К 200-летию писателя издательство Сретенского монастыря выпустило книгу «Тарас Бульба». На самом деле это сборник, куда вошли еще несколько произведений, малоизвестных или совсем неизвестных. В них автор «Мертвых душ» предстает с неожиданной стороны: глубоко верующий человек, он не бичует пороки царской России, а воспевает православие и монархию. Директор издательства, иеромонах Симеон (Томачинский), кандидат филологических наук, автор диссертации о Гоголе в беседе с обозревателем «Известий» размышляет о тайнах великого писателя, о его наследии и роли в нашей современной жизни.
Самый православный классик
— Как вообще надо чтить память
писателей? Может, достаточно просто читать их книги?
Разве не они – главные памятники?
— Я с вами соглашусь. Давайте действительно читать и перечитывать «Мертвые души», «Тараса Бульбу», «Портрет», «Размышления о Божественной литургии» – все, что написал Гоголь, все то, что может напитать наше эстетическое чувство, нашу мысль и, конечно, утолить нашу духовную жажду.
— К юбилею покажут новый фильм «Тарас Бульба», пройдут разнообразные конференции, дом Гоголя в Москве получит статус музея. Чего не сделали?
— Мне кажется, самое обидное, что не сделали полного собрания сочинений, не издали по-настоящему Гоголя. В советское время в Полное академическое издание многие гоголевские произведения даже не были включены. В частности, «Размышления о Божественной литургии», религиозно-нравственные трактаты, его многочисленные выписки из духовных книг. Все это имело огромное влияние на его творчество. Это огромный пласт, еще очень мало изученный. Например, Гоголь пишет: «Слово гнило да не исходит из уст ваших». Эту фразу он взял у апостола Павла, и мы находим ее в «Выбранных местах из переписки с друзьями» Гоголя уже без кавычек, как его собственную мысль – настолько она вошла в его жизнь, в его обиход. Поэтому, конечно, хотелось бы, чтобы Полное собрание сочинений стало действительно полным и включало бы все писательское наследие. Молитвы Гоголя, им самим написанные, предсмертные записки, письма.
— Давайте поговорим о музее. Из подлинных вещей Гоголя что-нибудь сохранилось?
— Есть какие-то вещи. Одежда, конторка, за которой Гоголь писал. Но от Гоголя вещей-то осталось ничтожно мало. Он же был бессребреником. Ведь это даже не его дом, он умер в чужом доме. У него остались какие-то копейки денег. Гоголь, гениальный писатель, ничего не скопил за свою богатую творческую жизнь. Он посылал деньги своей матери, сестрам, помогал бедным студентам, создал фонд для начинающих авторов.
— А табакерки, трубки?
— Он не курил и не нюхал табак. И в пристрастии к алкоголю замечен не был.
— И сексуальных отношений с женщинами не имел?
— Одно время обсуждалась тема о якобы имевшем место сватовстве Гоголя к графине Виельгорской, но исследователями было совершенно убедительно доказано, что эта версия не имеет под собой почвы. Гоголь не собирался ни к кому свататься, и вообще он в середине 40-х годов жил как аскет, фактически как монах и стремился к монашеству. Он много раз ездил в Оптину пустынь и даже в одном из писем признается, что хотел поступить в скит Оптиной пустыни, но старец Макарий его не благословил. Видимо, оптинский старец счел, что его литературные труды важнее.
— Хоть перо Гоголя сохранилось? Он, кстати, сам писал или диктовал?
— Он писал сам. Недавно найдены огромные стопки тетрадей с его собственноручными выписками из церковных служб, из святоотеческих книг. Для этого надо было обладать большим прилежанием. Тетради хранятся в Российской государственной библиотеке, в Пушкинском Доме и в украинских архивах. И, кстати, гоголевская Библия с его пометками тоже была найдена.
— А зачем он переписывал церковные службы в тетрадки? В чем смысл?
— Гоголь видел в них необыкновенную силу и красоту, и нужно было, по его выражению, «понабраться его лире высоких звуков» из высоких предметов.
— Были какие-то еще открытия в творчестве Гоголя за последние 10-15-20-30 лет, кроме упомянутых тетрадей и Библии с пометками?
