастрофа.
- Эпидемия СПИДа, наркомании, дальнейшее уменьшение населения России запланированное творцами экспансии.
Практика целенаправленного физического истребления и разрушения важнейших социальных институтов представляет чудовищный контраст с убаюкивающими магическими лозунгами о демократии, свободе слова и плюрализме мнений. Трудно себе представить, но реалии внешне благополучного Западного общества таковы, что жизни некоторой его части от рождения несут функции животных, предназначенных на бойню. Информация формирует потребителя наркотиков с младенчества. Drug-искусство и СМИ блокируют способность получать положительные эмоции, навязывают девиации и депрессию, ведущие к потреблению наркотиков.
10. НОВЫЙ ВЗГЛЯД.
История товара и его потребления ясно указывает место обоснования Корпорации „D“[21]. Ее владельцы – наследники наследников Ост-Индской компании и других колониальных лакомств, до сих пор не выпущенных из крепких челюстей. Взгляд на становление D-маркетинга и постепенный захват им западного общества меняет все привычные представления. Леворадикалы, Секты, Зеленые, Феминистки, Гомосексуалисты, – многое из того, что на Западе именуется «плюрализм мнений», при ближайшем рассмотрении оказывается искусственно созданными малыми группами, объединенными законами группы, девиациями, мифологией. Искусная пропаганда собирает под готовые вывески партий «анархистов», «троцкистов», «террористов», «националистов», где инакомыслящими манипулируют в интересах властной элиты.
D-маркетинг стремительно расползается по всему миру. Он малюет синий крест национального флага Шотландии, перечеркивая лица шотландских подростков; обесцвечивает волосы молодых японок; метит черным ноготь гомосексуалиста-моджахеда из Афганистана. Проследите каналы коммуникаций, распространяющих эту моду, и вы обнаружите общий центр.
Корпорация-D проникает в политическую жизнь любой страны мира, выстраивает искусственные общественные структуры и с их помощью паразитирует на экономике и ресурсах. Излюбленные лозунги западной демократии – права человека, свобода слова, плюрализм мнений – на деле защищают бихевиористский комплекс D-маркетинга (шесть тем), ведущий к культурной дезориентации, угрожающий существованию государства и безопасности личности. Запад порабощен разросшимся фашизоидным монстром, существующим благодаря постоянно воспроизводимой девиантности и разинтегрированности общества; наркотизирующим и устраняющим „лишних“ сограждан. 300-летний опыт колониальных грабежей не оставил ни малейшего шанса собственному народу. Говоря о Свободе и Демократии, Россия и Запад наполняют эти понятия абсолютно разным содержанием.
Эпоха саморегуляции общества закончилась во времена Маркса. сегодня, как никогда, общественные институты нуждаются в осознанном научном управлении в интересах всех граждан. Культурин-тервенция Корпорации “D“, за минувшее десятилетие поразившая социальные структуры России требует немедленного отражения.
(Уничтожение табу).
„COOL“ – Еженедельник, 300 000 экз. Целевой сегмент рынка: мальчики-подростки 12-18 лет, уч-ся школы или профучилища из городского верхнего слоя низшего и нижнего слоя среднего класса.
Цель: Внедрение обезличенного подросткового секса.
Мифы:
- Половая жизнь подростка – повсеместное явление.
- Подростки желают обучаться методике технике сексуальной жизни.
Порнография предстает в образе психосексуальной гигиены, профилактики СПИДа и даже (!) нравоучения:
СЕРДЦА ТРЕХ (супер-фотороман) С виду Даша, Лена и Юля – прекрасные ангелы. Их объединяет общая идея – месть парням! Они объявляют настоящую войну мальчишкам, и при этом все средства хороши! Но как быть, если, несмотря на всю ненависть к парням, у девушек просыпаются нежные чувства к представителям сильного пола?... (COOL, №13 1999 г.)
Краткое содержание: три девочки поклялись не встречаться с мальчиками, но тайком от других, каждая переспала с дружком.
