Русские на Балканах в Первую мировую войну

Беседа с историком Г.И. Шевцовой

В марте 2010 года по благословению епископа Женевского и Западно-Европейского Михаила (Русская Православная Церковь за границей) вышла в свет уникальная книга кандидата исторических наук Г.И. Шевцовой «Россия и Сербия: Из истории российско-сербских отношений в годы Первой мировой войны (гуманитарный аспект)».

Эта монография особенно актуальна сегодня, когда наше поколение оказалось в долгу перед памятью о Первой мировой войне – современники воспринимали ее как Великую. Мы почти забыли не только эту войну, но стойкость и героизм солдат и всех, кто сражался за Родину. В последнее время стали появляться работы, восстанавливающие историческую справедливость, в том числе о помощи России сербскому народу, претерпевшему немало бедствий, как в балканские войны, так и в Первую мировую войну.

В интервью сайту «Православие.Ru» автор рассказала о работе над книгой, о Российском обществе Красного Креста, о священниках, врачах, медседстрах – о людях, кто оказывал помощь больным и раненым воинам, мирному сербскому населению в годы Первой мировой войны.

***

– Как родилась идея создания книги?

– Интерес к российско-сербским гуманитарным связям зародился как интерес к Сербии, ее истории и культуре. Первая моя встреча с этой страной показала, как мало мы сейчас знаем о деятельности русских людей, которые своим трудом умножали славу и авторитет России на Балканах, и чьи имена незаслуженно забыты. До обидного мало знают об этом порой и сербы. Мне показалось, что за многими красивыми фразами о помощи и взаимовыручке часто стоит незнание фактического материала. Особенно, если речь идет о событиях Первой мировой.

Конечно, такому положению есть объяснение. У нас в советское время эта тема была практически табуирована. Политическая система, сложившаяся после Второй мировой войны в Югославии, тоже не способствовала развитию «русской темы» в югославской историографии.

К тому же, как ни странно, в отличие от своих английских, американских, французских коллег, русские сестры милосердия и врачи почти не оставили письменных свидетельств о своем пребывании в Сербии во время Первой мировой войны.

Лишь в мемуарах российских дипломатов Г.Н. Трубецкого и В.Н. Штрандмана мы встречаем подобные сведения. Для широкой публики эти работы труднодоступны. Именно это и побудило меня начать работу над книгой.

– Почему для исследования была выбрана тема помощи России братскому сербскому народу в Первую мировую войну, в тяжелое время как для Сербии, так и для России?

– Полагаю, что было несколько причин. Во-первых, этот период отличался большим напряжением сил всех участников, коренным образом изменил судьбы многих народов. Меня, в первую очередь, интересовал вопрос, почему, несмотря на усугубляющуюся ситуацию внутри страны, Россия продолжала оказывать помощь Сербии, а также, кем были инициаторы и организаторы этой помощи.

Во-вторых, мне показалось важным отметить, что гуманитарная деятельность на Балканах стала продолжением российских традиций благотворительности с учетом местных условий и особенностей. Выбор форм и направлений деятельности диктовался текущей ситуацией в Сербии.

Правда, ответить на эти вопросы мне удалось пока только частично. В ходе работы стало ясно, что первостепенная задача – восстановление реальных событий, их последовательности, определение конкретных результатов русского присутствия в Сербии.

Книга, собственно, посвящена практической деятельности Российской империи, общественных организаций и частных лиц по оказанию помощи населению братской единоверной страны. Собранные материалы свидетельствуют, что Россия старалась облегчить участь различных слоев населения не только в тяжелые военные годы, но и во время коротких передышек, продолжая финансирование уже открытых благотворительных учреждений, а также откликаясь на единовременные просьбы сербского правительства. А еще эта книга о людях, убежденных в том, что оказывать помощь в первую очередь следует там, где тяжелее всего.

