Явился Иоанн, крестя в пустыне
и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.
И выходили к нему вся страна Иудейская и
Иерусалимляне,
и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи
свои.
(Мк. 1:4, 5)
Слово похвальное на зачатие св. Иоанна Предтечи. XVI в. РГБ |
Покаяние… Наверное, для новоначального христианина нет задачи более насущной — и более сложной. В системе ценностей секуляризованного мира такого понятия попросту нет: даже если речь заходит о раскаянии в совершенных проступках, а то и преступлениях, то чаще всего это — сожаление о содеянном, а иногда — не столько о самом содеянном, сколько о том, что совершенный проступок стал достоянием гласности. Между тем в церковном понимании слово покаяние, по-гречески «metanoia», дословно означает «перемена ума», «перемена образа мыслей».
Евангелие арпакос 1693 г. БАН |
Прозвучавший два тысячелетия назад в пустыне Иудейской, а затем и на берегах Иордана призыв Иоанна Предтечи покаяться, ибо приблизилось царство небесное (Мф. 3:1–2), звучит и сегодня и означает призыв к перемене всего внутреннего состояния человека, призыв к совершенно новому образу жизни, к обновленному восприятию себя и окружающего мира, к перемене и преображению души и сердца, чувств и мыслей (митрополит Амфилохий Радович). К этому преображению, шаг за шагом возводя по лествице Великого поста, наставляет Церковь своих чад. За три недели до начала Великого поста начинают звучать дивные тропари великопостные:
«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче! Утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко Щедр, очисти благоутробною Твоею милостию.
На спасения стези настави мя, Богородице! Студными бо окалях душу грехми, и в лености все житие мое иждих; но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.
Евангелие учительное. XVI в. РГБ |
Преподобный Исаак Сирин называл покаяние отверстой дверью, которой входят в Божью милость усердно ищущие ее. Первое евангельское чтение подготовительных к Великому посту недель, в Неделю о мытаре и фарисее, напоминает об одном из важнейших условий покаяния — о смирении: всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18:14). Представляет интерес миниатюра к этой притче рукописного Евангелия учительного XVI в. из собрания Российской государственной библиотеки (РГБ. Ф. 90. № 80). Смиренно склонившийся, бьющий себя в сокрушении сердечном в грудь мытарь изображен в пурпурных одеждах, с нимбом — так художник показал, что мытарь получил большее, нежели фарисей, оправдание. «Притчами вводяй вся Христос к жития исправлению, мытаря возвышает от смирения» (канон в Неделю о мытаре, песнь 1).
Евангелие учительное |
В рукописном Евангелии рубежа XVI—XVII вв. (РГБ. Ф. 178. № 9500) есть миниатюра, иллюстрирующая предыдущее евангельское зачало; оно читается в среду 26-й седмицы по Пятидесятнице, но имеет прямое отношение к покаянию: это причта о заблудшей овце: Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк. 15:7). На миниатюре изображено стадо из девяноста девяти незаблудших и пастырь, несущий на раменах обретенную заблудшую овцу.
Евангелие. XVI—XVII вв. РГБ |
Евангелие арпакос. 1693 г. |
Миниатюра учительного Евангелия повторяет классическую композицию Страшного Суда, о которой некогда писал в своих «Очерках о русской иконе» князь Евгений Трубецкой: здесь «человеческая совесть иконописца стремится угадать Божий Суд не о каком-либо частном явлении, а о человечестве, как целом, более того — о всем мире. Те образы, которыми он олицетворяет этот Суд, превосходят глубиной и мощью самые вещие из человеческих слов».
На миниатюре представлен Христос — Судия мира, предстоящие Ему с ходатайством за род человеческий Богоматерь и Предтеча. У ног Крестителя и Пречистой Девы — коленопреклоненные прародители. Одесную и ошуюю Престола Божия сидят двенадцать апостолов; за ними — Воинство небесное. Регистром ниже расположены идущие на Суд народы: по правую руку Спасителя — «десную часть спасаемых улучившие» святые и праведники, а по левую руку — грешники, которым предстоит еще Суд.
Евангелие. XVI—XVII вв. |
Суздаль, XVII в. |
Если Адам был «женскими глаголами прельщен», то Священное Писание дает нам образ и того, как усердствующие в покаянии жены не только сподоблялись личного спасения, но и других к покаянию обращали. Пример тому — самармярянка, беседовавшая у колодца Иаковля со Спасителем: И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала (Ин. 4:39). Изображения этой встрече нередки — их можно найти и в книжной миниатюре, и в иконописи, и в храмовой росписи. Если на миниатюре учительного Евангелия изображено самое начало беседы Господа с самарянкой, то на суздальской иконе конца XVI в. композиция включает еще и апостолов, и соплеменников самарянки: И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову (Ин. 4:39–41).
Евангелие арпакос |
Как говорил Преподобный Исаия, если бы не было покаяния, то не было бы спасающихся. И вот тот рецепт, который дает нам для этого Церковь: «Господни разумевши заповеди, тако поживем: алчущия напитаим, жаждущия напоим, нагия оболчем, странныя введем, болящия и темнице сущия посетим; да речет и к нам Хотяй судити всей земли: придите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие!» (стихира на литии в Неделю о Страшном Суде).
Как видим, в дни подготовки к Святой Четыредесятнице призыв к покаянию не только звучит в богослужебных текстах, он предстает и в зримых образах — в книжной миниатюре, иконах и храмовой росписи. Церковь использует для этого все возможные средства, и об этом Сам Господь говорит: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3:20).