Архимандрит Феофилакт (Георгиадис) |
- Родом я из Греции. Родился в простой, ничем не выдающейся семье. Окончил Духовную семинарию, после чего сразу попал служить в Иерусалим, при Патриархии. Принял монашество, затем стал дьяконом, священником. И вот тогда впервые попал в Россию: в 1979 году поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию. Учился пять лет, с 1984 года снова в Иерусалиме, Вифлееме.
Через пять лет, когда возобновилась в России деятельность Иерусалимского подворья, меня направили сюда. Уже пятнадцать лет я являюсь настоятелем храма Воскресения Словущего, представителем Иерусалимской Православной Церкви при Патриархе Русской Православной Церкви.
- Отец Феофилакт, что происходит с выборами Патриарха? Почему они так затянулись?
- По Уставу Иерусалимской Православной Церкви после смерти Патриарха Священный Синод выбирает Местоблюстителя, который обязан после прошествия сорока дней подготовить выборы Патриарха.
- Но ведь прошло уже более полугода, а вопрос все стоит на месте?
- Совершенно верно. Местоблюститель митрополит Корнилий сделал все от него зависящее, чтобы выборы прошли. Собравшийся Священный Синод избрал пятнадцать кандидатов на должность Патриарха. По Уставу список избранных для дальнейшей выборной процедуры должны утвердить три государства: Иордания, Палестина и Израиль. Первые два уже дали свое согласие на то, чтобы указанные в списке люди были допущены к участию в выборах, однако Израиль вычеркнул целый ряд имен.
- Насколько известно, Израиль не утвердил, в частности, кандидатуры митрополита Иринея, набравшего наибольшее количество голосов на предварительном этапе выборов (восемь), и митрополита Тимофея, набравшего семь голосов. Чем объясняет Израиль свою позицию?
- Фактически он ее и не объясняет. Единственное, что сказано, - это то, что избрание отвергнутых кандидатов противоречит интересам безопасности государства Израиль.
- Похоже, что Израиль пошел по пути США, у которых одно объяснение на все случаи жизни: это может противоречить национальным интересам США. Каковы же позиции отвергнутых кандидатов в отношении сохранения status quo в Иерусалимской Православной Церкви?
- В случае избрания Патриархом Иерусалимской Православной Церкви митрополита Иринея или митрополита Тимофея в ней мало бы что изменилось. У обоих, так сказать, «низкий тон».
- Это значит, что в случае выборов иного кандидата позиция Иерусалимской Православной Церкви в отношении экуменического диалога с иными Церквами может измениться?
- Сейчас этого нельзя сказать наверняка, так как ни один из оставшихся в списке кандидатов не декларировал свою позицию официально, однако весь ход событий, а также вся предшествующая деятельность некоторых кандидатов, которых сейчас нет смысла называть по имени, говорят о том, что в случае их избрания на должность Иерусалимского Патриарха, экуменический дилог может активизироваться.
- На сегодняшний день получается, что Израиль отверг*
именно тех кандидатов на Патриарший престол, которые пользуются наибольшим уважением в Иерусалимской Православной Церкви, фактически направляя события к дальнейшему развитию экуменического движения. Церковь может либо принять израильские условия, либо отвергнуть их. Но каким образом? Что происходит сейчас?
- В настоящее время возникла пауза. Иерусалимская Православная Церковь обдумывает свой следующий шаг.
- А как восприняли люди, что Благодатный Огонь был в этом году принят не Патриархом, а другим архиереем, митрополитом Корнилием?
- Здесь нет никакой проблемы, поэтому и восприняли спокойно. И раньше бывало, что Благодатный Огонь воспринимал не Патриарх, а заменяющий его архиерей.
- Не так давно Москву посетил глава Элладской Православной Церкви Христодул. Как складываются сейчас отношения между Русской, Элладской и Иерусалимской Церквями?
- Отношения эти в настоящее время беспроблемные, ясные, стабильные. Отношениям между Элладской и Русской Церквями ничто не угрожает. А вот как сложатся в дальнейшем их отношения с Иерусалимской Церковью, будет во многом зависеть от исхода выборов Патриарха в последней.
- Отец Феофилакт, к сожалению, в России очень немногие знают, что представляет собой сегодня Иерусалимская Православная Церковь. Расскажите о самом главном.
- Иерусалимская Церковь объединяет православных двух государств: Израиля и Иордании. Всего в ней около 200 тысяч прихожан. В Иордании – 37 приходов и один женский монастырь. В самом Израиле 17 приходов, еще 11 – в Палестине. И 24 монастыря, из них 19 маленьких монастырей существуют в самом Иерусалиме – в Старом Городе. Особенно стоит отметить монастыри в пустыне: св. Саввы Освященного, Георгия Хозевита и монастырь Искушения Господня.
И в Иордании, и в Израиле есть православные школы, гимназии, лицеи. В одних только деревнях 22 начальных школы. Есть Патриаршая школа в городе Акаба.
У Иерусалимской Патриархии есть свое издательство, самое древнее в Палестине - оно основано в 1853 г. Издаются журналы: «Новый Сион», «Голос Господень», «Голос Иерусалима». Основные места поклонения: Храм Воскресения Господня, Вифлеем, Гефсимания, Назарет, - словом, все места, связанные с именем Иисуса Христа и так хорошо известные православным по Евангелию.
- Отец Феофилакт, а лично Вы ощущаете какие-нибудь различия между православными в Греции и в России?
- Практически не ощущаю. Греки и русские исторически
укоренены в Православии как очень близкие по духу.