19 мая 2009 года состоялась встреча учащихся Московских духовных школ с игуменом афонского монастыря Ватопед архимандритом Ефремом. Гостя приветствовал проректор по воспитательной работе игумен Вассиан (Змеев). Игумен Ефрем, уже не в первый раз встречающийся с студентами в стенах Московской духовной академии, отметил особый интерес россиян к опыту духовной жизни насельников Святой горы.
Эпоха Православия
Мы живем сегодня в трудную эпоху – человек пребывает в «многомятежной атмосфере», не зная, откуда пришел и куда идет. Современная Европа не связывает себя с христианством. Причина этого в том, что европейцы приняли ложное христианство. Бог, о котором их учат родители, отвергается ими, а души их не находят упокоения. Люди ищут чего-то более глубокого, а именно – Православия. Они могут научиться Православию у тех, кто правильно славит Бога.
Божия Матерь – покровительница монахов и всех подвизающихся
Визит о. Ефрема совпал с престольным праздником обители – днем памяти преподобного Михея, ученика преподобного Сергия Радонежского. Известно, что святой Михей был свидетелем явления Богородицы преподобному Сергию. Явление это означает благоволение Пречистой Девы к монахам. На Афоне также часты случаи явления Божией Матери, в которых она наставляет, утешает, поддерживает, вразумляет братию. Пресвятая Дева почитается особенной покровительницей святогорцев и всех монахов. Святитель Григорий Палама назвал Ее самой совершенной молитвенницей среди людей, первой монахиней после Своего Сына. И не случайно Она, познав полноту божественной благодати в молитве, просила Афон Себе в удел. Она радуется, видя умножение и духовное возрастание монахов.
Но Божия Матерь радуется также и о спасении всех людей. Изучая богословие, необходимо внимательно относится к своей жизни, чтобы обрести благоволение и заступничество Божией Матери.
Очерк духовной жизни
В духовной жизни очень важно хранить целомудрие и иметь трезвение, чтобы ум был постоянно направлен к Богу, а также соблюдать заповеди Христовы, в которых сокрыт сам Христос. Хранящий заповеди отлагает греховный настрой, который заменяется желанием Бога. Человек, постоянно жаждущий Бога, старается о непрестанном хранении заповедей и молитве.
Ум такого человека просвещается от богообщения. Он начинает видеть всю свою греховность, но не отчаивается и не теряет дерзновения, а начинает искоренять грехи посредством покаяния. Покаяние придает скорбь сердцу, но это не меланхолическое расположение души, а радостная скорбь. Тогда человек начинает плакать. Слезы эти – плод Святого Духа. Плачущий такими слезами избегает сначала деятельных грехов, потом грехов в слове и в мыслях. Ум его привлекается к Богу посредством жизни созерцательной. Он уже видит не только свою греховную жизнь, но и божественное отеческое вмешательство Божия промысла.
Таковой уходит с начальной ступени веры и приходит в степень веры видящей. Каждый следующий путем такой веры почувствует осуществление обетований Христовых.
Церковь
Православная Церковь – не Церковь идеологии, размышлений или философии. Это Церковь духовного опыта. Человек, посвятивший себя Богу, ищет Царствия Божия и правды его, а все остальное ему прилагается.
Вопросы, заданные игумену Ефрему, и его ответы
1. О старце Иосифе Ватопедском – ученике старца Иосифа Исихаста.
Старец Иосиф Ватопедский – человек Божий. Ум его настолько утвердился в Боге, что он не хочет уже говорить ни о чем земном. Он желает смерти от величайшей любви к Богу.
2. В чем разница между отношениями монахов и игумена и отношений студентов духовной школы к своим начальникам?
В духовной академии не может быть такого послушания, как в монашестве. Ректор духовной школы не является старцем. Но у студента должно быть почтение к его должности и послушание его распоряжениям во всем, что касается внешней жизни. Отличие от монаха в том, что студент не может оказывать сердечного послушания в духовных делах. Однако послушание начальству не должно быть лицемерным, нельзя ругать начальствующего в своем сердце.
3. О русском церковном пении.
Нынешняя русская певческая традиция не является древней. Древнее унисонное русское пение более умилительное. Византийское пение более располагает к умилению, духовному восприятию. Но пение – второстепенный момент в богослужении, главное – правое сердце.
4. О практике устного произнесения Иисусовой молитвы.
На Святой горе есть такая традиция, в том числе и в Ватопеде. Это линия старца Иосифа Исихаста. Он говорил, что произношение вслух помогает уму легче воспринимать смысл. Монаху это помогает сосредоточиться – устное произнесение уменьшает или совершенно устраняет рассеяние: «От уст зажигается ум». Наступает момент, когда человек уже не хочет произносить ее устно, а переходит к более совершенной форме – молитве ума.
5. Конфликты между греческим и русским монашеством на Афоне.
Трения имели место, но это дело человеческой немощи. «Есть узколобые греки, есть узколобые русские. Такой тип людей и сталкивается друг с другом», – сказал о. Ефрем. Но есть и любовь между русскими, сербами, греками и всеми насельниками Святой горы, есть реальное общение во Христе.
