На адрес нашего портала пришло письмо — вопрос священнику, «крик о помощи». В то же время сегодня это обычная жизненная история. Поскольку проблемы одиночества и зависимости от компьютерных игр знакомы многим молодым людям не понаслышке, мы передали письмо руководителю отдела по делам молодежи Саратовской епархии иеромонаху Дорофею (Баранову) и задали ему ряд вопросов.
Здравствуйте!
Иногда посещали мысли о том, что в моей жизни не все ладно, но я избавлялся от них, садясь за очередную игру. Так возникла первая проблема – неумение общаться, боязнь людей, недоверие к ним, беззразличие и озлобленность. Отмечу, что при этом успеваемость в школе была неплохая. Отношение ребят ко мне было хорошим, наверно, они во мне видели скромного и воспитанного человека. Но компьютерные игры, сильная зависимость от родителей или, возможно, другая причина сделали меня человеком двуличным. В школе – воспитанный, скромный мальчик, а дома – раздражительный, капризный, неблагодарный, а позже обвиняющий во всех своих проблемах родителей. Я запутывался все больше и больше.
После поступления в институт я надеялся, что все проблемы решатся сами собой. Думал, что все неудачи были из-за того, что я попал не в тот коллектив. Этого не случилось. Мне казалось, если я буду учиться лучше всех – на меня обратят внимание и будут со мной общаться. Так было только первый семестр. Целый год я не играл в игры из-за страха, что моя успеваемость станет хуже, но летом не выдержал и снова начал играть. На этом фоне впал в уныние и несколько недель просто лежал на кровати и думал, что моя жизнь не удалась, ничего не радовало, и выйти из этого состояния я не мог.
Посещая психологические форумы в Интернете, я увидел, что ни у одного меня такие проблемы. Появились силы бороться с отчаянием. Я стал читать книги по психологии. Впервые самостоятельно стал действовать, сделал то, чего всегда боялся – один сходил в столовую(!), начал посещать библиотеку. Раньше я избегал посещать общественные места. Хотя на тот момент мне было 17 лет! Но мрачное состояние, неуверенность в себе, резкий перепад настроений, обидчивость и самокопание – все это оставалось. Дальше пытался работать над собой, выполняя задания в пособии для тех, кто страдает социофобией. Эта работа мне помогла лучше понять себя, но в конце летних каникул после 2 курса я как обычно пребывал в унынии. Так бы это и продолжалось, если бы я не обратил внимания на книгу архимандрита Амвросия «О вере и спасении». Я взглянул на свои проблемы с другой стороны, и у меня появилась решимость распутать клубок. Спустя год, я начал читать книги православных святых. Старался делать это каждый день и записывать в тетрадку близкие моей душе мысли. Одновременно с этим вел дневник и периодически читал Евангелие. Я стал получать радость от общения с людьми, перестал зависеть от компьютера и телевизора, начал проявлять интерес к жизни и людям. Но все это было временно - постепенно я охладевал к этим занятиям и возвращался обратно к прежней жизни. Начинал играть, смотреть телевизор. Это моё сегодняшнее положение, но теперь я точно знаю, каким путем буду стараться идти дальше.
Батюшка, помогите, понять, как быть с прошлым. Я начинаю унывать и жалеть себя, когда вспоминаю, что на компьютерные игры я потратил более 5000 часов своей жизни и, если говорить правду, лишился детства и здоровья. Мне нечего вспоминать из школьной жизни. Осталась какая-то незаполнимая пустота. Я сомневаюсь, что смогу построить дружеские отношения и начать жить, а не существовать. Понимаю, что нужно что-то предпринимать, но как? Мне невыносимо быть одному. Но я не могу никому открыться, довериться.
Моя жизнь невероятно однообразна: институт, дом и все. Я читаю, иногда сижу в Интернете, слушаю радио или смотрю телевизор, как и все в нашей семье. Как выйти из этого замкнутого круга пока не представляю. С виду благополучная семья… Подскажите, с чего начать исправлять свои ошибки?