– Россия практически сразу откликнулась на весть об объявлении Австрией войны сербам…

– С первых дней войны в российской прессе, особенно московской, стали помещаться объявления о сборе средств, медикаментов, одежды и белья для сербского населения. Главными инициаторами сбора помощи стал Московский славянский комитет и Сербское подворье в Москве, Петроградское славянское благотворительное общество. Кроме того, Славянское благотворительное общество и вдова российского посланника в Сербии А.П. Гартвиг независимо друг от друга, учитывая опыт балканских войн, спешно начали сбор средств на организацию санитарных отрядов в Сербию и Черногорию.

Позже была налажена продовольственная помощь, помощь населению разоренных войной областей, открыты русские благотворительные учреждения в Нише и Белграде, оказана поддержка госпиталям и т.д.

Большую роль в организации гуманитарной помощи, кроме различных славянских организаций, сыграло Российское общество Красного Креста (РОКК), императорский дом. Без их деятельной поддержки столь масштабная помощь была бы невозможна.

– Как тогда сербы встречали русские гуманитарные миссии?

– Большинство отрядов прибывали в разгар военных действий, поэтому на торжественные встречи особенно рассчитывать не приходилось. Что касается отряда княгини Трубецкой, прибывшего в феврале 1915 года, в разгар эпидемии тифа, то в воспоминаниях ее мужа Г.Н. Трубецкого приводится свидетельство, что на всем пути следования этого санитарного отряда из Москвы через Румынию и Болгарию, медицинский персонал встречал самое полное внимание и сочувствие. На вокзале в Нише отряд встретил премьер-министр Никола Пашич и другие высокопоставленные лица.

– Принимали ли участие в деле оказания помощи Сербии представители Церкви? Служили ли они при лазаретах в Сербии?

– Да, принимали. В начале войны Русский монастырь на Афоне предложил выслать в Россию санитарный отряд из числа их монахов. РОКК предложил отправить этот отряд в Сербию. В октябре 1914 года 18 афонских монахов во главе с иеромонахом Епифанием, посланных Братством русских обителей в качестве санитаров, отбыли к месту назначения. Одной из главных задач этого отряда стало устройство русской православной церкви в Нише. Она была освящена в Великий пост при Московском лазарете (отряд княгини Трубецкой).

О деятельности отряда афонских монахов известно немного. В основном, они были рассредоточены по госпиталям Ниша. Г.Н. Трубецкой оставил нам свидетельство об отце Дорофее, которого он называл «святым человеком» за необыкновенно кроткий и смиренный характер. Российский посланник заметил, что отец Дорофей всегда искал самую тяжелую и черную работу: например, обмывал перед захоронением умерших от сыпного тифа. Помимо этого, следует упомянуть, что в монастыре Высокие Дечаны, где в тот момент находились русские монахи, был организован фельдшерский пункт. Насельники монастыря помогали местным жителям справиться с эпидемиями и болезнями, работая в качестве санитаров под руководством врача. Надеюсь, что со временем удастся найти больше фактического материала, освещающего эту, несомненно, героическую страницу нашей истории.

– Речь в книге идет, в частности, о санитарных отрядах, основными сотрудниками которых были женщины. Когда возникло понятие «сестра милосердия»?

– Женщины были, как правило, задействованы в качестве младшего и среднего медицинского персонала. Женщины-врачи в то время все еще были редкостью, хотя их становилось все больше. Что касается самого понятия «сестра милосердия»[1], то в России оно возникло вместе с первой общиной сестер милосердия, основанной в Санкт-Петербурге в 1844 году великой княжной Александрой Николаевной и принцессой Терезией Ольденбургской. С 1873 года община стала называться Свято-Троицкой.

В русской традиции, по данным Л.А. Карпычевой, словосочетание «сестра милосердия» приобрело оценочный характер с акцентом на душевность и сострадание. Простые люди стали называть сестер милосердия просто «сестрицами» или «милосердными сестрами». Заимствованное у католиков звание «сестры милосердия» в России стало названием женской медицинской профессии.