СТЕРЕОТИП: ОНИ МОГУТ ГОВОРИТЬ ВСЕ, ЧТО УГОДНО, НО С УДОВОЛЬСТВИЕМ СОВОКУПЯТСЯ С ТОБОЙ ТАЙКОМ
Порнография выглядывает из подробных ответов читателям штатных советчиков журнала в рубрике «Интимный разговор»:
«Сексологи нашего журнала ответят на ваши самые сокровенные вопросы
ДЕВУШКА НЕ В НАСТРОЕНИИ
Моя любимая девушка очень часто оказывается не в настроении. И мне частенько приходится ждать, когда оно к ней придет и она милостиво разрешит заняться с ней любовью... Артем
«COOL”: АППЕТИТ ПРИХОДИТ ВО ВРЕМЯ ЕДЫ
...Если она и не чувствует сексуального настроя, когда ты приглашаешь ее в постель, то должна дать себе самой шанс войти в ситуацию. И она может быть приятно удивлена тому, с какой быстротой изменятся ее ощущения. Если ты будешь терпелив и настойчив, она переменит свое решение... “(COOL, №13 1999 г.)
СТЕРЕОТИП: БУДЬ НАСТОЙЧИВ И ОНА ЗАХОЧЕТ.
В COOL-тесте, подросток узнает, что:
«Модная личность», движущаяся «в ногу со временем» не только посещает дискотеки, носит ботинки на мощной платформе, отлично говорит по-английски, знакомится по интернету, посещает самые крутые тусовочные места в городе, но и НЕ ТЕРЯЯ ВРЕМЕНИ, ЗАПРОСТО, В ПЕРВЫЙ ВЕЧЕР ЗНАКОМСТВА ПРОВЕДЕТ НОЧЬ С НОВОЙ ЛЮБОВЬЮ. СТЕРЕОТИП: СОВОКУПЛЯТЬСЯ СРАЗУ, КАК ЗАХОЧЕТСЯ (Fast Love).
Журнал рассчитан на подростков 12-18 лет
Приложение: (Секс-пропаганда)
Рубрика писем в подростковых журналах разительно напоминает отдел брачных объявлений во взрослой газете, где рок-музыка (условный стимул) используется как поисковый коммуникационный флажок:
“Привет! Меня зовут Макс. Мне 16 лет, рост 173 см. Очень люблю слушать Prodigy, Scooter, Rave и т.д. Сам по себе очень веселый человек, люблю шумные компании и симпатичных девчонок».«COOL”, №19, 1999 г.
“Привет, многоуважаемый развратник Птюч! После статьи о ниггерах (№4 98) нам, двум сумасшедшим девчонкам Даше и Лене пришло в голову познакомиться с симпатичными ниггерами (от 16 до 20). Нам по 15 лет. Желательная музыка hip-hop, jungle etc. Р.S. БЕЛЫХ ЗАСРАНЦЕВ ПРОСИМ НЕ ДОМОГАТЬСЯ! «ПТЮЧ», №7, 1998 г.
«Наташа и Надя, 12 лет, Телец и Рак русоволосые зеленоглазка и сероглазка увлекаются спортом, дискотеками. Наташа любит музыку в стиле Space, а Надя тащится от Scooter, No Doubt». «Бумеранг», №3, 1999 г.
Другие письма показывают результаты просветительской работы:
«ПОМОГИТЕ МНЕ!» Мне так мало лет, а я хочу умереть! Дело в том, что я на втором месяце беременности и очень боюсь делать аборт. Кто отец ребенка – я не знаю. Я совсем запуталась. Много пью и к тому же пару месяцев назад я попробовала наркотики. Нет, я не стану наркоманкой! Но родители выгнали меня из дому, узнав обо всем этом. Я и подумать не могла, что такое может случиться! Я совсем запуталась. Как мне быть? Аня, 14 лет, Москва. «COOL” №52, 1997 г.
“Я НЕ ХОЧУ ТАКОГО СЕКСА!” Я встречаюсь с парнем уже год. Я еще девственница. Он хочет заняться со мной оральным сексом. Как мне объяснить, что я этого не хочу? Как правильно заниматься простым сексом, как мне себя вести? Какие должны быть вздохи? Расскажите. Света. “COOL GIRL”, №15, 1999 г.
“МИНЕТ МОГ БЫ СТАТЬ НАЧАЛОМ...” Я хочу, чтобы моя девушка сделала мне минет. Но не знаю, как она к этому отнесется? Правда, у нас с ней вообще еще ничего не было. И вот я подумал, что минет мог бы стать началом нашей половой жизни... Не сочтет ли она меня за извращенца? В кино часто видишь, как при первом знакомстве девушка сама опускается на колени, расстегивает на брюках мужчины ширинку и... То есть, судя по фильмам, девушки получают от минетов удовольствие, а как в жизни?