* * *
Отвечает клирик Архиерейского подворья – храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», руководитель епархиального отдела по делам молодежи иеромонах Дорофей (Баранов)
— Отец, Дорофей, почему случается так, что компьютерные игры постепенно начинают занимать собой все жизненное пространство молодого человека? Кто виноват в большей степени: он сам или родители?
— Автор этого письма очень искренне описал свои проблемы и состояние зависимости от компьютерных игр. Скорее всего, понятие социальной апатии будет самым точным выражением того, что происходит с впавшими в такую беду молодыми людьми. И можно сказать наоборот, что зависимость от компьютерной игры формируется, в том числе, и из-за отсутствия социальной активности, по причине недостатка общения.
С самого раннего детства вокруг человека начинает формироваться определенное жизненное пространство. Но далеко не все мальчики, как это принято считать, обладают таким часто неукротимым, даже в какой-то мере «хулиганским» желанием общаться со сверстниками. Есть немало вполне тихих, даже чрезмерно послушных, домашних, и как бы социально «заторможенных» детей. Раньше, лет двадцать назад, такой ребенок мог восполнить недостающее общение посредством чтения книг. Они же способствовали развитию его душевной жизни. Пока сверстники гоняли во дворе мяч, этот юноша, рано познавший неповторимый вкус книжной пыли, засиживался допоздна за томиком М. Рида, Сервантеса, Ж. Верна, Стивенсона, а чуть позже — Конан Дойля, Юлиана Семенова или Новикова-Прибоя. И поверьте, спустя несколько лет этот юноша имел все шансы вырасти в полноценную и даже более сильную личность, чем юные любители футбола.
Сейчас и те, и другие — те, кто раньше стал бы «футболистом» или «книжником» — просиживают до утра за компьютером. Причем родители иногда даже этому рады: «Посмотрите, какие сложные умственные задачи решает наш сын!». Увы, не все затем могут так тонко разобраться в своих проблемах, как это сделал написавший нам молодой человек. И чаще всего зависимый от компьютера даже не замечает, что перестает жить реальной жизнью. Это вовсе не означает, что игрок превращается в одержимого человека, психопата, или какого-то маргинала. Нет, чаще всего, он обычный, такой как все, но с бедным внутренним миром. Если у дворового мальчишки этот мир грубоват, но ярок, у юного интеллектуала не по годам глубок, то у современного «продвинутого» подростка он — никакой. Родители, как самые близкие, получают от такого чада, что называется, по полной программе. Постепенно эта зияющая внутренняя пустота делает своего носителя своеобразным терминатором для живых, искренних непосредственных человеческих переживаний окружающих. Ведь убиваем мы себя и друг друга прежде всего равнодушием, нежеланием «подключиться» к внутреннему миру другого человека.
Возникает и такая проблема. Если абсолютная реальность этого мира связана с первой подростковой или юношеской любовью как одним из лучших переживаний в жизни, то абсолютная нереальность виртуального игрового мира — с чувственным насилием над душой и сердцем. Поэтому у молодого человека, привыкшего к существованию в сети, первая любовь, как правило, не получается: нет в душе ни литературного, ни живого жизненного примера построения человеческих отношений, нет и цельного взгляда на происходящее вокруг и внутри себя.
Вот и получаем мы вместо мужественного юноши человека-потребителя «нового века», который в глубине души (даже неловко об этом говорить, но таковы реалии сегодняшнего дня) с большим нетерпением ждет не рождения сына, а выхода в свет новой модели автомобиля, телефона или компьютерной игры. Или просто человека внутренне одинокого и несчастного.
— Что может предпринять конкретный человек для того, чтобы эту зависимость победить? С чего ему начать?
— Лучше было бы, конечно, эту зависимость предотвратить. И почти вся ответственность за это лежит на родителях. Может быть, мои слова покажутся банальными, устаревшими, но надо ходить вместе с ребенком на выставки, концерты, чем-то интересоваться, обсуждать с ним книги, интересные фильмы, выписывать вместе журнал. Если подросток видит, что родители чем-то заняты помимо работы, то он и сам начинает более активно интересоваться окружающим миром, и этот интерес в критический момент окажется сильнее завораживающей виртуальной реальности.