6. Что говорят на Афоне о последних временах.
Сегодня в моде говорить об антихристе. Диавол борет и справа и слева: либо внушает полное безразличие к кончине мира, либо убеждает, что она завтра. Люди, склоняющиеся к последнему мнению, боятся всего. Это «благоговение с духовным вредом». Большинство таких внушений – не по Богу. Для нас последний день – наша смерть, она нас должна заботить. Будем преданы Христу, а Церковь, хранящая Предание, оповестит нас об антихристе и скажет, что нужно делать.
7. Какими качествами должен обладать современный пастырь?
Он должен любить Бога. Старец Паисий говорил: если священник нравственный и не сребролюбивый, то он будет иметь успех 80%, а если он еще любит Бога, то он будет иметь 100% успеха.
8. Как в детях пробудить любовь ко Христу?
Снисхождением, терпением и молитвой. Старец Порфирий говорил: не будем много говорить детям о Боге – они не выносят множества слов, но будет говорить Богу о детях. Много пользы молодежи принесет современное монашество. Тому есть примеры. Часто за короткое время созерцания монахов молодые люди обращались к Богу. Молодежи полезно находиться в правильной монастырской атмосфере. Не обязательно для того, чтоб стать монахами. Просто они о многом задумаются.
9. Духовная жизнь в миру.
Ни брак, ни монашество не являются целью; цель – обожение. Нет монашеской духовности и мирской. Все, что сказали святые отцы, относится ко всем. Единственное различие мирян от монахов – плотское общение в браке. Все остальное одинаково, все должны подвизаться. Молитвы, богослужения, литургии, исповедь, причастие – это все есть и у мирян. Аскетический настрой не принадлежит исключительно монахам, но всей Церкви. Есть семьи, которые вместе совершают богослужения. Дети там читают жития святых за трапезой, испрашивают благословения родителей, целуя их руки. Такие семьи живут как монахи.
10. О послушничестве на Афоне.
Призвание к монашеству – это божественный промысел. Послушники потому и отделяются в отдельную категорию, что проходят испытание. Если монашество – их путь, они останутся. Человек может прийти побуждаемый внешним чувством, энтузиазмом, и не сможет понести монашеской жизни. Старец должен определить внутреннее, душевное устроение послушника.
11. Практика Исповеди и Причастия и молитвенное правило перед Причастием.
Некоторые монахи исповедуются каждодневно. Причастие в Ватопеде бывает 4 раза в неделю: во вторник, четверг, субботу и воскресение. В остальные дни соблюдается строгий пост (без масла), в субботу – пища с маслом. Всего в монастыре бывает до 10 литургий в день, поэтому есть распределение монахов, когда кому причащаться. Исповедь в Греческой Церкви не связана с Причастием. Человек, не совершивший смертных непростительных грехов, не имеет препятствия к Причастию. Причащение – от любви сердца, это стремление сердца. Молитвенное правило перед Причастием в Греции – Последование к причащению. Есть каноны, но не следует узаконивать их чтение. В вопросе подготовки не может быть принуждения. То же самое относительно поста. Кто соблюдает все положенные Церковью посты, тот выполнил свой долг, а правила, запрещающего причастие непостившемуся, нет.
12. Современные чудеса на Афоне.
Блаженны не видевшее, но веровавшие. Недавно было чудо с иконой в болгарском монастыре Зограф, когда икона чудным образом была доставлена великомучеником Георгием в придел одного из храмов обители. Но главное чудо – это сама Церковь с ее Таинствами и священнодействиями.
13. Русские святые, почитаемые на Афоне
Таковых много: преподобные Паисий Величковский, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Силуан Афонский, Максим Грек (подвизавшийся в Ватопеде), святитель Лука Симферопольский, праведный Иоанн Кронштадтский. На Афоне хранятся мощи многих русских святых, их иконы.
14. Служение иконописца – монашеское или мирское?
Иконописание, конечно, дело монашеское, миряне допускаются к нему только по снисхождению. Иконописец должен поститься, молится и бодрствовать. Благочестивым мирянам не запрещается иконописание. В Ватопедском монастыре работает много мирян, они занимаются, например, резьбой по древу. Главное – благоговение.
15. Об архимандрите Софронии Сахарове.
О. Софроний является, безусловно, великим угодником Божиим. Некоторые афониты называют его «современным Григорием Паламой». Личный опыт общения с ним свидетельствует, что это был благодатный человек.
16. Отношение к святителю Игнатию Брянчанинову.
В Ватопедском монастыре его произведения читаются. Это человек молитвы, трезвения, «совершенный святогорец», ведь Святая гора – это не место, а образ жизни. Каждый живущий так может быть назван святогорцем.
В заключении встречи игумен Вассиан поблагодарил настоятеля Ватопедской обители за полезные наставления. О. Ефрем, в свою очередь, преподнес в подарок академии список с чудотворной иконы Божией Матери «Всецарица».