Афины, 1 сентября 2003 г.
Священный Синод Элладской Православной Церкви получил Патриаршее послание от 28 июля 2003 года, в котором содержится запрос о предоставлении на утверждение Константинопольскому Патриарху каталога с именами кандидатов на замещение вакантных архиерейских кафедр в Греции. В первую очередь, это касается Фессалоникийской кафедры, вакантной после смерти митрополита Пантелеимона. По завершении обсуждения постоянные члены Священного Синода единогласно постановили следующее.
Подчеркивая, что «уважение Элладской Церкви к Константинопольскому Патриархату является постоянным и непоколебимым», Священный Синод, получив вышеуказанное послание Константинопольского Патриарха, «вынужден прервать свое молчание и объяснить в простых словах греческому народу и с искренней любовью к Константинопольскому Патриархату, что 5-й пункт 75 лет тому назад изданного Патриаршего постановления 1928 года, в котором от Элладской Церкви требовалось представлять Каталог кандидатов для избрания в архиерейский чин, был, по общему согласию обеих Церквей, изменен уже в августе 1929 года. Константинопольский Патриархат тогда отнесся с полным пониманием к основным возражениям иерархов Элладской Церкви относительно постановления, поскольку в нем не были приняты во внимание законы Греции, а также потому, что указанная практика существенным образом ущемляла автокефалию нашей Церкви».
Вследствие этого вышеупомянутое постановление было отменено. Устав же Элладской Церкви никогда не содержал такого правила. Такая же практика во взаимоотношениях обеих Церквей существовала во время патриаршества патриархов Константинопольских Афинагора и Димитрия, с тем лишь исключением, что за Патриархией сохранялось право предлагать, только через архиепископа Афинского, на рассмотрение Священному Синоду имена своих кандидатов. Однако это не означало обязательного их принятия в качестве кандидатов или допущения их для участия в выборах. Такая практика существует и поныне.
Кроме этого, Государственный совет Греции, объясняя Конституцию Греции, пленарным своим решением подтвердил, что Элладская Церковь не обязана представлять Каталог Константинопольскому Патриархату для утверждения.
«Ввиду всего вышеизложенного, Священный Синод принял решение не посылать столь внезапно затребованный Каталог для утверждения, поскольку сформировавшаяся беспрерывная 75-летняя практика это допускает, и вышеизложенные юридические рамки это разрешают. Однако, превышая, из братской любви, свои права, наша Церковь приняла решение послать Константинопольскому Патриархату одобренный ее Священным Синодом Каталог с именами кандидатов на замещение вакантных архиерейских кафедр – естественно, не для утверждения, но для простого уведомления».
«Вместе с тем, Элладская Церковь с братским расположением и искренним уважением приняла решение послать подробное объяснительное послание Константинопольскому Патриархату, в котором представляет объяснение возникшего вопроса», - говорится в постановлении Синода.
Элладская Церковь также заявляет, что ее «отношения с почтенным Константинопольским Патриархатом являются отношениями взаимной любви, искреннего понимания, равноправного сотрудничества и мирного решения всякого рода проблем, как старых, так и новых».