С уважением, Андрей. “Шестнадцать” №2, 1999 г.
“Я – ФРИГИДНАЯ ЖЕНЩИНА” Проанализировав свои отношения с мужчинами, я пришла к выводу, что я – фригидная женщина. Семь партнеров за 4 года – и ни классического секса, ни страстных, сексуальных ласк, ни сплетенья тел, ни поцелуев. Я явно не возбуждаю их как женщина, они не хотят меня – быть может, видят насквозь, что я фригидна. На всякий случай указываю возраст моих партнеров: 29 лет (мне было 14), 13 и 20 лет (мне было 15), 23 года и 45 лет (мне было 16), 26 и 29 лет (мне было 17) Прошу, втолкуйте, что со мной. Катя, 18 лет, “АиФ ЛЮБОВЬ”№15, 1999 г.
ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ, ОСНОВАННАЯ НА ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ВНЕШНИМ СОЦИАЛЬНЫМ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ВЛИЯНИЯМ.
Рассматривая возможности противостояния давлению социальной среды, возьмем на вооружение все 6 подходов к профилактике наркомании, имеющиеся на сегодняшний день:
- Информационный подход позволит широко информировать как подвергающихся воздействиям подростков, так и их учителей, родителей об опасных воздействиях социальной среды.
- Эмоциональный подход позволит сделать это в эмоционально-образной художественной форме, максимально доступной и доходчивой. Катарсис как главный фактор художественного произведения переведет и закрепит необходимую модель поведения из эмоционально-образной в когнитивную, а затем в поведенческую сферу.
- Подход, основанный на влиянии социальных факторов, ляжет в основу профилактического воздействия и будет объединен с другими подходами.
- Это будет способствовать формированию необходимых жизненных навыков (и соответствующему подходу), способствующему обеспечению безопасного поведения.
- Альтернативная наркотикам деятельность и пропаганда здорового образа жизни станут необходимым продолжением информации о социальных влияниях, формирующих поведение потребителя наркотиков.
Информационные носители.
«Способность обучаться путем наблюдения дает людям возможность усваивать сложное, комплексное поведение, без необходимости долго и нудно изучать его методом проб и ошибок», – пишет Альберт Бандура («Социальное научение», с. 26) Таким образом, максимально доступным и действенным в настоящий момент является теле- и видеообучение, построенное по законам социального научения А. Бандуры.
МОДЕЛИРОВАННОЕ ПОВЕДЕНИЕ.
Сексуальный стимул.
Важнейшая определяющая детерминанта, позволяющая манипулировать сознанием. Физиологическая притягательность сексуального стимула, его способность обусловливать другие составляющие и строить целые системы влияний, заставляют уделить ему самое пристальное внимание. Необходимо:
- Наглядное разъяснение воздействий сексуального стимула при помощи научно-популярного учебного видеофильма.
- Включение в учебные планы средней и высшей школы сведений о возможности манипуляций сознанием в рекламных или иных целях при помощи сексуального стимула.
- Подробные сведения для преподавателей и родителей о прямой связи между ранним началом половой жизни и прекращением социализации, последующей наркотизацией подростка.
- Законодательные и цензурные запреты на применение сексуального стимула в рекламе с целью манипуляции сознанием.
Мода
- Видеофильм, содержание которого подробно раскрывает понятие «Образ» и его воздействие. Сведения о социальном контроле с использованием исторических примеров. Нарушения общепринятых кодов одежды маргинальными группами. Остракизм и изгнание из группы в человеческом обществе. Общественное мнение и последствие нарушения общественно-приемлемых норм.
- Историческая информация о создании субкультурных групп Западной Европы и США при помощи внедрения стиля и образа одежды, с последующей наркотизацией этих групп. (брошюра Ю.Н. Давыдова «Контркультура»)
- Создание Новой моды, Нового героя и Нового стиля (при помощи средств кино и телевидения), пропагандирующих здоровый, разумный, спортивный образ жизни (фильмы, телепередачи).
