Татьяна Гурко, доктор
социологических наук, заведующая сектором социологии
семьи и гендерных отношений Института социологии РАН,
руководитель комитета «Социология семьи»
Российского общества социологов. Представитель России
в международных социологических ассоциациях,
участница международных исследовательских проектов по
семейным проблемам. Автор монографий и статей по
проблемам трансформации семьи, брака, родительства и
отношении женщин и мужчин. Читает курс лекций по
социологии семьи в Государственном академическом
университете гуманитарных наук.
— Каковы общие тенденции в статистике браков и
разводов в России за последние несколько
десятилетий?
— Возьмем для сравнения 1980-е годы в СССР. Уровень
разводов тогда был очень высоким, и первенство мы делили с
США. Много браков и много разводов — это был
объединяющий фактор для этих стран, в которых живут люди
разных культур и национальностей. Статистика разводов
считается в единицах на тысячу человек населения. В 1980
году было 10,6 браков и 4,2 разводов на 1 000 населения. В
1990-х, в период сложной трансформации российского
общества, появилось множество новых причин для разводов,
их показатель оставался высоким (например, 4,6 в 1994
году), а вот уровень брачности снизился — 7,4 в том
же году. В начале 2000-х годов брачность стала расти
— 8,9 в 2007, что отчасти связано со вступлением в
бракоспособный возраст многочисленного поколения середины
1980-х (высокий уровень рождаемости). Уровень разводов
сегодня колеблется, но стабильно высок — 4,8 в 2007
году.
— Как изменился институт брака в России? Сейчас
многие предпочитают официальной регистрации отношений так
называемый гражданский брак…
— То, что сегодня именуют гражданским браком,
юридически называется «сожительство».
Гражданский брак, то есть регистрация отношений в загсе,
появился у нас после революции 1917 года и заменил брак
религиозный, венчанный. На место дореволюционной
религиозной морали пришла советская идеология, причем
власть пыталась всячески укрепить и стимулировать институт
брака. В СССР от «брачного профиля» человека
зависело все: продвижение по партийной линии,
предоставление очереди на жилье, возможность выезда за
границу. «Добропорядочный семьянин», состоящий
в первом браке и имеющий детей, имел больше шансов на
успех в любой сфере деятельности. В начале 90-х годов все
эти созданные государством механизмы распались. Для
основной массы населения нормы православной морали не
стали родными. Единобрачие, целомудрие до брака,
многодетность и прочие традиционные семейные ценности
имеют значение главным образом для воцерковленных людей,
процент которых невелик…
— Кто же формирует у людей представления о браке
и семье?
— Их формирует массовая культура, сверстники. Наши
опросы молодежи показывают, что юноши и девушки
ориентированы на несколько браков, то, что в социологии
называется «последовательной полигамией» или
«серийной моногамией».
По статистике, за 2007 год в целом по России из всех
зарегистрированных пар 26% мужчин и 25% женщин вступили в
брак повторно. Это говорит о том, что люди не отказываются
от брака даже после первого неудачного опыта. Причем
наличие детей, как показывает практика, вовсе не является
препятствием для второго замужества.
— Много ли в России детей, рожденных вне
брака?
— Начиная с 90-х годов внебрачная рождаемость
(рождение ребенка без регистрации брака) постоянно растет.
Если в 1991 году таких детей было 16%, то в 2007-м —
уже 28%, почти треть новорожденных на всю страну! (Для
сравнения: в Швеции, Норвегии и Франции — более
50%.) Кстати, в сельской местности детей, рожденных вне
брака, больше, чем в городе: 31% в против 27%. Если раньше
ребенок, «принесенный в подоле», был клеймом
на всю жизнь, то сейчас деревенская мораль, которая всегда
считалась более консервативной, изменилась. Следует
отметить, что половина из внебрачных рождений — это
родительство без брака, то есть ребенок регистрируется по
совместному заявлению отца и матери. И вполне возможно,
что впоследствии такая пара вступит в официальный брак.
— Партнерские отношения без регистрации стали
привычным явлением. Почему же люди все-таки вступают в
брак?