— К примеру, моя диссертация была посвящена «Выбранным местам из переписки с друзьями» Гоголя. Это произведение, которое сам Гоголь, кстати, называл своей «единственной дельной книгой». Во многом я опирался на разработки моего научного руководителя Владимира Алексеевича Воропаева. Он высказал гипотезу, что композиция этой книги соответствует структуре Великого поста. И действительно, обнаружилось, что книга практически полностью и достаточно точно воспроизводит внешнее построение и внутреннее содержание Великого поста. Ведь Великий пост – это поэма, повествующая о преображении человеческой души и о победе над смертью. Подобно художественному произведению, он имеет свою композицию, свои рифмы, свои внутренние связи, своих героев, свою идею. В начале книги Гоголь испрашивает прощение у всех и говорит, что «перед поездкой в Иерусалим испрашиваю у всех прощение». Перед началом поста есть Прощеное воскресенье, а сам великопостный путь в символике церковной обозначает шествие в небесный Иерусалим. То есть мы в поиске земли обетованной находимся. Гоголь поехал в Иерусалим только через несколько лет, это была идея, некий знак, где надо искать. Еще пример – одна из глав посвящена «Одиссее», переводимой Жуковским. Жуковского звали Василий. А в Великий пост служится литургия Василия Великого (обычно круглый год служится литургия Иоанна Златоуста). Василий Великий – это святой, который был покровителем Жуковского, и Василию Великому принадлежит книга о том, как нужно читать языческие произведения, как извлекать из них пользу, где он конкретно говорит об «Одиссее» и говорит, что «Одиссея» – это похвала добродетели. И Гоголь буквально воспроизводит эти мысли, своим языком, но практически дословно. Гоголь говорит, что эта «Одиссея», которую перевел Жуковский, будет содействовать очищению нравов, что народ наш не соблазнится языческими представлениями древних греков, а увидит похвалу добродетели. Такие связи многообразны. И завершается книга Гоголя главой «Светлое Воскресенье»…
Русофоб, русофил, антисемит?
— Фильм «Тарас Бульба» пока еще никто не видел, хотя все говорят о нем. Но ведь и книга, первоисточник, совсем неоднозначная. С вашей точки зрения, что она воспевает или пропагандирует? Или это просто вообще картинка «с натуры», просто история Украины?
— Прежде всего, конечно, это эпос, подобный гомеровскому. Об этом еще Белинский писал в свое время. Гоголь задумал «Тараса Бульбу», когда ему было 24 года. Он в то время интересовался историей Украины, начинал огромный труд «История Малороссии», 4 или 6 томов, сохранились только его небольшие части. Гоголь четыре года преподавал историю средних веков в Институте благородных девиц в Петербурге. А потом сам министр просвещения пригласил его преподавать в столичном Петербургском университете историю средних веков и всеобщую историю. Как историка его очень ценили.
И вот если мы возьмем наброски и отрывки из истории Малороссии, то в них в общем-то и высказана та идея, которую в поэтическом выражении мы потом встречаем в «Тарасе Бульбе». Защита православной цивилизации – вот в этом Гоголь видел национальную идею украинского народа. Этот народ, по Гоголю, «уже в начале имел одну главную цель – воевать с неверными и сохранять чистоту религии своей». Но, конечно, Гоголь не идеализирует своих героев. Он описывает их со всеми недостатками, и с личными, и коллективными: это и пьянство, и жестокость, и много чего еще. Но они сражаются и погибают за высокие христианские идеи.
— Вам не кажется, что православная цивилизация в «Тарасе Бульбе» выглядит как-то несимпатично, мягко говоря?
— Ну, естественно, она не идеальная, не пример для подражания. Ведь речь идет об определенной эпохе в формировании этой цивилизации. Эпоха была трудная, болезненная. Тогда только с оружием в руках и можно было отстоять веру. Вот о чем хочет сказать Гоголь. И конечно, он сам, это видно по тексту, осуждает, например, беспробудное пьянство казаков. У Гоголя нет задачи нарисовать идеальный образ. У него есть задача адекватно воспроизвести то, что было на самом деле. Зачем он изучал историю? Затем, чтобы показать, что и как в реальности происходило.
— Как сегодня воспринимать «Тараса Бульбу»? Поляки – враги?
— Нет. Враги, по Гоголю, – те, кто посягает на духовное достояние народа независимо от национальности. Если посягают «ляхи», то с ними и воюют. Подчеркну: для Гоголя главное – защита веры и национальной идентичности, в том числе с оружием в руках. И еще: русские и украинцы – это две нации, которые Промыслом Божьим воспитывались в своей истории часто отдельно друг от друга, «дабы порознь воспитались различные силы их характера, чтобы потом, слившись воедино, составить собою нечто совершеннейшее в человечестве». Это дословные слова Гоголя. Но, конечно, само произведение к этому не сводится.
— Гоголь был антисемитом?
— Вопрос о том, что мы вкладываем в это понятие. Применять мерки нашего сегодняшнего, двадцать первого века к девятнадцатому затруднительно. Какие-то слова, которые мы встречаем в «Тарасе Бульбе», в наше время в нормальном, интеллигентном разговоре недопустимы. А вот у Гоголя есть…
— Так и у Пушкина есть. Но я не слыхал, чтобы к Пушкину предъявлялись такие претензии. Но к Гоголю они есть. Почему?
— Художественное произведение – это тонкий и сложный организм, и мы не можем из него вычленять какую-то фразу, которую герой говорит, и приписывать ее самому автору. Но ни в исторических или публицистических работах Гоголя, ни в его огромной переписке, где он был совершенно свободен в своих высказываниях, негативных высказываний о евреях нет. Хотя в России того времени никто бы ему за это ничего не сделал. Но мы этого не находим. Значит, Гоголь так не считал. Возвращаясь к польской теме, замечу – у Гоголя были польские корни. Яновский его вторая фамилия. Но для Гоголя существовал вопрос лишь религиозной самоидентификации писателя и его народа.