Идентификация с героем (Эго-идентификация)
«Человек склонен подражать тем моделям, которые обладают привлекательными для него качествами, и игнорировать или даже отвергать те, которые ему мало симпатичны, – пишет А. Бандура, – Некоторые формы моделирования оказываются настолько привлекательными, что в течение долгого времени сильно притягивают к себе внимание людей различных возрастов. Это наиболее ярко иллюстрируется примерами воздействия телемоделей… Влияние телемоделей оказывется настолько эффективным, герои экрана так приковывают к себе внимание, что зрители обучаются многому из того, что видят, даже если и не испытывают побуждений к обучению».
Создание ряда передач и фильмов для молодежи, транслирующих положительные модели (выдающиеся спортсмены, музыканты, ученые, мастера своего дела и т.д.) и развенчание ряда рок-героев, не сходящих с экранов телевизоров (ранняя смерть, девиантность). Показать рок-героя, как деятеля и жертву drug-маркетинга, а рок – как социальное новообразование середины ХХ века (маркетинг наркотиков).
Групповой конформизм
Первая часть научно-популярного видеофильма, дающего представление о групповом конформизме. Опыты Соломона Эша. Человек и группа, законы группы. Мифология и идеология группы. Наркотизация. Возможности противостояния групповому давлению и мифологии группы (для детей 12-14 лет).
Рок-музыка и drug-маркетинг
Вторая часть научно-популярного видеофильма, дающего представление о физиологии музыкальных воздействий. Рок как музыка, вызывающая депрессию и физиологическое подавление. Тексты рок-музыки (альтернатива) как фактор, моделирующий девиантное поведение и источник мифологии наркотиков. Места отдыха и развлечений, связанных с рок-музыкой, как место продажи наркотиков (для детей 12-14 лет).
БИБЛИОГРАФИЯ:
- АГЕЕВ В.Ф. Английское завоевание Синда. М., 1979.
- АНИСИМОВ А.Л. Колониальная экспансия США в Китае в период опиумных войн…Томск, 1989.
- БАКУШЕВ В.В. ЩЕРБАТЕНКО В.В. Политика и наркобизнес М., 1993.
- БАТАЛОВ Э.Я. “Новые левые” и Герберт Маркузе“. М., 1970.
- БАХТИН М.М. (ВОЛОШИН) Фрейдизм: Критический очерк. М;Л., 1927.
- БЕРН Э. Секс в человеческой любви. М., 1990.
- БЕХТЕРЕВ В.М. Избранные труды (в 2-х томах). С-Птб., 1999.
- БОВЕ К. АРЕНС У. Современная реклама. Тольятти, 1995.
- БОЛДЫРЕВ Б. Займы как орудие закабаления Китая империалистическими державами. М., 1962.
- БОЧАРОВ О. Панк-энциклопедия. М., 1999.
- ВИППЕР Р.Ю. РЕВЕРСОВ И.П. ТРАЧЕВСКИЙ А.С. История нового времени. М., 1995
- ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В 10 ТОМАХ. т. 8, М., 1959.
- ГРОФФ С. Области человеческого бессознательного. Опыт исследований с помощью ЛСД. М., 1992.
- ГРОФФ С., ГРОФФ К., Неистовый поиск себя (руководство по личному росту через кризис трансформации) М., 1996.
- ДАВЫДОВ Ю.Н. (ред.) Современная западная социология (словарь). М., 1990.
- ДАВЫДОВ Ю.Н. (руковод.) Краткий очерк истории социологии. М., 1990.
- ДАВЫДОВ Ю.Н. Искусство как социологический феномен, М., 1968.
- ДАВЫДОВ Ю.Н. Критика социально-философских воззрений франкфуртской школы, М., 1975.
- ДАВЫДОВ Ю.Н. РОДНЯНСКАЯ И.П. Контркультура. М., 1981.
- ДАВЫДОВ Ю.Н. Эстетика нигилизма. М., 1975.
- ДЕ КВИНСИ ТОМАС. Исповедь англичанина, любителя опиума М., 1996.
- ЗАПАДНЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ 80-Х… (сборник). М., 1990.
- КАСТАНЕДА К. (собрание сочинений в 9 томах). Киев, 1995.
- КОКАРЕВ И.Е.Кино как бизнес. Минск 1991.