— По анализу данных переписи 2002 года (новой пока
не проводилось), около 50% женщин, вступающих в брак, уже
имеют беременность — выясняется это сопоставлением
дат заключения брака и регистрации ребенка. То есть в
половине случаев официальный брак заключается ради
ребенка, чтобы он получил желаемый статус в обществе. Если
раньше дети были результатом брака, то сейчас брак нередко
становится следствием появления детей. Кроме того, брак
ведь в том числе есть категория экономическая. Сегодня
вопросы собственности, особенно жилищной, стоят очень
остро. Поэтому союзы редко заключают в спешке,
необдуманно. В этом плане современная молодежь относится к
вступлению в брак более серьезно. Другое дело, что
осознанность достигается путем долгого сожительства
— когда люди привыкают друг к другу, решают, хорошо
ли им жить вместе.
— На каком году брака пары чаще
расходятся?
— В 80-е годы разводы на третьем году совместной
жизни объяснялись тем, что в этот период снижается
сексуальная активность пары, угасают чувства и совместный
быт становится в тягость. Для современности «кризис
третьего года» уже не актуален. Раньше люди
готовились к браку в несколько этапов: ухаживание,
согласие родителей, помолвка и только потом свадьба.
Новобрачные привыкали друг к другу, планировали детей.
Сегодня, повторюсь, половина женщин выходят замуж уже
беременными. То есть изменился нормативный жизненный цикл
семьи. Только немногие социальные группы — верующие
или этнические группы, чтущие национальные обычаи, —
придерживаются традиционного цикла.
— Как показывает практика, сегодня многие люди,
зарегистрировавшие свои отношения, еще и венчаются. По
мнению социологов, о чем это говорит?
— В 90-е годы для многих венчание было всего лишь
красивым обрядом, данью моде. Сейчас ситуация изменилась,
отношение к венчанию стало более серьезным. Интересно, что
в последнее время многие стали венчаться после десяти,
двадцати лет совместной жизни. «Мы так долго прожили
вместе и так любим друга, что хотим повенчаться»,
— я нередко сталкиваюсь с таким аргументом. То есть
венчание для таких людей становится не зачином брака, а
констатацией факта, что брак состоялся.
Поддержка семьи в кризисной ситуации
http://dusha-orthodox.ru
Данный проект ставит своей целью собрать воедино и
обобщить информацию о православных психологах в России, о
факультетах, где изучают православную психологию, а также
составить каталог православных сайтов по психологии.
http://perejit.ru
На сайте можно узнать, как сохранить любовь, как пережить
расставание и развод. На сайте представлены советы
кризисного психолога, которые помогут достойно выйти из
болезненной и травмирующей ситуации, обрести силы жить и
духовно повзрослеть.
www.semblago.ru
Деятельность психологической службы «Семейное
благо» направлена на формирование духовно здоровой
семьи, на профилактику алкоголизма, наркомании, на
преодоление распада семьи, безнадзорности детей, их
социального сиротства и втягивания в среду
правонарушений.
Адрес: г. Москва, ул. Веселая, д. 11. Здание Царицынского
комплексного центра социального обслуживания, 3-й этаж,
кабинет 311
Тел.:
8 (495)
542-08-50
E-mail: info@semblago.ru
www.pravsemya.ru
Центр «Православная семья» осуществляет
социально-психологическую поддержку населения по
благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси
Алексия II и под духовным руководством протоиерея Аркадия
Шатова, настоятеля храма святого благоверного царевича
Димитрия при Городской клинической больнице № 1 и
председателя комиссии по церковной и социальной
деятельности при Епархиальном совете г. Москвы. Центр
оказывает квалифицированную психологическую помощь,
занимается профилактикой разводов, просветительской
деятельностью.
Адрес: г. Москва, ул. Погодинская, д. 18/1, на территории
Издательского Совета РПЦ
Тел.:
8 (499)
246-87-34,
8 (499)
246-74-92
Тел. доверия:
8 (499)
246-25-35
Время работы: понедельник–пятница с 10 до 19 часов
www.voskresenie-christ.orthodoxy.ru
В Православном Кризисном Центре при Патриаршем подворье
храма Воскресения Христова на Семеновской оказывается
бесплатная психологическая помощь членам любых религиозных
конфессий, маловерующим, сомневающимся и атеистам. Здесь
принимают взрослых и детей, переживающих тяжелое горе в
связи с потерей близких; больных тяжелыми соматическими
заболеваниями и их родственников, испытывающих
психологические трудности в связи с болезнью близкого
человека.
Храм Воскресения Христова и Патриаршее подворье:
Адрес: г. Москва, Измайловское ш., д. 2; проезд: станция
м. «Семеновская», далее 5 минут пешком
Тел.:
8 (495)
642-34-61,
8 (495)
369-19-23
E-mail: mihail@psychooncology.ru