Мир Церкви очень многим нашим современникам кажется непонятным, люди в нем странными, чуть ли не прилетевшими с другой планеты. Между тем Церковь – место работы, служения не только священнослужителей, но и большого числа мирян, которые трудятся в бухгалтериях, издательских отделах, пошивочных цехах, преподают в воскресных школах. Что движет этими людьми? Ведь каждый из них в какой-то момент оставил привычное место работы и пришел трудиться в Церковь. О том, как это происходит, и о своих открытиях, сделанных в процессе смены работы и на новом месте, рассказ нашего корреспондента.
В ДРУГУЮ ЖИЗНЬ
Прихожу в правительство, со всех сторон закономерные вопросы: «Почему ушла, куда ушла?». Но здоровое любопытство очень скоро сменяется недоумением, когда отвечаю, что ушла работать в епархию. На меня смотрят глазами, полными жалости, и говорят такие нелепости, от которых теряюсь – не знаю: то ли плакать, то ли смеяться.
– А жить-то ты теперь где будешь?
– Вообще-то меня из дома пока никто не выгонял. А где я, по-вашему, теперь жить должна? Как вы себе мое новое место работы представляете?
– Ну там монахи молятся, живут прямо в епархиальном управлении, спят на лавках.
– …
– А чем ты там будешь заниматься?
– Работать в информационно-издательском отделе: заниматься сайтом, что-то писать.
– Там есть компьютеры? – удивлению нет предела.
– Конечно. А как же тогда, по-вашему, издаются газета «Православная вера», журнал «Православие и современность», поддерживается одноименный сайт?
– А платить там что-нибудь будут или зарплату газетами выдают?
– Конечно же, работа оплачивается, как и везде, авторы получают гонорары.
– Что-то мы этих газет и журналов не видели.
– Издания распространяются в основном в храмах, ларьках «Роспечати», приходите, покупайте.
– Может, по электронной почте нам будешь сбрасывать?
– Заходите на сайт www.eparhia-saratov.ru. Там много интересного.
– Ну, наверное, это здорово: заниматься любимым делом и еще за это деньги получать.
ЗА ПОРОГОМ ЦЕРКВИ
Когда принесла документы оформляться на работу в епархию, на меня тоже смотрели глаза, в которых читалось недоумение: отчего человеку не работалось на своем, в общем-то, теплом месте?
Вообще, очень досадно от того, что о власти, как и о Церкви, судят однобоко и в основном по недостаткам. Ведь и о властных структурах приходилось выслушивать немало нелестных отзывов.
– Вся власть коррумпирована, чиновники – воры, толку от них нет, простому человеку добиться того, что положено по закону, невозможно, правду искать негде.
Как реагировать на подобные высказывания? Оправдываться в том, чего не делала и к чему не имею отношения? А как можно отчитываться за совесть другого человека, который сам призван отвечать за свои поступки перед Богом?
Так, проработав десять лет в правительстве, я знаю, что здесь работает много простых, добрых людей. Когда было трудно, всегда находился кто-то, кто приходил на помощь, тихо брал часть ноши и помогал пережить трудный отрезок жизни. Я этих людей помню и очень им благодарна.
Здесь я обрела настоящих верующих друзей, научилась со многим смиряться. Когда бывало нелегко и душа томилась, черпала силы в молитве. Благодаря трудностям я и начала воцерковляться, открыв однажды для себя удивительный мир Церкви.
Не понаслышке знаю, как много среди чиновников верующих и «сочувствующих» им людей. В нашем коллективе были и мусульманки. Я соблюдала православные посты, они – пост месяца рамадан. Помню, как знакомая мусульманка из Крыма привезла открытку с православным храмом и иконку святой, чье имя ношу. Этот подарок мне дорог. Здесь я в очередной раз убедилась, что человеческие качества не привязаны к религиозной принадлежности. Подлость, нечестность – это всегда свойства конкретного человека.
Должна сказать, что и мое представление о мире православных людей было не вполне реалистичным. Видимо, прочитанная духовная литература оставила неизгладимый след, и я решила, что все православные обязательно проникнуты духом бесконечной братской любви, и в их среде царит только единодушие и единомыслие. Конечно, в идеале именно так и должно быть. И первые христиане, наверное, так жили – единой общиной, большим братством. Ведь в памяти многих сохранялся живой образ Христа. Но и сейчас к такому образу взаимоотношений мы можем и должны стремиться. Не всегда получается, ведь все мы люди, не застрахованные от ошибок, и на личном опыте познаешь, как трудно преодолевать недостатки.
А еще работа в Церкви, так же, как и в любом другом месте, имеет своей целью определенный результат. И порой мы, люди, в побеге за ним не замечаем трудности и проблемы человека, который рядом. Здесь, как и везде, работают люди с разными качествами и характерами. Не всегда мнения, взгляды, интересы коллег совпадают. Но каждый когда-то перешагнул порог храма, а затем захотел быть полезным Церкви своими профессиональными навыками и талантами. Коллектив информационно-издательского отдела в основном состоит из людей, пришедших из журналистской среды. Им свойственны критический взгляд на вещи и соревновательный дух. С одной стороны, эти качества являются движущей силой журналистики, с другой, не всегда бывает просто удержаться в рамках христианских добродетелей. У всех за плечами очень разный жизненный опыт. Объединяет же всех одно, то, что главнее любых различий – вера и желание быть полезными Церкви. У всех нас общая цель, которая несравнимо выше любой другой, – послужить, чем можем и умеем, Богу. А Господь, как известно, и намерения целует, потому дает терпение и силы преодолевать разногласия, непонимание, и главное – возможность работать над собой и спасаться.