Ольга Гуманова, журналист:
– Еще до встречи с отцом Даниилом Сысоевым я слышала романтическую историю его женитьбы на матушке Юлии. Будучи семинаристом, двадцати одного года от роду, он решился похитить из-под «домашнего ареста» любимую девушку, дочь крупного бизнесмена, и обвенчался с ней, не побоявшись угроз со стороны родственников невесты. А уже через пять минут общения с отцом Даниилом у меня не осталось сомнений: да, этот человек мог так поступить. Батюшка такой. Он бесстрашный.
Сегодня многие вспоминают его критику ислама, национализма, коммунистической идеологии, советского патриотизма, Сталина. Но была еще одна тема, на которую отец Даниил высказывался со всей прямотой, – это семья и брак. Помню, как в одной компании зашел разговор о молодом человеке, который мечтает жениться непременно на девственнице. Над ним единодушно смеялись, говорили, что в наши дни его желание невыполнимо, а даже если он и встретит девственницу, то это будет девушка с такими «тараканами в голове», что мало не покажется. В ответ отец Даниил строго сказал: «Ничего смешного не вижу. Мы с матушкой Юлией вступили в брак девственниками, в ее жизни никогда не было другого мужчины, а в моей – другой женщины». И шутники стыдливо потупили глаза. Потом один из присутствующих признался: «Ну, мы с женой, в общем-то, тоже поженились девственниками», другой согласился с ним: «Да, это и правильно». Желание смеяться над чьей-то чистотой вмиг пропало.
В то же время отец Даниил не был бездушным моралистом. Десятки, если не сотни счастливых православных семей сложились при его непосредственном участии. Он не уставал знакомить людей, помогал им стать друзьями, мирил поссорившихся. И хотя был строгим поборником целомудрия, но в своих лекциях и статьях постоянно напоминал, что православная семья должна быть союзом любящих людей, а не автоматическим воплощением в жизнь Типикона. Из-за этого умения сочетать благочестие с человечностью его статьи вызывали потоки критики как «слева», так и «справа».
Говорят, незаменимых нет, но отец Даниил был явно из их числа. Раньше, когда кто-либо из нецерковных знакомых выражал желание разрешить свои сомнения в вопросах веры, креститься, исповедаться, причаститься, да просто пообщаться с живым священником, вердикт выносился однозначный: «Это к Сысоеву!» Теперь приходится искать иное решение: «Вот найти бы для этого священника». Конечно, найти священника в Москве – где батюшек больше тысячи – не проблема, но в том-то и дело, что отца Даниила никогда не приходилось искать. Он всегда оказывался рядом с теми, кто в священнике нуждался. Его отличительной чертой была мобильность, готовность быть везде, от соседнего с храмом вуза до далекой Киргизии. Даже когда два года назад отец Даниил сломал ногу, это не заставило его изменить обычное расписание. Все намеченные встречи состоялись, хотя и привозили батюшку туда в гипсе и на костылях.
Отец Даниил рассказывал, что пропускал воскресную Литургию всего несколько раз в жизни, когда был тяжело болен, и помнит каждый из этих случаев, начиная с трехлетнего возраста. Однажды он сказал во время всенощной вечером в субботу: «Я не понимаю, почему в домах светятся окна. Сейчас все должны быть в храмах, а в домах – пусто».
О Господе батюшка говорил как о самом близком, родном Человеке, а о святых – как о своих близких друзьях. Однажды я неудачно пошутила о праведном Ное и ковчеге, а отец Даниил тут же строго на это ответил: «А когда ты встретишься после смерти с нашим святым праотцем Ноем, ты сможешь повторить ему в лицо то, что ты сейчас сказала?» И в его словах звучала реальность предстоящей встречи.
На свадьбу отец Даниил подарил нам с мужем пуд соли – шестнадцать пачек по килограмму – с пожеланием этот пуд вместе съесть. С тех пор мы вспоминаем его всякий раз, когда солим дома еду. Наверное, вспоминать его без слез я смогу не скоро – даже если подаренная соль закончится.
Екатерина Степанова, корреспондент «Нескучного сада»:
До сих пор я была уверена, что мученики бывают только в книгах и их нет здесь, в реальной жизни, тем более так близко. Всем известно, что сейчас другое время и христианский подвиг – это понятие из прошлого. Современные городские люди рождаются слабыми и немощными, поэтому им трудно даже просто ходить в храм, трудно молиться Богу, нет сил на дела милосердия и нет времени изучать Писание.
Но смерть отца Даниила расставила все по своим местам – христианство то же, что и две тысячи лет назад. Наше «расслабленное время» не подразумевает компромиссов, не отменяет христианского подвига, самоотвержения и даже мученичества. Списать свое нерадение на «особенности» современной жизни, к сожалению, не удастся.
Моя первая встреча с отцом Даниилом прошла как раз в беседе о современных исповедниках, македонских христианах, которые подвергались страшным гонениям. Отец Даниил интересовался храмом-палаткой для них. Такой храм можно быстро поставить в любом месте, послужить литургию и снова собрать, не опасаясь, что противники успеют среагировать и сравнять его с землей. Мы опубликовали объявление о сборе средств в журнале «Нескучный сад» , спустя некоторое время палатка была куплена и отец Даниил сам отвез ее в зону военных действий.
