Но людей его склада это мало трогает. Подобно патрицианкам Древнего Рима они будут радоваться и чуме, лишь бы она очистила для них больше места на улице, глумиться и смеяться над чем угодно. Как кумир российских либералов Е. Гайдар – на самом деле не смелый и решительный, каким его пытаются изобразить, а безответственный и патологически жестокий, творивший свои грабительские «реформы» с радостным причмокиванием – «бесплатного супа для бедных не будет»… Говорят, что его дед сам, будучи ещё почти ребёнком, расстреливал детей белых офицеров… Что, впрочем, не помешало ему впоследствии стать знаменитым детским писателем… Человек – существо широкое, в него много чего вмещается, и радуется он порой по поводам самым неожиданным.
Да и радость сама бывает разная. Одна – та, о которой писал апостол Павел, заповедуя «всегда радоваться» (1 Фес. 5:16). Она тиха и смиренна. Иногда – по-пасхальному яркая. Другая, противоположная ей, – в глумливых кривляньях и идиотском хохоте. Собственно говоря, это и не радость, а злорадство, которое, хоть и облекается порой во внешне безобидные формы, сути своей не меняет – выхолащивая душу, делает её неспособной к приятию Божьей благодати.
Горе вам, смеющиеся ныне (Лк. 6:25). И это, как и всё, что сказано в Евангелии, как бы кому чего не казалось – абсолютная истина. Но речь тут идет не о радующихся или о радующихся весьма специфически. Например, о жёлтых «звёздах» шоу-бизнеса. «Продукт», который они выдают, если развлекает и отвлекает, то только от осмысленной жизни. А, по сути – разрушает и убивает всё живое и нравственно здоровое. Не случайно сейчас на телевидении, во всяком случае, на значительной его части – как на помойке. Пошлые юмористы, фальшивые прорицатели-астрологи, шарлатаны-экстрасенсы, словно материализовавшаяся нечисть, превращают народ в стадо у корыта с самым сомнительным содержанием. Как будто выполняя заказ, и при этом никакими средствами не брезгуя. Сами телевизионщики свидетельствуют: чтобы убедить, что то, что они показывают, смешно, а не отвратительно, используются так называемые «консервы» – картинки со смеющимися в зале, записанные в другое время и совсем по другому поводу. Горе же смеющихся в том, что посредством идиотского смеха разрушается сам орган духовного восприятия, теряется способность адекватного реагирования на воздействия «агентов влияния», и человек незаметно для себя превращается в «зомби» – удобный объект для разного рода манипуляций. Или людей, или бесов. Из верующего, если он таковым являлся, превращается в «как бы верующего», в откровенного циника и лицемера.
Если это – политика, то политика либерального тоталитаризма. Или провокация, или шизофрения – процесс раздвоения сознания… Ибо в формат либеральной политики заигрывания ли, попытки ли сотрудничества с Церковью, что мы сейчас, как кажется, тоже наблюдаем, никак не вписываются. У либерализма, при всём его хвалёном плюрализме и толерантности, на Церковь стойкая «аллергия», она для него – непреодолимая помеха. И эта нелюбовь взаимная. Церковь вообще не может быть «через запятую» с чем бы то ни было… Если она таковой становится, она перестаёт быть Церковью – столпом и утверждением истины (1 Тим. 3:15). Попытки мира «договориться» с Церковью «по-хорошему» или «как-нибудь» до сих пор успехом не увенчивались и не увенчаются, пока вещи называются своими именами. Главное – не повторять ошибок теперь уже почти восьмидесятипятилетней давности. Радости Церкви – не радости мира и наоборот. В мире, где главный праздник – вакханалия под названием «Новый Год» с символом какого-нибудь очередного экзотического животного, а Рождество Христово как бы прилагается, Церкви вообще не место. По-видимому, так считает сам мир. Однако, место Церкви везде, ибо везде место Богу.
Пока что для тех, кто осознает печальный смысл происходящего, способ самосохранения обретается. В новогоднюю ночь под грохот взрывающихся петард, когда мир клокочет и беснуется, по новой формирующейся традиции в некоторых православных храмах служат литургии. В московских церквях народа битком и масса причащающихся.
Наверное, этих людей могло быть ещё больше. Иногда кажется, чтобы «разрулить» ситуацию, положить предел безобразию хотя бы в части идеологической, требуется совсем немного – элементарно проявить политическую волю – изменить информационную политику. (Именно с модернизации в головах начинается столь вожделеваемая многими модернизация всего прочего.) Но, то ли воли не хватает, то ли не знают в каком направлении её употребить. Как будто над всем нашим временем завис один большой вопросительный знак. Одно ясно – долго он не провисит. Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет (Мф. 12:25). Только, похоже, хозяев нынешнего положения – прохиндеев и прощелыг, это положение вполне устраивает. Это та «мутная вода», в которой удобно «ловить рыбу». В крайнем случае, выражаясь их терминами, из «этой страны» можно «свалить» и жить припеваючи где-нибудь «за бугром». (Кстати, понятно, почему эта публика доводит себя до визга, сопротивляясь введению в школьную программу преподавания нравственных дисциплин. Легко спроецировать ситуацию – приходит из школы любимое чадо и заявляет: «папа, а ведь ты вор…»). Но с точки зрения верующего человека, это бегство – не спасение, а погибель. Как спасаться должен думать тот, кто хочет спасаться. А здесь, как всегда, всё парадоксально: очень просто, хотя и трудно.
Главное – не смеяться, когда не смешно. Ведь ад, как поётся в одной церковной песне, всесмехливый. Впрочем, не только и не столько потому, что в нём те, кто смеялся не вовремя. Он смешон сам по себе, уже в силу того, что был разрушен однажды Воскресением Христовым…