– Какова была жизнь сестры милосердия? Кем были эти женщины? Было ли это движение массовым?

– Служение в общинах сестер милосердия было одной из форм подвижничества. Движение сестер милосердия задумывалось и понималось как выражение высокой нравственности, самоотвержения и духовности.

Сестрами милосердия становились, как правило, женщины из низших слоев общества, стремившиеся получить профессию. Вступление в общину гарантировало им кусок хлеба и жилье. Этим женщинам зачастую ради профессии приходилось отказываться от семейной жизни и свободного времени. Тяжелый труд сестер практически не оплачивался. В большинстве общин сестры не имели права на пенсионное обеспечение по болезни и старости. К началу ХХ века движение сестер милосердия испытывало глубокий кризис, вот почему великая княгиня Елизавета Федоровна задумала устройство Марфо-Мариинской общины совсем на других началах. Но это тема для иного разговора.

– Г.Н. Трубецкой писал о санитарных отрядах, что в Сербию отправились представительницы лучших российских семей.

– Если быть точнее, то Трубецкой отмечал, что «среди сестер были премилые молодые девушки. Некоторые из них принадлежали известным и уважаемым в Москве семьям. Это были сестры Марианна Горяйнова и София Горбова».

К сожалению, практически ничего не известно о первой из них – сестре милосердия Иверской общины, назначенной старшей сестрой санитарного отряда княгини Трубецкой. Что касается Софии Николаевны Горбовой (1891, Москва – 22 декабря 1982, Франция, похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа), то она происходила из семьи известных московских благотворителей и меценатов. В 1914 году С.Н. Горбова вступила в РОКК и была зачислена в отряд княгини Трубецкой. В 1920 году через Константинополь вместе с семьей эмигрировала в Германию, затем во Францию. София Николаевна более 30 лет руководила секретариатом епархиального управления Русской Зарубежной Церкви.

Надеюсь, что со временем мне удастся найти биографические данные всех участников этих событий.

– Ваша книга, основанная на архивном материале, стала «пионером» в исследовании столь важного вопроса, как оказание гуманитарной помощи Сербии в годы Первой мировой войны. Планируете ли вы продолжение? О ком или о чем хотелось бы еще поведать читателю?

– Да, я сейчас работаю над продолжением книги. Основной темой станет гуманитарная помощь сербскому народу в 1916–1917 годы. Надеюсь, что мне удастся показать, что, несмотря на собственные трудности, нараставшие в ходе войны, российское государство и общественность продолжали оказывать действенную помощь братскому народу.