- КОЛЫХАЛОВА Г.П. Индия и Англия. Проблемы экономических и политических отношений. М., 1966.
- КОММЕНТАРИИ к федеральным законам “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” и “О некоммерческих организациях”. М., 1996.
- КОН И.С. Введение в сексологию М., 1988.
- КОРОВИН В.С. Основные проблемы новой социологии Райт Миллса. М., 1977.
- КОТЛЕР Ф. Основы маркетинга. М., 1991.
- КОУПЛЕНД Д. Поколение Икс.“Иностранная литература” №3, 1998 г.
- ЛОСЕВ А.Ф. Философия, мифология, культура. М., 1991
- МАЙЕРС Д. Социальная психология. С-Птб., 1997.
- МАККЕНА Т. Пища богов. Поиск первоначального древа познания. М., 1995 г.
- МАЛИНОВСКИЙ Б. Магия, наука и религия. М. 1998.
- МАРКС К. Китайские дела (т. 9). Ост-индская компания, ее история и результаты ее деятельности (т. 15). Собрание сочинений, М., 1958.
- МАРКУЗЕ Г. Одномерный человек, М., 1994.
- МАРКУЗЕ Г. Очерк об освобождении. М., 1970.
- МАРКУЗЕ Г. Эрос и цивилизаиция. Киев, 1995.
- МАСЛОУ А. Мотивация и личность С-Птб. 1999.
- МАССОВАЯ КУЛЬТУРА И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ АВАНГАРДИЗМ В БУРЖУАЗНОМ ОБЩЕСТВЕ (сборник). М., 1976.
- МАСТЕРС У. ДЖОНСОН В. КОЛОДНИ Р. Основы сексологии. М., 1998.
- МЕСКОН М. АЛЬБЕРТ М. ХЕДОУРИ Ф. Основы менеджмента. М., 1998.
- МИЛЛС Р. Властвующая элита. М., 1959.
- МОРОЗОВ В.П. Труды Института Психологии РАН (т. 2) М., 1997.
- МОЛОДЕЖЬ И НАРКОТИКИ (ООН, Доклад исследовательской группы В О З). Женева, 1974.
- НОЭЛЬ-НОЙМАН Э. Общественное мнение. М., 1996.
- ОМИГОВ В.И. Криминологические и правовые проблемы борьбы с наркоманией и наркотизмом. М., 1992 г.
- ОРЛОВА Л. Азбука моды. М., 1989.
- ПАРКИНСОН Д. Кино (энциклопедия). М., 1996.
- ПЕЛЕВИН В. “Genertion П.» М., 1999 г.
- ПЛЕХАНОВ Г.В. Избранные философские произведения (т.5). М., 1958.
- ПОЛИТОЛОГИЯ под редакцией профессора М.А. Василика. М., 1999.
- ПСИХОЛОГИЯ (словарь) под общей редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. М., 1990.
- РАЙХ В. Психология масс и фашизм. С-Птб. – М., 1997.
- РАЙХ В. Сексуальная революция. С-Птб. -М., 1997.
- АЙХ В. Функция оргазма. С-Птб. – М., 1997.
- САПИР Ж. Российский крах. М., 1999.
- СВЕТОНИЙ Г.Т. Жизнь двенадцати цезарей. М., 1992.
- СОРОКИН П.А. Человек, цивилизация, общество М., 1992.
- ТОЙНБИ А. Дж. Цивилизация перед судом истории. С.-Птб., 1996.
- УОДДИС Д. Новые теории революции”, М., 1975.
- ФАНЬ ВЭНЬ-ЛАНЬ. Новая история Китая (т. 1), М., 1955.
- ФРЕЙД З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.
- ФРЕЙД З. Письма к невесте. М., 1994.
- ХАКСЛИ О. О дивный новый мир (в сборнике “Антиутопии ХХ века”) М., 1989.
- ХЬЕЛЛ Л. ЗИГЛЕР Д. Теории личности. С-Птб., 1997.
- ХЭЗЛЕМ М.Т. Психиатрия. Львов, 1998.
- ШЕЛТОН Г. Миф о необходимости секса, половое воспитание подростков. Киев, 1993.
- ШТЕЙНГЕРВАЛЬД Р. “Третий путь” Герберта Маркузе. М., 1971.