— Гоголь вообще был не комплиментарным писателем. Некоторые патриоты в «Мертвых душах» усматривают русофобию, злобную карикатуру на русских. Обоснованно?
— Почему карикатура?! Он показал то, что есть. Но и в этом произведении помимо обличения нравов есть более глубинный смысл. И Гоголь сам писал: отрицательные герои – это страсти, которые живут в человеке, в его душе и делают ее мертвой. Какого героя мы ни возьмем, он некая гипертрофированная страсть: Плюшкин ли, Собакевич или Коробочка. Некий порок, который затемняет образ Божий в человеке. И вот этот духовный смысл для Гоголя был очень важен. Такое плоское, упрощенное толкование, что, дескать, это пародия на Россию, что это русофобия, мне кажется, не выдерживает критики. Да и в «Тарасе Бульбе» Гоголь показывает, что казаки должны искать причину своих поражений в себе, в своем образе жизни, который не соответствует высоким христианским идеалам. Ведь они не думали ни о посте, ни о воздержании. И тем самым Гоголь нам говорит: вы посмотрите на себя, в свою душу. И когда все вокруг плохо, вы посмотрите – может быть, вы стали сами причиной своих несчастий? Может быть, вы должны к Богу по-настоящему обратиться? Может быть, должны ближе к Церкви стать? Вот этот посыл Гоголя, он подспудно во всех его произведениях звучит. В художественных произведениях он говорит об этом художественным языком.
Не шутите с чертями
— Как же ведьмы, черти сочетаются с его православием?
— Это были его юношеские опыты, к которым он сам впоследствии относился прохладно и каялся. Никому не стоит играть или смеяться над такими вещами. Есть свидетельство актрисы Натальи Варлей, она в «Вие» играла панночку. Говорит, после этого у нее вся жизнь наперекосяк пошла, и уже, придя к вере в Бога, она раскаялась в том, что сделала. А ведь она просто играла, воспроизводила то, что написано Гоголем.
— Сегодня нам как быть с «Вием», давать деткам читать?
— Я бы не стал.
— Но ведь и в «Шинели» тоже привидение есть.
— В «Шинели» все-таки не так страшно.
— Что еще надо бы знать людям о Гоголе?
— Из всех классиков русской литературы Гоголь был наиболее близким к Церкви. Регулярно участвовал в службах, ездил в паломничества, и в Иерусалим, и в другие святые места – в Оптину пустынь. Причащался, исповедовался. У него был свой духовник, которому он очень доверял. И само художественное творчество Гоголь воспринимал как служение в христианском понимании. Его творчество без понимания той духовной основы, которая была в Гоголе, сразу становится упрощенным.
Молитвы, составленные Гоголем
(цитируется по сборнику «Тарас Бульба», Издательство Сретенского монастыря. М., 2009)
Господи, дай мне помнить вечно… мое неведение, мое незнание, недостаток образования моего, да не выведу ни о ком и ни о чем неосмотрительного мнения. (Никого не судить и сторониться выводить мнение. Да помню ежеминутно слова Апостола Твоего. Не все да будет).
Господи! Спаси и помилуй бедных людей. Умилосердись, Создатель, и яви руку Свою над ними. Господи, выведи нас всех на свет из тьмы. Господи, отгони все обольщения лукавого духа, всех нас обольщающие. Господи, просвети нас, Господи, спаси нас. Господи, спаси бедных людей Твоих…
Молюсь о друзьях моих. Услыши, Господи, желанья и моленья их. Спаси их, Боже. Прости им, Боже, как и мне грешному, всякое согрешенье пред Тобою.
Гоголь. «О лиризме наших поэтов»
Прейдем к другому предмету, где также слышится у наших поэтов тот высокий лиризм, о котором идет речь, то есть – любви к царю. …Как умно определял Пушкин значение полномощного монарха и как он вообще был умен во всем, что ни говорил в последнее время своей жизни! «Зачем нужно, – говорил он, – чтобы один из нас стал выше всех и даже выше закона? Затем, что закон – дерево; в законе слышит человек что-то жесткое и небратское. С одним буквальным исполнением закона далеко не уйдешь; нарушить же или не исполнить его никто из нас не должен; для этого-то и нужна высшая милость, умягчающая закон, которая может явиться людям только в одной полномощной власти. Государство без полномощного монарха – автомат: много-много, если оно достигнет того, до чего достигнули Соединенные Штаты. А что такое Соединенные Штаты? Мертвечина; человек в них выветрился до того, что и выеденного яйца не стоит…»
ИНТЕРНЕТ-ОПРОС ИЗВЕСТИЙ и KM.RU
Каким писателем вы считаете Николая Васильевича Гоголя?
39%: Гении принадлежат всему
человечеству. Нечего их делить
33%: Русским
24%: Это сын двух народов, который и
сегодня способен нас объединить
4%: Украинским
В опросе приняли участие 4326 человек