С Галиной Шевцовой беседовала Анна Травкина

25 августа 2010 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Союзники России по Антанте и их участие в ее катастрофе Союзники России по Антанте и их участие в ее катастрофе
Протоиерей Владислав Цыпин
Союзники России по Антанте и их участие в ее катастрофе Союзники России по Антанте и их участие в ее катастрофе
Протоиерей Владислав Цыпин
Известно, с каким ликованием была воспринята не только в республиканском Париже, но и в монархическом Лондоне весть об отречении императора Николая II. Причем в Лондоне радовались не меньше, чем в Париже, если не больше. Почему?
В столице прошел крестный ход памяти героев Первой мировой войны В столице прошел крестный ход памяти героев Первой мировой войны В столице прошел крестный ход памяти героев Первой мировой войны В столице прошел крестный ход памяти героев Первой мировой войны
В Москве отметили 100-летие памятника славы и скорби, созданного великой княгиней Елизаветой Федоровной Романовой, - Братского кладбища воинов Первой мировой войны.
В Москве откроется выставка к 150-летию прпмц. Елизаветы Федоровны В Москве откроется выставка к 150-летию прпмц. Елизаветы Федоровны В Москве откроется выставка к 150-летию прпмц. Елизаветы Федоровны В Москве откроется выставка к 150-летию прпмц. Елизаветы Федоровны
В праздник Покрова Божией Матери в Марфо-Мариинской обители откроется выставка, посвященная 150-летию со дня рождения великой княгини Елизаветы Феодоровны.
В Мадриде почтили память героев Первой Мировой Войны В Мадриде почтили память героев Первой Мировой Войны
В Мадриде 14 сентября 2014 года была совершена панихида на могиле Всеволода Марченко, русского летчика и героя Первой Мировой Войны
Молебен перед иконой Божией Матери Молебен перед иконой Божией Матери "Августовская Победа" отслужили в Петербурге Молебен перед иконой Божией Матери Молебен перед иконой Божией Матери "Августовская Победа" отслужили в Петербурге
Место для молебна - Дворцовая площадь - было выбрано не случайно: в Зимнем дворце в Первую мировую войну располагался лазарет.
В Каннах почтили память воинов Первой мировой войны В Каннах почтили память воинов Первой мировой войны В Каннах почтили память воинов Первой мировой войны В Каннах впервые совершили литию по воинам Первой мировой войны
23 августа была впервые совершена заупокойная лития на братской могиле русских вождей и воинов, погибших на юге Франции и погребенных на кладбище «Гран Жаз».
Памятник воинам Первой мировой открыли в Петербурге Памятник воинам Первой мировой открыли в Петербурге Памятник воинам Первой мировой открыли в Петербурге Памятник воинам Первой мировой открыли в Петербурге
На Левашовском мемориальном кладбище 10 августа состоялась церемония открытия памятника в честь участников Первой мировой войны, расстрелянных в годы террора и репрессий.
В Австралии совершена всеправославная Божественная литургия В Австралии совершена всеправославная Божественная литургия В Австралии совершена всеправославная Божественная литургия В Австралии совершена всеправославная Божественная литургия
Впервые по благословению ассамблеи канонических архиереев Австралии и Океании состоялась совместная заупокойная Божественная литургия с поминовением павших православных воинов в годы Первой мировой войны.
Памятный крест русским героям первой мировой установлен в Петербурге Памятный крест русским героям первой мировой установлен в Петербурге Памятный крест русским героям первой мировой установлен в Петербурге Памятный крест русским героям первой мировой установлен в Петербурге
"Открывая этот памятник, мы восстанавливаем историческую справедливость и отдаем дань уважения русским солдатам и офицерам, которые, не щадя жизни, защищали Отечество", - сказал врио губернатора Петербурга Георгий Полтавченко на церемонии открытия.
Комментарии
Марианна 8 мая 2013, 20:23
Здравствуйте! Как можно связаться с Галиной Шевцовой?
У меня есть перевод стихо "Дарья Александровна"(Милосав Јелић)

С уважением,
Мариана Бор-Паздникова ( marianna.is@yandex.ru)
Марина 7 декабря 2012, 20:01
В Сербии совсем не давно начел с работой интернет портал www/srbin.info.rs на котором очень много полезного из истории Русско-Сербских отношении как современных так и исторических фактов. Мой вопрос когда книга вдеты и где её можно купить и планируется её перевод на Сербски а то било бы очень полезно народу в Сербии читать он нашей дружбе???
Владимир 1 июня 2012, 15:38
Беседа автора с Г.Шевцовой мне очень понравилась. Тема гуманитарной помощи русского народа братским народам Балкан важна для современников. Многие годы об этом ничего не сообщалось в СМИ; не выпускались фильмы; не затрагивали темы высокопоставленными чиновниками. Посоветовал бы Анне Травкиной разослать свой материал в десятки солидных журналов.
Ведь в каких трудных условиях работали люди: война, болезни, голод, постоянные опасности - а они творили добро.
О таких Людях нужно рассказывать в школах, вузах, училищах. Пусть учатся и берут пример у наших предков.
Владимир, член НСЖУ.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×