- ЭНГЕЛЬГАРДТ А.П. Русский Север. С-Птб., 1897.
- ЭРИКСОН Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
- ЮНГ К.Г., КЕРЕНЬИ К. Душа и миф (шесть архетипов). Киев, 1996.
- ANZIEHUNGSKRÄFTE (Variete de la mode 1786 –1986) Münchner, 1986-87.
- BRITISH OPIUM POLICY IN CHINA AND INDIA, D. Owen, W., 1968 (copyright 1934)
- PLAYBOY, №4, 1999 г.
- О М, № 24, 1998 г., №32, 1999 г.
- ПТЮЧ, №5 и №7 1998 г.
- COOL, № 52, 1997; №13, 1999 г.
- COOL GIRL, №15, 1999 г.
- Ровесник, №3 1999 г.
- Бумеранг, №3, 1999 г.
- Московский комсомолец, №35, 1999 г.
- Мир новостей, 24. 07. 1999 г.
- Версия, №43, 1999; №2, 2000 г.
- Я – Молодой, № 18-19, 1999 г.
- Шестнадцать, № 2, 1999 г.
- АиФ «Любовь» № 15, 1999 г.
- «Клиент», 2000, №4.
1«Птюч» №7 1998 г.
2С. Хантингтон, «Мировая экономика и международные отношения» №10, 1995.
3Fukuyama, F The End of History, 1989 г.
4Разделяй и властвуй (лат.).
5ФЗ « О благотворительной деятельности...» от 11.08.95 № 15-ФЗ. Приложение п.п. 3 и 4, ст.21предоставляет право открывать счета в учреждениях банков других государств (в соответствии с законодательством РФ) и получать благотворительные пожертвования от иностранных граждан, лиц без гражданства, а также от иностранных и международных организаций.. Ст.22 Закона приравнивает к российским участникам благотворительной деятельности на территории Российской Федерации иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранные организации.
6Жак Сапир, «Российский крах», М., 1999.
7 «Юность должна быть не просто рассветом, она должна обладать полной силой, прежде чем думать о половой жизни, ибо пубертальный и подростковый возрасты – лишь подготовительные этапы для законного выполнения половой функции. Осуществление половой функции до завершения индивидуального роста и развития нежелательно. Мнение о необходимости удовлетворения сексуального желания в этом возрасте – самая настоящая фикция. Оно становится навязчивым лишь у тех, кто позволяет ему собой овладеть» (Р.Шелтон, «Половое развитие подростков», с.109).
8Так, русский исследователь Энгельгардт, устраивая браки двенадцатилетнего самоеда и его сестры, привозит на Новую землю пару юных самоедов с другого острова: «С братом дело уладилось скоро, а сестра отказала: «Какой это самоед, – он ещё ошкуя (белого медведя) не бивал; вон у меня малый брат, лет 12-ти и тот уже несколько убил, да я сама десятка два оленей застрелила; а он что, – только за ручными оленями ходил. Нет, не пойду за него!» Как видим, примитивная культура предъявляет жесткие требования к умениям юного жениха. («Русский Север», С-п., 1897, с. 174).
9Описан у К.Юнга.
10Несколько женщин при известии о гибели звезды немого кино, героя-любовника Рудольфо Валентино (1895-1926) покончили жизнь самоубийством.
11По Бехтереву.
12Настоящее имя Норма Джин Бейкер Мортенсон (1926-1962). Кинофильмы: «Джентельмены предпочитают блондинок» (1953), «Зуд седьмого года» (1955), «В джазе только девушки» (1959).
13Делинквент – (лат. delinquentis) – правонарушитель, мятежник.
14Многоступенчатого потока информации, концепция.
15Плеханов Г.В.
16Фасцинация – специально организованное внушение.
17Сорокин П. «Общедоступный учебник социологии», М., 1994 г., с.162.
18Статистика, приведенная в знаменитой книге Э. Дюркгейма «Самоубийство», показывает абсолютную приверженность самоубийц XIX века различным религиозным верованиям. Таким образом, атеизм как и религиозность не может являться решающим фактором самоубийства.
19 «Непрерывный суицид» АиФ-Москва, №8, 1999.
208 «Г» – класс, в котором училась старшая из погибших девочек – Таня Кузнецова.
21Англия и США.