Отец Даниил пригласил меня к себе в Библейскую школу, изучать Священное Писание. Но, к сожалению, я приехала только через год или полтора и то по заданию редакции – писать репортаж о курсах уличных миссионеров, действовавших при храме ап.Фомы. Встречи-лекции проходили прямо в храме, так как других помещений не было. Миссионеры изучали историю религий, сектоведение, Библию. Отец Даниил объяснял как строить разговор с представителями разных конфессий, какие приводить аргументы, как задавать вопросы. Обычно он говорил быстро, торопясь и проглатывая окончания. Остроумно и тонко шутил, не меняя при этом выражения лица, так что не сразу было понятно шутка это или он серьезно.
К миссионерам отец Даниил относился как к боевому отряду Церкви, оружием которого было знания Слова Божия. После занятий миссионеры еще долго пили чай и продолжали слушать неутомимого батюшку. Расходились, бывало и заполночь.
Вокруг храма всегда кипела миссионерская деятельность. Например на праздник Крещение, когда многие люди единственный раз в году приходят в храм за святой водой, бойцы отца Даниила обрабатывали каждого стоящего в очереди. В обязательном порядке, всем желавшим набрать в бутылочку агиасмы, выдавали памятки почему нужно ходить в храм, рассказывали о Таинствах, призывали приходить на беседы для новоначальных и на исповедь.
Кроме обычных служб в храме, отец Даниил часто служил молебны о разных нуждах. Однажды, когда мы с группой миссионеров летели в Киргизию, отец Даниил предложил вместе помолиться перед посадкой на самолет. Он собрал нас в терминале аэропорта, там где пассажиры закупаются спиртным и духами и начал служить молебен. Миссионеры, такие же бесстрашные как сам батюшка, нисколько не смущаясь, подпевали ему, крестились и молились. Зрелище было таким необычным, что пассажиры других рейсов оторвавшись от своих газет и ноутбуков, глядели на нас во все глаза. Я не знала, куда себя деть – я тогда постеснялась отца Даниила, миссионеров и всего своего христианства, стоя рядом с человеком, которого теперь убили за Христа.
Отец Даниил был очень прост в общении. Он всегда был доступен по телефону и почти круглые сутки находился при храме. Ему смело можно было задавать любые вопросы, даже самые сложные и каверзные, он сходу находил блестящие ответы, подкрепленные цитатами из Священного Писания – очень ценное качество для миссионера.
Помню, у отца Даниила была Библия с комментариями, карманного формата, изданная Библейским обществом. Книга была очень потрепанная, синего цвета, с рыбкой на обложке (он говорил, что это «оружие миссионера» и перед чтением Писания всегда призывал молиться Богу). Сам отец Даниил знал Библию наизусть, чем приводил в изумление сектантов, которые даже боялись вступать с ним в дискуссии. Самым страшным для пасторов было оказаться несостоятельными в беседе о Библии с православным священником, особенно перед лицом своих прихожан. Поэтому они прятались от отца Даниила. Несколько раз за время нашей миссионерской поездки в Киргизию, сектанты даже меняли время и место своих обычных собраний, чтобы мы не смогли к ним наведаться.
Там же в Киргизии нам пришлось поехать в одну горную мусульманскую деревню, известную своими радикальными настроениями. У нас было задание тайно покрестить умирающую женщину – это было ее собственное желание. Перед вылетом отец Даниил радостно нас напутствовал: «Не волнуйтесь нисколько, если вас там убьют я походатайствую, чтобы вас прославили как мучеников. Ваши фотографии у меня есть, так что напишем иконы! Ничего не бойтесь!»
Во время поездок отец Даниил проводил беседы и с православными христианами, прихожанами местных храмов. Он говорил о Любви, говорил о близости Бога, о Царствии Небесном, призывал торопиться и «скорее бежать в небо!« Он был серьезен и спокоен, но его глаза искрились радостью. Эти беседы произвели на меня ничуть не меньшее впечатление, чем встречи с сектантами. Несомненно, у отца Даниила был дар от Бога, он умел говорить и убеждать. Слушатели выходили из зала другими людьми, я сама вышла восторженной и полной решимости изменить свою жизнь. Правда, воплотить эту решимость мне пока не удалось. Может, поэтому я до сих пор живу?
О смерти отец Даниил говорил много и всегда радостно. Он и не мог желать себе лучшей участи, чем мученичество за Христа – тем более в храме во время исполнения таинства, служа Богу с крестом и Евангелием в руках! Последняя книга отца Даниила – «Инструкция для бессмертных или что делать, если вы все-таки умерли». Не удивлюсь, если он смотрит на все это сейчас с неба, куда он так спешил, и улыбается – как же ловко все получилось!
***
У одной моей православной подруги есть знакомая адвентистка седьмого дня – она больше 15 лет состоит в секте. О Боге между собой они не говорят, чтобы не ругаться, да и смысла нет, все равно каждый при своем остается. Когда по телевизору прошла новость об отце Данииле – они как раз вместе сидели. И моя подруга, первый раз за много лет не сдержалась и высказала все, что думает об этом чудовищном дерзком убийстве, о трех монахах в Оптиной Пустыни, о священнике, которого несколько лет назад сожгли вместе с семьей. Адвентистка, раньше очень бурно реагировавшая на все православное, молчала весь вечер. А на следующий день позвонила и попросила почитать что-нибудь о православии.
Отец Даниил уже начал действовать в новом качестве!