Но если зависимость овладела человеком, то, увы, победить ее в «открытом бою» вряд ли получится. Скорее всего, недостаточно будет только усилий воли, силы убеждения или самовнушения (тщетными могут оказаться и усилия психологов), пока человек не поменяет систему жизненных координат с декартовой на трехмерную, у которой есть вертикаль, и в которой жизнь обретает объем и смысл. Если продолжать математическую аналогию, то человек, живущий в двумерной реальности, довольно быстро осваивается в мире, умело решает поставленные задачи, но и довольно быстро пресыщается жизнью, как бы чувствуя, что есть что-то более сложное и, самое главное, более красивое, но для него невозможное, по крайне мере, сейчас, пока не осуществлен качественный скачок в восприятии мира.
Для человека, принадлежащего христианской цивилизации, таким скачком может стать открытие для себя духовной составляющей жизни, той самой вертикальной оси, которая делает жизнь человека невероятно красивой. У человека зарождается в душе страх за свою судьбу, он начинает ощущать дыхание вечности и его буквально пронзает ужас от несопоставимости этого дыхания с тем, чем он обычно занимается, то есть со своей греховной жизнью. С того самого времени, как душевный мир человека обогащается такими понятиями как вечность, грех, смерть, Суд, он уже не остается спокойным ни на минуту. И, в конце концов, это реальное спасительное беспокойство одерживает верх над забвением в виртуальной нереальности.
—Когда не один год был потрачен на игру, то накапливается масса проблем – неумение общаться, налаживать отношения с людьми, отсутствие каких-либо жизненных интересов — от этого рождается уныние, человек понимает, что очень много времени потратил впустую. Как быть?
— Я думаю, человек, подвергший себя такому безжалостному самоанализу, найдет в себе силы для разрешения своих проблем. Все, что ему остается сделать, это закрепиться в церковной жизни, которую он уже, судя по всему, начал.
Борьба с унынием, это ни что иное, как борьба за свое спасение, значит, вопрос по сути стоит о том, как спастись. Лучшее средство от уныния, от разочарования и от кризисов всех возрастов содержится только в системе правил духовной жизни, предлагаемой православной традицией. Доступная сейчас обширнейшая святоотеческая литература может раскрыть перед интересующимся стройный и красивый мир со многими путями и дорогами, сообразными с жизнью конкретного человека, каждая из которых ведет к вершине жизни — христианской святости.
И самое главное — по большому счету не принципиально, на что ты потратил прошедшие годы, главное, чтобы человек встал на путь духовной жизни и у него появилось, наверное, одно из самых важных христианских качеств — чувство ответственности за свои отношения с Богом. Это вовсе не означает, что такой человек уже никогда не будет унывать и грешить, но во всех этих ситуациях, он будет ясно понимать, что сбивается с выбранной дороги, и будет иметь стремление на нее вернуться. И если человек не оставит молитву, которая «подогревает» раскаяние и сожаление об отступлении, то хоть ползком, но постепенно все же выберется из кювета и пойдет дальше.
Мы помним, как в Евангелии сказано, что спасаются употребляющие усилие, поэтому надо во что бы то ни стало двигаться вперед, несмотря на начальные условия — сопротивление и плохое знание дороги.
— Может ли человек справиться с
описанными в письме проблемами самостоятельно или
все-таки ему лучше решать их совместно со священником
или психологом, например?
— Это основной вопрос во все времена — вопрос о том, где найти помощника, советчика и руководителя в духовной, да и не только, жизни. Для наших современников основным советчиком являются, конечно же, книги духовного содержания; если же удастся прилепиться к христианину, старающемуся жить духовной жизнью, то по нашим временам это большая удача. От самого человека требуется обязательно соблюдать следующие правила: ходить в храм, регулярно приступать к Таинствам исповеди и причастия, читать Евангелие и духовную литературу. Если именно так христианин подвизается, то со временем он обязательно найдет доброго советчика — священника-духовника или же, например, духовного друга. Если же человек вынужден обратиться за помощью к психиатру или психологу, то лучше, чтобы это был не просто хороший специалист, но и христианин, могущий цельно взглянуть на душевное состояние пациента, и действительно придерживаться принципа «не навреди».